Природоресурсное законодательство
Подборка наиболее важных документов по запросу Природоресурсное законодательство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Практика применения природоресурсного законодательства
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Практика применения природоресурсного законодательства
Статья: Правовая проблема изменения видов разрешенного использования на землях лесного фонда и сельскохозяйственного назначения в целях развития внутреннего туризма
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)Анализ вносимых изменений в нормы природоресурсного законодательства, описанных выше, позволяет выявить тенденцию к вовлечению многих природных объектов (земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного и водного фонда), ранее "закрытых" для хозяйственной деятельности, но в современных условиях вовлекаемых в гражданский оборот и использование, в том числе в сфере предпринимательской деятельности. Возникает правовая проблема изменения категории используемых природных объектов и установления вида разрешенного использования в соответствии с планируемым видом деятельности. К примеру, на сельскохозяйственных угодьях, в том числе невостребованных и заброшенных, граничащих с водными объектами, и являющихся привлекательными в качестве будущих туристических объектов, где выгодно будет организовать туристическую базу, глэмпинговые и юртовые комплексы, законом не предусмотрен такой вид разрешенного использования, как рекреация.
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)Анализ вносимых изменений в нормы природоресурсного законодательства, описанных выше, позволяет выявить тенденцию к вовлечению многих природных объектов (земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного и водного фонда), ранее "закрытых" для хозяйственной деятельности, но в современных условиях вовлекаемых в гражданский оборот и использование, в том числе в сфере предпринимательской деятельности. Возникает правовая проблема изменения категории используемых природных объектов и установления вида разрешенного использования в соответствии с планируемым видом деятельности. К примеру, на сельскохозяйственных угодьях, в том числе невостребованных и заброшенных, граничащих с водными объектами, и являющихся привлекательными в качестве будущих туристических объектов, где выгодно будет организовать туристическую базу, глэмпинговые и юртовые комплексы, законом не предусмотрен такой вид разрешенного использования, как рекреация.
Статья: Правовое обеспечение "устойчивого природопользования" как дежавю
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Качественно новое дополнение в свете Конституции Российской Федерации этот принцип получил в ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <7> (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды"), определяющей основные принципы охраны окружающей среды, к которым, в частности, относится воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. В таком виде этот принцип наполнен важным и конкретным содержанием. Существенно и то, что как принцип эта норма, сформулированная в головном акте экологического законодательства, должна распространяться и на все отрасли природоресурсного законодательства.
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Качественно новое дополнение в свете Конституции Российской Федерации этот принцип получил в ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <7> (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды"), определяющей основные принципы охраны окружающей среды, к которым, в частности, относится воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. В таком виде этот принцип наполнен важным и конкретным содержанием. Существенно и то, что как принцип эта норма, сформулированная в головном акте экологического законодательства, должна распространяться и на все отрасли природоресурсного законодательства.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Часть 1 комментируемой нормы устанавливает довольно продолжительный предельный срок пользования водным объектом на основании договора, что характерно и для других актов природоресурсного законодательства. Срок пользования водным объектом и срок действия договора могут рассматриваться как тождественные понятия, поскольку ч. 2 комментируемой статьи не позволяет считать действующим договор водопользования за пределами 20-летнего срока. Комментируемая норма, обладая специалитетом, исключает возможность применения п. 2 ст. 610 ГК РФ, разрешающего заключение договора аренды на неопределенный срок.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Часть 1 комментируемой нормы устанавливает довольно продолжительный предельный срок пользования водным объектом на основании договора, что характерно и для других актов природоресурсного законодательства. Срок пользования водным объектом и срок действия договора могут рассматриваться как тождественные понятия, поскольку ч. 2 комментируемой статьи не позволяет считать действующим договор водопользования за пределами 20-летнего срока. Комментируемая норма, обладая специалитетом, исключает возможность применения п. 2 ст. 610 ГК РФ, разрешающего заключение договора аренды на неопределенный срок.
Статья: Публичная собственность на землю: проблемы определения правовой природы и управления
(Аверьянова Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)<4> Минина Е.Л. Нормативное закрепление принципов природоресурсного законодательства // Журнал российского права. 2021. N 6. С. 164.
(Аверьянова Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)<4> Минина Е.Л. Нормативное закрепление принципов природоресурсного законодательства // Журнал российского права. 2021. N 6. С. 164.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Шуплецова Юлия Игоревна, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела экологического и природоресурсного законодательства ИЗиСП.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Шуплецова Юлия Игоревна, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела экологического и природоресурсного законодательства ИЗиСП.
