Привлечение третьих лиц 44 фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение третьих лиц 44 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.07.2024 N 02АП-3993/2024 по делу N А28-14028/2023
Требование: О признании недействительными контрактов на выполнение работ, договора купли-продажи лесоматериалов.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.Отсутствие законодательных ограничений для привлечения автономными учреждениями к выполнению государственного задания третьих лиц не исключает необходимости соблюдения требований, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, поскольку выполнение государственного задания обеспечивает публичные потребности, а не нужды автономного учреждения и финансируется за счет бюджетных средств, выделенных на эти цели.
Требование: О признании недействительными контрактов на выполнение работ, договора купли-продажи лесоматериалов.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.Отсутствие законодательных ограничений для привлечения автономными учреждениями к выполнению государственного задания третьих лиц не исключает необходимости соблюдения требований, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, поскольку выполнение государственного задания обеспечивает публичные потребности, а не нужды автономного учреждения и финансируется за счет бюджетных средств, выделенных на эти цели.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.03.2023 N Ф01-5937/2022 по делу N А28-3864/2022
Требование: О признании недействительными заключенного с учреждением контракта на осуществление санитарных рубок и договора купли-продажи лесоматериалов.
Обстоятельства: Предприниматель выполнил предусмотренные контрактом работы, а впоследствии учреждение продало ему лесоматериалы. Прокурор заявил, что оспариваемые контракт и договор являются взаимосвязанными сделками и заключены с нарушением закона.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что сделки носили притворный характер и были заключены без проведения конкурентных процедур с целью отчуждения лесных насаждений при проведении учреждением защитных мероприятий по охране лесов.Отсутствие законодательных ограничений для привлечения автономными учреждениями к выполнению государственного задания третьих лиц не исключает необходимости соблюдения требований, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, поскольку выполнение государственного задания обеспечивает публичные потребности, а не нужды автономного учреждения и финансируется за счет бюджетных средств, выделенных на эти цели.
Требование: О признании недействительными заключенного с учреждением контракта на осуществление санитарных рубок и договора купли-продажи лесоматериалов.
Обстоятельства: Предприниматель выполнил предусмотренные контрактом работы, а впоследствии учреждение продало ему лесоматериалы. Прокурор заявил, что оспариваемые контракт и договор являются взаимосвязанными сделками и заключены с нарушением закона.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что сделки носили притворный характер и были заключены без проведения конкурентных процедур с целью отчуждения лесных насаждений при проведении учреждением защитных мероприятий по охране лесов.Отсутствие законодательных ограничений для привлечения автономными учреждениями к выполнению государственного задания третьих лиц не исключает необходимости соблюдения требований, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, поскольку выполнение государственного задания обеспечивает публичные потребности, а не нужды автономного учреждения и финансируется за счет бюджетных средств, выделенных на эти цели.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Государственный, муниципальный контракт
(КонсультантПлюс, 2025)Подрядчику (исполнителю) может понадобиться привлечь субподрядчиков (иных исполнителей) для того, чтобы надлежаще исполнить обязательства. Есть случаи, когда Закон N 44-ФЗ позволяет ограничить привлечение третьих лиц к исполнению. Например, при выполнении некоторых видов строительных работ ваш подрядчик обязан выполнить не менее четверти объема работ самостоятельно (пп. "б" п. 2 Постановления Правительства РФ N 570). Ограничить привлечение третьих лиц можно и по контрактам, заключенным на выполнение работ, оказание услуг, указанных в ч. 29.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Подрядчику (исполнителю) может понадобиться привлечь субподрядчиков (иных исполнителей) для того, чтобы надлежаще исполнить обязательства. Есть случаи, когда Закон N 44-ФЗ позволяет ограничить привлечение третьих лиц к исполнению. Например, при выполнении некоторых видов строительных работ ваш подрядчик обязан выполнить не менее четверти объема работ самостоятельно (пп. "б" п. 2 Постановления Правительства РФ N 570). Ограничить привлечение третьих лиц можно и по контрактам, заключенным на выполнение работ, оказание услуг, указанных в ч. 29.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.2010 N 2-П
"По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 3 и пункта 4 статьи 44 Федерального закона "Об акционерных обществах" в связи с жалобами открытых акционерных обществ "Газпром", "Газпром нефть", "Оренбургнефть" и Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО)"4. Как свидетельствует практика применения пункта 4 статьи 44 Федерального закона "Об акционерных обществах" (в том числе судебные акты по делам заявителей по настоящему делу), сложившаяся до внесения в него дополнений, предусматривающих использование механизма солидарной ответственности акционерного общества и регистратора, арбитражные суды возлагали ответственность за необоснованное списание акций с лицевого счета акционера на общество, руководствуясь данной нормой во взаимосвязи со статьей 403 ГК Российской Федерации, согласно которой должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, как за свое собственное. Тем самым с привлечением указанной гражданско-правовой конструкции положение пункта 4 статьи 44 Федерального закона "Об акционерных обществах" получало нормативное наполнение, чем устранялась некоторая неопределенность его содержания.
