Продажа программного обеспечения 2021
Подборка наиболее важных документов по запросу Продажа программного обеспечения 2021 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры о защите интеллектуальных прав: Правообладатель хочет запретить использование программы для ЭВМ
(КонсультантПлюс, 2025)Организация незаконно предлагает к продаже и продает экземпляры программы для ЭВМ Правообладателя
(КонсультантПлюс, 2025)Организация незаконно предлагает к продаже и продает экземпляры программы для ЭВМ Правообладателя
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Поставка оборудования с программным обеспечением
(КонсультантПлюс, 2025)Поставленное медицинское оборудование без русифицированного программного обеспечения не признается товаром ненадлежащего качества, если наличие такого обеспечения сторонами не согласовывалось
(КонсультантПлюс, 2025)Поставленное медицинское оборудование без русифицированного программного обеспечения не признается товаром ненадлежащего качества, если наличие такого обеспечения сторонами не согласовывалось
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Карма "фактического" плательщика, или ВТБ заплатит НДС (экономические уроки судебного спора)
(Хаванова И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)Казалось, предусмотрено было все... Да не все. До наступления второго лицензионного года был принят Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ, изменивший правила налогообложения: с 1 января 2021 г. при реализации прав на программы для ЭВМ, не включенные в единый Реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, освобождение от уплаты НДС не предоставляется. Программное обеспечение Microsoft не включено в реестр, и банк получил от контрагента документы об оплате вознаграждения, увеличенного на сумму НДС по ставке 20%.
(Хаванова И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)Казалось, предусмотрено было все... Да не все. До наступления второго лицензионного года был принят Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ, изменивший правила налогообложения: с 1 января 2021 г. при реализации прав на программы для ЭВМ, не включенные в единый Реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, освобождение от уплаты НДС не предоставляется. Программное обеспечение Microsoft не включено в реестр, и банк получил от контрагента документы об оплате вознаграждения, увеличенного на сумму НДС по ставке 20%.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)Таким образом, с 01.01.2021 условием для освобождения от НДС реализации прав на использование программ для ЭВМ по лицензионному договору является включение их в Единый реестр российских программ для ЭВМ.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)Таким образом, с 01.01.2021 условием для освобождения от НДС реализации прав на использование программ для ЭВМ по лицензионному договору является включение их в Единый реестр российских программ для ЭВМ.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.11.2025 N 41-П
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой публичного акционерного общества "Банк ВТБ"По мнению Банка ВТБ, оспариваемые законоположения в их взаимосвязи и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 4 (часть 2), 5, 8, 10, 11, 15 (части 1 и 2), 19 (часть 1), 34, 35 (части 1 и 2), 55 (часть 3), 57, 75.1, 104 (часть 3) и 105 (часть 1), в той мере, в какой они предполагают, что отмена освобождения от обложения НДС операций по реализации исключительных прав на иностранное программное обеспечение влечет увеличение с 1 января 2021 года цены ранее заключенного договора на сумму НДС в отсутствие согласия покупателя, не принимающего НДС к вычету.
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой публичного акционерного общества "Банк ВТБ"По мнению Банка ВТБ, оспариваемые законоположения в их взаимосвязи и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 4 (часть 2), 5, 8, 10, 11, 15 (части 1 и 2), 19 (часть 1), 34, 35 (части 1 и 2), 55 (часть 3), 57, 75.1, 104 (часть 3) и 105 (часть 1), в той мере, в какой они предполагают, что отмена освобождения от обложения НДС операций по реализации исключительных прав на иностранное программное обеспечение влечет увеличение с 1 января 2021 года цены ранее заключенного договора на сумму НДС в отсутствие согласия покупателя, не принимающего НДС к вычету.
<Письмо> ФНС России от 29.07.2024 N БВ-4-7/8573@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2024 года по вопросам налогообложения>Однако до наступления второго лицензионного года использования программного обеспечения принят Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", изменивший порядок уплаты НДС по сделкам реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных - с 01.01.2021 при реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, не включенные в единый Реестр российских программ, освобождение от уплаты НДС по данным сделкам не предусмотрено.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2024 года по вопросам налогообложения>Однако до наступления второго лицензионного года использования программного обеспечения принят Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", изменивший порядок уплаты НДС по сделкам реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных - с 01.01.2021 при реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, не включенные в единый Реестр российских программ, освобождение от уплаты НДС по данным сделкам не предусмотрено.
