Признаки естественной монополии
Подборка наиболее важных документов по запросу Признаки естественной монополии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14.31 "Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке" КоАП РФТот факт, что административным органом при вынесении оспариваемого постановления не был учтен дополнительный квалификационный признак (наличие статуса субъекта естественной монополии), ухудшающий положение лица, в отношении которого ведется производство по делу, сам по себе не является основанием для признания такого постановления незаконным.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 4 "Сферы деятельности субъектов естественных монополий" Федерального закона "О естественных монополиях""Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, исходя из положений статей 3, 4, 5, 6 Закона N 147-ФЗ основополагающим признаком субъекта естественной монополии следует считать осуществление данным субъектом деятельности в условиях естественной монополии в сферах, установленных данным Законом, а не факт его включения в реестр естественных монополий, который формируется на основании информации, полученной от различных органов и организаций, а также на основании заявлений самих организаций, осуществляющих указанную деятельность."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Организация, имеющая признаки субъекта естественной монополии, отсутствует в реестре субъектов естественных монополий. Означает ли это, что у организации нет правового статуса субъекта естественной монополии?
(Консультация эксперта, ФАС России, 2025)Вопрос: Организация, имеющая признаки субъекта естественной монополии, отсутствует в реестре субъектов естественных монополий. Означает ли это, что у организации нет правового статуса субъекта естественной монополии?
(Консультация эксперта, ФАС России, 2025)Вопрос: Организация, имеющая признаки субъекта естественной монополии, отсутствует в реестре субъектов естественных монополий. Означает ли это, что у организации нет правового статуса субъекта естественной монополии?
Статья: Право на иск при оспаривании сделок, влекущих установление контроля иностранных инвесторов над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение
(Федяев Д.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 4)В качестве иллюстрации можно сослаться на п. 37 ст. 6 Закона N 57-ФЗ, относящий к стратегическим видам деятельности осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, по оказанию некоторых услуг связи и услуг в портах. До внесения в данную норму изменений Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 343-ФЗ <54> деятельность по оказанию услуг в портах РФ относилась к стратегическим видам по признаку наличия статуса естественной монополии, определявшегося согласно Федеральному закону от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <55>. Согласно комментариям чиновников самой ФАС России на момент принятия Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 343-ФЗ таковых в реестре субъектов естественных монополий присутствовало около 200 <56>. Поправки, внесенные Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 343-ФЗ, изменили подход. Хозяйственное общество, предоставляющее услуги в порту, стало считаться стратегическим, только если оно занимает доминирующее положение. Все остальные, у кого доля на рынке портовых услуг незначительная, исключались из сферы действия Закона N 57-ФЗ. В результате стратегических обществ - портов, по подсчетам ФАС России, стало почти в три раза меньше <57>.
(Федяев Д.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 4)В качестве иллюстрации можно сослаться на п. 37 ст. 6 Закона N 57-ФЗ, относящий к стратегическим видам деятельности осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, по оказанию некоторых услуг связи и услуг в портах. До внесения в данную норму изменений Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 343-ФЗ <54> деятельность по оказанию услуг в портах РФ относилась к стратегическим видам по признаку наличия статуса естественной монополии, определявшегося согласно Федеральному закону от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <55>. Согласно комментариям чиновников самой ФАС России на момент принятия Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 343-ФЗ таковых в реестре субъектов естественных монополий присутствовало около 200 <56>. Поправки, внесенные Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 343-ФЗ, изменили подход. Хозяйственное общество, предоставляющее услуги в порту, стало считаться стратегическим, только если оно занимает доминирующее положение. Все остальные, у кого доля на рынке портовых услуг незначительная, исключались из сферы действия Закона N 57-ФЗ. В результате стратегических обществ - портов, по подсчетам ФАС России, стало почти в три раза меньше <57>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Так как арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не может превышать федеральные ставки в случае, если на участках размещены объекты, предусмотренные подп. 2 ст. 49 ЗК РФ, неверен вывод судов о невозможности применения указанных ставок по причине того, что общество не включено в реестр естественных монополий. Исходя из положений ст. 3, 4, 5, 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" основополагающим признаком субъекта естественной монополии следует считать осуществление данным субъектом деятельности в условиях естественной монополии в сферах, установленных данным Законом, а не факт его включения в реестр естественных монополий, который формируется на основании информации, полученной от различных органов и организаций, а также на основании заявлений самих организаций, осуществляющих указанную деятельность.