Признаки алкогольного опьянения
Подборка наиболее важных документов по запросу Признаки алкогольного опьянения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 13 "Права полиции" Федерального закона "О полиции""Исходя из положений статьи 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" факт остановки сотрудником полиции транспортного средства под управлением Ч. нельзя признать незаконным, поскольку сотрудники полиции при несении службы имеют право останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, при этом на сотрудников полиции возложены обязанности по выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений. При наличии признаков опьянения, позволяющих полагать, что водитель Ч. находится в состоянии опьянения, он обоснованно отстранен от управления транспортным средством и поскольку пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения он отказался, следует признать, что на медицинское освидетельствование на состояние опьянения Ч. направлен законно и он обязан был пройти такое освидетельствование."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 29.12.1 "Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок" КоАП РФ"Ошибочное указание судьей городского суда в вынесенном им решении признаков опьянения, выявленных у ФИО2, является явной опиской, которая может быть исправлена в порядке, предусмотренном статьей 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, существенным нарушением влияющим на выводы о законности и обоснованности вынесенного по делу постановления, а также влекущим отмену решения судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 08 августа 2023 г. не является."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы заполнения кадровых документовАкт о появлении на работе работника с признаками опьянения, вызванного приемом лекарственных препаратов >>>
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 21.10.2022 N 1882
"О порядке освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения"
(вместе с "Правилами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения")2. Должностные лица, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, - также должностные лица военной автомобильной инспекции в присутствии 2 понятых либо с применением видеозаписи проводят освидетельствование на состояние алкогольного опьянения лица, которое управляет транспортным средством соответствующего вида, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения (запах алкоголя изо рта, и (или) неустойчивость позы, и (или) нарушение речи, и (или) резкое изменение окраски кожных покровов лица, и (или) поведение, не соответствующее обстановке), а также лица, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - водитель транспортного средства).
"О порядке освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения"
(вместе с "Правилами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения")2. Должностные лица, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, - также должностные лица военной автомобильной инспекции в присутствии 2 понятых либо с применением видеозаписи проводят освидетельствование на состояние алкогольного опьянения лица, которое управляет транспортным средством соответствующего вида, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения (запах алкоголя изо рта, и (или) неустойчивость позы, и (или) нарушение речи, и (или) резкое изменение окраски кожных покровов лица, и (или) поведение, не соответствующее обстановке), а также лица, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - водитель транспортного средства).
Вопрос: Об увольнении работника за нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, если медицинское освидетельствование не проводилось и явных признаков опьянения не было.
(Письмо Роструда от 15.10.2024 N ПГ/19955-6-1)Вопрос: Законно ли увольнение с работы за нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, если медицинское освидетельствование не проводилось, а количество употребленного алкоголя было незначительным и явных признаков опьянения не было?
(Письмо Роструда от 15.10.2024 N ПГ/19955-6-1)Вопрос: Законно ли увольнение с работы за нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, если медицинское освидетельствование не проводилось, а количество употребленного алкоголя было незначительным и явных признаков опьянения не было?
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)173. Якимов А.Ю. Состояние опьянения как обязательный признак составов административных правонарушений (сравнительно-правовой анализ) // Административное право и процесс. 2014. N 10. С. 44 - 50.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)173. Якимов А.Ю. Состояние опьянения как обязательный признак составов административных правонарушений (сравнительно-правовой анализ) // Административное право и процесс. 2014. N 10. С. 44 - 50.
