Процедура СОУТ
Подборка наиболее важных документов по запросу Процедура СОУТ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для специалиста по кадрам"СОУТ и обучение по охране труда: Минтруд станет информировать работников через Госуслуги (13.11.2025)
Статья: Новые ГОСТы для СИЗ в 2023 году
("Практическая бухгалтерия", 2022, N 12)Оценка эффективности СИЗ - это одна из процедур специальной оценки условий труда (ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ о спецоценке). Оценка эффективности СИЗ является добровольной, то есть работодатель сам решает, проводить ее или нет.
("Практическая бухгалтерия", 2022, N 12)Оценка эффективности СИЗ - это одна из процедур специальной оценки условий труда (ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ о спецоценке). Оценка эффективности СИЗ является добровольной, то есть работодатель сам решает, проводить ее или нет.
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 7)Проект приказа Минтруда России "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" предполагает пересмотр действующего в настоящее время Приказа Минтруда России от 24.01.2014 N 33н и приведение его в соответствие с новыми нормативными актами Роспотребнадзора по санитарно-гигиеническому нормированию физических факторов, учет правоприменительной практики проведения специальной оценки условий труда с 2014 года, а также предложений социальных партнеров. Проект приказа не отменяет какие-либо обязанности, запреты и ограничения, а уточняет уже имеющиеся требования к процедурам и порядку проведения специальной оценки условий труда.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 7)Проект приказа Минтруда России "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" предполагает пересмотр действующего в настоящее время Приказа Минтруда России от 24.01.2014 N 33н и приведение его в соответствие с новыми нормативными актами Роспотребнадзора по санитарно-гигиеническому нормированию физических факторов, учет правоприменительной практики проведения специальной оценки условий труда с 2014 года, а также предложений социальных партнеров. Проект приказа не отменяет какие-либо обязанности, запреты и ограничения, а уточняет уже имеющиеся требования к процедурам и порядку проведения специальной оценки условий труда.
Статья: Особенности проведения СОУТ микропредприятиями
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 1)Методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам:
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 1)Методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам:
Статья: Особые условия труда для гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в формате гигиенической классификации условий труда
(Цуциев С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 5)Таким образом, полагаем, нет никакой необходимости выделять такое самостоятельное понятие, как "особые условия труда". Действующая гигиеническая классификация в достаточной степени детерминирована, чтобы отразить любую специфику условий трудового процесса. Кроме того, законодательно закрепленные гигиенические критерии научно обоснованы, точны, конкретны, исключают возможность их двойного толкования, а самое главное, отражают характер воздействия на здоровье и жизнь работника <13>. Действующая процедура СОУТ, конечно же, имеет свои недостатки <14>, и, тем не менее, она в достаточной степени объективна, доступна, а результаты достоверны и легко, в случае необходимости, воспроизводимы. Однако ограничивать формирование условий трудовой деятельности влиянием исключительно только факторов производственной среды и трудового процесса (физические, химические, биологические, тяжесть и напряженность труда) принципиально неверно. В качестве производственной опасности могут выступать и объекты, и ситуации, и чьи-либо действия <15>: они также способны нанести вред работнику в виде травмы, ухудшения состояния здоровья и даже смерти. Как закономерное следствие, существенно раздвигаются границы области изучения и оценки, а значит, и диагностические возможности для выявления "особых" условий трудового процесса. Надо выявить (дополнительно к результатам СОУТ) все возможные опасности, установить соответствующие им профессиональные риски, которые необходимо оценить на предмет вероятности их наступления и тяжести проявления <16>. Эти действия оформляются в виде обязательной к реализации для гражданского персонала процедуры "оценка профессиональных рисков" <17>.
