Принципы пенсионного обеспечения
Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы пенсионного обеспечения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сочетание страховых и бюджетных механизмов в пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц: дефекты российской модели пенсионного страхования
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)Возобновление компенсационной выплаты участникам СВО можно считать одним из наглядных примеров отступления российского законодателя от правила недопустимости одновременного предоставления двух бюджетных выплат одному получателю по одному социально значимому основанию. Аналогичный подход должен быть реализован также в отношении ФВ к страховой пенсии по старости военнослужащим, что значительно повысит эффективность законодательства в области их пенсионного страхования как специальных субъектов и усилит реализацию в их отношении основополагающих принципов пенсионного обеспечения - всеобщности, равенства, социальной солидарности и социальной справедливости.
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)Возобновление компенсационной выплаты участникам СВО можно считать одним из наглядных примеров отступления российского законодателя от правила недопустимости одновременного предоставления двух бюджетных выплат одному получателю по одному социально значимому основанию. Аналогичный подход должен быть реализован также в отношении ФВ к страховой пенсии по старости военнослужащим, что значительно повысит эффективность законодательства в области их пенсионного страхования как специальных субъектов и усилит реализацию в их отношении основополагающих принципов пенсионного обеспечения - всеобщности, равенства, социальной солидарности и социальной справедливости.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Напомним, что изначально в нашей стране институт пенсионного обеспечения включал только государственные пенсии. Такое положение объяснялось плановым укладом экономики и существованием только государственной собственности на средства производства. Основополагающим критерием для определения размера пенсии служили пенсионные права, состоящие из общего трудового стажа и заработка. С развитием рыночных отношений и появлением различных форм собственности изменились и подходы к финансированию пенсионных выплат гражданам. После проведения пенсионной реформы в 2002 г. пенсионные права стали базироваться на страховых принципах пенсионного обеспечения, т.е. с учетом сумм страховых платежей, уплаченных за каждого застрахованного лица. Таким образом, решающую роль в определении размера пенсии стали играть суммы страховых отчислений за период трудовой деятельности, а сама по себе заработная плата (иное вознаграждение) - лишь опосредованную, выступая базой для исчисления страховых взносов.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Напомним, что изначально в нашей стране институт пенсионного обеспечения включал только государственные пенсии. Такое положение объяснялось плановым укладом экономики и существованием только государственной собственности на средства производства. Основополагающим критерием для определения размера пенсии служили пенсионные права, состоящие из общего трудового стажа и заработка. С развитием рыночных отношений и появлением различных форм собственности изменились и подходы к финансированию пенсионных выплат гражданам. После проведения пенсионной реформы в 2002 г. пенсионные права стали базироваться на страховых принципах пенсионного обеспечения, т.е. с учетом сумм страховых платежей, уплаченных за каждого застрахованного лица. Таким образом, решающую роль в определении размера пенсии стали играть суммы страховых отчислений за период трудовой деятельности, а сама по себе заработная плата (иное вознаграждение) - лишь опосредованную, выступая базой для исчисления страховых взносов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)6. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)6. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.
Статья: Темпоральные нормы в пенсионном законодательстве Российской Федерации
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Весьма жесткий переход с 1 января 2002 г. к страховым принципам пенсионного обеспечения сопровождался изменением вида стажа, необходимого для назначения пенсий в системе обязательного пенсионного страхования, и правил его подсчета. Вместо общего трудового стажа, в который при определении права на пенсию, а с учетом так называемой стажевой надбавки - и ее размера могли быть включены (в том числе в кратном исчислении) отдельные виды периодов, не сопровождавшиеся страхованием гражданина на случай пенсионных рисков (военной службы, учебы в вузах и т.д.), стал применяться страховой стаж. Изначально в страховой стаж включались по общему правилу периоды работы или иной деятельности, при осуществлении которой гражданин подлежал обязательному пенсионному страхованию, если за эти периоды уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях).
