Проблема обманутых дольщиков
Подборка наиболее важных документов по запросу Проблема обманутых дольщиков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых проблемных вопросах при применении эскроу-счета как механизма защиты прав участников долевого строительства
(Жуковский А.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 2)Многочисленные попытки решить проблему обманутых дольщиков привели также к тому, что в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <15> и Закон об участии в долевом строительстве <16> внесены поправки, содержащие положения о банкротстве застройщика, предусматривающие новые механизмы защиты прав участников долевого строительства.
(Жуковский А.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 2)Многочисленные попытки решить проблему обманутых дольщиков привели также к тому, что в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <15> и Закон об участии в долевом строительстве <16> внесены поправки, содержащие положения о банкротстве застройщика, предусматривающие новые механизмы защиты прав участников долевого строительства.
Информация: Совещание с членами Правительства
("Официальный сайт Президента РФ", 2024)Счета эскроу оправдали себя в жилищном строительстве. Вы помните, как мы вводили этот инструмент для того, чтобы решить проблему обманутых дольщиков, и распространение счетов эскроу на индивидуальное жилищное строительство - это тоже очень важный шаг.
("Официальный сайт Президента РФ", 2024)Счета эскроу оправдали себя в жилищном строительстве. Вы помните, как мы вводили этот инструмент для того, чтобы решить проблему обманутых дольщиков, и распространение счетов эскроу на индивидуальное жилищное строительство - это тоже очень важный шаг.
Статья: Концепция универсальной защиты конституционного права граждан на жилище: системный взгляд на проблему через призму банкротства. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 22 августа 2022 года N 305-ЭС22-7163
(Сайфуллин Р.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 12)Таково общее правило. Между тем государство порой в том или ином виде оказывает содействие в решении проблем обманутых дольщиков. В большинстве случаев финансирование осуществляется за счет публично-правовой компании "Фонд развития территорий", фондов субъектов Российской Федерации, а также путем предоставления компенсационных участков (подп. 3.1 - 3.2 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ). Таким образом, при банкротстве застройщика (§ 7 главы IX Закона о банкротстве) в качестве источника финансирования также выступают бюджеты различных уровней, имущество публично-правовых образований или связанных с ними организаций. В таком случае в основе регулирования должны лежать принципы эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ), а также их адресности и целевого характера (ст. 38 БК РФ). Поэтому Российская Федерация, будучи социальным государством (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), должна оказывать содействие в решении именно социальных, а не инвестиционных задач.
(Сайфуллин Р.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 12)Таково общее правило. Между тем государство порой в том или ином виде оказывает содействие в решении проблем обманутых дольщиков. В большинстве случаев финансирование осуществляется за счет публично-правовой компании "Фонд развития территорий", фондов субъектов Российской Федерации, а также путем предоставления компенсационных участков (подп. 3.1 - 3.2 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ). Таким образом, при банкротстве застройщика (§ 7 главы IX Закона о банкротстве) в качестве источника финансирования также выступают бюджеты различных уровней, имущество публично-правовых образований или связанных с ними организаций. В таком случае в основе регулирования должны лежать принципы эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ), а также их адресности и целевого характера (ст. 38 БК РФ). Поэтому Российская Федерация, будучи социальным государством (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), должна оказывать содействие в решении именно социальных, а не инвестиционных задач.
Статья: Проблемы правовой регламентации массовых, веерных и коллективных обращений граждан
(Степкин С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Рассылка массовых обращений практически всегда является организованной акцией, в некоторых случаях обусловлена реальными проблемами по резонансным вопросам, например проблемами обманутых дольщиков, вкладчиков, туристов в связи с ситуацией с COVID-19, вопросам содержания жилых домов, строительства зданий, но чаще всего является инструментом какого-либо физического либо юридического лица, решающего определенные задачи при помощи агитации или найма большого количества исполнителей либо при помощи различных технических комплексов, средств автоматической рассылки и генерации адресов электронной почты. Их в большинстве случаев характеризуют однотипные содержание и требование, часто только что сгенерированная по шаблону почта (для обращений в форме электронных документов), шаблонное оформление на готовых бланках с графой лишь для указания персональных данных заявителя, а также направление лицам без учета вопросов их , что, на взгляд автора, является злоупотреблением правом и должно иметь отдельную правовую регламентацию. Чаще всего обращения поступают в органы в электронной форме (сегодня это до 95 - 97% объема обращений), в виде копий одного обращения с вписанными в них данными заявителей, а также телеграмм. Вместе с тем массовая рассылка в основном ведет к затягиванию решения вопроса и формированию негативного отношения к действительно требующим внимания вопросам и проблемам. При этом в ряде случаев в массовых обращениях не ставятся какие-либо вопросы и не формируются какие-либо предложения, а требования, содержащиеся в них, либо не могут быть реализованы либо направлены адресатам, не обладающим полномочиями и компетенцией.