Статья: Эволюция законодательства об административной ответственности за нарушение прав потребителей
(Чагина Е.М., Лубянникова А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)Федеральным законом от 24.03.2021 N 54-ФЗ в ст. 14.8 КоАП РФ была введена ч. 6, которой была установлена ответственность за продажу отдельных видов технически сложных товаров с предустановленными программами для ЭВМ с нарушением установленного законом требования об обеспечении возможности использования отдельных видов технически сложных товаров с предустановленными программами для ЭВМ, странами происхождения которых являются РФ или другие страны - члены ЕАЭС. Данное изменение имело целью на обеспечение соблюдения требований п. 4.1 ст. 4 Закона N 2300-1, который был введен в 2019 г. и имел конечной целью защиту интересов российских компаний - разработчиков программного обеспечения и противодействие злоупотреблениям со стороны крупных иностранных корпораций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. В сущности, указанные изменения закона были призваны предоставить отечественным компаниям правовые механизмы продвижения своих программ и сервисов для российских пользователей.
(Чагина Е.М., Лубянникова А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)Федеральным законом от 24.03.2021 N 54-ФЗ в ст. 14.8 КоАП РФ была введена ч. 6, которой была установлена ответственность за продажу отдельных видов технически сложных товаров с предустановленными программами для ЭВМ с нарушением установленного законом требования об обеспечении возможности использования отдельных видов технически сложных товаров с предустановленными программами для ЭВМ, странами происхождения которых являются РФ или другие страны - члены ЕАЭС. Данное изменение имело целью на обеспечение соблюдения требований п. 4.1 ст. 4 Закона N 2300-1, который был введен в 2019 г. и имел конечной целью защиту интересов российских компаний - разработчиков программного обеспечения и противодействие злоупотреблениям со стороны крупных иностранных корпораций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. В сущности, указанные изменения закона были призваны предоставить отечественным компаниям правовые механизмы продвижения своих программ и сервисов для российских пользователей.
Статья: Особенности охраны произведений в условиях цифровой экономики
(Цитович Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 4)Наиболее часто с открытыми лицензиями пользователи встречаются в цифровой среде. По мнению Ф.Б. Леонарда <7>, открытые лицензии имеют признанную эффективность в вопросах коммерциализации интеллектуальной собственности. Цифровая экономика и развитие электронной коммерции в целом сделали возможным для открытых лицензий выйти из тени и раскрыть свой коммерческий потенциал во всей полноте. Среди актуальных способов максимизации прибыли от использования открытых лицензий можно выделить продажу экземпляров программ для ЭВМ, переработку и дальнейшую реализацию программ.
(Цитович Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 4)Наиболее часто с открытыми лицензиями пользователи встречаются в цифровой среде. По мнению Ф.Б. Леонарда <7>, открытые лицензии имеют признанную эффективность в вопросах коммерциализации интеллектуальной собственности. Цифровая экономика и развитие электронной коммерции в целом сделали возможным для открытых лицензий выйти из тени и раскрыть свой коммерческий потенциал во всей полноте. Среди актуальных способов максимизации прибыли от использования открытых лицензий можно выделить продажу экземпляров программ для ЭВМ, переработку и дальнейшую реализацию программ.
Готовое решение: Меры налоговой поддержки для IT-компаний
(КонсультантПлюс, 2025)В реестр российского ПО может быть включен как единый программный комплекс, состоящий из совокупности взаимосвязанных модулей (программных блоков), так и его модули, если они могут реализовываться отдельно как самостоятельные программные продукты и при условии их соответствия остальным требованиям включения в реестр (Письма Минфина России от 24.07.2025 N 03-07-07/71770, от 03.02.2021 N 03-07-07/6775).
(КонсультантПлюс, 2025)В реестр российского ПО может быть включен как единый программный комплекс, состоящий из совокупности взаимосвязанных модулей (программных блоков), так и его модули, если они могут реализовываться отдельно как самостоятельные программные продукты и при условии их соответствия остальным требованиям включения в реестр (Письма Минфина России от 24.07.2025 N 03-07-07/71770, от 03.02.2021 N 03-07-07/6775).
