Процент вины пострадавшего
Подборка наиболее важных документов по запросу Процент вины пострадавшего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Повторное нарушение правил дорожного движения как основание для уголовной ответственности
(Любимова Г.М.)
("Мировой судья", 2023, N 2)В период 2016 г., согласно статистике ГИБДД, число граждан, пострадавших по вине нетрезвых водителей, снизилось на 12,1% по сравнению с 2015 г. Также сократилось количество серьезных аварий, их стало на 5,6% меньше <11>.
(Любимова Г.М.)
("Мировой судья", 2023, N 2)В период 2016 г., согласно статистике ГИБДД, число граждан, пострадавших по вине нетрезвых водителей, снизилось на 12,1% по сравнению с 2015 г. Также сократилось количество серьезных аварий, их стало на 5,6% меньше <11>.
Статья: Утрата шанса в сфере защиты права на здоровье: новый доказательственный стандарт или деликтная потеря?
(Колесниченко О.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)В среде и отечественных, и зарубежных ученых сильна позиция, согласно которой доктрина утраченной возможности представляет собой попытку внедрения процентного критерия определения причинной связи по аналогии с тем, как при обоюдной вине делинквента и пострадавшего таковая устанавливается в процентном соотношении с последующей корректировкой размера присуждаемых сумм <3>. Полагая, что предпосылкой развития доктрины утраты шанса действительно могут служить сложности доказывания происхождения отдельных разновидностей неблагоприятных последствий от действий (бездействия) конкретного лица, заметим, однако, что для их преодоления выработаны и активно применяются более эффективные с практической точки зрения инструменты защиты слабой стороны - правовые и фактические презумпции, обязательное личное страхование. Сказанное свидетельствует, что корень рассматриваемой проблемы может лежать гораздо глубже, подтверждая актуальность исследования вопроса о том, обладает ли утрата шанса качественным своеобразием самостоятельной разновидности деликтных потерь в отношениях по защите права на здоровье.
(Колесниченко О.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)В среде и отечественных, и зарубежных ученых сильна позиция, согласно которой доктрина утраченной возможности представляет собой попытку внедрения процентного критерия определения причинной связи по аналогии с тем, как при обоюдной вине делинквента и пострадавшего таковая устанавливается в процентном соотношении с последующей корректировкой размера присуждаемых сумм <3>. Полагая, что предпосылкой развития доктрины утраты шанса действительно могут служить сложности доказывания происхождения отдельных разновидностей неблагоприятных последствий от действий (бездействия) конкретного лица, заметим, однако, что для их преодоления выработаны и активно применяются более эффективные с практической точки зрения инструменты защиты слабой стороны - правовые и фактические презумпции, обязательное личное страхование. Сказанное свидетельствует, что корень рассматриваемой проблемы может лежать гораздо глубже, подтверждая актуальность исследования вопроса о том, обладает ли утрата шанса качественным своеобразием самостоятельной разновидности деликтных потерь в отношениях по защите права на здоровье.
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда и (или) иных федеральных законов и нормативных правовых актов, устанавливающих требования безопасности в соответствующей сфере деятельности. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве.
(ред. от 29.09.2025)В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда и (или) иных федеральных законов и нормативных правовых актов, устанавливающих требования безопасности в соответствующей сфере деятельности. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве.
Статья: Сравнение специальных систем возмещения вреда, причиненного здоровью участников дорожного движения (на примере Израиля и Франции): поиск оптимальной модели правового регулирования
(Колесниченко О.В.)
("Транспортное право", 2021, N 1)В целом проведенное сравнительно-правовое исследование правовых режимов возмещения вреда, причиненного здоровью в результате ДТП, на примере Израиля как государства, полностью отказавшегося от конструкции строгой деликтной ответственности за такой вред, и Франции, сохранившей таковую на фоне внедрения специальных доказательственных стандартов, позволяет прийти к ряду значимых выводов. Представляется очевидным, что факторы повышенного риска в сфере дорожного движения, высокая частота случаев повреждения здоровья в результате ДТП и потребности в назначении пострадавшим справедливой компенсации неизбежно влекут за собой модификацию конструкции деликтной ответственности с превращением таковой в абсолютную либо более традиционную строгую, сопровождаемую внедрением в судебной практике упрощенных доказательственных стандартов для вины, отдельных составляющих ущерба и причинной связи. Приоритет компенсации часто приводит к смешению деликтных и страховых способов возмещения вреда, тогда как последние могут быть развиты обособленно, без необходимости воздействовать на систему ответственности. Полный отказ от конструкции деликтных обязательств в России представляется дискуссионным, поскольку безвиновные схемы не устраняют проблем определения причинной связи и иных элементов состава деликта, помимо вины. Однако перспективными направлениями заимствования зарубежного опыта могут быть: использование механизма страхования риска причинения вреда для защиты пострадавшего водителя; обоснование презумпций наличия отдельных условий наступления строгой ответственности для защиты немоторизованных участников дорожного движения (причинной связи, ущерба и его отдельных составляющих); установление минимального процента компенсации, которого пострадавший не может быть лишен ни при каких обстоятельствах (при наличии собственной вины в происшествии).
