Признаки исполнительной власти
Подборка наиболее важных документов по запросу Признаки исполнительной власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок или общественную безопасность: Гражданин оспаривает привлечение к ответственности за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи уведомления
(КонсультантПлюс, 2025)не доказано наличие состава административного правонарушения (например, действия не имеют признаков пикетирования, отрицательный ответ органа исполнительной власти был доставлен организатору после истечения установленного срока и т.д.)
(КонсультантПлюс, 2025)не доказано наличие состава административного правонарушения (например, действия не имеют признаков пикетирования, отрицательный ответ органа исполнительной власти был доставлен организатору после истечения установленного срока и т.д.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административная власть как правовая категория
(Зеленцов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2021, N 2)IV. Основные признаки административной власти. В современном государстве исполнительная власть реализует две базовые функции: административную функцию, в рамках которой осуществляются полномочия по исполнению законов и административно-распорядительные полномочия (в том числе дискреционные), и правительственную (политическую) функцию. Исходя из этого разграничения функций можно выделить целый ряд отличительных черт административной власти, характеризующих ее как самостоятельное административно-правовое явление.
(Зеленцов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2021, N 2)IV. Основные признаки административной власти. В современном государстве исполнительная власть реализует две базовые функции: административную функцию, в рамках которой осуществляются полномочия по исполнению законов и административно-распорядительные полномочия (в том числе дискреционные), и правительственную (политическую) функцию. Исходя из этого разграничения функций можно выделить целый ряд отличительных черт административной власти, характеризующих ее как самостоятельное административно-правовое явление.
Статья: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона N 172-ФЗ институты гражданского общества и граждане РФ могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами РФ, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции. В случае если в процессе проведения экспертизы возникшие разногласия не были разрешены, они могут быть переданы на рассмотрение суда. Так, например, прокурор оспаривал в суде областной закон, которым было предусмотрено представительство интересов субъекта РФ в коммерческих организациях. Однако суд заявленное требование отклонил, сославшись на то, что поведение представителей государственных органов не может быть произвольным, оно определяется соответствующими директивами и доверенностью уполномоченного органа исполнительной власти, поэтому признаков коррупции в таком законе нет (Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2015 N 47-АПГ15-6).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона N 172-ФЗ институты гражданского общества и граждане РФ могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами РФ, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции. В случае если в процессе проведения экспертизы возникшие разногласия не были разрешены, они могут быть переданы на рассмотрение суда. Так, например, прокурор оспаривал в суде областной закон, которым было предусмотрено представительство интересов субъекта РФ в коммерческих организациях. Однако суд заявленное требование отклонил, сославшись на то, что поведение представителей государственных органов не может быть произвольным, оно определяется соответствующими директивами и доверенностью уполномоченного органа исполнительной власти, поэтому признаков коррупции в таком законе нет (Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2015 N 47-АПГ15-6).
Нормативные акты
Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1
(ред. от 25.12.2023)
"О реабилитации жертв политических репрессий"Статья 1. Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
(ред. от 25.12.2023)
"О реабилитации жертв политических репрессий"Статья 1. Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
(ред. от 31.07.2025)3. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Статья: Конституционная доктрина о статусе, структуре и функциях прокуратуры России в современных условиях
(Амирбеков К.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Характеристика прокурорского надзора как высшего или как осуществляемого от имени Российской Федерации определяла его сущность и отличала его от контрольно-надзорных функций органов исполнительной власти. Однако сущностный признак отечественного прокурорского надзора в Конституции не воспроизведен, что создает некоторые правовые неопределенности. В этой связи С.Н. Безмельницын, например, отмечает, что после исключения из характеристики прокурорского надзора слов об осуществлении его от имени Российской Федерации "мы можем сделать вывод об определенном понижении конституционно-правового статуса прокуратуры России и превращении прокурорского надзора из главного надзора государственного уровня в надзор одного из отдельных специализированных ведомств" <9>.