(Степкин С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Рассылка массовых обращений практически всегда является организованной акцией, в некоторых случаях обусловлена реальными проблемами по резонансным вопросам, например проблемами обманутых дольщиков, вкладчиков, туристов в связи с ситуацией с COVID-19, вопросам содержания жилых домов, строительства зданий, но чаще всего является инструментом какого-либо физического либо юридического лица, решающего определенные задачи при помощи агитации или найма большого количества исполнителей либо при помощи различных технических комплексов, средств автоматической рассылки и генерации адресов электронной почты. Их в большинстве случаев характеризуют однотипные содержание и требование, часто только что сгенерированная по шаблону почта (для обращений в форме электронных документов), шаблонное оформление на готовых бланках с графой лишь для указания персональных данных заявителя, а также направление лицам без учета вопросов их , что, на взгляд автора, является злоупотреблением правом и должно иметь отдельную правовую регламентацию. Чаще всего обращения поступают в органы в электронной форме (сегодня это до 95 - 97% объема обращений), в виде копий одного обращения с вписанными в них данными заявителей, а также телеграмм. Вместе с тем массовая рассылка в основном ведет к затягиванию решения вопроса и формированию негативного отношения к действительно требующим внимания вопросам и проблемам. При этом в ряде случаев в массовых обращениях не ставятся какие-либо вопросы и не формируются какие-либо предложения, а требования, содержащиеся в них, либо не могут быть реализованы либо направлены адресатам, не обладающим полномочиями и компетенцией.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5.6. В ч. 5.6 комментируемой статьи говорится об особенностях проведения государственной экспертизы проектной документации многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведения о которых включены в единый реестр проблемных объектов в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". В данном случае речь идет о решении проблемы так называемых обманутых дольщиков, которые вложили денежные средства в строительство жилых домов, но жилые дома не были достроены, а строительные фирмы, возводившие их, обанкротились.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5.6. В ч. 5.6 комментируемой статьи говорится об особенностях проведения государственной экспертизы проектной документации многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведения о которых включены в единый реестр проблемных объектов в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". В данном случае речь идет о решении проблемы так называемых обманутых дольщиков, которые вложили денежные средства в строительство жилых домов, но жилые дома не были достроены, а строительные фирмы, возводившие их, обанкротились.
Статья: Дольщики - что нового и забытого старого за 2022 год
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2022, N 7)Регулирование привлечения денежных средств граждан и юридических лиц позволило строительным компаниям увеличить количество строящихся объектов недвижимости, но вместе с тем появилась проблема обманутых дольщиков, которые вкладывали денежные средства зачастую в фирмы-однодневки. В результате дольщики теряли вложенные денежные средства, не получив взамен ничего, кроме судебных споров, розыска застройщика, который зачастую даже не начинал строить объект недвижимости, а попросту скрывался с денежными средствами дольщиков.
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2022, N 7)Регулирование привлечения денежных средств граждан и юридических лиц позволило строительным компаниям увеличить количество строящихся объектов недвижимости, но вместе с тем появилась проблема обманутых дольщиков, которые вкладывали денежные средства зачастую в фирмы-однодневки. В результате дольщики теряли вложенные денежные средства, не получив взамен ничего, кроме судебных споров, розыска застройщика, который зачастую даже не начинал строить объект недвижимости, а попросту скрывался с денежными средствами дольщиков.
Интервью: Жесткий банковский контроль за платежами - неизбежная плата за безопасность
("Закон", 2024, N 9)Думаю, что о влиянии эскроу-счета на решение проблемы обманутых участников долевого строительства я говорить не буду. Давайте просто констатируем, что данный институт также востребован.
("Закон", 2024, N 9)Думаю, что о влиянии эскроу-счета на решение проблемы обманутых участников долевого строительства я говорить не буду. Давайте просто констатируем, что данный институт также востребован.
Статья: О некоторых вопросах участия в делах о банкротстве Фонда развития территорий
(Шевченко И.М.)
("Российский судья", 2022, N 5)Создание публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" <1> (далее - Фонд) стало важным шагом в разрешении актуальной проблемы "обманутых дольщиков". Только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области участники долевого строительства перекрывали дороги <2>, объявляли голодовки <3>, проводили митинги <4> и т.п.
(Шевченко И.М.)
("Российский судья", 2022, N 5)Создание публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" <1> (далее - Фонд) стало важным шагом в разрешении актуальной проблемы "обманутых дольщиков". Только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области участники долевого строительства перекрывали дороги <2>, объявляли голодовки <3>, проводили митинги <4> и т.п.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Наконец, сама современная организация строительной деятельности ("застройки") провоцирует появление различных недостатков и даже злоупотреблений. Традиционно сторонами этих отношений являлись заказчик, имеющий (или обеспечивающий) финансирование проектных и строительных работ, и подрядчик (генеральный подрядчик), обладающий необходимой строительной техникой и квалифицированными работниками (по крайней мере для осуществления "общестроительных работ"). Теперь же оба они заменены непонятной фигурой "застройщика", которым в соответствии с п. 16 ст. 1 ГрК РФ является лицо, каким-либо образом обеспечивающее проведение строительных, а также изыскательских и проектных работ с целью создания объекта капитального строительства. Такое лицо может не иметь (и зачастую не имеет) ни финансирования (т.е. не является заказчиком), ни строительной техники и квалифицированных работников (т.е. не является подрядчиком-исполнителем), но тем не менее каким-то образом выигрывает конкурс (торги) на право строительства объекта, после чего начинает искать финансирование (в том числе путем сбора наличных денег с граждан-"дольщиков") и нанимать для исполнения работ "соисполнителей" ("субподрядчиков"); оно также может получить "на основании соглашений полномочия государственного (муниципального) заказчика" (с соответствующим бюджетным финансированием). Фактически это "лицо" нередко представляет собой организацию с минимальным (т.е. обычно символическим) уставным капиталом (размер которого остался без увеличения в ходе реформы корпоративного права 2014 г.) и небольшим штатом руководителей и их помощников (либо даже просто "физическое лицо, действующее на профессиональной основе" и уполномоченное застройщиком в соответствии с п. 22 ст. 1 ГрК РФ, которое осуществляет функции "менеджера" ("технического заказчика"), заключающего необходимые договоры от имени "застройщика". Такая ситуация создает возможности для злоупотреблений, особенно финансовых (примером которых являются проблемы "обманутых дольщиков").
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Наконец, сама современная организация строительной деятельности ("застройки") провоцирует появление различных недостатков и даже злоупотреблений. Традиционно сторонами этих отношений являлись заказчик, имеющий (или обеспечивающий) финансирование проектных и строительных работ, и подрядчик (генеральный подрядчик), обладающий необходимой строительной техникой и квалифицированными работниками (по крайней мере для осуществления "общестроительных работ"). Теперь же оба они заменены непонятной фигурой "застройщика", которым в соответствии с п. 16 ст. 1 ГрК РФ является лицо, каким-либо образом обеспечивающее проведение строительных, а также изыскательских и проектных работ с целью создания объекта капитального строительства. Такое лицо может не иметь (и зачастую не имеет) ни финансирования (т.е. не является заказчиком), ни строительной техники и квалифицированных работников (т.е. не является подрядчиком-исполнителем), но тем не менее каким-то образом выигрывает конкурс (торги) на право строительства объекта, после чего начинает искать финансирование (в том числе путем сбора наличных денег с граждан-"дольщиков") и нанимать для исполнения работ "соисполнителей" ("субподрядчиков"); оно также может получить "на основании соглашений полномочия государственного (муниципального) заказчика" (с соответствующим бюджетным финансированием). Фактически это "лицо" нередко представляет собой организацию с минимальным (т.е. обычно символическим) уставным капиталом (размер которого остался без увеличения в ходе реформы корпоративного права 2014 г.) и небольшим штатом руководителей и их помощников (либо даже просто "физическое лицо, действующее на профессиональной основе" и уполномоченное застройщиком в соответствии с п. 22 ст. 1 ГрК РФ, которое осуществляет функции "менеджера" ("технического заказчика"), заключающего необходимые договоры от имени "застройщика". Такая ситуация создает возможности для злоупотреблений, особенно финансовых (примером которых являются проблемы "обманутых дольщиков").
