Привлечение специалиста при внп
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение специалиста при внп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 82 "Общие положения о налоговом контроле" НК РФ"Из материалов дела следует, что выездная налоговая проверка проводится до настоящего времени, в связи с чем довод общества о не привлечении экспертов и специалистов не свидетельствуют о невозможности проведения планируемых мероприятий налогового контроля."
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25.04.2024 N 77-1579/2024 (УИД 63RS0040-01-2019-004460-47)
Оправдательный приговор: по п. "б" ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Оценивая акт выездной налоговой проверки N от ДД.ММ.ГГГГ ООО "<данные изъяты>", решение N о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, заключение специалиста-ревизора 8 отдела УЭБ и ПК ГУ МВД России по <адрес> N от ДД.ММ.ГГГГ, суд пришел к выводу о невозможности принятия их в качестве доказательств.
Оправдательный приговор: по п. "б" ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Оценивая акт выездной налоговой проверки N от ДД.ММ.ГГГГ ООО "<данные изъяты>", решение N о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, заключение специалиста-ревизора 8 отдела УЭБ и ПК ГУ МВД России по <адрес> N от ДД.ММ.ГГГГ, суд пришел к выводу о невозможности принятия их в качестве доказательств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговые преступления и судебная налоговая экспертиза как необходимый инструмент их выявления и раскрытия
(Жильцова Ю.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 6)Налоговая экспертиза может быть назначена на основании постановления должностного лица налогового органа еще до возбуждения уголовного дела. Для проведения экспертизы требуются многочисленные знания по налогам, налоговому учету, бухгалтерскому финансовому учету, бухгалтерскому бюджетному учету, а также специализированным бухгалтерским программам. Налоговое законодательство предоставляет налоговому инспектору право привлечь специалиста для проведения выездных и камеральных налоговых проверок, но не уточняет его специализацию. При привлечении специалистов налоговый инспектор также участвует в исследовании. По нашему мнению, такими специалистами могут быть бухгалтеры и аудиторы со стажем работы по специальности более пяти лет.
(Жильцова Ю.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 6)Налоговая экспертиза может быть назначена на основании постановления должностного лица налогового органа еще до возбуждения уголовного дела. Для проведения экспертизы требуются многочисленные знания по налогам, налоговому учету, бухгалтерскому финансовому учету, бухгалтерскому бюджетному учету, а также специализированным бухгалтерским программам. Налоговое законодательство предоставляет налоговому инспектору право привлечь специалиста для проведения выездных и камеральных налоговых проверок, но не уточняет его специализацию. При привлечении специалистов налоговый инспектор также участвует в исследовании. По нашему мнению, такими специалистами могут быть бухгалтеры и аудиторы со стажем работы по специальности более пяти лет.
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)В Постановлении ФАС СЗО от 29 октября 2009 г. по делу N А56-58081/2008 было отмечено: "...налоговый орган не учитывает, что заключение специалиста, привлеченного для оказания содействия в осуществлении выездной налоговой проверки, не может иметь определяющего доказательственного значения, поскольку в полномочия этого лица не входит выдача каких-либо заключений (статья 96 НК РФ).
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)В Постановлении ФАС СЗО от 29 октября 2009 г. по делу N А56-58081/2008 было отмечено: "...налоговый орган не учитывает, что заключение специалиста, привлеченного для оказания содействия в осуществлении выездной налоговой проверки, не может иметь определяющего доказательственного значения, поскольку в полномочия этого лица не входит выдача каких-либо заключений (статья 96 НК РФ).
Нормативные акты
Приказ МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009
(ред. от 12.11.2013)
"Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений"
(вместе с "Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок", "Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения", "Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления")
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2009 N 14675)В случае, если сотрудники органов внутренних дел привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, акт выездной налоговой проверки, а также документы, указанные в пунктах 18, 19, 21 настоящей Инструкции, в орган внутренних дел не направляются.