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Весьма жесткий переход с 1 января 2002 г. к страховым принципам пенсионного обеспечения сопровождался изменением вида стажа, необходимого для назначения пенсий в системе обязательного пенсионного страхования, и правил его подсчета. Вместо общего трудового стажа, в который при определении права на пенсию, а с учетом так называемой стажевой надбавки - и ее размера могли быть включены (в том числе в кратном исчислении) отдельные виды периодов, не сопровождавшиеся страхованием гражданина на случай пенсионных рисков (военной службы, учебы в вузах и т.д.), стал применяться страховой стаж. Изначально в страховой стаж включались по общему правилу периоды работы или иной деятельности, при осуществлении которой гражданин подлежал обязательному пенсионному страхованию, если за эти периоды уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях).
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 29.01.2025 N 03-15-05/7604 <Получение пенсии работником не влияет на уплату страховых взносов работодателем>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 6)Минфин России отмечает, что уплачиваемые работодателями с выплат работникам страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по солидарному принципу являются основным источником финансирования выплат страховых пенсий и фиксированных выплат к ним нынешним пенсионерам.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 6)Минфин России отмечает, что уплачиваемые работодателями с выплат работникам страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по солидарному принципу являются основным источником финансирования выплат страховых пенсий и фиксированных выплат к ним нынешним пенсионерам.
Статья: Учет при назначении страховой пенсии нестраховых периодов, имевших место за границей: международно-правовой аспект
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Как отмечается в научной литературе, соглашения по вопросам социальной защиты, заключенные Россией с бывшими союзными республиками, содержат правовые нормы разных типов: модельные, коллизионные и нормы, направленные на регулирование внутригосударственных отношений в сфере социальной защиты <11> (нормы последнего типа можно назвать также материально-правовыми). С этой точки зрения правовая норма о взаимном учете стажа, приобретенного на территориях договаривающихся сторон (например, п. 2 ст. 6 Соглашения СНГ) является материально-правовой, а законодательство, подлежащее применению при подсчете стажа, определяется на основании коллизионной нормы (например, ст. 1 Соглашения СНГ). В актах Экономического суда СНГ Соглашение СНГ последовательно рассматривается как рамочное, определяющее принципы пенсионного обеспечения государств - участников Содружества и устанавливающее приоритет национального законодательства, а возможность зачета в трудовой (страховой) стаж иной деятельности, по мнению Суда, относится к сфере усмотрения национального законодателя <12>.
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Как отмечается в научной литературе, соглашения по вопросам социальной защиты, заключенные Россией с бывшими союзными республиками, содержат правовые нормы разных типов: модельные, коллизионные и нормы, направленные на регулирование внутригосударственных отношений в сфере социальной защиты <11> (нормы последнего типа можно назвать также материально-правовыми). С этой точки зрения правовая норма о взаимном учете стажа, приобретенного на территориях договаривающихся сторон (например, п. 2 ст. 6 Соглашения СНГ) является материально-правовой, а законодательство, подлежащее применению при подсчете стажа, определяется на основании коллизионной нормы (например, ст. 1 Соглашения СНГ). В актах Экономического суда СНГ Соглашение СНГ последовательно рассматривается как рамочное, определяющее принципы пенсионного обеспечения государств - участников Содружества и устанавливающее приоритет национального законодательства, а возможность зачета в трудовой (страховой) стаж иной деятельности, по мнению Суда, относится к сфере усмотрения национального законодателя <12>.
Статья: Актуальные вопросы обложения страховыми взносами в 2025 году
(Серебрякова А.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 3)Вместе с тем, как сказано в Письме Минфина России от 29.01.2025 N 03-15-05/7604, требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы. Уплачиваемые работодателями с выплат работникам страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по солидарному принципу являются основным источником финансирования выплат страховых пенсий и фиксированных выплат к ним нынешним пенсионерам.
(Серебрякова А.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 3)Вместе с тем, как сказано в Письме Минфина России от 29.01.2025 N 03-15-05/7604, требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы. Уплачиваемые работодателями с выплат работникам страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по солидарному принципу являются основным источником финансирования выплат страховых пенсий и фиксированных выплат к ним нынешним пенсионерам.
