Привлечение к исполнению обязанностей судьи
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение к исполнению обязанностей судьи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Оплата проезда в отпуск госслужащим
(КонсультантПлюс, 2025)В обоснование требований указала, что... привлекалась для исполнения обязанностей судьи с 18 января 2021 года сроком на один год. Приказом... ей предоставлялся очередной оплачиваемый отпуск... По прибытии из отпуска она предоставила ответчику авансовый отчет... на сумму 34801,68 руб. Однако авансовый отчет возвращен ей без исполнения с предложением дополнить его справкой о стоимости перелета по тарифу экономического класса... Считает отказ ответчика в части непринятия авансового отчета и понуждение к представлению справки о стоимости перелета по тарифу экономического класса... незаконными.
(КонсультантПлюс, 2025)В обоснование требований указала, что... привлекалась для исполнения обязанностей судьи с 18 января 2021 года сроком на один год. Приказом... ей предоставлялся очередной оплачиваемый отпуск... По прибытии из отпуска она предоставила ответчику авансовый отчет... на сумму 34801,68 руб. Однако авансовый отчет возвращен ей без исполнения с предложением дополнить его справкой о стоимости перелета по тарифу экономического класса... Считает отказ ответчика в части непринятия авансового отчета и понуждение к представлению справки о стоимости перелета по тарифу экономического класса... незаконными.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 30.6 "Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении" КоАП РФ"Судья городского суда, осуществляя пересмотр дела в порядке ст. 30.6 КоАП РФ не учел, что разрешение жалобы предполагает ее рассмотрение по существу дела и возлагает на суд обязанность проверки обоснованности привлечения лица к административной ответственности с полным исследованием доказательной базы, проверки доводов жалобы, а между тем, судья фактически не исследовал материалы дела, согласившись с выводами мирового судьи без их надлежащей судебной проверки и правового анализа доводов, названных в жалобе, не установил фактические обстоятельства дела, и не определил в предмет доказывания юридически важные и значимые обстоятельства, доказанность которых или отсутствие такового позволило бы судье сформировать верное, объективное правовое мнение и сделать законные и обоснованные выводы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о направлениях воздействия экстраординарных (кризисных) ситуаций на судебную систему
(Мордасова Е.А.)
("Мировой судья", 2025, N 9)Таким образом, противодействие экстраординарным ситуациям организационного направления воздействия и обеспечение непрерывности функционирования органов судебной власти могут быть осуществлены посредством: изменения места осуществления деятельности суда и перемещения судей и сотрудников аппарата суда для осуществления деятельности в безопасных условиях; привлечения к исполнению обязанности судьи судей, находящихся в отставке; применения руководством судов организационных мер, необходимых в каждой конкретной ситуации, на основании заранее разработанных инструкций и методических рекомендаций (для обеспечения безопасности сотрудников суда и участников процессов, решения кадровых вопросов, распределения судебной нагрузки, создания необходимых условий для функционирования судебного учреждения и информирования населения о деятельности судов и др.).
(Мордасова Е.А.)
("Мировой судья", 2025, N 9)Таким образом, противодействие экстраординарным ситуациям организационного направления воздействия и обеспечение непрерывности функционирования органов судебной власти могут быть осуществлены посредством: изменения места осуществления деятельности суда и перемещения судей и сотрудников аппарата суда для осуществления деятельности в безопасных условиях; привлечения к исполнению обязанности судьи судей, находящихся в отставке; применения руководством судов организационных мер, необходимых в каждой конкретной ситуации, на основании заранее разработанных инструкций и методических рекомендаций (для обеспечения безопасности сотрудников суда и участников процессов, решения кадровых вопросов, распределения судебной нагрузки, создания необходимых условий для функционирования судебного учреждения и информирования населения о деятельности судов и др.).
Статья: Материальное обеспечение судьи в отставке: некоторые проблемы правового регулирования
(Серенко С.Б.)
