Приостановление производства по жалобе на постановление об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Приостановление производства по жалобе на постановление об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Московского городского суда от 13.09.2023 по делу N 7-19935/2023 (УИД 77RS0027-02-2023-003939-23)
Процессуальные вопросы: Об отказе в восстановлении срока подачи заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности.Утверждение в письменных дополнениях к жалобе о том, что в период с 15 марта 2021 года до 6 ноября 2021 года Ч. вел переписку с органами ФССП России, также 18 мая 2021 года обратился в Тверской районный суд г. Москвы с заявлением о признании постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства незаконным, не свидетельствует о незаконности обжалуемого определения, поскольку данные действия не приостанавливают вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу.
Процессуальные вопросы: Об отказе в восстановлении срока подачи заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности.Утверждение в письменных дополнениях к жалобе о том, что в период с 15 марта 2021 года до 6 ноября 2021 года Ч. вел переписку с органами ФССП России, также 18 мая 2021 года обратился в Тверской районный суд г. Москвы с заявлением о признании постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства незаконным, не свидетельствует о незаконности обжалуемого определения, поскольку данные действия не приостанавливают вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Истечение срока давности привлечения к административной ответственности как основание освобождения от нее: проблема безнаказанности за совершение административного правонарушения
(Федотова Ю.Г.)
("Российский судья", 2022, N 11)Приостановление течения срока давности возможно лишь в случае ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, о направлении дела для рассмотрения по месту его жительства (на время пересылки материалов другому судье). Как следует из содержания ч. 1 ст. 4.5, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, истечение срока давности на момент рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не является основанием для его отмены и прекращения производства по делу, если нет других оснований для вынесения такого акта <12>. Речь о возобновлении производства по делу при истечении срока давности идти не может, в том числе если решение судьи районного суда, которым было отменено постановление должностного лица о признании лица виновным в совершении административного проступка, не вступило в законную силу. В то же время обстоятельство истечения срока давности не препятствует возможности судьи вышестоящего суда выразить несогласие с доводами судьи районного суда относительно правовой квалификации действий (бездействия), за исключением доводов о прекращении производства по делу <13>. Аналогичное правило распространяется на судопроизводство в арбитражных судах <14>. Тем не менее все предусмотренные положения не исключают споров и не восполняют пробелы при разрешении ситуации о том, что акты проверок и прочие доказательства, положенные в основу привлечения лица к административной ответственности, признаны незаконными, недействительными, а постановление по делу об административном правонарушении вступило в силу и подлежит исполнению <15> либо было исполнено.
(Федотова Ю.Г.)
("Российский судья", 2022, N 11)Приостановление течения срока давности возможно лишь в случае ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, о направлении дела для рассмотрения по месту его жительства (на время пересылки материалов другому судье). Как следует из содержания ч. 1 ст. 4.5, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, истечение срока давности на момент рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не является основанием для его отмены и прекращения производства по делу, если нет других оснований для вынесения такого акта <12>. Речь о возобновлении производства по делу при истечении срока давности идти не может, в том числе если решение судьи районного суда, которым было отменено постановление должностного лица о признании лица виновным в совершении административного проступка, не вступило в законную силу. В то же время обстоятельство истечения срока давности не препятствует возможности судьи вышестоящего суда выразить несогласие с доводами судьи районного суда относительно правовой квалификации действий (бездействия), за исключением доводов о прекращении производства по делу <13>. Аналогичное правило распространяется на судопроизводство в арбитражных судах <14>. Тем не менее все предусмотренные положения не исключают споров и не восполняют пробелы при разрешении ситуации о том, что акты проверок и прочие доказательства, положенные в основу привлечения лица к административной ответственности, признаны незаконными, недействительными, а постановление по делу об административном правонарушении вступило в силу и подлежит исполнению <15> либо было исполнено.
Статья: Отдельные вопросы прокурорского надзора в сфере производства по делам об административных правонарушениях
(Шонин И.Г.)
("Законность", 2022, N 7)Проблемный вопрос - реализация полномочий прокурора при обжаловании участниками производства незаконных постановлений (определений) по делу об административном правонарушении.
(Шонин И.Г.)
("Законность", 2022, N 7)Проблемный вопрос - реализация полномочий прокурора при обжаловании участниками производства незаконных постановлений (определений) по делу об административном правонарушении.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.06.2020 N 28-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 4.6 и части 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда"1.2. Судебное решение от 22 октября 2019 года, не вступившее в законную силу, обжаловано должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, в Костромской областной суд. Посчитав, что положения статьи 4.6 и части 1.3 статьи 32.2 КоАП Российской Федерации не соответствуют статьям 6 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержат неопределенность в вопросе об исчислении срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, если административный штраф уплачен в половинном размере до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, Костромской областной суд определением от 10 декабря 2019 года приостановил производство по жалобе и обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке их конституционности.