Готовое решение: Как уволить работника за появление на работе в нетрезвом виде (в состоянии алкогольного опьянения)
(КонсультантПлюс, 2025)зафиксируйте факт его нахождения на работе в состоянии алкогольного опьянения. Создайте приказом комиссию, которая выяснит и зафиксирует все обстоятельства, в том числе признаки опьянения работника, показания свидетелей. По результатам работы комиссии составьте акт в произвольной форме о появлении работника на работе в состоянии опьянения. Ознакомьте работника с ним под подпись (Доклад Роструда за I квартал 2021 г.). С помощью этого документа вы при необходимости сможете доказать, в каком состоянии находился работник в свое рабочее время в месте выполнения трудовых обязанностей;
(КонсультантПлюс, 2025)зафиксируйте факт его нахождения на работе в состоянии алкогольного опьянения. Создайте приказом комиссию, которая выяснит и зафиксирует все обстоятельства, в том числе признаки опьянения работника, показания свидетелей. По результатам работы комиссии составьте акт в произвольной форме о появлении работника на работе в состоянии опьянения. Ознакомьте работника с ним под подпись (Доклад Роструда за I квартал 2021 г.). С помощью этого документа вы при необходимости сможете доказать, в каком состоянии находился работник в свое рабочее время в месте выполнения трудовых обязанностей;
Статья: Доказательства состояния алкогольного опьянения работника в случаях, когда медосвидетельствование не проводилось
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 2)Направление на медицинское освидетельствование
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 2)Направление на медицинское освидетельствование
Готовое решение: Как заполнить путевой лист
(КонсультантПлюс, 2025)если по результатам послесменного, послерейсового медосмотра у работника не обнаружено признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на его здоровье, острого профзаболевания, отравления или признаков опьянения, проставляется отметка "прошел послесменный, послерейсовый медицинский осмотр";
(КонсультантПлюс, 2025)если по результатам послесменного, послерейсового медосмотра у работника не обнаружено признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на его здоровье, острого профзаболевания, отравления или признаков опьянения, проставляется отметка "прошел послесменный, послерейсовый медицинский осмотр";
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения не является признаком преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 166 УК РФ, в связи с чем оно может учитываться в качестве обстоятельства, отягчающего наказание за данное преступление <222>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения не является признаком преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 166 УК РФ, в связи с чем оно может учитываться в качестве обстоятельства, отягчающего наказание за данное преступление <222>.
Путеводитель по трудовым спорам. Спорные ситуации при увольнении в связи с появлением на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения2.1. Правомерно ли увольнение по пп. "б" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, если работник с признаками опьянения был задержан на контрольно-пропускном пункте?
Статья: Мотивы и детерминанты криминализации и декриминализации в России и Китае
(Литовченко Т.А.)
("Российский судья", 2025, N 8)Например, А.Р. Шарипова, рассматривая причины законодательных новелл уголовного законодательства, классифицирует их в следующие группы: "необходимость устранения обнаруженных противоречий законов"; "необходимость приведения нормативной регламентации в соответствие с изменившейся объективной действительностью"; "случайные" либо скрытые мотивы (а иногда и вовсе их отсутствие) <1>. К первой группе, нормотворческой, автор относит необходимость устранения противоречий норм права как внутри себя, так и друг другу. Ко второй группе мотивов относятся разнородные общественные, правовые, технические и иные факторы, которые обусловливают необходимость законодательного реагирования (например, криминализация торговли людьми). Третья группа мотивов - скрытые от общества мотивы либо бесцельные изменения. Автор подчеркивает, что в законодательных изменениях мотивы прямо не называются законодателем, однако большинство из них преследует определенную цель - усовершенствовать правоприменительную практику (например, изменения в примечании к ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации <2> вызваны необходимостью устранения правового пробела, когда лица, уклонявшиеся от медицинского освидетельствования после ДТП, но фактически находившиеся в состоянии опьянения, не привлекались к уголовной ответственности по признаку опьянения). В результате исследования делается вывод о негативных последствиях криминализируемых деяний, в которых отсутствует цель данных изменений.
(Литовченко Т.А.)
("Российский судья", 2025, N 8)Например, А.Р. Шарипова, рассматривая причины законодательных новелл уголовного законодательства, классифицирует их в следующие группы: "необходимость устранения обнаруженных противоречий законов"; "необходимость приведения нормативной регламентации в соответствие с изменившейся объективной действительностью"; "случайные" либо скрытые мотивы (а иногда и вовсе их отсутствие) <1>. К первой группе, нормотворческой, автор относит необходимость устранения противоречий норм права как внутри себя, так и друг другу. Ко второй группе мотивов относятся разнородные общественные, правовые, технические и иные факторы, которые обусловливают необходимость законодательного реагирования (например, криминализация торговли людьми). Третья группа мотивов - скрытые от общества мотивы либо бесцельные изменения. Автор подчеркивает, что в законодательных изменениях мотивы прямо не называются законодателем, однако большинство из них преследует определенную цель - усовершенствовать правоприменительную практику (например, изменения в примечании к ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации <2> вызваны необходимостью устранения правового пробела, когда лица, уклонявшиеся от медицинского освидетельствования после ДТП, но фактически находившиеся в состоянии опьянения, не привлекались к уголовной ответственности по признаку опьянения). В результате исследования делается вывод о негативных последствиях криминализируемых деяний, в которых отсутствует цель данных изменений.