("Российский судья", 2022, N 5)Прежде всего следовало бы предусмотреть в ст. 13 Закона о статусе судей такое основание для приостановления отставки, как привлечение к исполнению обязанности судьи. В этом случае появляется возможность, во-первых, уравнять в правовом статусе действующего судью с правом на получение ЕПС и судью в отставке, получающего ЕПС, поскольку последний, наравне с получением денежного вознаграждения судьи, должен иметь право не на получение ЕПС, а на надбавку в размере 50% ЕПС.
(Серенко С.Б.)
("Российский судья", 2022, N 5)Прежде всего следовало бы предусмотреть в ст. 13 Закона о статусе судей такое основание для приостановления отставки, как привлечение к исполнению обязанности судьи. В этом случае появляется возможность, во-первых, уравнять в правовом статусе действующего судью с правом на получение ЕПС и судью в отставке, получающего ЕПС, поскольку последний, наравне с получением денежного вознаграждения судьи, должен иметь право не на получение ЕПС, а на надбавку в размере 50% ЕПС.
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"6) дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей Верховного Суда Российской Федерации, кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов;
(ред. от 23.07.2025)
"Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"6) дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей Верховного Суда Российской Федерации, кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов;
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"3. Привлечение судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи производится на основании решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению председателя соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей и документа, свидетельствующего об отсутствии у судьи, находящегося в отставке, заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"3. Привлечение судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи производится на основании решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению председателя соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей и документа, свидетельствующего об отсутствии у судьи, находящегося в отставке, заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
Статья: Особенности правового статуса судьи в отставке
(Уваров С.Ю.)
("Судья", 2020, N 12)Согласно ст. 8 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" <3> судье, находящемуся в отставке и привлеченному к исполнению обязанности судьи Российской Федерации, выплачиваются в полном размере ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячное денежное вознаграждение, ежеквартальное денежное поощрение и другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(Уваров С.Ю.)
("Судья", 2020, N 12)Согласно ст. 8 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" <3> судье, находящемуся в отставке и привлеченному к исполнению обязанности судьи Российской Федерации, выплачиваются в полном размере ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячное денежное вознаграждение, ежеквартальное денежное поощрение и другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей Верховного Суда РФ, кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов;
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей Верховного Суда РФ, кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов;
Статья: К вопросу об актуализации использования института судебного примирения
(Тимофеев Ю.А.)
("Российский судья", 2024, N 12)Подводя итоги, можно сказать, что поиск путей активизации использования судебного примирения имеет крайне важное практическое значение для раскрытия потенциала этой примирительной процедуры и перенаправления задачи судопроизводства в сторону содействия сторонам в мирном урегулировании споров. Приобрел актуальность вопрос изменения способа формирования корпуса судебных примирителей. Включение в состав судебных примирителей, кроме судей в отставке, еще и работников аппарата судов на востребованность процедуры вряд ли повлияет положительно, а, скорее, наоборот, разрушит специфическую особенность российской модели. Именно авторитет, знания, навыки, профессиональный и житейский опыт судей в отставке уже являются и в дальнейшем станут локомотивом продвижения российской модели судебного примирения, и отказ от этого - это недопустимый шаг назад. Необходимо продумывать способы, стимулирующие добровольное участие пребывающих в отставке судей в судебном примирении, повышение их заинтересованности к занятию этой профессиональной деятельностью. Для этого требуется устранение излишних бюрократических барьеров для привлечения судей в отставке к исполнению обязанностей судебных примирителей. Право проводить судебное примирение должно стать неотъемлемой частью правового статуса пребывающего в отставке судьи, оно должно быть закреплено в Законе о статусе судей, и его реализация должна определяться не решениями должностных лиц органов судебной власти, а исключительно волеизъявлением самого судьи в отставке, что, конечно, не должно исключать контроль за качеством исполнения им принятых на себя обязанностей со стороны органов судейского сообщества, включая право отстранить пребывающего в отставке судью от их исполнения по установленным в законе основаниям. Для изъявляющих согласие принимать участие в такой деятельности судей в отставке необходимо создать достойные условия для проведения примирительных процедур, предоставить организационные и материальные гарантии профессиональной деятельности, в том числе и в части установления справедливого и достойного высокого статуса судьи размера вознаграждения за осуществление достаточно сложной профессиональной деятельности по содействию сторонам конфликта в его мирном урегулировании.