Статья: Меры налоговой политики, стимулирующие налогоплательщиков: двойное дно глазами бизнеса
(Катулевская Л.С., Казенникова В.П., Бордовский С.В.)
("Финансы", 2023, N 5)Например, при реализации SaaS-решений (Software as a Service - "облачное" ПО) стоп-фактором уже длительное время остается неоднозначность применения к таким решениям освобождения от НДС. Налоговое законодательство предусматривает применение освобождения от НДС только при реализации исключительных прав на ПО или прав использования ПО при условии включения ПО в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр) с определенными ограничениями. С 2021 г. законодатель дополнил льготу возможностью ее применения при передаче прав на использование ПО путем удаленного доступа. Тем не менее обновленная редакция не смогла устранить неопределенность в отношении освобождения от НДС SaaS-решений, так как с юридической точки зрения доступ является услугой и не может быть квалифицирован как сделка с правами.
(Катулевская Л.С., Казенникова В.П., Бордовский С.В.)
("Финансы", 2023, N 5)Например, при реализации SaaS-решений (Software as a Service - "облачное" ПО) стоп-фактором уже длительное время остается неоднозначность применения к таким решениям освобождения от НДС. Налоговое законодательство предусматривает применение освобождения от НДС только при реализации исключительных прав на ПО или прав использования ПО при условии включения ПО в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр) с определенными ограничениями. С 2021 г. законодатель дополнил льготу возможностью ее применения при передаче прав на использование ПО путем удаленного доступа. Тем не менее обновленная редакция не смогла устранить неопределенность в отношении освобождения от НДС SaaS-решений, так как с юридической точки зрения доступ является услугой и не может быть квалифицирован как сделка с правами.
Готовое решение: НДС при передаче неисключительных прав по лицензионному договору
(КонсультантПлюс, 2025)права на функциональные модули к программному обеспечению, которые реализуются как самостоятельные программные продукты и включены в единый реестр. Это следует из Писем Минфина России от 24.07.2025 N 03-07-07/71770, от 03.02.2021 N 03-07-07/6775;
(КонсультантПлюс, 2025)права на функциональные модули к программному обеспечению, которые реализуются как самостоятельные программные продукты и включены в единый реестр. Это следует из Писем Минфина России от 24.07.2025 N 03-07-07/71770, от 03.02.2021 N 03-07-07/6775;
Статья: Электронное правосудие в условиях цифровой экономики в России и зарубежных странах: новации и перспективы развития законодательства
(Фоков А.П.)
("Мировой судья", 2021, N 12)В 2021 г. значительно возросло количество судебных дел, связанных с защитой прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет или программы для электронных вычислительных машин.
(Фоков А.П.)
("Мировой судья", 2021, N 12)В 2021 г. значительно возросло количество судебных дел, связанных с защитой прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет или программы для электронных вычислительных машин.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)<56> Налоговое освобождение применяется в отношении операций по передаче прав на программы для ЭВМ и базы данных независимо от того, каким способом они передаются. При этом освобождение от НДС, предусмотренное подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, не применяется в отношении услуг по разработке программ ЭВМ (баз данных). Реализация таких услуг облагается НДС в общем порядке (письмо ФНС от 03.03.2021 N СД-4-3/2692@).
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)<56> Налоговое освобождение применяется в отношении операций по передаче прав на программы для ЭВМ и базы данных независимо от того, каким способом они передаются. При этом освобождение от НДС, предусмотренное подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, не применяется в отношении услуг по разработке программ ЭВМ (баз данных). Реализация таких услуг облагается НДС в общем порядке (письмо ФНС от 03.03.2021 N СД-4-3/2692@).
Путеводитель по сделкам. Лицензионный договор. Лицензиат (сублицензиат)Так, объект обложения НДС возникает в ситуации, когда лицензиар передает права на использование программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных и (или) единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения. Это касается и услуг по передаче таких прав, реализуемых по договорам, заключенным до 1 января 2021 г. и имеющим длящийся характер с переходом на 2021 г. и последующие годы. Налогообложение производится по ставке 20 процентов независимо от даты и условий заключения договоров на оказание этих услуг. Порядок применяется до момента включения программного обеспечения в названные реестры (см., например, Письма Минфина России от 08.02.2021 N 03-07-07/8020, от 20.11.2020 N 03-07-08/101332).