Приостановление исполнительного производства в связи с коронавирусом
Подборка наиболее важных документов по запросу Приостановление исполнительного производства в связи с коронавирусом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Калужского областного суда от 27.07.2023 N 33а-2596/2023 (УИД 40RS0001-01-2022-014273-70)
Категория: Споры с судебными приставами-исполнителями.
Требования должника: Об оспаривании постановления судебного пристава о взыскании исполнительского сбора.
Обстоятельства: Истица указала, что оспариваемые постановления судебного пристава-исполнителя являются незаконными, поскольку она не получала постановление о возбуждении исполнительного производства.
Решение: Отказано.Введение правительством Калужской области с 17 марта 2020 года на территории Калужской области режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) основанием для приостановления исполнительного производства не являлось и само по себе не препятствовало исполнению требований исполнительного документа, не требующих личного участия А. в демонтаже металлического гаража. Доказательства, свидетельствующие, что установленные ограничения препятствовали исполнению требований исполнительного документа, при этом должником предпринимались все меры для надлежащего исполнения, в дело не представлены.
Категория: Споры с судебными приставами-исполнителями.
Требования должника: Об оспаривании постановления судебного пристава о взыскании исполнительского сбора.
Обстоятельства: Истица указала, что оспариваемые постановления судебного пристава-исполнителя являются незаконными, поскольку она не получала постановление о возбуждении исполнительного производства.
Решение: Отказано.Введение правительством Калужской области с 17 марта 2020 года на территории Калужской области режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) основанием для приостановления исполнительного производства не являлось и само по себе не препятствовало исполнению требований исполнительного документа, не требующих личного участия А. в демонтаже металлического гаража. Доказательства, свидетельствующие, что установленные ограничения препятствовали исполнению требований исполнительного документа, при этом должником предпринимались все меры для надлежащего исполнения, в дело не представлены.
Последние изменения: Приостановление и последующее возобновление исполнительного производства
(КонсультантПлюс, 2025)Верховный Суд РФ разъяснил, можно ли приостановить исполнительное производство в связи с мерами по противодействию распространению COVID-19.
(КонсультантПлюс, 2025)Верховный Суд РФ разъяснил, можно ли приостановить исполнительное производство в связи с мерами по противодействию распространению COVID-19.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В пункте 2 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 <226>, утв. Президиумом ВС России 17 февраля 2021 г., при ответе на вопрос о том, являются ли введенные в связи с распространением на территории России новой коронавирусной инфекции (COVID-19) меры основанием для приостановления исполнительного производства, наряду с прочим отмечено следующее: введение в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <227> мер по противодействию распространению на территории России новой коронавирусной инфекции предполагает возложение на граждан обязанностей публично-правового характера; невозможность совершения исполнительных действий в связи с принятием названных мер может являться основанием для отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения на основании комментируемой статьи.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В пункте 2 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 <226>, утв. Президиумом ВС России 17 февраля 2021 г., при ответе на вопрос о том, являются ли введенные в связи с распространением на территории России новой коронавирусной инфекции (COVID-19) меры основанием для приостановления исполнительного производства, наряду с прочим отмечено следующее: введение в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <227> мер по противодействию распространению на территории России новой коронавирусной инфекции предполагает возложение на граждан обязанностей публично-правового характера; невозможность совершения исполнительных действий в связи с принятием названных мер может являться основанием для отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения на основании комментируемой статьи.
Статья: Институт банкротства и его роль в период социально-экономического кризиса
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 12)Специалистами в области банкротства сразу были высказаны некоторые сомнения, касающиеся возможности использования ограничительных мер недобросовестными должниками. В частности, по мнению С. Королева, принятые государством меры, направленные на сохранение оказавшегося в сложной экономической ситуации бизнеса, могут служить предпосылкой для недобросовестного поведения потенциальных банкротов. В качестве примера автор приводит возможное неисполнение в добровольном порядке обязательств, возникших до возникновения условий пандемии коронавирусной инфекции. Недобросовестное поведение может быть вызвано некоторыми ограничениями, в числе которых он называет невозможность начисления штрафных санкций, приостановление исполнительного производства, невозможность обращения взыскания на заложенное имущество и т.д. <19>.
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 12)Специалистами в области банкротства сразу были высказаны некоторые сомнения, касающиеся возможности использования ограничительных мер недобросовестными должниками. В частности, по мнению С. Королева, принятые государством меры, направленные на сохранение оказавшегося в сложной экономической ситуации бизнеса, могут служить предпосылкой для недобросовестного поведения потенциальных банкротов. В качестве примера автор приводит возможное неисполнение в добровольном порядке обязательств, возникших до возникновения условий пандемии коронавирусной инфекции. Недобросовестное поведение может быть вызвано некоторыми ограничениями, в числе которых он называет невозможность начисления штрафных санкций, приостановление исполнительного производства, невозможность обращения взыскания на заложенное имущество и т.д. <19>.
