Продажа имущества сельхозпредприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Продажа имущества сельхозпредприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок продажи имущества должника
("Арбитражный управляющий", 2025, N 2)Реализация имущества сельскохозяйственных предприятий. Особый порядок реализации имущества сельскохозяйственных предприятий представляет собой определенную последовательность действий арбитражного управляющего, а также особый круг лиц, обладающих правом преимущественного приобретения собственности такой организации в случае банкротства.
("Арбитражный управляющий", 2025, N 2)Реализация имущества сельскохозяйственных предприятий. Особый порядок реализации имущества сельскохозяйственных предприятий представляет собой определенную последовательность действий арбитражного управляющего, а также особый круг лиц, обладающих правом преимущественного приобретения собственности такой организации в случае банкротства.
Статья: Продажа имущества несостоятельного должника на публичных торгах в процедурах несостоятельности (банкротства)
(Шишмарева Т.П.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 1)<16> См.: Егоров А.В. Преимущественные права при продаже имущества сельскохозяйственной организации в конкурсном производстве // Вестник ВАС РФ. 2008. N 10. С. 31 - 34.
(Шишмарева Т.П.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 1)<16> См.: Егоров А.В. Преимущественные права при продаже имущества сельскохозяйственной организации в конкурсном производстве // Вестник ВАС РФ. 2008. N 10. С. 31 - 34.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 179. Особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 179. Особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций
Постановление Правительства РФ от 02.11.1995 N 1081
"Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций"7. Продажа имущества (активов) сельскохозяйственной организации осуществляется с учетом особенностей, установленных земельным законодательством.
"Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций"7. Продажа имущества (активов) сельскохозяйственной организации осуществляется с учетом особенностей, установленных земельным законодательством.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Стоит подчеркнуть, что свобода создания и ликвидации юридических лиц, свобода движения капитала и иные свободы экономической деятельности не могут быть абсолютными, особенно в контексте концепции устойчивого развития. Безусловно, данный тезис получает свое развитие в позитивном праве. Например, учет экономических характеристик (показателей) юридических лиц в связи с прекращением их деятельности наглядно прослеживается в Законе о несостоятельности (банкротстве) (гл. 9) <1>, где предусмотрены особые правовые режимы банкротства отдельных категорий юридических лиц (градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, застройщиков). В отношении данных категорий должников предусматриваются "специальные нормы" относительно сроков и сумм задолженности, а также учитывается значимость юридического лица в экономике отдельного населенного пункта или всего государства. В целях обеспечения устойчивости экономики при банкротстве данных категорий должников могут участвовать специальные лица, чьи интересы могут быть затронуты (например, орган местного самоуправления при банкротстве градообразующей организации), предусматриваются меры по предупреждению банкротства (например, применительно к стратегическим предприятиям и организациям), особенности продажи имущества, на базе которого осуществляется экономическая деятельность (например, продажа имущества сельскохозяйственных организаций, субъектов естественных монополий), и т.д. Однако подобные примеры являются спонтанными, спорадическими.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Стоит подчеркнуть, что свобода создания и ликвидации юридических лиц, свобода движения капитала и иные свободы экономической деятельности не могут быть абсолютными, особенно в контексте концепции устойчивого развития. Безусловно, данный тезис получает свое развитие в позитивном праве. Например, учет экономических характеристик (показателей) юридических лиц в связи с прекращением их деятельности наглядно прослеживается в Законе о несостоятельности (банкротстве) (гл. 9) <1>, где предусмотрены особые правовые режимы банкротства отдельных категорий юридических лиц (градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, застройщиков). В отношении данных категорий должников предусматриваются "специальные нормы" относительно сроков и сумм задолженности, а также учитывается значимость юридического лица в экономике отдельного населенного пункта или всего государства. В целях обеспечения устойчивости экономики при банкротстве данных категорий должников могут участвовать специальные лица, чьи интересы могут быть затронуты (например, орган местного самоуправления при банкротстве градообразующей организации), предусматриваются меры по предупреждению банкротства (например, применительно к стратегическим предприятиям и организациям), особенности продажи имущества, на базе которого осуществляется экономическая деятельность (например, продажа имущества сельскохозяйственных организаций, субъектов естественных монополий), и т.