Признаки водного объекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Признаки водного объекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Недействительность договора аренды земельного участка (под водным объектом и лесного)
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, исходя из системного толкования приведенных положений ст. 1, 5, 8 ВК РФ в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами.
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, исходя из системного толкования приведенных положений ст. 1, 5, 8 ВК РФ в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Право собственности на водные объекты" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Из материалов дела, сведений, предоставленных Отделом водных ресурсов по Курской и Белгородской области Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, следует что в границах земельного участка с кадастровым номером 46:19:040101:535 расположен поверхностный водный объект - пруд, образованный гидротехническими сооружениями на реке Ольшанка - правого притока р. Псел, и не имеет признаков изолированности и обособленности от других водных объектов, а потому, по смыслу статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, не может находиться в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического и юридического лица и в силу пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит приватизации, земля, занятая таким объектом, относиться к федеральной собственности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)Таким образом, исходя из системного толкования приведенных положений ст. 1, 5, 8 ВК РФ в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)Таким образом, исходя из системного толкования приведенных положений ст. 1, 5, 8 ВК РФ в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами.
"ГОСТ Р 59054-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Охрана окружающей среды. Поверхностные и подземные воды. Классификация водных объектов"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.09.2020 N 706-ст)5 Признаки и характеристики классифицируемых водных объектов
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.09.2020 N 706-ст)5 Признаки и характеристики классифицируемых водных объектов
Статья: Понятие "поверхностный водный объект": от закона к судебной практике
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Основные природные и дополнительные формальные признаки водного объекта взаимосвязаны, но не равноценны. На практике при отсутствии отдельных данных решающим доказательством существования водного объекта являются свидетельства природных признаков. Отсутствие установленной береговой линии, сведений о водном объекте в учетных или информационных источниках как формальных признаков в соответствии с позицией суда не означает, что конкретный спорный водный объект не существует на местности и не может быть признан юридически объектом водных и земельных правоотношений. При разрешении споров, в которых решение по искам зависит от квалификации предмета спора поверхностных водных объектов, суды исходят из позиции достаточности доказательств основных природных признаков конкретного вида водного объекта при отсутствии формальных. Такие доказательства устанавливаются по результатам гидрохимических и гидроморфологических обследований в рамках экспертизы, назначаемой судом для обследования спорного водного объекта и его соответствия основным природным признакам, установленным ВК РФ.
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Основные природные и дополнительные формальные признаки водного объекта взаимосвязаны, но не равноценны. На практике при отсутствии отдельных данных решающим доказательством существования водного объекта являются свидетельства природных признаков. Отсутствие установленной береговой линии, сведений о водном объекте в учетных или информационных источниках как формальных признаков в соответствии с позицией суда не означает, что конкретный спорный водный объект не существует на местности и не может быть признан юридически объектом водных и земельных правоотношений. При разрешении споров, в которых решение по искам зависит от квалификации предмета спора поверхностных водных объектов, суды исходят из позиции достаточности доказательств основных природных признаков конкретного вида водного объекта при отсутствии формальных. Такие доказательства устанавливаются по результатам гидрохимических и гидроморфологических обследований в рамках экспертизы, назначаемой судом для обследования спорного водного объекта и его соответствия основным природным признакам, установленным ВК РФ.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Основанием предоставления таких водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых является решение о предоставлении водных объектов в пользование, принятое Росводресурсами (его территориальным органом) <1>. В нем определяются цель, виды и условия использования водного объекта или его части, включая мероприятия по его охране, срок водопользования и др. (ст. 22 ВК РФ). Данное решение вступает в силу с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре. Осуществление недропользования в границах водного объекта при отсутствии указанного решения квалифицируется законодательством как самовольное занятие водного объекта, за которое в зависимости от наступивших общественно опасных последствий правонарушитель может быть подвергнут разным мерам юридической ответственности (например, при наличии признаков состава административного правонарушения за самовольное занятие водного объекта к недропользователю могут быть применены меры наказания, предусмотренные ст. 7.6 КоАП РФ).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Основанием предоставления таких водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых является решение о предоставлении водных объектов в пользование, принятое Росводресурсами (его территориальным органом) <1>. В нем определяются цель, виды и условия использования водного объекта или его части, включая мероприятия по его охране, срок водопользования и др. (ст. 22 ВК РФ). Данное решение вступает в силу с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре. Осуществление недропользования в границах водного объекта при отсутствии указанного решения квалифицируется законодательством как самовольное занятие водного объекта, за которое в зависимости от наступивших общественно опасных последствий правонарушитель может быть подвергнут разным мерам юридической ответственности (например, при наличии признаков состава административного правонарушения за самовольное занятие водного объекта к недропользователю могут быть применены меры наказания, предусмотренные ст. 7.6 КоАП РФ).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Однако в п. 2 ст. 333.9 НК РФ содержится развернутый перечень случаев водопользования, не признаваемых объектами налогообложения по водному налогу (например, забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствии аварий).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Однако в п. 2 ст. 333.9 НК РФ содержится развернутый перечень случаев водопользования, не признаваемых объектами налогообложения по водному налогу (например, забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствии аварий).
Статья: Эколого-правовое значение реализации принципа взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему (на основе анализа судебной практики)
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)Из анализа вышеприведенной и аналогичной судебной практики явственно прослеживается, что существенное значение для судов имеет факт наличия или отсутствия у спорных ГТС признаков единства с водными объектами, так называемой гидравлической связи. На основании этого суды делают вывод о том, является ли гидротехническое сооружение самостоятельным объектом гражданских прав или нет.
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)Из анализа вышеприведенной и аналогичной судебной практики явственно прослеживается, что существенное значение для судов имеет факт наличия или отсутствия у спорных ГТС признаков единства с водными объектами, так называемой гидравлической связи. На основании этого суды делают вывод о том, является ли гидротехническое сооружение самостоятельным объектом гражданских прав или нет.