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Вопрос 2: Являются ли введенные в связи с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) меры основанием для приостановления исполнительного производства?
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Вопрос 2: Являются ли введенные в связи с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) меры основанием для приостановления исполнительного производства?
<Письмо> Минюста России от 15.06.2020 N 04-67264/10
<Об отказе банков в приеме исполнительных документов по возникшим до введения моратория требованиям к должникам, попавшим под мораторий о возбуждении дел о банкротстве>Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", вступившим в силу 08.06.2020, внесены изменения в Закон об исполнительном производстве, предусматривающие приостановление исполнительного производства судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного статьей 9.1 Закона о банкротстве.
<Об отказе банков в приеме исполнительных документов по возникшим до введения моратория требованиям к должникам, попавшим под мораторий о возбуждении дел о банкротстве>Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", вступившим в силу 08.06.2020, внесены изменения в Закон об исполнительном производстве, предусматривающие приостановление исполнительного производства судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного статьей 9.1 Закона о банкротстве.
Статья: Проблема обеспечения баланса интересов при немедленном исполнении решения, принятого в порядке упрощенного производства
(Катукова С.Ю.)
("Российский судья", 2023, N 7)В свое время Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснял, что и Арбитражный процессуальный кодекс РФ, и законодательство об исполнительном производстве не исключают возможность приостановления судом взыскания банком денежных средств по исполнительному листу <12>. Правовая позиция представляется нам актуальной прежде всего для дел, которые рассмотрены в порядке упрощенного производства. Как пояснил Верховный Суд РФ, на банк в полной мере распространяется обязанность по исполнению положений Закона "Об исполнительном производстве", в том числе обязанность приостановить исполнение исполнительного документа <13>.
(Катукова С.Ю.)
("Российский судья", 2023, N 7)В свое время Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснял, что и Арбитражный процессуальный кодекс РФ, и законодательство об исполнительном производстве не исключают возможность приостановления судом взыскания банком денежных средств по исполнительному листу <12>. Правовая позиция представляется нам актуальной прежде всего для дел, которые рассмотрены в порядке упрощенного производства. Как пояснил Верховный Суд РФ, на банк в полной мере распространяется обязанность по исполнению положений Закона "Об исполнительном производстве", в том числе обязанность приостановить исполнение исполнительного документа <13>.
Вопрос: Разъясните порядок приостановления исполнительных производств в связи с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 и Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1587.
("Официальный сайт Минюста России", 2021)Подпунктом 4 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что в период действия моратория приостанавливаются исполнительные производства по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория.
("Официальный сайт Минюста России", 2021)Подпунктом 4 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что в период действия моратория приостанавливаются исполнительные производства по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория.
"Право на исполнение судебных актов в Российской Федерации: монография"
(Кузнецов Е.Н.)
("Статут", 2022)1) внесены изменения в ФЗ "Об исполнительном производстве", которые допустили возможность приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
(Кузнецов Е.Н.)
("Статут", 2022)1) внесены изменения в ФЗ "Об исполнительном производстве", которые допустили возможность приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
Статья: Имущественные иммунитеты в исполнительном производстве
(Осипова А.И.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 1)После реформы законодательства о банкротстве в 2015 г. институт банкротства физических лиц стал более востребованным. С каждым годом количество банкротств граждан растет, но значительная часть кредиторов остается без удовлетворения своих требований. Более того, почти 90% граждан-банкротов не обладают имуществом, кроме единственного жилья. Количество производств на исполнении стабильно увеличивалось с 2019 по 2022 г., достигнув пика в 131,5 млн. Однако в 2023 г. наблюдается снижение до 126,7 млн, вызванное приостановлением исполнительных производств в отношении лиц, участвующих в специальной военной операции. При этом общая сумма взысканных средств стабильно росла с 700 млрд руб. в 2019 г. до более чем 1,1 трлн руб. в 2022 и 2023 гг. Количество производств, в рамках которых арестовано имущество, снизилось в 2020 г. до 364,1 тыс. Это могло быть связано с пандемией COVID-19 и ограничениями в работе приставов. С 2021 г. этот показатель вновь начал расти, достигнув 506,2 тыс. в 2023 г., что может говорить о более активном применении данной меры.
(Осипова А.И.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 1)После реформы законодательства о банкротстве в 2015 г. институт банкротства физических лиц стал более востребованным. С каждым годом количество банкротств граждан растет, но значительная часть кредиторов остается без удовлетворения своих требований. Более того, почти 90% граждан-банкротов не обладают имуществом, кроме единственного жилья. Количество производств на исполнении стабильно увеличивалось с 2019 по 2022 г., достигнув пика в 131,5 млн. Однако в 2023 г. наблюдается снижение до 126,7 млн, вызванное приостановлением исполнительных производств в отношении лиц, участвующих в специальной военной операции. При этом общая сумма взысканных средств стабильно росла с 700 млрд руб. в 2019 г. до более чем 1,1 трлн руб. в 2022 и 2023 гг. Количество производств, в рамках которых арестовано имущество, снизилось в 2020 г. до 364,1 тыс. Это могло быть связано с пандемией COVID-19 и ограничениями в работе приставов. С 2021 г. этот показатель вновь начал расти, достигнув 506,2 тыс. в 2023 г., что может говорить о более активном применении данной меры.