Статья: Актуальные вопросы оборотоспособности природных ресурсов
(Карзенкова А.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)Разработчики Концепции совершенствования гражданского законодательства достаточно четко высказывают свою позицию: имущественные отношения должны регулироваться гражданским законодательством. Однако система стабильных вещных прав на землю и другие природные ресурсы не создана. Реализация Концепции должна привести к ее созданию, что повлечет перераспределение соответствующего нормативного материала между ГК и комплексными законами природоресурсного законодательства. "Практически вне ГК, по прежней "советской традиции", находится регулирование гражданско-правовых отношений по поводу имущества, составляющего основу гражданского оборота, - земли и других природных ресурсов" <8>. По мнению Л.В. Щенниковой, исключение природных ресурсов из объектов недвижимости рассматривается как социально опасная тенденция развития гражданского законодательства <9>. Однако решение вопроса о том, как нормами частного права регулировать оборот природных объектов, остается сложным и открытым, что подтверждается многочисленными исследованиями в этой сфере <10>.
(Карзенкова А.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)Разработчики Концепции совершенствования гражданского законодательства достаточно четко высказывают свою позицию: имущественные отношения должны регулироваться гражданским законодательством. Однако система стабильных вещных прав на землю и другие природные ресурсы не создана. Реализация Концепции должна привести к ее созданию, что повлечет перераспределение соответствующего нормативного материала между ГК и комплексными законами природоресурсного законодательства. "Практически вне ГК, по прежней "советской традиции", находится регулирование гражданско-правовых отношений по поводу имущества, составляющего основу гражданского оборота, - земли и других природных ресурсов" <8>. По мнению Л.В. Щенниковой, исключение природных ресурсов из объектов недвижимости рассматривается как социально опасная тенденция развития гражданского законодательства <9>. Однако решение вопроса о том, как нормами частного права регулировать оборот природных объектов, остается сложным и открытым, что подтверждается многочисленными исследованиями в этой сфере <10>.
Статья: Особенности формирования прав на природные участки: терминологический аспект
(Елисеев В.С.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)В статье анализируются терминологические аспекты природоресурсного законодательства: обосновывается необходимость введения в оборот термина "природный участок", обосновано его определение и предложена классификация. Автор также обосновывает признание природных участков недвижимым имуществом. Кроме того, обосновывается необходимость введения в оборот термина "природоресурсный комплекс", предложено его определение и классификация. Указано на соотношение правовых режимов природного участка, добываемых на нем природных ресурсов, а также учета правового режима природоресурсного комплекса. На основании изложенного автор предлагает закрепить соответствующую терминологию и классификацию в российском законодательстве.
(Елисеев В.С.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)В статье анализируются терминологические аспекты природоресурсного законодательства: обосновывается необходимость введения в оборот термина "природный участок", обосновано его определение и предложена классификация. Автор также обосновывает признание природных участков недвижимым имуществом. Кроме того, обосновывается необходимость введения в оборот термина "природоресурсный комплекс", предложено его определение и классификация. Указано на соотношение правовых режимов природного участка, добываемых на нем природных ресурсов, а также учета правового режима природоресурсного комплекса. На основании изложенного автор предлагает закрепить соответствующую терминологию и классификацию в российском законодательстве.
Статья: Нормативное закрепление принципов природоресурсного законодательства
(Минина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)"Журнал российского права", 2021, N 6
(Минина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)"Журнал российского права", 2021, N 6
Статья: Рациональное природопользование как методологическая основа формирования и осуществления экологического и природоресурсного права
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 1)В то же время, несмотря на относительную неопределенность, категория рационального природопользования относится к наиболее распространенным и, подчеркнем, чрезвычайно важным в доктрине экологического и природоресурсного права. При этом можно утверждать, что в качестве методологической основы эта категория должна употребляться или приниматься во внимание при разработке, вероятно, каждой темы названных отраслей. Можно утверждать, что обеспечение рационального природопользования является главной задачей экологического и природоресурсного законодательства и права, выражая преимущественно их содержание.
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 1)В то же время, несмотря на относительную неопределенность, категория рационального природопользования относится к наиболее распространенным и, подчеркнем, чрезвычайно важным в доктрине экологического и природоресурсного права. При этом можно утверждать, что в качестве методологической основы эта категория должна употребляться или приниматься во внимание при разработке, вероятно, каждой темы названных отраслей. Можно утверждать, что обеспечение рационального природопользования является главной задачей экологического и природоресурсного законодательства и права, выражая преимущественно их содержание.