(Колесниченко О.В.)
("Транспортное право", 2021, N 1)В целом проведенное сравнительно-правовое исследование правовых режимов возмещения вреда, причиненного здоровью в результате ДТП, на примере Израиля как государства, полностью отказавшегося от конструкции строгой деликтной ответственности за такой вред, и Франции, сохранившей таковую на фоне внедрения специальных доказательственных стандартов, позволяет прийти к ряду значимых выводов. Представляется очевидным, что факторы повышенного риска в сфере дорожного движения, высокая частота случаев повреждения здоровья в результате ДТП и потребности в назначении пострадавшим справедливой компенсации неизбежно влекут за собой модификацию конструкции деликтной ответственности с превращением таковой в абсолютную либо более традиционную строгую, сопровождаемую внедрением в судебной практике упрощенных доказательственных стандартов для вины, отдельных составляющих ущерба и причинной связи. Приоритет компенсации часто приводит к смешению деликтных и страховых способов возмещения вреда, тогда как последние могут быть развиты обособленно, без необходимости воздействовать на систему ответственности. Полный отказ от конструкции деликтных обязательств в России представляется дискуссионным, поскольку безвиновные схемы не устраняют проблем определения причинной связи и иных элементов состава деликта, помимо вины. Однако перспективными направлениями заимствования зарубежного опыта могут быть: использование механизма страхования риска причинения вреда для защиты пострадавшего водителя; обоснование презумпций наличия отдельных условий наступления строгой ответственности для защиты немоторизованных участников дорожного движения (причинной связи, ущерба и его отдельных составляющих); установление минимального процента компенсации, которого пострадавший не может быть лишен ни при каких обстоятельствах (при наличии собственной вины в происшествии).
Готовое решение: Как расследовать и оформить несчастные случаи на производстве
(КонсультантПлюс, 2025)степень вины застрахованного в процентах (определяется по результатам расследования несчастного случая на производстве) - если установлен факт грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью.
(КонсультантПлюс, 2025)степень вины застрахованного в процентах (определяется по результатам расследования несчастного случая на производстве) - если установлен факт грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью.
Статья: Финансирование музеев. Мнения
(Ямпольская Е., Горушкина С., Абанкина Т., Безруков А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 10)В ходе проверки Счетной палаты было установлено, что основной объем средств (более 70%) направлялся на оплату труда работников. Это позволило выполнить целевой показатель оплаты труда в сфере культуры. Подчеркнем, что этот важный вывод сделан для периода 2020 - 2021 годов в условиях ограничений музейной деятельности, вызванных распространением коронавируса. Музеи стремились сохранить рабочие места за своими сотрудниками и были вынуждены воспользоваться различными формами неполной занятости. Так, в I квартале 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года численность работников организаций культуры в целом по всем формам неполной занятости выросла на 19,2%; на 28,6% чаще работникам устанавливалось неполное рабочее время по инициативе работодателя. По России в целом отмечается значительный рост численности работников списочного состава, находившихся в простое по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника, что привело к структурным изменениям форм неполной занятости.
(Ямпольская Е., Горушкина С., Абанкина Т., Безруков А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 10)В ходе проверки Счетной палаты было установлено, что основной объем средств (более 70%) направлялся на оплату труда работников. Это позволило выполнить целевой показатель оплаты труда в сфере культуры. Подчеркнем, что этот важный вывод сделан для периода 2020 - 2021 годов в условиях ограничений музейной деятельности, вызванных распространением коронавируса. Музеи стремились сохранить рабочие места за своими сотрудниками и были вынуждены воспользоваться различными формами неполной занятости. Так, в I квартале 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года численность работников организаций культуры в целом по всем формам неполной занятости выросла на 19,2%; на 28,6% чаще работникам устанавливалось неполное рабочее время по инициативе работодателя. По России в целом отмечается значительный рост численности работников списочного состава, находившихся в простое по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника, что привело к структурным изменениям форм неполной занятости.
