Признание налоговым резидентом РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Признание налоговым резидентом РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 25.14 "Уведомление об участии в иностранных организациях и уведомление о контролируемых иностранных компаниях. Порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность п. п. 1, 3, 7 ст. 25.13, п. п. 1 - 3, 5 - 8 ст. 25.14 НК РФ, поскольку они позволяют признать физическое лицо контролирующим иностранную компанию в случае, когда назначена ликвидационная комиссия (ликвидатор) данной организации. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ указал, что предусмотренный правовой механизм уведомлений об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных компаниях, как и порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами, направлен на обеспечение налогового органа достоверной информацией об участии налогоплательщиков в иностранных компаниях и тем самым на установление обстоятельств, влияющих на действительный размер налоговых обязательств налогоплательщиков, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, а нахождение контролируемой иностранной компании в процессе ликвидации не исключает возникновение у контролирующего лица налоговых обязательств в соответствии с требованиями законодательства РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность п. п. 1, 3, 7 ст. 25.13, п. п. 1 - 3, 5 - 8 ст. 25.14 НК РФ, поскольку они позволяют признать физическое лицо контролирующим иностранную компанию в случае, когда назначена ликвидационная комиссия (ликвидатор) данной организации. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ указал, что предусмотренный правовой механизм уведомлений об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных компаниях, как и порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами, направлен на обеспечение налогового органа достоверной информацией об участии налогоплательщиков в иностранных компаниях и тем самым на установление обстоятельств, влияющих на действительный размер налоговых обязательств налогоплательщиков, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, а нахождение контролируемой иностранной компании в процессе ликвидации не исключает возникновение у контролирующего лица налоговых обязательств в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 25.13 "Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность п. п. 1, 3, 7 ст. 25.13, п. п. 1 - 3, 5 - 8 ст. 25.14 НК РФ, поскольку они позволяют признать физическое лицо контролирующим иностранную компанию в случае, когда назначена ликвидационная комиссия (ликвидатор) данной организации. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ указал, что предусмотренный правовой механизм уведомлений об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных компаниях, как и порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами, направлен на обеспечение налогового органа достоверной информацией об участии налогоплательщиков в иностранных компаниях и тем самым на установление обстоятельств, влияющих на действительный размер налоговых обязательств налогоплательщиков, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, а нахождение контролируемой иностранной компании в процессе ликвидации не исключает возникновение у контролирующего лица налоговых обязательств в соответствии с требованиями законодательства РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность п. п. 1, 3, 7 ст. 25.13, п. п. 1 - 3, 5 - 8 ст. 25.14 НК РФ, поскольку они позволяют признать физическое лицо контролирующим иностранную компанию в случае, когда назначена ликвидационная комиссия (ликвидатор) данной организации. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ указал, что предусмотренный правовой механизм уведомлений об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных компаниях, как и порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами, направлен на обеспечение налогового органа достоверной информацией об участии налогоплательщиков в иностранных компаниях и тем самым на установление обстоятельств, влияющих на действительный размер налоговых обязательств налогоплательщиков, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, а нахождение контролируемой иностранной компании в процессе ликвидации не исключает возникновение у контролирующего лица налоговых обязательств в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие лица признаются резидентами и нерезидентами для целей исчисления НДФЛ
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Как подтвердить статус налогового резидента РФ - физического лица для целей НДФЛ
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Как подтвердить статус налогового резидента РФ - физического лица для целей НДФЛ
Готовое решение: Как определить и подтвердить статус организации - налогового резидента РФ
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какие организации признаются налоговыми резидентами РФ
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какие организации признаются налоговыми резидентами РФ
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы налогового учета и отчетности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Заявление иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации) (КНД 1113444)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Заявление иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации) (КНД 1113444)
Справочная информация: "Форматы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде"
(версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML)), 5 (на основе XML)))
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Рекомендуемый формат представления заявления иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации)
(версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML)), 5 (на основе XML)))
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Рекомендуемый формат представления заявления иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации)
Вопрос: О признании налоговыми резидентами РФ в целях НДФЛ физлиц, имевших постоянное место жительства в ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской областях по состоянию на 30.09.2022.
(Письмо Минфина России от 17.02.2023 N 03-04-05/13735)Вопрос: О признании налоговыми резидентами РФ в целях НДФЛ физлиц, имевших постоянное место жительства в ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской областях по состоянию на 30.09.2022.
(Письмо Минфина России от 17.02.2023 N 03-04-05/13735)Вопрос: О признании налоговыми резидентами РФ в целях НДФЛ физлиц, имевших постоянное место жительства в ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской областях по состоянию на 30.09.2022.
Вопрос: Об НДФЛ при получении дохода физлицами, не признаваемыми налоговыми резидентами РФ.
(Письмо Минфина России от 26.08.2025 N 03-04-05/83049)Вопрос: Об НДФЛ при получении дохода физлицами, не признаваемыми налоговыми резидентами РФ.