"По делу о проверке конституционности положений статьи 4.6 и части 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда"1.2. Судебное решение от 22 октября 2019 года, не вступившее в законную силу, обжаловано должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, в Костромской областной суд. Посчитав, что положения статьи 4.6 и части 1.3 статьи 32.2 КоАП Российской Федерации не соответствуют статьям 6 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержат неопределенность в вопросе об исчислении срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, если административный штраф уплачен в половинном размере до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, Костромской областной суд определением от 10 декабря 2019 года приостановил производство по жалобе и обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке их конституционности.
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2024 N 51-П
"По делу о проверке конституционности пункта 3 части 1 статьи 30.1 и иных положений о подсудности Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Подольского городского суда Московской области"Судья Подольского городского суда Московской области, приняв к производству жалобу защитника ООО "Вайлдберриз" на постановление должностного лица Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге, в ходе судебного заседания пришел к выводу о неконституционности пункта 3 части 1 статьи 30.1 и иных положений КоАП Российской Федерации. В связи с этим он определением от 6 мая 2024 года приостановил производство по указанной жалобе и направил запрос в Конституционный Суд Российской Федерации.
"По делу о проверке конституционности пункта 3 части 1 статьи 30.1 и иных положений о подсудности Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Подольского городского суда Московской области"Судья Подольского городского суда Московской области, приняв к производству жалобу защитника ООО "Вайлдберриз" на постановление должностного лица Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге, в ходе судебного заседания пришел к выводу о неконституционности пункта 3 части 1 статьи 30.1 и иных положений КоАП Российской Федерации. В связи с этим он определением от 6 мая 2024 года приостановил производство по указанной жалобе и направил запрос в Конституционный Суд Российской Федерации.
Статья: Обращения в процессуальном законодательстве Российской Федерации
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)В административно-юрисдикционном производстве - иные заявления (например, об утрате удостоверения (специального разрешения (удостоверения)) или иных документов, предоставляющих лицу специальное право (ч. 2 ст. 32.7 КоАП РФ); о разъяснении способа и порядка исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ); о приостановлении исполнения постановления об административном аресте (ч. 5 ст. 32.8 КоАП РФ); о протесте (ст. 30.10, ч. 2 ст. 30.12 КоАП РФ), отзыве по протесту или по жалобе (ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ)).
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)В административно-юрисдикционном производстве - иные заявления (например, об утрате удостоверения (специального разрешения (удостоверения)) или иных документов, предоставляющих лицу специальное право (ч. 2 ст. 32.7 КоАП РФ); о разъяснении способа и порядка исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ); о приостановлении исполнения постановления об административном аресте (ч. 5 ст. 32.8 КоАП РФ); о протесте (ст. 30.10, ч. 2 ст. 30.12 КоАП РФ), отзыве по протесту или по жалобе (ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ)).
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 481-ФЗ <239> указанная статья 31.6 КоАП РФ дополнена частью 3, предусматривающей, что: судья, вынесший постановление о назначении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, приостанавливает исполнение постановления в случае подачи жалобы лицом, указанным в ч. 6 ст. 30.12 данного Кодекса, на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения жалобы; о приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящим это определение в исполнение.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 481-ФЗ <239> указанная статья 31.6 КоАП РФ дополнена частью 3, предусматривающей, что: судья, вынесший постановление о назначении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, приостанавливает исполнение постановления в случае подачи жалобы лицом, указанным в ч. 6 ст. 30.12 данного Кодекса, на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения жалобы; о приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящим это определение в исполнение.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Что же касается существующего сегодня распределения дел об административных правонарушениях внутри судов общей юрисдикции, то совершенно очевидно, что сужение круга дел, рассматриваемых мировыми судьями, за счет расширения подсудности судей районных судов также следует оценивать негативно, поскольку последние перегружены рассмотрением других категорий дел, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные как мировыми судьями, так и несудебными органами. Поэтому в перспективе за судьями районных судов следует оставить рассмотрение лишь таких дел о привлечении к административной ответственности, производство по которым осуществлялось в форме административного расследования, а также назначение административных наказаний в виде административного приостановления деятельности и административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения. При этом в районных судах необходимо активизировать процесс выделения специализированных судей, выступающих в качестве субъектов административной юрисдикции первой и второй инстанций.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Что же касается существующего сегодня распределения дел об административных правонарушениях внутри судов общей юрисдикции, то совершенно очевидно, что сужение круга дел, рассматриваемых мировыми судьями, за счет расширения подсудности судей районных судов также следует оценивать негативно, поскольку последние перегружены рассмотрением других категорий дел, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные как мировыми судьями, так и несудебными органами. Поэтому в перспективе за судьями районных судов следует оставить рассмотрение лишь таких дел о привлечении к административной ответственности, производство по которым осуществлялось в форме административного расследования, а также назначение административных наказаний в виде административного приостановления деятельности и административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения. При этом в районных судах необходимо активизировать процесс выделения специализированных судей, выступающих в качестве субъектов административной юрисдикции первой и второй инстанций.
