Приоритизация расходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Приоритизация расходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обеспечительная функция публичных финансов в контексте конституционных принципов социального государства
(Омелехина Н.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)Более того, первоначальная редакция Указа N 204 в приоритетном порядке предусматривала бюджетное финансирование национальных проектов (программ). Однако с учетом внесенных изменений и принятием Указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" приоритетное бюджетное финансирование стало направляться на реализацию национальных целей, что очевидно шире правовой конструкции национальных проектов (программ), перечисленных в Указе N 204. На достижение национальных целей развития сориентирована стратегическая приоритизация расходов бюджетов, закрепленная в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., утвержденных Министерством финансов РФ.
(Омелехина Н.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)Более того, первоначальная редакция Указа N 204 в приоритетном порядке предусматривала бюджетное финансирование национальных проектов (программ). Однако с учетом внесенных изменений и принятием Указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" приоритетное бюджетное финансирование стало направляться на реализацию национальных целей, что очевидно шире правовой конструкции национальных проектов (программ), перечисленных в Указе N 204. На достижение национальных целей развития сориентирована стратегическая приоритизация расходов бюджетов, закрепленная в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., утвержденных Министерством финансов РФ.
Статья: Налоговые механизмы снижения экономических последствий пандемии COVID-19 в Российской Федерации и Европейском союзе
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)На основании сравнения российского и европейского опыта прохождения кризиса, вызванного пандемией COVID-19, можно сделать вывод о том, что Российская Федерация легче выходит из этого кризиса по причине наличия уникальных резервных фондов, в первую очередь Фонда национального благосостояния. Для финансового обеспечения текущих расходов и антикризисных мероприятий были задействованы средства названного фонда, заимствования, а также проведена приоритизация части расходов федерального бюджета. В России, в отличие от государств ЕС, средства суверенного фонда являются частью государственного бюджета и подлежат обособленному учету, что позволило более оперативно использовать его ресурсы в условиях кризиса, не делая дополнительных финансовых затрат на управление средствами обособленного фонда и его обслуживание. Изложенное позволило соблюсти принцип баланса публичных и частных интересов, не жертвуя в целях покрытия государственного долга интересами пострадавших граждан и предприятий.
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)На основании сравнения российского и европейского опыта прохождения кризиса, вызванного пандемией COVID-19, можно сделать вывод о том, что Российская Федерация легче выходит из этого кризиса по причине наличия уникальных резервных фондов, в первую очередь Фонда национального благосостояния. Для финансового обеспечения текущих расходов и антикризисных мероприятий были задействованы средства названного фонда, заимствования, а также проведена приоритизация части расходов федерального бюджета. В России, в отличие от государств ЕС, средства суверенного фонда являются частью государственного бюджета и подлежат обособленному учету, что позволило более оперативно использовать его ресурсы в условиях кризиса, не делая дополнительных финансовых затрат на управление средствами обособленного фонда и его обслуживание. Изложенное позволило соблюсти принцип баланса публичных и частных интересов, не жертвуя в целях покрытия государственного долга интересами пострадавших граждан и предприятий.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРИОРИТИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА
(разработаны Минфином России)СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРИОРИТИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Минфином России)СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРИОРИТИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА
(разработаны Минфином России)СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРИОРИТИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА
Статья: Федеральный бюджет и бюджетно-налоговая политика России: оценка возможностей для достижения целей национального развития
(Гришина О.А., Чалова А.Ю., Ахмадеев Р.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 1)Возврат к профицитному федеральному бюджету и сдержанной бюджетной политике с 2022 г. происходит одновременно с перераспределением расходов федерального бюджета в пользу условно-непроизводительных направлений. Так, прирост совокупных расходов федерального бюджета в номинальном выражении в 2022 г. (несмотря на их сокращение в реальном выражении на 3%) составит 178,3 млрд руб. При этом прирост расходов на национальную оборону, национальную безопасность и обслуживание государственного долга составит в абсолютном выражении более 807 млрд руб., в том числе 435 млрд руб. на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, 129 млрд руб. на национальную оборону (только прямые расходы без учета косвенных расходов на эту сферу по другим направлениям), 244 млрд руб. на обслуживание государственного долга. Из условно-производительных расходов в 2022 г. вырастут только расходы на сферу образования (на 88 млрд руб.) и охрану окружающей среды (на 99 млрд руб.). В то же время расходы на социальную политику (за счет сокращения трат на реализацию мероприятий национального проекта "Демография", поддержку безработных граждан и др.) сократятся на 371 млрд руб., на сферу здравоохранения - на 118,8 млрд руб., на национальную экономику - на 230 млрд руб., на межбюджетные трансферты - на 67 млрд руб. Такое перераспределение в расходах федерального бюджета, на наш взгляд, противоречит задаче их приоритизации для стимулирования перехода российской экономики к устойчивому долгосрочному развитию.
(Гришина О.А., Чалова А.Ю., Ахмадеев Р.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 1)Возврат к профицитному федеральному бюджету и сдержанной бюджетной политике с 2022 г. происходит одновременно с перераспределением расходов федерального бюджета в пользу условно-непроизводительных направлений. Так, прирост совокупных расходов федерального бюджета в номинальном выражении в 2022 г. (несмотря на их сокращение в реальном выражении на 3%) составит 178,3 млрд руб. При этом прирост расходов на национальную оборону, национальную безопасность и обслуживание государственного долга составит в абсолютном выражении более 807 млрд руб., в том числе 435 млрд руб. на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, 129 млрд руб. на национальную оборону (только прямые расходы без учета косвенных расходов на эту сферу по другим направлениям), 244 млрд руб. на обслуживание государственного долга. Из условно-производительных расходов в 2022 г. вырастут только расходы на сферу образования (на 88 млрд руб.) и охрану окружающей среды (на 99 млрд руб.). В то же время расходы на социальную политику (за счет сокращения трат на реализацию мероприятий национального проекта "Демография", поддержку безработных граждан и др.) сократятся на 371 млрд руб., на сферу здравоохранения - на 118,8 млрд руб., на национальную экономику - на 230 млрд руб., на межбюджетные трансферты - на 67 млрд руб. Такое перераспределение в расходах федерального бюджета, на наш взгляд, противоречит задаче их приоритизации для стимулирования перехода российской экономики к устойчивому долгосрочному развитию.
Статья: Отчет о результатах параллельного экспертно-аналитического мероприятия "Анализ достижения субъектами Российской Федерации показателей целей устойчивого развития при реализации документов стратегического планирования в период с 2020 года по истекший период 2022 года" (со Счетной палатой Республики Татарстан, Счетной палатой Владимирской области, контрольно-счетной палатой Волгоградской области, контрольно-счетной палатой Воронежской области, контрольно-счетной палатой Липецкой области, контрольно-счетной палатой Нижегородской области, Счетной палатой Самарской области, контрольно-счетной палатой Тверской области, контрольно-счетной палатой Челябинской области, контрольно-счетной палатой Москвы и контрольно-счетной палатой города Севастополя)
(Зайцев Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 9)В части бизнеса - компании, которые изначально занимались развитием ESG-повестки, продолжают вести учет данных и показателей по ESG-критериям. Вместе с тем компании сократили объем расходов в этом направлении. При отсутствии внешних стимулов мотивация собственников продолжать эту деятельность снижается. Вопросы ESG практически отсутствуют в деятельности средних и малых компаний.
(Зайцев Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 9)В части бизнеса - компании, которые изначально занимались развитием ESG-повестки, продолжают вести учет данных и показателей по ESG-критериям. Вместе с тем компании сократили объем расходов в этом направлении. При отсутствии внешних стимулов мотивация собственников продолжать эту деятельность снижается. Вопросы ESG практически отсутствуют в деятельности средних и малых компаний.
Статья: Оценка качества управления бюджетными рисками субъектов Российской Федерации
(Сухова А.Ю.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 11)- Планирование и исполнение региональных бюджетов в период постэпидемического восстановления экономики потребуют осуществления беспрецедентных действий по перенаправлению имеющихся средств на меры в сфере здравоохранения и социальной поддержки, что предусматривает необходимость приоритизации расходов субъектов Федерации, выделения группы дискретных расходов, которые могут быть оперативно перераспределены в соответствии с ключевыми потребностями и обязательствами субъекта Федерации. В процессе перераспределения средств эти отрасли должны пользоваться преимуществом по сравнению с отраслями, не относимыми к числу приоритетных. Важно представить четкую картину доступного финансирования и макроэкономических сценариев, которые могут в течение года оказывать воздействие на доходную и расходную части бюджета. Также должны учитываться изменения в приоритетах, которые могут произойти в зависимости от масштаба и вида бюджетного риска (неотложные меры в сфере здравоохранения, системы социальной защиты и краткосрочная поддержка экономики, меры по восстановлению экономики).
(Сухова А.Ю.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 11)- Планирование и исполнение региональных бюджетов в период постэпидемического восстановления экономики потребуют осуществления беспрецедентных действий по перенаправлению имеющихся средств на меры в сфере здравоохранения и социальной поддержки, что предусматривает необходимость приоритизации расходов субъектов Федерации, выделения группы дискретных расходов, которые могут быть оперативно перераспределены в соответствии с ключевыми потребностями и обязательствами субъекта Федерации. В процессе перераспределения средств эти отрасли должны пользоваться преимуществом по сравнению с отраслями, не относимыми к числу приоритетных. Важно представить четкую картину доступного финансирования и макроэкономических сценариев, которые могут в течение года оказывать воздействие на доходную и расходную части бюджета. Также должны учитываться изменения в приоритетах, которые могут произойти в зависимости от масштаба и вида бюджетного риска (неотложные меры в сфере здравоохранения, системы социальной защиты и краткосрочная поддержка экономики, меры по восстановлению экономики).
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Аудит программно-целевого управления федеральными и иными ресурсами в Российской Федерации"
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, Специальный выпуск)В сложившихся условиях внешнего санкционного давления, сопровождающегося, с одной стороны, сокращением доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с другой - возникновением новых бюджетных трат на дополнительные меры, вопросы приоритизации расходов, наличия средств на такие меры приобретают особую важность.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, Специальный выпуск)В сложившихся условиях внешнего санкционного давления, сопровождающегося, с одной стороны, сокращением доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с другой - возникновением новых бюджетных трат на дополнительные меры, вопросы приоритизации расходов, наличия средств на такие меры приобретают особую важность.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ реализации мер государственной поддержки программ развития университетов в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" в 2021 - 2023 годах и истекшем периоде 2024 года"
(Зайцев Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 2)В результате расходование средств федерального бюджета, выделяемых в рамках программы "Приоритет-2030" на проведение прикладных научных исследований, осуществляется без проведения соответствующей экспертизы таких исследований на предмет актуальности проводимых научных исследований, научной новизны, значения для развития соответствующего направления прикладных научных исследований и востребованности результатов научных исследований. Вместе с тем анализ заключений РАН на программы развития (проекты программ) претендентов на участие в программе "Приоритет-2030" установил, что 38 университетов, реализующих научные исследования по мероприятию "Развитие и реализация прорывных научных исследований и разработок, в том числе получение по итогам прикладных научных исследований и (или) экспериментальных разработок результатов интеллектуальной деятельности, охраняемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации" программы "Приоритет-2030", проводили в 2021 - 2024 годах научные исследования при наличии фактически отрицательных заключений РАН (в части отсутствия или недостаточности проработки научного содержания программы развития). Это подтверждается расходами на сумму 8,9 млрд рублей. Кроме того, приоритизация научных тем, по которым университетами проводятся научные исследования, в рамках Программы не установлена.
(Зайцев Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 2)В результате расходование средств федерального бюджета, выделяемых в рамках программы "Приоритет-2030" на проведение прикладных научных исследований, осуществляется без проведения соответствующей экспертизы таких исследований на предмет актуальности проводимых научных исследований, научной новизны, значения для развития соответствующего направления прикладных научных исследований и востребованности результатов научных исследований. Вместе с тем анализ заключений РАН на программы развития (проекты программ) претендентов на участие в программе "Приоритет-2030" установил, что 38 университетов, реализующих научные исследования по мероприятию "Развитие и реализация прорывных научных исследований и разработок, в том числе получение по итогам прикладных научных исследований и (или) экспериментальных разработок результатов интеллектуальной деятельности, охраняемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации" программы "Приоритет-2030", проводили в 2021 - 2024 годах научные исследования при наличии фактически отрицательных заключений РАН (в части отсутствия или недостаточности проработки научного содержания программы развития). Это подтверждается расходами на сумму 8,9 млрд рублей. Кроме того, приоритизация научных тем, по которым университетами проводятся научные исследования, в рамках Программы не установлена.