(ред. от 12.11.2013)
"Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений"
(вместе с "Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок", "Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения", "Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления")
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2009 N 14675)В случае, если сотрудники органов внутренних дел привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, акт выездной налоговой проверки, а также документы, указанные в пунктах 18, 19, 21 настоящей Инструкции, в орган внутренних дел не направляются.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2016 N 2153-О
"По запросу Железнодорожного районного суда города Рязани о проверке конституционности пунктов 2 и 3 статьи 1 Федерального закона от 22 октября 2014 года N 308-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"Так, должностные лица налоговых органов наделены полномочиями осуществлять налоговый контроль посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 82 данного Кодекса). В частности, при проведении выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов получают доступ на территорию или в помещение, могут провести инвентаризацию имущества, осмотр объектов, истребование и выемку документов, получить показания свидетелей, назначить экспертизу и привлечь специалиста (пункты 12, 13 и 14 статьи 89, статьи 90, 91, 92, 93, 95 и 96 данного Кодекса). По результатам налогового контроля налоговые органы могут установить факт нарушения законодательства о налогах и сборах как основание для привлечения лица к ответственности (пункт 3 статьи 108 данного Кодекса), а также, установив недоимку, размер которой позволяет предполагать факт такого нарушения, содержащего признаки преступления, обязаны направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о налоговых преступлениях, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (пункт 3 статьи 32 и пункт 15.1 статьи 101 данного Кодекса). При этом согласно пункту 4 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
"По запросу Железнодорожного районного суда города Рязани о проверке конституционности пунктов 2 и 3 статьи 1 Федерального закона от 22 октября 2014 года N 308-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"Так, должностные лица налоговых органов наделены полномочиями осуществлять налоговый контроль посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 82 данного Кодекса). В частности, при проведении выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов получают доступ на территорию или в помещение, могут провести инвентаризацию имущества, осмотр объектов, истребование и выемку документов, получить показания свидетелей, назначить экспертизу и привлечь специалиста (пункты 12, 13 и 14 статьи 89, статьи 90, 91, 92, 93, 95 и 96 данного Кодекса). По результатам налогового контроля налоговые органы могут установить факт нарушения законодательства о налогах и сборах как основание для привлечения лица к ответственности (пункт 3 статьи 108 данного Кодекса), а также, установив недоимку, размер которой позволяет предполагать факт такого нарушения, содержащего признаки преступления, обязаны направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о налоговых преступлениях, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (пункт 3 статьи 32 и пункт 15.1 статьи 101 данного Кодекса). При этом согласно пункту 4 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Статья: Комментарий к Постановлению Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.03.2025 по делу N А33-16691/2023 <Если возражения к акту приняты, не имеет значения, когда он был направлен>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8)- сделан неверный вывод, что ряд контрагентов общества - "технические" компании и сторонами создан фиктивный документооборот с целью неуплаты НДС и налога на прибыль. Ведь данные бизнес-партнеры, зарекомендовавшие себя как надежные контрагенты, являются независимыми от заявителя организациями. Проверяющими не привлечены специалисты, способные достоверно определить, какими ресурсами должны располагать исполнители для оказания услуг заявителю;
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8)- сделан неверный вывод, что ряд контрагентов общества - "технические" компании и сторонами создан фиктивный документооборот с целью неуплаты НДС и налога на прибыль. Ведь данные бизнес-партнеры, зарекомендовавшие себя как надежные контрагенты, являются независимыми от заявителя организациями. Проверяющими не привлечены специалисты, способные достоверно определить, какими ресурсами должны располагать исполнители для оказания услуг заявителю;
Статья: Экспертиза налоговой реконструкции - перспективный способ защиты прав налогоплательщиков
(Крохина Ю.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 4)Согласно части 1 ст. 95 Налогового кодекса Российской Федерации <1> в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.
(Крохина Ю.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 4)Согласно части 1 ст. 95 Налогового кодекса Российской Федерации <1> в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)- вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы для дачи пояснений в связи с выездной налоговой проверкой;
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)- вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы для дачи пояснений в связи с выездной налоговой проверкой;
Статья: Субсидиарная ответственность - размер имеет значение
(Некрасов А.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Также важно на этапе выездной налоговой проверки не совершать действия, которые впоследствии могут привести к негативным последствиям, в том числе в процедуре банкротства.
(Некрасов А.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Также важно на этапе выездной налоговой проверки не совершать действия, которые впоследствии могут привести к негативным последствиям, в том числе в процедуре банкротства.
Готовое решение: Виды налоговых проверок
(КонсультантПлюс, 2025)При выездной проверке гораздо чаще используют мероприятия налогового контроля и прибегают к более разнообразным их видам. Так, проверяющие могут (п. п. 9, 12, 13, 14 ст. 89, ст. ст. 90 - 97 НК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)При выездной проверке гораздо чаще используют мероприятия налогового контроля и прибегают к более разнообразным их видам. Так, проверяющие могут (п. п. 9, 12, 13, 14 ст. 89, ст. ст. 90 - 97 НК РФ):
Статья: Комментарий к статье 94 НК РФ "Выемка документов и предметов"
(Черезов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)НК РФ устанавливает право налоговых органов привлекать для проведения налогового контроля специалистов, включая случаи производства выемки документов и предметов в рамках выездной налоговой проверки (подпункт 11 пункта 1 статьи 31, пункт 3 статьи 92, пункт 3 статьи 94, статья 96, пункт 4 статьи 101 НК РФ). Соответственно, их приглашение зависит от усмотрения должностных лиц налоговых органов, производящих данное процессуальное действие, и они отнесены НК РФ (пункт 3 статьи 94) к категории лиц, участие которых не является обязательным. Вовлечение специалиста в контрольную деятельность реализуется посредством заключения договора налогового органа с ним и не оформляется какими-либо процессуальными документами согласно статье 96 НК РФ.