д. Однако подобные примеры являются спонтанными, спорадическими.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций предусмотрены § 3 гл. IX Закона о банкротстве. Они вызваны необходимостью дополнительной защиты сельскохозяйственных организаций, поскольку их деятельность имеет сезонный характер и зависит от труднопрогнозируемых природно-климатических условий производства сельскохозяйственной продукции. Для восстановления платежеспособности сельскохозяйственных организаций, попавших в трудное экономическое положение, требуется больше времени, чем для организаций, занимающихся другими видами предпринимательской деятельности. Кроме того, при продаже имущества сельскохозяйственных организаций, а также земельных участков, которые используются для производства сельскохозяйственной продукции, необходимо сохранять их целевое назначение.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций предусмотрены § 3 гл. IX Закона о банкротстве. Они вызваны необходимостью дополнительной защиты сельскохозяйственных организаций, поскольку их деятельность имеет сезонный характер и зависит от труднопрогнозируемых природно-климатических условий производства сельскохозяйственной продукции. Для восстановления платежеспособности сельскохозяйственных организаций, попавших в трудное экономическое положение, требуется больше времени, чем для организаций, занимающихся другими видами предпринимательской деятельности. Кроме того, при продаже имущества сельскохозяйственных организаций, а также земельных участков, которые используются для производства сельскохозяйственной продукции, необходимо сохранять их целевое назначение.
Статья: Особенности выбора процедуры банкротства для должника - сельскохозяйственного производителя
(Пишина С.Г., Пишин А.Г.)
("Российский судья", 2023, N 6)Примечательно, что с заявлением вправе обратиться любое заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган. Удивительно, что указанная общая норма ГК РФ допускает распределение обнаруженного имущества среди неограниченного круга лиц, имеющих на это право. Указанные нормы п. 5.2 ст. 64 ГК РФ вступают в противоречие с нормами п. 2 ст. 179, п. 2 ст. 222 Закона о несостоятельности (банкротстве), предписывающими соблюдение преимущественного права приобретения имущества должника, используемого в целях сельскохозяйственного производства, при продаже имущества сельскохозяйственной организации и крестьянского (фермерского) хозяйства, признанных банкротами.
(Пишина С.Г., Пишин А.Г.)
("Российский судья", 2023, N 6)Примечательно, что с заявлением вправе обратиться любое заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган. Удивительно, что указанная общая норма ГК РФ допускает распределение обнаруженного имущества среди неограниченного круга лиц, имеющих на это право. Указанные нормы п. 5.2 ст. 64 ГК РФ вступают в противоречие с нормами п. 2 ст. 179, п. 2 ст. 222 Закона о несостоятельности (банкротстве), предписывающими соблюдение преимущественного права приобретения имущества должника, используемого в целях сельскохозяйственного производства, при продаже имущества сельскохозяйственной организации и крестьянского (фермерского) хозяйства, признанных банкротами.
Статья: Преимущественное право и торги: новая реальность
(Галин К.)
("Закон", 2023, N 7)Аналогичного подхода к определению рыночной цены имущества именно на торгах придерживается в отдельных случаях и законодатель, устанавливая в Законе о банкротстве <3> специальные правила осуществления преимущественных прав специальными субъектами, например, при продаже имущества сельскохозяйственных организаций, стратегических предприятий и организаций и субъектов естественных монополий <4>. В двух последних случаях право преимущественной покупки имеет Российская Федерация. Возможно, такой подход законодателя направлен, помимо прочего, на снижение риска злоупотреблений при проведении оценки начальной стоимости имущества.
(Галин К.)
("Закон", 2023, N 7)Аналогичного подхода к определению рыночной цены имущества именно на торгах придерживается в отдельных случаях и законодатель, устанавливая в Законе о банкротстве <3> специальные правила осуществления преимущественных прав специальными субъектами, например, при продаже имущества сельскохозяйственных организаций, стратегических предприятий и организаций и субъектов естественных монополий <4>. В двух последних случаях право преимущественной покупки имеет Российская Федерация. Возможно, такой подход законодателя направлен, помимо прочего, на снижение риска злоупотреблений при проведении оценки начальной стоимости имущества.