Присоединение кредитной организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Присоединение кредитной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об отражении в отчетности по форме 0409123 финансового результата после реорганизации банка в форме присоединения к нему другой кредитной организации.
(Письмо Банка России от 23.06.2023 N 4927-U-123-2023/2)Вопрос: Банк рассматривает возможность реорганизации в форме присоединения к банку другой кредитной организации.
(Письмо Банка России от 23.06.2023 N 4927-U-123-2023/2)Вопрос: Банк рассматривает возможность реорганизации в форме присоединения к банку другой кредитной организации.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 23.5. Особенности реорганизации кредитной организации в форме слияния, присоединения и преобразования
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 23.5. Особенности реорганизации кредитной организации в форме слияния, присоединения и преобразования
Нормативные акты
Статья: С заботой о клиентах: изменения в регулировании управления нефинансовыми рисками
(Розанова Е.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2024, N 4)Поскольку Положение N 716-П требует управления риском недобросовестного поведения как одним из видов операционного риска, содержание Рекомендаций N 19-МР можно рассматривать в качестве одного из ориентиров этого управления (в сегменте "клиентов" и в некоторых случаях - "контрагентов" и "третьих лиц") для совершенствования СУОР. А детализация такого подхода в разрезе отдельных финансовых инструментов может производиться уже с применением отдельных продуктовых стандартов <10>. На наш взгляд, для этой цели формальное присоединение кредитной организации к стандартам, за исключением обязательных, не всегда необходимо. Следует иметь в виду, что с учетом требований Положения N 716-П обязательство банка (или его отсутствие) соблюдать стандарт повлияет на классификацию события ОР в базе событий. Для разработки методологии выявления, оценки и мониторинга риска полезно будет изучить практические кейсы и рекомендации Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, статистику жалоб и другие материалы, связанные с поведенческим надзором. К сожалению, в ее отчетах пока содержится минимальное количество информации. Если регулятор расширит перечень публикуемых данных - финансовые организации смогут обоснованно определять собственные сигнальные индикаторы по конкретным типам (группам) банковских продуктов, пока такие рыночные бенчмарки, к сожалению, отсутствуют.
(Розанова Е.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2024, N 4)Поскольку Положение N 716-П требует управления риском недобросовестного поведения как одним из видов операционного риска, содержание Рекомендаций N 19-МР можно рассматривать в качестве одного из ориентиров этого управления (в сегменте "клиентов" и в некоторых случаях - "контрагентов" и "третьих лиц") для совершенствования СУОР. А детализация такого подхода в разрезе отдельных финансовых инструментов может производиться уже с применением отдельных продуктовых стандартов <10>. На наш взгляд, для этой цели формальное присоединение кредитной организации к стандартам, за исключением обязательных, не всегда необходимо. Следует иметь в виду, что с учетом требований Положения N 716-П обязательство банка (или его отсутствие) соблюдать стандарт повлияет на классификацию события ОР в базе событий. Для разработки методологии выявления, оценки и мониторинга риска полезно будет изучить практические кейсы и рекомендации Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, статистику жалоб и другие материалы, связанные с поведенческим надзором. К сожалению, в ее отчетах пока содержится минимальное количество информации. Если регулятор расширит перечень публикуемых данных - финансовые организации смогут обоснованно определять собственные сигнальные индикаторы по конкретным типам (группам) банковских продуктов, пока такие рыночные бенчмарки, к сожалению, отсутствуют.
Статья: Ответы на вопросы, связанные с Указанием Банка России от 03.02.2025 N 6993-У "О видах кредитов (займов), в отношении которых могут быть установлены макропруденциальные лимиты, о характеристиках указанных кредитов (займов), о порядке установления и применения макропруденциальных лимитов в отношении указанных кредитов (займов), о факторах риска увеличения долговой нагрузки заемщиков - физических лиц, а также о порядке применения мер, предусмотренных частью пятой статьи 45.6 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
("Официальный сайт Банка России", 2025)1) в случае если слияние/присоединение произошло в отчетном квартале и права (требования) по кредитам (займам) перешли от одной кредитной организации к другой кредитной организации в указанном квартале, то новая (присоединившая) кредитная организация включает в расчет показателей МПЛ1 и МПЛ2 потребительские кредиты (займы) ранее существовавших (присоединенных) кредитных организаций, которые были выданы/ лимиты по которым были установлены (увеличены) в течение отчетного квартала;
("Официальный сайт Банка России", 2025)1) в случае если слияние/присоединение произошло в отчетном квартале и права (требования) по кредитам (займам) перешли от одной кредитной организации к другой кредитной организации в указанном квартале, то новая (присоединившая) кредитная организация включает в расчет показателей МПЛ1 и МПЛ2 потребительские кредиты (займы) ранее существовавших (присоединенных) кредитных организаций, которые были выданы/ лимиты по которым были установлены (увеличены) в течение отчетного квартала;
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Закон о банкротстве ограничивает перечень форм реорганизации кредитных организаций как мер по предупреждению банкротства только такими формами, как слияние или присоединение, что позволяет обеспечить интересы кредиторов неплатежеспособной кредитной организации <1>.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Закон о банкротстве ограничивает перечень форм реорганизации кредитных организаций как мер по предупреждению банкротства только такими формами, как слияние или присоединение, что позволяет обеспечить интересы кредиторов неплатежеспособной кредитной организации <1>.
