Признание результатов проверки недействительными
Подборка наиболее важных документов по запросу Признание результатов проверки недействительными (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверочные листы при проведении плановой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)В качестве оснований для признания результатов проверки недействительными заявитель... указывал, что проверка проведена в отсутствие проверочного листа.
(КонсультантПлюс, 2025)В качестве оснований для признания результатов проверки недействительными заявитель... указывал, что проверка проведена в отсутствие проверочного листа.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Срок прокурорской проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Осуществление прокурором проверочных мероприятий по истечении срока проверки в отсутствие принятия решения о ее продлении влечет признание результатов проверки недействительными
(КонсультантПлюс, 2025)Осуществление прокурором проверочных мероприятий по истечении срока проверки в отсутствие принятия решения о ее продлении влечет признание результатов проверки недействительными
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам25.1.2.1. СРОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПРИНЯТОГО
Статья: Актуальные вопросы межведомственного взаимодействия в налоговой сфере по противодействию преступности
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)По данным ФНС России, основными причинами признания результатов проверок недействительными являются решения судов ввиду различного толкования норм законодательства судом и налоговым органом (при наличии разъяснений Минфина России или ФНС России) <14>.
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)По данным ФНС России, основными причинами признания результатов проверок недействительными являются решения судов ввиду различного толкования норм законодательства судом и налоговым органом (при наличии разъяснений Минфина России или ФНС России) <14>.
Нормативные акты
"Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным акта проверки, составленного антимонопольным органом по результатам проведенной проверки.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным акта проверки, составленного антимонопольным органом по результатам проведенной проверки.
Статья: Проценты по займам для уплаты налогов
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 14)За счет полученных заемных средств компания уплатила недоимку, подала заявку на участие в тендере и выиграла его. Кроме того, она обратилась в суд с иском о признании решения налоговиков по результатам проверки недействительным. Суд требования компании удовлетворил. Налоговики вернули компании денежные средства, за счет которых компания погасила долг перед участниками. Проценты по договорам займа компания выплатила участникам за счет собственных средств. Полагая, что выплаченные проценты по существу являются убытками, понесенными ввиду принятия инспекцией необоснованного решения о налоговой проверке, компания обратилась в суд за их взысканием с инспекции.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 14)За счет полученных заемных средств компания уплатила недоимку, подала заявку на участие в тендере и выиграла его. Кроме того, она обратилась в суд с иском о признании решения налоговиков по результатам проверки недействительным. Суд требования компании удовлетворил. Налоговики вернули компании денежные средства, за счет которых компания погасила долг перед участниками. Проценты по договорам займа компания выплатила участникам за счет собственных средств. Полагая, что выплаченные проценты по существу являются убытками, понесенными ввиду принятия инспекцией необоснованного решения о налоговой проверке, компания обратилась в суд за их взысканием с инспекции.
Статья: Как спорить с налоговой на досудебной стадии
(Черкасов Д., Харисов М.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 6)2. Непринятие налоговым органом во внимание опубликованных для всеобщего пользования разъяснений ФНС России также является основанием для признания результатов проверки недействительными <5>. Для отслеживания обязательных для исполнения территориальными органами писем ФНС России существует специальный сервис на сайте налоговой службы.
(Черкасов Д., Харисов М.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 6)2. Непринятие налоговым органом во внимание опубликованных для всеобщего пользования разъяснений ФНС России также является основанием для признания результатов проверки недействительными <5>. Для отслеживания обязательных для исполнения территориальными органами писем ФНС России существует специальный сервис на сайте налоговой службы.
Статья: О месте и роли Росгвардии в системе осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны
(Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)Постановлением Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 660" от 3 февраля 2022 г. N 93 определен порядок осуществления Росгвардией контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны. Контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых выездных проверок подразделений охраны на предмет соблюдения обязательных требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих организацию и осуществление деятельности подразделений охраны. Устанавливается, в числе прочего, порядок организации и проведения проверок, оформления их результатов, определяются права и обязанности должностных лиц при проведении проверки, а также права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, приводится перечень нарушений требований к организации и проведению проверок, наличие которых может являться основанием для признания недействительными результатов проверки.
(Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)Постановлением Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 660" от 3 февраля 2022 г. N 93 определен порядок осуществления Росгвардией контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны. Контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых выездных проверок подразделений охраны на предмет соблюдения обязательных требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих организацию и осуществление деятельности подразделений охраны. Устанавливается, в числе прочего, порядок организации и проведения проверок, оформления их результатов, определяются права и обязанности должностных лиц при проведении проверки, а также права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, приводится перечень нарушений требований к организации и проведению проверок, наличие которых может являться основанием для признания недействительными результатов проверки.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска К. о признании недействительными результатов проверок и навыков в области охраны труда, признавая законными приказы от 18 июля 2019 г. о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора, N... от 21 августа 2019 г. о прекращении трудового договора и восстановлении на работе, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности фактов совершения истцом вмененного ему в вину дисциплинарного проступка и наличии в связи с этим у работодателя оснований для привлечения истца к дисциплинарной ответственности, соблюдении работодателем установленного законом порядка наложения дисциплинарного взыскания.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска К. о признании недействительными результатов проверок и навыков в области охраны труда, признавая законными приказы от 18 июля 2019 г. о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора, N... от 21 августа 2019 г. о прекращении трудового договора и восстановлении на работе, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности фактов совершения истцом вмененного ему в вину дисциплинарного проступка и наличии в связи с этим у работодателя оснований для привлечения истца к дисциплинарной ответственности, соблюдении работодателем установленного законом порядка наложения дисциплинарного взыскания.
Статья: Охрана и защита прав предпринимателей в контрольно-надзорной сфере
(Невидайло Л.К., Рябов А.А.)
("Закон", 2021, N 5)Практика уполномоченных по защите прав предпринимателей показывает, что, во-первых, распространенность нарушений по каждой из этих категорий меняется из года в год, но наблюдается тенденция к снижению количества таких нарушений, как проведение плановой проверки не в соответствии с планом и проведение проверки, не согласованной с прокурором. Во-вторых, эффективность судебной защиты по признанию результатов проверок недействительными на основании ст. 20 Закона 2008 г. несколько уменьшается, зато возрастают эффективность обжалования нарушений в административном порядке и частота использования внесудебных методов урегулирования споров, в том числе с привлечением уполномоченных по защите прав предпринимателей.
(Невидайло Л.К., Рябов А.А.)
("Закон", 2021, N 5)Практика уполномоченных по защите прав предпринимателей показывает, что, во-первых, распространенность нарушений по каждой из этих категорий меняется из года в год, но наблюдается тенденция к снижению количества таких нарушений, как проведение плановой проверки не в соответствии с планом и проведение проверки, не согласованной с прокурором. Во-вторых, эффективность судебной защиты по признанию результатов проверок недействительными на основании ст. 20 Закона 2008 г. несколько уменьшается, зато возрастают эффективность обжалования нарушений в административном порядке и частота использования внесудебных методов урегулирования споров, в том числе с привлечением уполномоченных по защите прав предпринимателей.
Статья: Налоговая реконструкция и налог на прибыль
(Зобова Е.П.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 2)По сути вопроса о признании решения ИФНС по результатам выездной проверки недействительным суд вынес такое же решение, что и все предыдущие инстанции: доводы общества, выражающие несогласие с выводами налогового органа о создании налогоплательщиком схемы минимизации налогооблагаемой базы в связи с вовлечением взаимозависимых индивидуальных предпринимателей путем заключения с ними формальных договоров на участие в долевом строительстве домов, судом отклоняются, как не соответствующие имеющимся в деле доказательствам.
(Зобова Е.П.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 2)По сути вопроса о признании решения ИФНС по результатам выездной проверки недействительным суд вынес такое же решение, что и все предыдущие инстанции: доводы общества, выражающие несогласие с выводами налогового органа о создании налогоплательщиком схемы минимизации налогооблагаемой базы в связи с вовлечением взаимозависимых индивидуальных предпринимателей путем заключения с ними формальных договоров на участие в долевом строительстве домов, судом отклоняются, как не соответствующие имеющимся в деле доказательствам.