Статья: Причинение ребенку смерти по неосторожности: вопросы юридической оценки и квалификации действий родителей
(Мингалимова М.Ф.)
("Законность", 2023, N 8)В современном обществе каждый факт гибели ребенка носит резонансный характер и, к сожалению, количество таких фактов ежегодно растет. По данным Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, в 2021 г. в России на 7,1% увеличилось число несовершеннолетних, пострадавших от утопления, пожара, отравления, нападения, дорожно-транспортных происшествий и т.д.; в 5 раз увеличилось число детей, здоровью которых был причинен вред по вине усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей <5>.
(Мингалимова М.Ф.)
("Законность", 2023, N 8)В современном обществе каждый факт гибели ребенка носит резонансный характер и, к сожалению, количество таких фактов ежегодно растет. По данным Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, в 2021 г. в России на 7,1% увеличилось число несовершеннолетних, пострадавших от утопления, пожара, отравления, нападения, дорожно-транспортных происшествий и т.д.; в 5 раз увеличилось число детей, здоровью которых был причинен вред по вине усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей <5>.
Вопрос: Каков порядок расследования работодателем несчастного случая на производстве при ДТП?
(Консультация эксперта, 2025)Если при расследовании несчастного случая с застрахованным установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) комиссия устанавливает степень вины застрахованного в процентах (ч. 8 ст. 229.2 ТК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Если при расследовании несчастного случая с застрахованным установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) комиссия устанавливает степень вины застрахованного в процентах (ч. 8 ст. 229.2 ТК РФ).
Статья: Компенсация морального вреда в связи с причинением вреда жизни или здоровью граждан на железнодорожном транспорте
(Иванов С.В., Хархардин Д.Н.)
("Российская юстиция", 2024, N 8)Согласно статистическим данным 99,8% случаев травмирования являются следствием допущенных гражданами нарушений: хождения по путям в неустановленном месте, перехода по пешеходным переходам на запрещающий сигнал, зацеперства и т.д. Только 0,2% случаев травмирования происходят по вине ОАО "РЖД".
(Иванов С.В., Хархардин Д.Н.)
("Российская юстиция", 2024, N 8)Согласно статистическим данным 99,8% случаев травмирования являются следствием допущенных гражданами нарушений: хождения по путям в неустановленном месте, перехода по пешеходным переходам на запрещающий сигнал, зацеперства и т.д. Только 0,2% случаев травмирования происходят по вине ОАО "РЖД".
Статья: Новости от 16.12.2022
("Главная книга", 2023, N 1)Размер ежемесячной выплаты рассчитывается из среднемесячного заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего. В зависимости от установленной степени вины самого работника размер выплаты может быть снижен, но не более чем на 25%. В случае смерти сотрудника размер единовременной выплаты составляет 1 000 000 руб.
("Главная книга", 2023, N 1)Размер ежемесячной выплаты рассчитывается из среднемесячного заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего. В зависимости от установленной степени вины самого работника размер выплаты может быть снижен, но не более чем на 25%. В случае смерти сотрудника размер единовременной выплаты составляет 1 000 000 руб.
"Перемена лиц в обязательстве и ответственность за нарушение обязательства: комментарий к статьям 330 - 333, 380 - 381, 382 - 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Протестируем эту методологию на примере. Допустим, причитающаяся неустойка - 100 тыс. руб., степень вины кредитора в нарушении - 50%, а уровень возможных или доказанных убытков - 60 тыс. Если так, то получается: 100 тыс. руб. * 50% = 50 тыс. руб. Следовательно, судья взыскивает 50 тыс. руб., так как эта неустойка не превышает уровень вероятных или доказанных убытков. Получится, что в такой ситуации кредитор пострадает, взыскав лишь 50 тыс. вместо 60 тыс., на которые он мог бы рассчитывать, не будь вины кредитора.
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Протестируем эту методологию на примере. Допустим, причитающаяся неустойка - 100 тыс. руб., степень вины кредитора в нарушении - 50%, а уровень возможных или доказанных убытков - 60 тыс. Если так, то получается: 100 тыс. руб. * 50% = 50 тыс. руб. Следовательно, судья взыскивает 50 тыс. руб., так как эта неустойка не превышает уровень вероятных или доказанных убытков. Получится, что в такой ситуации кредитор пострадает, взыскав лишь 50 тыс. вместо 60 тыс., на которые он мог бы рассчитывать, не будь вины кредитора.