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Так как арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не может превышать федеральные ставки в случае, если на участках размещены объекты, предусмотренные подп. 2 ст. 49 ЗК РФ, неверен вывод судов о невозможности применения указанных ставок по причине того, что общество не включено в реестр естественных монополий. Исходя из положений ст. 3, 4, 5, 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" основополагающим признаком субъекта естественной монополии следует считать осуществление данным субъектом деятельности в условиях естественной монополии в сферах, установленных данным Законом, а не факт его включения в реестр естественных монополий, который формируется на основании информации, полученной от различных органов и организаций, а также на основании заявлений самих организаций, осуществляющих указанную деятельность.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника - субъекта естественной монополии банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника - субъекта естественной монополии банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Закрепление статуса государства как непосредственного (активного) участника отношений несостоятельности (банкротства) характерно для процесса несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников, имеющих важное значение для общества и государства. В частности, государство уделяет значительное внимание поддержке стратегических и градообразующих предприятий. Стремясь не допустить их банкротства, устанавливая более высокие критерии и признаки банкротства, публичная власть поддерживает также субъектов естественных монополий и сельскохозяйственные предприятия, так как их деятельность важна для всего общества в целом.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Закрепление статуса государства как непосредственного (активного) участника отношений несостоятельности (банкротства) характерно для процесса несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников, имеющих важное значение для общества и государства. В частности, государство уделяет значительное внимание поддержке стратегических и градообразующих предприятий. Стремясь не допустить их банкротства, устанавливая более высокие критерии и признаки банкротства, публичная власть поддерживает также субъектов естественных монополий и сельскохозяйственные предприятия, так как их деятельность важна для всего общества в целом.
Статья: Способы и условия заключения государственных контрактов
(Новрузова О.Б., Клевцов И.А., Шикова Е.Р.)
("Администратор суда", 2024, N 1)<6> Рубан А.О., Шевченко С.А. Естественные монополии: сущность, понятия и характерные признаки // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. N 11-3 (69). С. 28.
(Новрузова О.Б., Клевцов И.А., Шикова Е.Р.)
("Администратор суда", 2024, N 1)<6> Рубан А.О., Шевченко С.А. Естественные монополии: сущность, понятия и характерные признаки // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. N 11-3 (69). С. 28.
Статья: Компенсация за использование газопровода основного абонента при транспортировке газа
(Тарасенко В.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)Согласно письму ФАС России от 6 июля 2018 г. N АЦ/51469/18 "Об отнесении организации к субъектам естественной монополии в случае отсутствия указанной организации в реестре субъектов естественных монополий", основанному в том числе на анализе судебной практики, отнесение хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии происходит независимо от включения его в реестр субъектов естественных монополий и установления тарифов. Наличие тарифов является только косвенным признаком. При отнесении хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии оценивается его соответствие следующим признакам: 1) наличие во владении на праве собственности или ином законном основании имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности; 2) наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в ст. 4 Закона о естественных монополиях.
(Тарасенко В.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)Согласно письму ФАС России от 6 июля 2018 г. N АЦ/51469/18 "Об отнесении организации к субъектам естественной монополии в случае отсутствия указанной организации в реестре субъектов естественных монополий", основанному в том числе на анализе судебной практики, отнесение хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии происходит независимо от включения его в реестр субъектов естественных монополий и установления тарифов. Наличие тарифов является только косвенным признаком. При отнесении хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии оценивается его соответствие следующим признакам: 1) наличие во владении на праве собственности или ином законном основании имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности; 2) наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в ст. 4 Закона о естественных монополиях.