(Черезов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)НК РФ устанавливает право налоговых органов привлекать для проведения налогового контроля специалистов, включая случаи производства выемки документов и предметов в рамках выездной налоговой проверки (подпункт 11 пункта 1 статьи 31, пункт 3 статьи 92, пункт 3 статьи 94, статья 96, пункт 4 статьи 101 НК РФ). Соответственно, их приглашение зависит от усмотрения должностных лиц налоговых органов, производящих данное процессуальное действие, и они отнесены НК РФ (пункт 3 статьи 94) к категории лиц, участие которых не является обязательным. Вовлечение специалиста в контрольную деятельность реализуется посредством заключения договора налогового органа с ним и не оформляется какими-либо процессуальными документами согласно статье 96 НК РФ.
Статья: Зависимость сроков процессуальных проверок по сообщениям о совершении налоговых проверок от информации, содержащейся в материалах налоговых органов
(Горобец Д.Г.)
("Юрист", 2021, N 12)Полномочия налоговых органов, порядок и средства проведения камеральных и выездных налоговых проверок, установленные налоговым законодательством, достаточны и эффективны для выявления факта нарушения налогового законодательства. Примечательна их схожесть с проверочными и следственными действиями, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Допрос в качестве свидетеля физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 НК РФ), осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов (п. 1 ст. 92 НК РФ), истребование у проверяемого лица необходимых для проверки документов (п. 1 ст. 93 НК РФ), выемка документов и предметов (п. 1 ст. 94 НК РФ), привлечение эксперта и специалиста (ст. 95 и 96 НК РФ) позволяют установить общественно опасное действие - нарушение налогового законодательства и его последствие - неуплату налогов, причинную связь между ними, а также способ, место и время их совершения. По сути, налоговыми проверками (камеральными и выездными) устанавливаются обстоятельства, образующие объективную сторону налогового преступления (разумеется, речь идет о налоговых нарушениях, повлекших непоступление в бюджет налогов в уголовно наказуемых размерах). Формализуются результаты налоговых проверок в актах налоговых проверок и решениях о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения <2>.
(Горобец Д.Г.)
("Юрист", 2021, N 12)Полномочия налоговых органов, порядок и средства проведения камеральных и выездных налоговых проверок, установленные налоговым законодательством, достаточны и эффективны для выявления факта нарушения налогового законодательства. Примечательна их схожесть с проверочными и следственными действиями, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Допрос в качестве свидетеля физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 НК РФ), осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов (п. 1 ст. 92 НК РФ), истребование у проверяемого лица необходимых для проверки документов (п. 1 ст. 93 НК РФ), выемка документов и предметов (п. 1 ст. 94 НК РФ), привлечение эксперта и специалиста (ст. 95 и 96 НК РФ) позволяют установить общественно опасное действие - нарушение налогового законодательства и его последствие - неуплату налогов, причинную связь между ними, а также способ, место и время их совершения. По сути, налоговыми проверками (камеральными и выездными) устанавливаются обстоятельства, образующие объективную сторону налогового преступления (разумеется, речь идет о налоговых нарушениях, повлекших непоступление в бюджет налогов в уголовно наказуемых размерах). Формализуются результаты налоговых проверок в актах налоговых проверок и решениях о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения <2>.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамНалоговые органы вправе привлекать для участия в налоговых проверках (как камеральных, так и выездных) специалистов (пп. 11 п. 1 ст. 31, п. 3 ст. 92, п. 3 ст. 94, ст. 96, п. 4 ст. 101 НК РФ).
Статья: Направления взаимодействия правоохранительных, экспертных и контролирующих органов при проведении мероприятий налогового контроля в отечественной практике
(Анищенко Е.В., Советов Д.И.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)Подпунктом 3 п. 9 ст. 89 НК РФ предусмотрено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для проведения экспертиз.
(Анищенко Е.В., Советов Д.И.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)Подпунктом 3 п. 9 ст. 89 НК РФ предусмотрено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для проведения экспертиз.