Статья: Сочетание публичных и частных начал в судебной практике
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Как следует из подпункта 4 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве, на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям, возникшим до введения моратория (пункт 11 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), N 2, утвержденного Президиумом ВС РФ 30 апреля 2020 года, Постановления АС Северо-Западного округа от 16.06.2021 по делу N А56-113193/2019, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2021 по делу N А57-5243/2021).
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Как следует из подпункта 4 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве, на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям, возникшим до введения моратория (пункт 11 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), N 2, утвержденного Президиумом ВС РФ 30 апреля 2020 года, Постановления АС Северо-Западного округа от 16.06.2021 по делу N А56-113193/2019, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2021 по делу N А57-5243/2021).
Статья: Мораторий на инициирование процедуры несостоятельности (банкротства) как инструмент государственного регулирования экономики
(Суходольский И.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 1)В частности, Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <4> был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по инициативе внешних кредиторов, обращение взыскания на заложенное имущество. Данный Закон также приостанавливал исполнительное производство по взысканиям, возникшим до введения моратория <5>. В качестве меры государственной поддержки экономики в рамках пандемии необходимо также обратить внимание на возможность освобождения от начисления неустоек и иных санкций ввиду моратория на банкротство <6>.
(Суходольский И.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 1)В частности, Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <4> был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по инициативе внешних кредиторов, обращение взыскания на заложенное имущество. Данный Закон также приостанавливал исполнительное производство по взысканиям, возникшим до введения моратория <5>. В качестве меры государственной поддержки экономики в рамках пандемии необходимо также обратить внимание на возможность освобождения от начисления неустоек и иных санкций ввиду моратория на банкротство <6>.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В частности, введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по инициативе внешних кредиторов, обращение взыскания на заложенное имущество. Закон также приостановил исполнительное производство по взысканиям, возникшим до введения моратория <71>. В качестве меры государственной поддержки экономики в рамках пандемии необходимо обратить внимание на возможность освобождения от начисления неустоек и иных санкций ввиду моратория на банкротство <72>.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В частности, введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по инициативе внешних кредиторов, обращение взыскания на заложенное имущество. Закон также приостановил исполнительное производство по взысканиям, возникшим до введения моратория <71>. В качестве меры государственной поддержки экономики в рамках пандемии необходимо обратить внимание на возможность освобождения от начисления неустоек и иных санкций ввиду моратория на банкротство <72>.
Статья: "Коронавирусная" экономическая преступность в России: состояние, тенденции и меры борьбы
(Сухаренко А.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)Для поддержки бизнеса в условиях пандемии был введен мораторий на банкротство, под действие которого попали 517 тыс. юридических лиц и 1,6 млн индивидуальных предпринимателей (ИП), что составляет 15% зарегистрированных организаций и около 40% ИП <8>. Мораторий как антикризисная мера не допускал введения процедур банкротства по инициативе внешних кредиторов, обращения взыскания на заложенное имущество, а также приостанавливал исполнительное производство по взысканиям, возникшим до его введения. Однако он распространялся лишь на лиц, включенных в перечень наиболее пострадавших отраслей экономики: авиа- и автоперевозки, физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт, гостиничный бизнес, общепит, бытовые услуги (ремонт, химчистка, парикмахерские и салоны красоты) и ряд других. Несмотря на это обстоятельство, количество зарегистрированных криминальных банкротств сократилось лишь на 3,2% (до 275 преступлений) <9>.
(Сухаренко А.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)Для поддержки бизнеса в условиях пандемии был введен мораторий на банкротство, под действие которого попали 517 тыс. юридических лиц и 1,6 млн индивидуальных предпринимателей (ИП), что составляет 15% зарегистрированных организаций и около 40% ИП <8>. Мораторий как антикризисная мера не допускал введения процедур банкротства по инициативе внешних кредиторов, обращения взыскания на заложенное имущество, а также приостанавливал исполнительное производство по взысканиям, возникшим до его введения. Однако он распространялся лишь на лиц, включенных в перечень наиболее пострадавших отраслей экономики: авиа- и автоперевозки, физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт, гостиничный бизнес, общепит, бытовые услуги (ремонт, химчистка, парикмахерские и салоны красоты) и ряд других. Несмотря на это обстоятельство, количество зарегистрированных криминальных банкротств сократилось лишь на 3,2% (до 275 преступлений) <9>.