(Амирбеков К.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Характеристика прокурорского надзора как высшего или как осуществляемого от имени Российской Федерации определяла его сущность и отличала его от контрольно-надзорных функций органов исполнительной власти. Однако сущностный признак отечественного прокурорского надзора в Конституции не воспроизведен, что создает некоторые правовые неопределенности. В этой связи С.Н. Безмельницын, например, отмечает, что после исключения из характеристики прокурорского надзора слов об осуществлении его от имени Российской Федерации "мы можем сделать вывод об определенном понижении конституционно-правового статуса прокуратуры России и превращении прокурорского надзора из главного надзора государственного уровня в надзор одного из отдельных специализированных ведомств" <9>.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Описанное выше доминирующее положение исполнительной власти соответствует выводам, к которым приходит Б.В. Россинский, рассуждая о проблемах устойчивости систем. Профессор утверждает, что устойчивость системы обеспечивается в первую очередь наличием в ней мощной подсистемы, структурно воспроизводящей головную систему. Такая подсистема может быть соразмерна головной системе. Она отличается большей инерционностью и при этом способностью осуществлять основной объем функций головной системы <1>. Очевидно, в системе государственной власти такую роль играет исполнительная власть, обладающая всеми названными Б.В. Россинским признаками, - подсистема исполнительной власти сравнима по масштабам со всей системой государственной власти, ее мощь определяется наличием в ее распоряжении практически всех ресурсов государства, она реализует весь спектр функций государства - от нормотворчества до применения мер юридической ответственности, причем специализация органов исполнительной власти или их подразделений, осуществляющих эти функции, действительно воспроизводит структуру головной системы и, более того, придерживается принципов разделения властей, сдержек и противовесов за счет собственных институтов и процедур.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Описанное выше доминирующее положение исполнительной власти соответствует выводам, к которым приходит Б.В. Россинский, рассуждая о проблемах устойчивости систем. Профессор утверждает, что устойчивость системы обеспечивается в первую очередь наличием в ней мощной подсистемы, структурно воспроизводящей головную систему. Такая подсистема может быть соразмерна головной системе. Она отличается большей инерционностью и при этом способностью осуществлять основной объем функций головной системы <1>. Очевидно, в системе государственной власти такую роль играет исполнительная власть, обладающая всеми названными Б.В. Россинским признаками, - подсистема исполнительной власти сравнима по масштабам со всей системой государственной власти, ее мощь определяется наличием в ее распоряжении практически всех ресурсов государства, она реализует весь спектр функций государства - от нормотворчества до применения мер юридической ответственности, причем специализация органов исполнительной власти или их подразделений, осуществляющих эти функции, действительно воспроизводит структуру головной системы и, более того, придерживается принципов разделения властей, сдержек и противовесов за счет собственных институтов и процедур.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Так, в Определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.11.2022 N 88-27946/2022 указывается, что истица К., выполняя обязанности медицинской сестры перевязочного кабинета ОГБУЗ "Городская больница N 2 города Белгорода", оказывала медицинскую помощь пациентам, страдающим новой коронавирусной инфекцией COVID-19. 19.11.2021 у нее был взят анализ на наличие антител IgG, который оказался положительным к возбудителю SARS-CoV-2, что, как она полагала, подтверждает наличие оснований для получения страховой выплаты. Между тем врачебная комиссия организации-работодателя, с которой согласилась апелляционная комиссия органа исполнительной власти Белгородской области в сфере здравоохранения, признала данный случай не подлежащим оформлению специальной справкой, поскольку лабораторно не подтвержден факт заражения.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Так, в Определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.11.2022 N 88-27946/2022 указывается, что истица К., выполняя обязанности медицинской сестры перевязочного кабинета ОГБУЗ "Городская больница N 2 города Белгорода", оказывала медицинскую помощь пациентам, страдающим новой коронавирусной инфекцией COVID-19. 19.11.2021 у нее был взят анализ на наличие антител IgG, который оказался положительным к возбудителю SARS-CoV-2, что, как она полагала, подтверждает наличие оснований для получения страховой выплаты. Между тем врачебная комиссия организации-работодателя, с которой согласилась апелляционная комиссия органа исполнительной власти Белгородской области в сфере здравоохранения, признала данный случай не подлежащим оформлению специальной справкой, поскольку лабораторно не подтвержден факт заражения.
Информация: Рекомендации по основным видам и характеру нарушений, выявляемых Росприроднадзором в ходе проведения проверочных мероприятий
("Официальный сайт Росприроднадзора", 2025)6) юридическим лицам осуществлять ввод объекта в эксплуатацию исключительно после получения всей необходимой для ввода разрешительной документации, в том числе при наличии заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора) федерального органа исполнительной власти в отношении объектов капитального строительства, имеющих идентифицирующие признаки, установленные пунктом 8 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
("Официальный сайт Росприроднадзора", 2025)6) юридическим лицам осуществлять ввод объекта в эксплуатацию исключительно после получения всей необходимой для ввода разрешительной документации, в том числе при наличии заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора) федерального органа исполнительной власти в отношении объектов капитального строительства, имеющих идентифицирующие признаки, установленные пунктом 8 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.
Статья: О социальной ценности административного права
(Запольский С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)<12> Стахов А.И. Правовые признаки, задачи и функции исполнительной власти // Формы и методы государственного управления в современных условиях развития. М., 2017. С. 40 - 52.
(Запольский С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)<12> Стахов А.И. Правовые признаки, задачи и функции исполнительной власти // Формы и методы государственного управления в современных условиях развития. М., 2017. С. 40 - 52.