"По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 3 и пункта 4 статьи 44 Федерального закона "Об акционерных обществах" в связи с жалобами открытых акционерных обществ "Газпром", "Газпром нефть", "Оренбургнефть" и Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО)"4. Как свидетельствует практика применения пункта 4 статьи 44 Федерального закона "Об акционерных обществах" (в том числе судебные акты по делам заявителей по настоящему делу), сложившаяся до внесения в него дополнений, предусматривающих использование механизма солидарной ответственности акционерного общества и регистратора, арбитражные суды возлагали ответственность за необоснованное списание акций с лицевого счета акционера на общество, руководствуясь данной нормой во взаимосвязи со статьей 403 ГК Российской Федерации, согласно которой должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, как за свое собственное. Тем самым с привлечением указанной гражданско-правовой конструкции положение пункта 4 статьи 44 Федерального закона "Об акционерных обществах" получало нормативное наполнение, чем устранялась некоторая неопределенность его содержания.
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.06.2018 N 24-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Звягинцева"Решением Кировского районного суда города Томска от 9 ноября 2016 года (с учетом дополнительного решения от 29 декабря 2016 года) исковые требования А.П. Звягинцева к ООО "Страховая компания "ВТБ Страхование" и МВД России о взыскании страховой суммы и неустойки оставлены без удовлетворения на том основании, что инвалидность была установлена истцу до истечения одного года после увольнения со службы, однако само увольнение произошло за пределами срока действия заключенного с указанной страховой компанией государственного контракта и что МВД России по итогам конкурсных процедур, проведенных согласно требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", 12 сентября 2016 года заключило соответствующий государственный контракт со страховой организацией ООО "Страховая компания "Арсеналъ", о чем истец был извещен письмом от 21 сентября 2016 года. Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ООО "Страховая компания "Арсеналъ" сообщило суду в письменном отзыве, что А.П. Звягинцев вправе в рамках этого государственного контракта обратиться за страховым возмещением, которое он не получил, поскольку необходимые для его выплаты документы в страховую организацию не поступали.
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Звягинцева"Решением Кировского районного суда города Томска от 9 ноября 2016 года (с учетом дополнительного решения от 29 декабря 2016 года) исковые требования А.П. Звягинцева к ООО "Страховая компания "ВТБ Страхование" и МВД России о взыскании страховой суммы и неустойки оставлены без удовлетворения на том основании, что инвалидность была установлена истцу до истечения одного года после увольнения со службы, однако само увольнение произошло за пределами срока действия заключенного с указанной страховой компанией государственного контракта и что МВД России по итогам конкурсных процедур, проведенных согласно требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", 12 сентября 2016 года заключило соответствующий государственный контракт со страховой организацией ООО "Страховая компания "Арсеналъ", о чем истец был извещен письмом от 21 сентября 2016 года. Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ООО "Страховая компания "Арсеналъ" сообщило суду в письменном отзыве, что А.П. Звягинцев вправе в рамках этого государственного контракта обратиться за страховым возмещением, которое он не получил, поскольку необходимые для его выплаты документы в страховую организацию не поступали.
Путеводитель по спорам в сфере закупок (44-ФЗ). Требование о наличии у участника закупки на строительство лицензии на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасностиПравомерность такого требования вызывает споры. Обусловлено это тем, что его предъявление лишает возможности участвовать в закупках субъектов строительного рынка (генеральных подрядчиков, руководящих всем процессом строительных работ и контролирующих его), привлекающих к отдельным работам (для проведения которых необходима лицензия) третьих лиц (субподрядчиков). В то же время установление в документах по закупке требований, предусмотренных законодательством к лицам, которые выполняют соответствующие виды работ, согласно перечисленным выше нормам Закона N 44-ФЗ, является обязанностью заказчика.
Готовое решение: Как предоставить преференции участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если заключаете контракт с единственным поставщиком - организацией УИС на основании п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, а указанная организация привлекает третьих лиц для исполнения контракта, такие действия, полагаем, могут быть расценены как нарушение.
(КонсультантПлюс, 2025)Если заключаете контракт с единственным поставщиком - организацией УИС на основании п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, а указанная организация привлекает третьих лиц для исполнения контракта, такие действия, полагаем, могут быть расценены как нарушение.
Статья: Административная практика
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 4)Заявитель сообщает, что извещение о проведении закупки содержит нарушения Закона N 44-ФЗ: описание объекта закупки содержит указание на самостоятельное оказание исполнителем услуг по вывозу, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов, без привлечения третьих лиц, что нарушает ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 4)Заявитель сообщает, что извещение о проведении закупки содержит нарушения Закона N 44-ФЗ: описание объекта закупки содержит указание на самостоятельное оказание исполнителем услуг по вывозу, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов, без привлечения третьих лиц, что нарушает ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Статья: Проблема компетенции чрезвычайного арбитра
(Логунов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 2)15. Лысов С.В. Привлечение третьих лиц к участию в разбирательстве в международном коммерческом арбитраже // Третейский суд. 2016. N 4/5. С. 114.
(Логунов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 2)15. Лысов С.В. Привлечение третьих лиц к участию в разбирательстве в международном коммерческом арбитраже // Третейский суд. 2016. N 4/5. С. 114.