Статья: Деятельность частных домов социального обслуживания инвалидов и престарелых - прокурорская забота
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2025, N 9)В ходе рассмотрения возбужденных прокурором Белгородского района двух дел об административных правонарушениях по ст. 6.4 КоАП суд первой инстанции деятельность пансионатов приостановил на 90 суток.
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2025, N 9)В ходе рассмотрения возбужденных прокурором Белгородского района двух дел об административных правонарушениях по ст. 6.4 КоАП суд первой инстанции деятельность пансионатов приостановил на 90 суток.
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях на основании частных определений, выносимых судами, рассматривающими гражданские и административные дела
(Морозова Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 11)Можно ли возбудить дело об административном правонарушении на основании не вступившего в законную силу частного определения? Судебная практика указывает, что нет <21>. Однако КоАП РФ никак не связывает необходимость возбуждения дела с какими-либо предварительными процедурами. Но при возбуждении административного преследования на основании обжалованного определения возникает два конкурирующих производства - по делу об административном правонарушении, рассматриваемому правоохранительным органом, и по жалобе.
(Морозова Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 11)Можно ли возбудить дело об административном правонарушении на основании не вступившего в законную силу частного определения? Судебная практика указывает, что нет <21>. Однако КоАП РФ никак не связывает необходимость возбуждения дела с какими-либо предварительными процедурами. Но при возбуждении административного преследования на основании обжалованного определения возникает два конкурирующих производства - по делу об административном правонарушении, рассматриваемому правоохранительным органом, и по жалобе.
Статья: Определение размера субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц
(Быков В.П., Черникова Е.В., Звездова И.В.)
("Современное право", 2024, N 4)В обоснование жалобы П.Т.Ю. указывает, что судом первой инстанции применена редакция закона, не подлежащая применению, в то время как размер субсидиарной ответственности следовало рассчитать в соответствии с положениями статей 61.11, 61.16 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 266-ФЗ).
(Быков В.П., Черникова Е.В., Звездова И.В.)
("Современное право", 2024, N 4)В обоснование жалобы П.Т.Ю. указывает, что судом первой инстанции применена редакция закона, не подлежащая применению, в то время как размер субсидиарной ответственности следовало рассчитать в соответствии с положениями статей 61.11, 61.16 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 266-ФЗ).
"Предпринимательское право: проблемы теории и правоприменения: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)Причем судебную и административную формы защиты, если иное не установлено законом, можно использовать одновременно (см., например, п. 1 ст. 138 Налогового кодекса РФ). Однако в законе может быть установлено, что в случае, если жалоба поступила в суд и в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), жалобу рассматривает суд (см., например, п. 2 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях) либо рассмотрение жалобы, поданной в административном порядке, приостанавливается. Так, принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности (п. 2 ст. 126 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве). Кроме того, как вариант, в законе может предусматриваться обязательное досудебное рассмотрение жалобы в административном порядке. Таким примером является п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ, согласно которому решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. Данный пункт устанавливает исключение из упомянутого выше правила, закрепленного в п. 1 ст. 138 Налогового кодекса РФ.
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)Причем судебную и административную формы защиты, если иное не установлено законом, можно использовать одновременно (см., например, п. 1 ст. 138 Налогового кодекса РФ). Однако в законе может быть установлено, что в случае, если жалоба поступила в суд и в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), жалобу рассматривает суд (см., например, п. 2 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях) либо рассмотрение жалобы, поданной в административном порядке, приостанавливается. Так, принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности (п. 2 ст. 126 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве). Кроме того, как вариант, в законе может предусматриваться обязательное досудебное рассмотрение жалобы в административном порядке. Таким примером является п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ, согласно которому решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. Данный пункт устанавливает исключение из упомянутого выше правила, закрепленного в п. 1 ст. 138 Налогового кодекса РФ.