(Цуциев С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 5)Таким образом, полагаем, нет никакой необходимости выделять такое самостоятельное понятие, как "особые условия труда". Действующая гигиеническая классификация в достаточной степени детерминирована, чтобы отразить любую специфику условий трудового процесса. Кроме того, законодательно закрепленные гигиенические критерии научно обоснованы, точны, конкретны, исключают возможность их двойного толкования, а самое главное, отражают характер воздействия на здоровье и жизнь работника <13>. Действующая процедура СОУТ, конечно же, имеет свои недостатки <14>, и, тем не менее, она в достаточной степени объективна, доступна, а результаты достоверны и легко, в случае необходимости, воспроизводимы. Однако ограничивать формирование условий трудовой деятельности влиянием исключительно только факторов производственной среды и трудового процесса (физические, химические, биологические, тяжесть и напряженность труда) принципиально неверно. В качестве производственной опасности могут выступать и объекты, и ситуации, и чьи-либо действия <15>: они также способны нанести вред работнику в виде травмы, ухудшения состояния здоровья и даже смерти. Как закономерное следствие, существенно раздвигаются границы области изучения и оценки, а значит, и диагностические возможности для выявления "особых" условий трудового процесса. Надо выявить (дополнительно к результатам СОУТ) все возможные опасности, установить соответствующие им профессиональные риски, которые необходимо оценить на предмет вероятности их наступления и тяжести проявления <16>. Эти действия оформляются в виде обязательной к реализации для гражданского персонала процедуры "оценка профессиональных рисков" <17>.
Статья: Локальные акты - суды признают их нарушающими права сотрудников
(Евтеев Д.)
("Трудовое право", 2021, N 10)Представитель ответчика заявил, что доводы истца необоснованны, поскольку при проведении оценки СОУТ и процедуры аттестации рабочих мест применяются различные методики. В свою очередь, при проведении оценки СОУТ было учтено мнение профсоюзного комитета путем подписания протокола разногласий.
(Евтеев Д.)
("Трудовое право", 2021, N 10)Представитель ответчика заявил, что доводы истца необоснованны, поскольку при проведении оценки СОУТ и процедуры аттестации рабочих мест применяются различные методики. В свою очередь, при проведении оценки СОУТ было учтено мнение профсоюзного комитета путем подписания протокола разногласий.
Статья: Здоровье государственных гражданских служащих: риски в условиях цифровой трансформации
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)В настоящее время установление нормативных требований к условиям труда государственных служащих осложнено отсутствием профессиональной дифференциации, что порождает целый комплекс проблем <59>. В частности, проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) в органах исполнительной власти должно регулироваться нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе <60>. При этом Минтруд России констатирует, что законодательством Российской Федерации процедура проведения СОУТ государственных служащих не предусмотрена <61>, исключение составляют сотрудники силовых ведомств <62>.
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)В настоящее время установление нормативных требований к условиям труда государственных служащих осложнено отсутствием профессиональной дифференциации, что порождает целый комплекс проблем <59>. В частности, проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) в органах исполнительной власти должно регулироваться нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе <60>. При этом Минтруд России констатирует, что законодательством Российской Федерации процедура проведения СОУТ государственных служащих не предусмотрена <61>, исключение составляют сотрудники силовых ведомств <62>.
Статья: Проблемные аспекты предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда
(Александров С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)3) в реализацию предложения, указанного в п. 2, установить усредненные денежные эквиваленты предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, которые подлежат уплате в Пенсионный фонд до завершения последовательной процедуры СОУТ, с их возможностью последующего возврата (перерасчета/доначисления) как работнику, так и работодателю в случае, если условия труда будут признаны оптимальными (допустимыми) или же вредными (опасными);
(Александров С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)3) в реализацию предложения, указанного в п. 2, установить усредненные денежные эквиваленты предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, которые подлежат уплате в Пенсионный фонд до завершения последовательной процедуры СОУТ, с их возможностью последующего возврата (перерасчета/доначисления) как работнику, так и работодателю в случае, если условия труда будут признаны оптимальными (допустимыми) или же вредными (опасными);
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2021 - 2023 годы (п. 5.10) предусмотрено проведение работ по развитию и внедрению современных методических рекомендаций по выявлению опасностей и оценке профессиональных рисков на основе существующих процедур специальной оценки условий труда, производственного контроля, анализа и оценки риска производственного травматизма, учета анализа причин и обстоятельств событий к возникновению микротравм и т.д.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2021 - 2023 годы (п. 5.10) предусмотрено проведение работ по развитию и внедрению современных методических рекомендаций по выявлению опасностей и оценке профессиональных рисков на основе существующих процедур специальной оценки условий труда, производственного контроля, анализа и оценки риска производственного травматизма, учета анализа причин и обстоятельств событий к возникновению микротравм и т.д.