Статья: Особенности возмещения вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием
(Яшнова С.Г.)
("Транспортное право", 2021, N 2)Но вина в столкновении транспортных средств очень часто бывает неравнозначной, поэтому необходимо установить степень вины каждого участника. В связи с этим "путь" к возмещению вреда начинается непосредственно на месте столкновения. Участникам необходимо тщательно зафиксировать все обстоятельства происшествия и оформить документы в ГИБДД. В соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность сотрудников ГИБДД, в их полномочия не входит определение степени вины участников столкновения, но они обязаны указать, какие требования правил дорожного движения (далее - ПДД) нарушены обоими водителями, а также составить процессуальный документ в отношении каждого нарушителя (постановление об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении административного дела). Впоследствии при определении степени вины именно эти первоначальные документы будут иметь большое значение. Например, вы припарковали автомобиль в неположенном месте, а второй водитель превысил установленную скорость движения, выехал на полосу встречного движения и допустил наезд на стоящий автомобиль. Нарушения ПДД имеются в действиях обоих водителей, но, согласитесь, степень вины различна - стоящий с нарушением правил остановки автомобиль не представляет угрозы участникам дорожного движения, а несущееся на скорости транспортное средство по встречной полосе - реальная угроза. В данном примере справедливо будет разделить ответственность как 10% вины водителя стоящего автомобиля и 90% - выехавшего на полосу встречного движения.
(Яшнова С.Г.)
("Транспортное право", 2021, N 2)Но вина в столкновении транспортных средств очень часто бывает неравнозначной, поэтому необходимо установить степень вины каждого участника. В связи с этим "путь" к возмещению вреда начинается непосредственно на месте столкновения. Участникам необходимо тщательно зафиксировать все обстоятельства происшествия и оформить документы в ГИБДД. В соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность сотрудников ГИБДД, в их полномочия не входит определение степени вины участников столкновения, но они обязаны указать, какие требования правил дорожного движения (далее - ПДД) нарушены обоими водителями, а также составить процессуальный документ в отношении каждого нарушителя (постановление об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении административного дела). Впоследствии при определении степени вины именно эти первоначальные документы будут иметь большое значение. Например, вы припарковали автомобиль в неположенном месте, а второй водитель превысил установленную скорость движения, выехал на полосу встречного движения и допустил наезд на стоящий автомобиль. Нарушения ПДД имеются в действиях обоих водителей, но, согласитесь, степень вины различна - стоящий с нарушением правил остановки автомобиль не представляет угрозы участникам дорожного движения, а несущееся на скорости транспортное средство по встречной полосе - реальная угроза. В данном примере справедливо будет разделить ответственность как 10% вины водителя стоящего автомобиля и 90% - выехавшего на полосу встречного движения.
Статья: К вопросу о лицах, осужденных за преступления в сфере миграции
(Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Миграционное право", 2025, N 2)Преступления, совершаемые мигрантами, причиняют вред не только самой жертве, но и той социальной группе, представителем которой они являются. Преступники, совершающие насильственные акции, тем самым словно подают сигнал социальной группе о том, что ее присутствие нежелательно в обществе и что если она не исчезнет, то сильно пострадает. Постоянные угрозы, сопряженные с применением физического насилия или угрозами его применения, вызывают у подавляемых чувство страха, вины и недовольства собой. Необходимо развивать навыки и умение мирного урегулирования возникающих конфликтов. Конституционные права потерпевших подрывают основы демократического, правового государства. Причина возникновения этих преступлений социальная.
(Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Миграционное право", 2025, N 2)Преступления, совершаемые мигрантами, причиняют вред не только самой жертве, но и той социальной группе, представителем которой они являются. Преступники, совершающие насильственные акции, тем самым словно подают сигнал социальной группе о том, что ее присутствие нежелательно в обществе и что если она не исчезнет, то сильно пострадает. Постоянные угрозы, сопряженные с применением физического насилия или угрозами его применения, вызывают у подавляемых чувство страха, вины и недовольства собой. Необходимо развивать навыки и умение мирного урегулирования возникающих конфликтов. Конституционные права потерпевших подрывают основы демократического, правового государства. Причина возникновения этих преступлений социальная.