Приватизация тепловых сетей
Подборка наиболее важных документов по запросу Приватизация тепловых сетей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Оспаривание актов, решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления: Организация не согласна содержать и обслуживать бесхозяйную сеть
(КонсультантПлюс, 2025)передаточным актом, составленным при приватизации имущественного комплекса, в котором спорные тепловые сети не указаны в составе приватизируемого Организацией имущества (соответственно, находятся в муниципальной собственности) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)передаточным актом, составленным при приватизации имущественного комплекса, в котором спорные тепловые сети не указаны в составе приватизируемого Организацией имущества (соответственно, находятся в муниципальной собственности) >>>
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2025 N 11АП-3715/2025 по делу N А55-23539/2024
Требование: О приостановлении регистрационных действий перехода прав и права собственности в отношении объектов недвижимости.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Заявитель считает, что расположение на спорном земельном участке сооружения тепловой сети, находящейся в собственности муниципального образования городской округ Тольятти не является препятствием для приватизации такого земельного участка иными лицами, поскольку прохождение такого линейного объекта под поверхностью земельного участка лишь налагает на данный участок определенный режим пользования, но не ограничивает его в обороте. У собственников такого земельного участка возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон линейных объектов.
Требование: О приостановлении регистрационных действий перехода прав и права собственности в отношении объектов недвижимости.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Заявитель считает, что расположение на спорном земельном участке сооружения тепловой сети, находящейся в собственности муниципального образования городской округ Тольятти не является препятствием для приватизации такого земельного участка иными лицами, поскольку прохождение такого линейного объекта под поверхностью земельного участка лишь налагает на данный участок определенный режим пользования, но не ограничивает его в обороте. У собственников такого земельного участка возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон линейных объектов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О приватизации источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем.
(Письмо Минфина России от 25.03.2024 N 28-01-09/26546)Вопрос: О приватизации источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем.
(Письмо Минфина России от 25.03.2024 N 28-01-09/26546)Вопрос: О приватизации источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 30.1. Особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 30.1. Особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"Статья 30.1. Особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"Статья 30.1. Особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Урегулированы отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными (казенными) предприятиями источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем (01.01.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Урегулированы отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными (казенными) предприятиями источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем (01.01.2025)
Статья: Иск прокурора об истребовании объектов жизнеобеспечения населения из чужого незаконного владения
(Милосердов Н.А.)
("Юрист", 2024, N 3)В качестве примера можно привести резонансное дело с участием Генеральной прокуратуры РФ: Кировский районный суд г. Саратова по иску заместителя Генерального прокурора России постановил изъять 356 объектов недвижимости, расположенных в г. Махачкале, у незаконных владельцев на сумму пять миллиардов рублей <6>. Среди таких имущественных комплексов были незаконно приватизированы МУП "Водоканал", МУП "Махачкалатеплоэнерго", МУП "Махачкалинские горэлектросети" и др., впоследствии преобразованные в акционерные общества. В иске по данному делу Генеральная прокуратура РФ требовала вернуть не только здания и земельные участки, выделенные в собственность различным физическим лицам и организациям, но и обратить в доход государства имущество сетевых организаций, в том числе водопроводные, тепловые и электрические сети. Всего в качестве ответчиков фигурировали 36 лиц, в том числе 10 - юридических. Самый крупный из требуемых к возврату земельных участков составлял площадь свыше 25 тыс. кв. м <7>. Данные объекты представляли собой основу жизнеобеспечения населения города, при этом от их эксплуатации незаконно извлекали прибыль частные лица, нарушая публичные интересы. Особую роль в решении данного резонансного дела играли прокуроры, которые занимались вопросами истребования объектов жизнеобеспечения населения из чужого незаконного владения.
(Милосердов Н.А.)
("Юрист", 2024, N 3)В качестве примера можно привести резонансное дело с участием Генеральной прокуратуры РФ: Кировский районный суд г. Саратова по иску заместителя Генерального прокурора России постановил изъять 356 объектов недвижимости, расположенных в г. Махачкале, у незаконных владельцев на сумму пять миллиардов рублей <6>. Среди таких имущественных комплексов были незаконно приватизированы МУП "Водоканал", МУП "Махачкалатеплоэнерго", МУП "Махачкалинские горэлектросети" и др., впоследствии преобразованные в акционерные общества. В иске по данному делу Генеральная прокуратура РФ требовала вернуть не только здания и земельные участки, выделенные в собственность различным физическим лицам и организациям, но и обратить в доход государства имущество сетевых организаций, в том числе водопроводные, тепловые и электрические сети. Всего в качестве ответчиков фигурировали 36 лиц, в том числе 10 - юридических. Самый крупный из требуемых к возврату земельных участков составлял площадь свыше 25 тыс. кв. м <7>. Данные объекты представляли собой основу жизнеобеспечения населения города, при этом от их эксплуатации незаконно извлекали прибыль частные лица, нарушая публичные интересы. Особую роль в решении данного резонансного дела играли прокуроры, которые занимались вопросами истребования объектов жизнеобеспечения населения из чужого незаконного владения.
Готовое решение: Как продать государственное имущество в порядке приватизации
(КонсультантПлюс, 2025)Если продаете объекты энергоснабжения (источники тепловой энергии, тепловые сети, объекты электросетевого хозяйства, системы горячего водоснабжения или отдельные объекты таких систем), указывайте в договоре инвестиционные обязательства покупателя (п. 8 ст. 30.1 Закона о приватизации).