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отсутствие необходимости вносить указанные взносы вполне очевидно, поскольку Фонд развития территорий в данном случае выступает в качестве партнера по договору, который к тому же получает субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации. Он был создан для решения проблемы "обманутых дольщиков". Этот Фонд на определенных условиях выступает приобретателем имущества обанкротившихся застройщиков. Финансирование мероприятий по завершению строительства объектов осуществляется с использованием государственного имущества.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отсутствие необходимости вносить указанные взносы вполне очевидно, поскольку Фонд развития территорий в данном случае выступает в качестве партнера по договору, который к тому же получает субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации. Он был создан для решения проблемы "обманутых дольщиков". Этот Фонд на определенных условиях выступает приобретателем имущества обанкротившихся застройщиков. Финансирование мероприятий по завершению строительства объектов осуществляется с использованием государственного имущества.
Статья: Уголовно-правовая и криминологическая характеристика личности преступника, совершающего преступление, предусмотренное ст. 200.3 УК РФ
(Терехов А.Ю.)
("Российский судья", 2022, N 5)Преступление, предусмотренное ст. 200.3 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), появилось в российском уголовном законодательстве сравнительно недавно и стало результатом работы по разрешению проблемы обманутых дольщиков.
(Терехов А.Ю.)
("Российский судья", 2022, N 5)Преступление, предусмотренное ст. 200.3 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), появилось в российском уголовном законодательстве сравнительно недавно и стало результатом работы по разрешению проблемы обманутых дольщиков.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> В Москве и Санкт-Петербурге срок действия ГПЗУ, выданных до 01.07.2017, составлял 4 года (см. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2017 N 207, Постановление Правительства Москвы от 21.12.2016 N 921-ПП), а в единичных случаях составлял 5 лет (см. Постановление Правительства ХМАО - Югры от 01.12.2017 N 476-п), в Ленинградской области срок действия "старых" ГПЗУ составлял 3 года, т.е. до 01.07.2020, но для решения проблемы "обманутых" дольщиков срок действия "старых" ГПЗУ продлен на 8 лет, т.е. до 01.07.2025 (см. Постановление Правительства Ленинградской области от 20.02.2017 N 24). При этом Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 (в ред. от 29.12.2021) срок действия всех ГПЗУ, у которых срок действия истекал с 06.04.2020 по 01.01.2021, автоматически продлен на 1 год. В дополнение к этому в апреле 2022 года Правительством РФ дополнительно на 1 год были продлены сроки использования указанной в градостроительном плане информации для целей подготовки проектной документации, выдачи разрешения на строительство и внесения в него изменений в случае, если указанный срок истекает в период с 13.04.2022 до 01.01.2023 (Постановление Правительства РФ от 02.04.2022 N 575).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> В Москве и Санкт-Петербурге срок действия ГПЗУ, выданных до 01.07.2017, составлял 4 года (см. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2017 N 207, Постановление Правительства Москвы от 21.12.2016 N 921-ПП), а в единичных случаях составлял 5 лет (см. Постановление Правительства ХМАО - Югры от 01.12.2017 N 476-п), в Ленинградской области срок действия "старых" ГПЗУ составлял 3 года, т.е. до 01.07.2020, но для решения проблемы "обманутых" дольщиков срок действия "старых" ГПЗУ продлен на 8 лет, т.е. до 01.07.2025 (см. Постановление Правительства Ленинградской области от 20.02.2017 N 24). При этом Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 (в ред. от 29.12.2021) срок действия всех ГПЗУ, у которых срок действия истекал с 06.04.2020 по 01.01.2021, автоматически продлен на 1 год. В дополнение к этому в апреле 2022 года Правительством РФ дополнительно на 1 год были продлены сроки использования указанной в градостроительном плане информации для целей подготовки проектной документации, выдачи разрешения на строительство и внесения в него изменений в случае, если указанный срок истекает в период с 13.04.2022 до 01.01.2023 (Постановление Правительства РФ от 02.04.2022 N 575).