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Безусловно, каждый случай признания результатов проверок недействительными должен рассматриваться как серьезный недостаток в работе органов контроля и служить основанием для привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших неправомерные действия (бездействие). Однако на практике преобладает попустительство в этих вопросах. Так, в органах ФНС России из 448 проверок, результаты которых были признаны недействительными в 2018 году, только в 17 случаях должностные лица понесли наказание. В органах Россельхознадзора из 92 проверок, проведенных с нарушением законодательства, только в 4 случаях должностные лица привлечены к ответственности. Аналогичная картина наблюдается и по линии других контрольно-надзорных органов.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Безусловно, каждый случай признания результатов проверок недействительными должен рассматриваться как серьезный недостаток в работе органов контроля и служить основанием для привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших неправомерные действия (бездействие). Однако на практике преобладает попустительство в этих вопросах. Так, в органах ФНС России из 448 проверок, результаты которых были признаны недействительными в 2018 году, только в 17 случаях должностные лица понесли наказание. В органах Россельхознадзора из 92 проверок, проведенных с нарушением законодательства, только в 4 случаях должностные лица привлечены к ответственности. Аналогичная картина наблюдается и по линии других контрольно-надзорных органов.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)На стадии контроля (надзора) также имеют место нормотворчество в части регламентации его осуществления, наделение инспекторов необходимыми полномочиями, контроль за их деятельностью, применение мер дисциплинарного воздействия и мер административной ответственности в отношении недобросовестных инспекторов. Правовосстановительной мерой является признание результатов проверки недействительными. Эффективность и результативность работы инспекторов, структурных подразделений, территориальных органов, органов контроля (надзора) в целом оцениваются ежегодно для того, чтобы представлять направления реформирования контрольно-надзорной деятельности для повышения ее эффективности и результативности.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)На стадии контроля (надзора) также имеют место нормотворчество в части регламентации его осуществления, наделение инспекторов необходимыми полномочиями, контроль за их деятельностью, применение мер дисциплинарного воздействия и мер административной ответственности в отношении недобросовестных инспекторов. Правовосстановительной мерой является признание результатов проверки недействительными. Эффективность и результативность работы инспекторов, структурных подразделений, территориальных органов, органов контроля (надзора) в целом оцениваются ежегодно для того, чтобы представлять направления реформирования контрольно-надзорной деятельности для повышения ее эффективности и результативности.
Статья: О некоторых правовых проблемах государственного контроля предпринимательской деятельности
(Абакумова Е.Б.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Наличие большого количества судебных споров по обжалованию решений, действий (бездействия) контрольных органов и их должностных лиц связано с установленным ст. 23 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <1> (далее - ФЗ N 294) порядком защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля в предпринимательской деятельности. Данный порядок предусматривает два способа защиты - административный и судебный. Причем с 2023 года начал действовать обязательный досудебный порядок обжалования действий (бездействия) и решений органов государственного контроля (п. 2 ст. 39 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <2>, далее - ФЗ N 248), то есть подконтрольным субъектам вменено в обязанность проходить процедуру досудебного (административного) обжалования перед обращением за защитой своих прав в судебные органы. Однако сложившийся на данный момент весьма формальный порядок административного обжалования приводит к тому, что вышестоящие контрольные органы редко признают недействительными результаты проверок и еще реже признают действия должностных лиц контрольных органов нарушающими права и законные интересы подконтрольных субъектов. Поэтому по-прежнему огромное число судебных дел связано с требованиями заявителей о признании недействительными результатов проверок, проведенных с грубыми нарушениями требований закона.
(Абакумова Е.Б.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Наличие большого количества судебных споров по обжалованию решений, действий (бездействия) контрольных органов и их должностных лиц связано с установленным ст. 23 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <1> (далее - ФЗ N 294) порядком защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля в предпринимательской деятельности. Данный порядок предусматривает два способа защиты - административный и судебный. Причем с 2023 года начал действовать обязательный досудебный порядок обжалования действий (бездействия) и решений органов государственного контроля (п. 2 ст. 39 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <2>, далее - ФЗ N 248), то есть подконтрольным субъектам вменено в обязанность проходить процедуру досудебного (административного) обжалования перед обращением за защитой своих прав в судебные органы. Однако сложившийся на данный момент весьма формальный порядок административного обжалования приводит к тому, что вышестоящие контрольные органы редко признают недействительными результаты проверок и еще реже признают действия должностных лиц контрольных органов нарушающими права и законные интересы подконтрольных субъектов. Поэтому по-прежнему огромное число судебных дел связано с требованиями заявителей о признании недействительными результатов проверок, проведенных с грубыми нарушениями требований закона.
Готовое решение: Как Роспотребнадзор проводит выездную проверку
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Проведение проверки без уведомления (если оно обязательно) является грубым нарушением требований к проведению контроля (надзора) и основанием для отмены принятых по результатам проверки решений или признания недействительными результатов проверки (ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 91 Закона N 248-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Проведение проверки без уведомления (если оно обязательно) является грубым нарушением требований к проведению контроля (надзора) и основанием для отмены принятых по результатам проверки решений или признания недействительными результатов проверки (ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 91 Закона N 248-ФЗ);