(КонсультантПлюс, 2025)Если продаете объекты энергоснабжения (источники тепловой энергии, тепловые сети, объекты электросетевого хозяйства, системы горячего водоснабжения или отдельные объекты таких систем), указывайте в договоре инвестиционные обязательства покупателя (п. 8 ст. 30.1 Закона о приватизации).
Готовое решение: Как внести публичное имущество в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества
(КонсультантПлюс, 2025)Объекты электросетевого хозяйства, источники теплоэнергии, теплосети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем можно приватизировать в порядке и способами, которые установлены Законом о приватизации, если они обременены (п. 1 ст. 30.1 Закона о приватизации, Письмо Минфина России от 25.03.2024 N 28-01-09/26546):
(КонсультантПлюс, 2025)Объекты электросетевого хозяйства, источники теплоэнергии, теплосети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем можно приватизировать в порядке и способами, которые установлены Законом о приватизации, если они обременены (п. 1 ст. 30.1 Закона о приватизации, Письмо Минфина России от 25.03.2024 N 28-01-09/26546):
Вопрос: Что понимается под объектами коммунально-бытового назначения?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 2.13 Приказа Росимущества от 11.04.2023 N 64 "О приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2023 - 2025 годы" к объектам коммунально-бытового назначения отнесены объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и (или) отдельные объекты таких систем.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 2.13 Приказа Росимущества от 11.04.2023 N 64 "О приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2023 - 2025 годы" к объектам коммунально-бытового назначения отнесены объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и (или) отдельные объекты таких систем.
Статья: Особенности и правовое значение государственной регистрации права собственности на общее имущество многоквартирного дома
(Свит Ю.П.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 4)Так, ООО "УК РСУ-6" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Натира" о признании права собственности ООО "Натира" на нежилое помещение (подвал) отсутствующим; признании нежилого помещения (подвала) общим имуществом многоквартирного дома; возврате нежилого помещения (подвала) в общую долевую собственность собственников помещений МКД. Управляющая компания ссылалась на то, что помещение является техническим и относится к общему имуществу дома: в нем располагаются индивидуальный тепловой пункт и внутридомовые инженерные сети центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения (канализации) и техническое обслуживание внутридомовых сетей. Соответственно, запуск отопления и устранение аварийных ситуаций невозможны без проведения работ в спорном помещении. Однако суд отказал в удовлетворении требования, отметив, что данное помещение было выделено как самостоятельный объект недвижимого имущества в 1991 г. и находилось в собственности публичного образования, а первый договор приватизации жилого помещения в данном МКД был заключен в 1993 г. <8>.
(Свит Ю.П.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 4)Так, ООО "УК РСУ-6" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Натира" о признании права собственности ООО "Натира" на нежилое помещение (подвал) отсутствующим; признании нежилого помещения (подвала) общим имуществом многоквартирного дома; возврате нежилого помещения (подвала) в общую долевую собственность собственников помещений МКД. Управляющая компания ссылалась на то, что помещение является техническим и относится к общему имуществу дома: в нем располагаются индивидуальный тепловой пункт и внутридомовые инженерные сети центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения (канализации) и техническое обслуживание внутридомовых сетей. Соответственно, запуск отопления и устранение аварийных ситуаций невозможны без проведения работ в спорном помещении. Однако суд отказал в удовлетворении требования, отметив, что данное помещение было выделено как самостоятельный объект недвижимого имущества в 1991 г. и находилось в собственности публичного образования, а первый договор приватизации жилого помещения в данном МКД был заключен в 1993 г. <8>.
Готовое решение: Как унитарному предприятию продать государственное или муниципальное имущество в хозяйственном ведении
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, ФАС России указала также, что последовательная передача государственного или муниципального имущества в хозяйственное ведение и дальнейшее отчуждение этого имущества без торгов, несмотря на отсутствие формальных признаков нарушения законодательства о приватизации, может расцениваться как обход конкурентных процедур и являться нарушением ст. ст. 15, 16 Закона о защите конкуренции (Письмо от 29.12.2021 N ГМ/112800/21).
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, ФАС России указала также, что последовательная передача государственного или муниципального имущества в хозяйственное ведение и дальнейшее отчуждение этого имущества без торгов, несмотря на отсутствие формальных признаков нарушения законодательства о приватизации, может расцениваться как обход конкурентных процедур и являться нарушением ст. ст. 15, 16 Закона о защите конкуренции (Письмо от 29.12.2021 N ГМ/112800/21).
Вопрос: О способах приватизации объектов электросетевого хозяйства.
(Письмо Минфина России от 26.03.2024 N 28-01-10/27057)Согласно пункту 1 статьи 30.1 Закона о приватизации объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены Законом о приватизации, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).
(Письмо Минфина России от 26.03.2024 N 28-01-10/27057)Согласно пункту 1 статьи 30.1 Закона о приватизации объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены Законом о приватизации, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).
Вопрос: Об особенностях приватизации объектов электросетевого хозяйства.
(Письмо Минфина России от 09.04.2024 N 28-01-07/32585)Согласно пункту 1 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены Законом N 178-ФЗ, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).
(Письмо Минфина России от 09.04.2024 N 28-01-07/32585)Согласно пункту 1 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены Законом N 178-ФЗ, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).