(Тимофеев Ю.А.)
("Российский судья", 2024, N 12)Подводя итоги, можно сказать, что поиск путей активизации использования судебного примирения имеет крайне важное практическое значение для раскрытия потенциала этой примирительной процедуры и перенаправления задачи судопроизводства в сторону содействия сторонам в мирном урегулировании споров. Приобрел актуальность вопрос изменения способа формирования корпуса судебных примирителей. Включение в состав судебных примирителей, кроме судей в отставке, еще и работников аппарата судов на востребованность процедуры вряд ли повлияет положительно, а, скорее, наоборот, разрушит специфическую особенность российской модели. Именно авторитет, знания, навыки, профессиональный и житейский опыт судей в отставке уже являются и в дальнейшем станут локомотивом продвижения российской модели судебного примирения, и отказ от этого - это недопустимый шаг назад. Необходимо продумывать способы, стимулирующие добровольное участие пребывающих в отставке судей в судебном примирении, повышение их заинтересованности к занятию этой профессиональной деятельностью. Для этого требуется устранение излишних бюрократических барьеров для привлечения судей в отставке к исполнению обязанностей судебных примирителей. Право проводить судебное примирение должно стать неотъемлемой частью правового статуса пребывающего в отставке судьи, оно должно быть закреплено в Законе о статусе судей, и его реализация должна определяться не решениями должностных лиц органов судебной власти, а исключительно волеизъявлением самого судьи в отставке, что, конечно, не должно исключать контроль за качеством исполнения им принятых на себя обязанностей со стороны органов судейского сообщества, включая право отстранить пребывающего в отставке судью от их исполнения по установленным в законе основаниям. Для изъявляющих согласие принимать участие в такой деятельности судей в отставке необходимо создать достойные условия для проведения примирительных процедур, предоставить организационные и материальные гарантии профессиональной деятельности, в том числе и в части установления справедливого и достойного высокого статуса судьи размера вознаграждения за осуществление достаточно сложной профессиональной деятельности по содействию сторонам конфликта в его мирном урегулировании.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Из буквального толкования указанных норм следует, что решения квалификационной комиссии судей и экзаменационной комиссии могут быть оспорены лишь лицами, в отношении которых они вынесены. Между тем Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что приведенное правовое регулирование, конкретизируя ст. 46 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, не исключает оспаривание действий (бездействия) указанных органов судейского сообщества и иными заинтересованными лицами. Так, гражданин, направивший жалобу в квалификационную коллегию судей, вправе оспорить действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, связанные с порядком ее рассмотрения. Однако при этом у граждан отсутствует право требовать в судебном порядке возложения на квалификационную коллегию судей обязанность привлечь судью к дисциплинарной ответственности (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26.04.2021 N 623-О, от 26.11.2018 N 3075-О, от 25.05.2017 N 1007-О).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Из буквального толкования указанных норм следует, что решения квалификационной комиссии судей и экзаменационной комиссии могут быть оспорены лишь лицами, в отношении которых они вынесены. Между тем Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что приведенное правовое регулирование, конкретизируя ст. 46 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, не исключает оспаривание действий (бездействия) указанных органов судейского сообщества и иными заинтересованными лицами. Так, гражданин, направивший жалобу в квалификационную коллегию судей, вправе оспорить действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, связанные с порядком ее рассмотрения. Однако при этом у граждан отсутствует право требовать в судебном порядке возложения на квалификационную коллегию судей обязанность привлечь судью к дисциплинарной ответственности (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26.04.2021 N 623-О, от 26.11.2018 N 3075-О, от 25.05.2017 N 1007-О).