(Письмо Минфина России от 26.08.2025 N 03-04-05/83049)Вопрос: Об НДФЛ при получении дохода физлицами, не признаваемыми налоговыми резидентами РФ.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;
Готовое решение: Как облагаются НДФЛ выплаты нерезидентам
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, в течение 12 последовательных месяцев, с 17 марта 2024 г. по 16 марта 2025 г. (включительно), И.И. Иванов находился на территории РФ более 183 дней. Следовательно, по состоянию на дату получения дохода (17 марта 2025 г.) он признается налоговым резидентом РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, в течение 12 последовательных месяцев, с 17 марта 2024 г. по 16 марта 2025 г. (включительно), И.И. Иванов находился на территории РФ более 183 дней. Следовательно, по состоянию на дату получения дохода (17 марта 2025 г.) он признается налоговым резидентом РФ.
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Для всех физических лиц (включая ИП) был установлен более лояльный, по сравнению с обычным, порядок признания налоговыми резидентами РФ в налоговом периоде 2020 г. для целей исчисления НДФЛ. Вы могли быть признаны резидентом РФ на основании заявления в инспекцию, если в течение 2020 г. находились в РФ от 90 до 182 календарных дней включительно.
(КонсультантПлюс, 2025)Для всех физических лиц (включая ИП) был установлен более лояльный, по сравнению с обычным, порядок признания налоговыми резидентами РФ в налоговом периоде 2020 г. для целей исчисления НДФЛ. Вы могли быть признаны резидентом РФ на основании заявления в инспекцию, если в течение 2020 г. находились в РФ от 90 до 182 календарных дней включительно.
Вопрос: О признании налоговыми резидентами РФ в целях НДФЛ работников российских организаций, исполняющих обязанности за пределами РФ при реализации соглашений по атомной энергии.
(Письмо Минфина России от 09.07.2025 N 03-04-06/66732)Вопрос: О признании налоговыми резидентами РФ в целях НДФЛ работников российских организаций, исполняющих обязанности за пределами РФ при реализации соглашений по атомной энергии.
(Письмо Минфина России от 09.07.2025 N 03-04-06/66732)Вопрос: О признании налоговыми резидентами РФ в целях НДФЛ работников российских организаций, исполняющих обязанности за пределами РФ при реализации соглашений по атомной энергии.
Статья: Минфин России напомнил о порядке определения статуса налогового резидентства физлиц
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 8)При этом важно помнить, что "если по итогам налогового периода (календарного года) число дней фактического пребывания физического лица в Российской Федерации в данном налоговом периоде (календарном году) составляет 183 дня и более, такое лицо для целей налога на доходы физических лиц признается налоговым резидентом Российской Федерации в данном налоговом периоде (календарном году)", - отметил в комментируемом Письме Минфин России.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 8)При этом важно помнить, что "если по итогам налогового периода (календарного года) число дней фактического пребывания физического лица в Российской Федерации в данном налоговом периоде (календарном году) составляет 183 дня и более, такое лицо для целей налога на доходы физических лиц признается налоговым резидентом Российской Федерации в данном налоговом периоде (календарном году)", - отметил в комментируемом Письме Минфин России.
Статья: Гражданин России утратил статус налогового резидента России: анализ ситуации и основные последствия
(Жигачев А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Таким образом, резидентство физических лиц для целей Закона N 173-ФЗ не имеет ничего общего с резидентством для целей российского налогового законодательства (ст. 207 НК РФ). Т.е., например, гражданин России, являющийся резидентом в понимании Закона N 173-ФЗ, может не являться налоговым резидентом России. И наоборот - иностранный гражданин, который вполне возможно будет признан налоговым резидентом России, тем не менее может не относиться к резидентам для целей Закона N 173-ФЗ (пп. "б" п. 6, пп. "а" п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ).
(Жигачев А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Таким образом, резидентство физических лиц для целей Закона N 173-ФЗ не имеет ничего общего с резидентством для целей российского налогового законодательства (ст. 207 НК РФ). Т.е., например, гражданин России, являющийся резидентом в понимании Закона N 173-ФЗ, может не являться налоговым резидентом России. И наоборот - иностранный гражданин, который вполне возможно будет признан налоговым резидентом России, тем не менее может не относиться к резидентам для целей Закона N 173-ФЗ (пп. "б" п. 6, пп. "а" п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ).
Статья: Налоговое резидентство физического лица
(Разгулин С.В.)
("Финансы", 2025, N 1)Налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев в соответствии с п. 2 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) [1].
(Разгулин С.В.)
("Финансы", 2025, N 1)Налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев в соответствии с п. 2 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) [1].
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 09.02.2024 N 03-04-05/11406 указывается, что 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в течение которых физическое лицо фактически находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев. Периоды нахождения физического лица на обучении за пределами Российской Федерации, в совокупности превышающие вышеуказанный срок, по мнению Минфина России, рассматриваются для целей применения п. 2 ст. 207 НК РФ как период нахождения такого лица за пределами Российской Федерации.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 09.02.2024 N 03-04-05/11406 указывается, что 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в течение которых физическое лицо фактически находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев. Периоды нахождения физического лица на обучении за пределами Российской Федерации, в совокупности превышающие вышеуказанный срок, по мнению Минфина России, рассматриваются для целей применения п. 2 ст. 207 НК РФ как период нахождения такого лица за пределами Российской Федерации.