Статья: Правовое обеспечение устойчивости банковской системы в условиях кризиса
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)Для преодоления последствий кризиса и в целях обеспечения устойчивости финансовой системы Правительством РФ совместно с ЦБ РФ были приняты специальные меры, направленные на расширение ресурсной базы и повышение ликвидности финансовой системы в целом, а равно на обеспечение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора и т.д. Кроме того, для стабилизации финансовой системы ЦБ РФ была также запущена система санации коммерческих банков, которые находились на стадии банкротства <5>. Обратим внимание, что форма принудительной санации банков является нехарактерной для отечественного законодательства, однако практика показала ее полезность и эффективность в условиях финансового кризиса. Наряду с этим была использована система предоставления субординированных кредитов крупнейшим государственным и частным банкам с целью дальнейшего кредитования иных субъектов рынка банковских услуг. Помимо этого, ЦБ РФ был упрощен порядок проведения процедур слияния и присоединения кредитных организаций. Таким образом, законодательством и регулятором последовательно проводилась политика укрупнения и повышения устойчивости банковской системы и одновременно ее оздоровления.
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)Для преодоления последствий кризиса и в целях обеспечения устойчивости финансовой системы Правительством РФ совместно с ЦБ РФ были приняты специальные меры, направленные на расширение ресурсной базы и повышение ликвидности финансовой системы в целом, а равно на обеспечение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора и т.д. Кроме того, для стабилизации финансовой системы ЦБ РФ была также запущена система санации коммерческих банков, которые находились на стадии банкротства <5>. Обратим внимание, что форма принудительной санации банков является нехарактерной для отечественного законодательства, однако практика показала ее полезность и эффективность в условиях финансового кризиса. Наряду с этим была использована система предоставления субординированных кредитов крупнейшим государственным и частным банкам с целью дальнейшего кредитования иных субъектов рынка банковских услуг. Помимо этого, ЦБ РФ был упрощен порядок проведения процедур слияния и присоединения кредитных организаций. Таким образом, законодательством и регулятором последовательно проводилась политика укрупнения и повышения устойчивости банковской системы и одновременно ее оздоровления.
Статья: Платформенная экосистема как финансово-правовой феномен
(Рыбакова С.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Например, в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 2022 г. N 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" экосистему по исчислению и уплате налога образуют несколько субъектов, в том числе налоговые органы и кредитные организации (уполномоченные кредитные организации). В целях реализации данного Закона кредитные организации присоединяются к информационному обмену с налоговыми органами и осуществляют такой обмен при условии соответствия кредитных организаций определенным требованиям, указанным в протоколах информационного обмена, размещаемых налоговыми органами на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (ст. 3).
(Рыбакова С.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Например, в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 2022 г. N 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" экосистему по исчислению и уплате налога образуют несколько субъектов, в том числе налоговые органы и кредитные организации (уполномоченные кредитные организации). В целях реализации данного Закона кредитные организации присоединяются к информационному обмену с налоговыми органами и осуществляют такой обмен при условии соответствия кредитных организаций определенным требованиям, указанным в протоколах информационного обмена, размещаемых налоговыми органами на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (ст. 3).
Статья: О формах реорганизации кредитных организаций
(Бочкарева Е.А., Вороненко Е.В.)
("Финансовое право", 2021, N 2)Присоединение - одна из наиболее распространенных форм реорганизации, при которой одно или несколько кредитно-финансовых учреждений принимают решение о прекращении деятельности на финансовом рынке с целью внедрения своих активов <18> и имущественного комплекса в состав иного действующего учреждения. Так, в 2019 г. из-за присоединения к другим кредитным организациям прекратили работу 11 банков <19>. В ноябре 2020 г. с целью упрощения структуры собственности, консолидации капиталов банков, достижения наиболее эффективного использования их активов и сокращения издержек была начата процедура реорганизации Волго-Каспийского Акционерного Банка (ВКАБАНК) в форме присоединения к ПАО "Совкомбанк" <20>.
(Бочкарева Е.А., Вороненко Е.В.)
("Финансовое право", 2021, N 2)Присоединение - одна из наиболее распространенных форм реорганизации, при которой одно или несколько кредитно-финансовых учреждений принимают решение о прекращении деятельности на финансовом рынке с целью внедрения своих активов <18> и имущественного комплекса в состав иного действующего учреждения. Так, в 2019 г. из-за присоединения к другим кредитным организациям прекратили работу 11 банков <19>. В ноябре 2020 г. с целью упрощения структуры собственности, консолидации капиталов банков, достижения наиболее эффективного использования их активов и сокращения издержек была начата процедура реорганизации Волго-Каспийского Акционерного Банка (ВКАБАНК) в форме присоединения к ПАО "Совкомбанк" <20>.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)В случае если слияние/присоединение произошло в календарном квартале, для которого установлены МПЛ, и права (требования) по кредитам (займам) перешли к кредитной организации в указанном квартале, то новая кредитная организация / присоединившая кредитная организация включает потребительские кредиты (займы) ранее существовавших кредитных организаций / присоединенной кредитной организации, которые были выданы / лимиты по которым были установлены / увеличены в течение отчетного периода:
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)В случае если слияние/присоединение произошло в календарном квартале, для которого установлены МПЛ, и права (требования) по кредитам (займам) перешли к кредитной организации в указанном квартале, то новая кредитная организация / присоединившая кредитная организация включает потребительские кредиты (займы) ранее существовавших кредитных организаций / присоединенной кредитной организации, которые были выданы / лимиты по которым были установлены / увеличены в течение отчетного периода: