Принципы таможенного контроля



Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы таможенного контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1.4 "Принцип равенства перед законом" КоАП РФ"Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что из буквального толкования положений ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ ее положения распространяются и на случаи выявления административных правонарушений при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления таможенного контроля, иное толкование данной нормы права означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ)."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 150 "Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")
Как указал суд, признавая позицию общества необоснованной, таможенная проверка проводится таможенным органом государства-члена, на территории которого создано, зарегистрировано и (или) имеет постоянное место жительства проверяемое лицо. Иных ограничений при проведении проверок таможенными органами по региональному принципу законодательство не устанавливает. То есть полномочиями по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров обладает не только таможенный орган в регионе первоначального декларирования товара, но и иные таможенные органы.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Таможенные органы как субъекты таможенного контроля после выпуска товаров
(Мишин К.Д.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 2)
Начиная анализ правового статуса субъектов таможенного контроля после выпуска, отметим, что будем основываться на идее о том, что фундаментальным принципом таможенного контроля после выпуска товаров является баланс частных и публичных интересов, где публичный интерес отражает положение государства, а частный - статус отдельных лиц [3]. Согласимся с О.Ю. Бакаевой, в том, что таможенный контроль после выпуска товаров является одной из эффективных мер создания идеальной модели таможенных органов - таможни для участников ВЭДШ. Не вызывает сомнений позиция А.Н. Клейменовой (Шашкиной) о том, что осуществление тотального контроля всех перемещаемых товаров невозможно, так как таможенные органы не обладают необходимыми для этого кадровыми ресурсами, кроме того, это противоречит основной задаче таможенной службы - содействие и упрощение мировой торговли [6].
Статья: Применение риск-ориентированного подхода при контроле таможенной стоимости товаров
(Сидорова Е.Ю., Хусаинова В.Ю.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)
Контроль таможенной стоимости является одним из важнейших направлений таможенного контроля перемещения товаров через таможенную границу, который позволяет обеспечить экономическую безопасность государства, защиту отечественных производителей от недобросовестных иностранных конкурентов, установление справедливой цены иностранных товаров, оценку масштабов внешнеторговой деятельности, большую долю поступлений в государственный бюджет и др. <1> В п. 4 ст. 310 ТК ЕАЭС закреплен один из основных принципов осуществления таможенного контроля - принцип выборочности. Он применим как в отношении объектов таможенного контроля, так и при определении форм таможенного контроля и/или мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. В этом же пункте установлено, что выборочность обеспечивается при помощи использования системы управления рисками (СУР) <2>. Так, согласно ст. 376 ТК ЕАЭС "управление рисками - систематизированная деятельность таможенных органов по минимизации вероятности наступления событий, связанных с несоблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и возможного ущерба от их наступления". С одной стороны, СУР позволяет сконцентрировать внимание таможенных органов на декларантах, которые имеют средний и особенно высокий уровень риска, чтобы выявить как можно большее количество случаев необоснованного занижения таможенной стоимости товаров, тем самым обеспечивается более рациональное и эффективное использование ресурсов таможенных органов <3>. С другой стороны, для декларантов с низким уровнем риска применение СУР позволяет ускорить и упростить процесс перемещения товаров через таможенную границу, что сокращает временные, финансовые и трудовые ресурсы участников ВЭД <4>.
показать больше документов

Нормативные акты

"Таможенный кодекс Евразийского экономического союза"
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
4. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Справочная информация: "Таможенный календарь на 2025 год"
(по состоянию на 20.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
Закреплен принцип выборочности контроля товаров, вывозимых с территории ОЭЗ в Калининградской области на остальную часть таможенной территории ЕАЭС
показать больше документов