Статья: Автономное учреждение: выбор надлежащего режима закупок при выполнении государственного задания
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)Приняв решение выполнить государственное задание силами привлеченного третьего лица, автономное учреждение было обязано при закупке услуг следовать установленным для публичного органа власти правилам, которые в силу ч. 4 ст. 19 ЛК РФ определяются исключительно Законом N 44-ФЗ.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)Приняв решение выполнить государственное задание силами привлеченного третьего лица, автономное учреждение было обязано при закупке услуг следовать установленным для публичного органа власти правилам, которые в силу ч. 4 ст. 19 ЛК РФ определяются исключительно Законом N 44-ФЗ.
Готовое решение: Как создать контрактную службу для закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)гражданско-правовую. Как и при дисциплинарной ответственности, Закон N 44-ФЗ не устанавливает какие-либо особенности привлечения к ответственности за ущерб, причиненный заказчику. Она наступает по общим основаниям. В частности, если вы возместили по ст. 1068 ГК РФ вред, причиненный третьим лицам неправомерными действиями сотрудников контрактной службы, вы имеете право обратного требования (регресса) к последним на основании п. 1 ст. 1081 ГК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)гражданско-правовую. Как и при дисциплинарной ответственности, Закон N 44-ФЗ не устанавливает какие-либо особенности привлечения к ответственности за ущерб, причиненный заказчику. Она наступает по общим основаниям. В частности, если вы возместили по ст. 1068 ГК РФ вред, причиненный третьим лицам неправомерными действиями сотрудников контрактной службы, вы имеете право обратного требования (регресса) к последним на основании п. 1 ст. 1081 ГК РФ.
Вопрос: О расширенном банковском сопровождении контрактов и обеспечении банком оказания агентских услуг при осуществлении строительного контроля (технического (технологического) надзора) с 13.02.2025.
(Письмо Минфина России от 27.05.2025 N 02-12-10/51968)Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2025 г. N 106 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в Правила N 963 внесены изменения, предусматривающие в том числе исключение условия об обеспечении банком (в том числе с привлечением третьих лиц) оказания агентских услуг при осуществлении строительного контроля и (или) технического (технологического) надзора из условий контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, заключенного между заказчиком и поставщиком в порядке, установленном Федеральным законом N 44-ФЗ, подлежащего банковскому сопровождению (далее - сопровождаемый контракт).
(Письмо Минфина России от 27.05.2025 N 02-12-10/51968)Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2025 г. N 106 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в Правила N 963 внесены изменения, предусматривающие в том числе исключение условия об обеспечении банком (в том числе с привлечением третьих лиц) оказания агентских услуг при осуществлении строительного контроля и (или) технического (технологического) надзора из условий контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, заключенного между заказчиком и поставщиком в порядке, установленном Федеральным законом N 44-ФЗ, подлежащего банковскому сопровождению (далее - сопровождаемый контракт).
Готовое решение: Как провести закупку по 223-ФЗ у единственного поставщика
(КонсультантПлюс, 2025)Это основание актуально в случаях, когда вы сами выступаете в качестве исполнителя по договору с третьим лицом (в особенности по госконтракту, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ) и проведение конкурентной закупки может привести к несвоевременному исполнению вами обязательств. Также по этому основанию вы сможете соблюсти специальные условия договора, например о привлечении малого бизнеса в качестве субподрядчиков;
(КонсультантПлюс, 2025)Это основание актуально в случаях, когда вы сами выступаете в качестве исполнителя по договору с третьим лицом (в особенности по госконтракту, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ) и проведение конкурентной закупки может привести к несвоевременному исполнению вами обязательств. Также по этому основанию вы сможете соблюсти специальные условия договора, например о привлечении малого бизнеса в качестве субподрядчиков;
Ситуация: Какие основания для закупки у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ можно предусмотреть в положении о закупке
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Это основание актуально в случаях, когда заказчик выступает в качестве исполнителя по договору с третьим лицом (в особенности по госконтракту, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Это основание актуально в случаях, когда заказчик выступает в качестве исполнителя по договору с третьим лицом (в особенности по госконтракту, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ).
Статья: Уклонение участника закупки от заключения контракта
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)(Каких-либо требований, связанных с заключением контракта (об обязании совершить действия, нечинении препятствий и т.п.), к заказчику победителем аукциона ни в судебном, ни в претензионном порядке не заявлялось. По делам, рассмотренным арбитражным судом, победителем аукциона оспаривались предписание, решение антимонопольного органа. Заказчик по данным делам являлся третьим лицом, привлеченным к участию в одном из них судом по собственной инициативе.
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)(Каких-либо требований, связанных с заключением контракта (об обязании совершить действия, нечинении препятствий и т.п.), к заказчику победителем аукциона ни в судебном, ни в претензионном порядке не заявлялось. По делам, рассмотренным арбитражным судом, победителем аукциона оспаривались предписание, решение антимонопольного органа. Заказчик по данным делам являлся третьим лицом, привлеченным к участию в одном из них судом по собственной инициативе.