Статья: Изменения в Законе об обязательном пенсионном страховании: отказ от предельной величины базы для страховых взносов
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 39)Его принятие и применение позволит компенсировать дефицит бюджетов внебюджетных фондов, повысить уровень пенсионного обеспечения граждан, а также реализовать принцип социальной справедливости в сфере пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 39)Его принятие и применение позволит компенсировать дефицит бюджетов внебюджетных фондов, повысить уровень пенсионного обеспечения граждан, а также реализовать принцип социальной справедливости в сфере пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Согласно ч. 1 ст. 39 и ч. 6 ст. 75 Конституции РФ гарантируется всеобщность права на социальное обеспечение по возрасту. Она распространяется на различные категории населения, в отношении которых достижение определенного возраста или нахождение в определенном возрасте образует юридический факт старческой нетрудоспособности, обусловливающий (сам по себе или вкупе с другими юридическими фактами) возникновение права на государственные пенсии и социальные пособия. Этот конституционный принцип охватывает и страховые пенсии по старости, то есть по достижении пенсионного возраста, признаваемого государством в качестве момента наступления у человека социального состояния, именуемого "старостью".
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Согласно ч. 1 ст. 39 и ч. 6 ст. 75 Конституции РФ гарантируется всеобщность права на социальное обеспечение по возрасту. Она распространяется на различные категории населения, в отношении которых достижение определенного возраста или нахождение в определенном возрасте образует юридический факт старческой нетрудоспособности, обусловливающий (сам по себе или вкупе с другими юридическими фактами) возникновение права на государственные пенсии и социальные пособия. Этот конституционный принцип охватывает и страховые пенсии по старости, то есть по достижении пенсионного возраста, признаваемого государством в качестве момента наступления у человека социального состояния, именуемого "старостью".
Статья: Конституция Российской Федерации: самобытность, стабильность и развитие (к 30-летию Основного Закона России)
(Хабриева Т.Я.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Часть 5 ст. 75 Конституции РФ гарантирует минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, устанавливает принципы пенсионного обеспечения (всеобщности, справедливости и солидарности поколений), обязывает государство поддерживать его эффективное функционирование и индексировать пенсии не реже одного раза в год. Часть 7 ст. 75 гарантирует обязательное социальное страхование, адресную социальную поддержку граждан, индексацию социальных пособий и выплат. Наполнение Основного Закона соответствующими положениями стало результатом так называемой восходящей конституционной легитимации законодательных норм <35>. Например, принципы социального партнерства, ранее закрепленные в разд. II Трудового кодекса РФ, теперь зафиксированы в ст. 75.1 и 114 Конституции РФ.
(Хабриева Т.Я.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Часть 5 ст. 75 Конституции РФ гарантирует минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, устанавливает принципы пенсионного обеспечения (всеобщности, справедливости и солидарности поколений), обязывает государство поддерживать его эффективное функционирование и индексировать пенсии не реже одного раза в год. Часть 7 ст. 75 гарантирует обязательное социальное страхование, адресную социальную поддержку граждан, индексацию социальных пособий и выплат. Наполнение Основного Закона соответствующими положениями стало результатом так называемой восходящей конституционной легитимации законодательных норм <35>. Например, принципы социального партнерства, ранее закрепленные в разд. II Трудового кодекса РФ, теперь зафиксированы в ст. 75.1 и 114 Конституции РФ.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)К тому же нельзя не заметить существенный разрыв в уровнях пенсионного обеспечения пенсионеров из бюджетных и внебюджетных отраслей. Необходимо пересмотреть принципы организации пенсионного обеспечения "северян" с тем, чтобы сохранить и повысить их благосостояние.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)К тому же нельзя не заметить существенный разрыв в уровнях пенсионного обеспечения пенсионеров из бюджетных и внебюджетных отраслей. Необходимо пересмотреть принципы организации пенсионного обеспечения "северян" с тем, чтобы сохранить и повысить их благосостояние.