Принципы назначения наказания
Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы назначения наказания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Обстоятельства, отягчающие административную ответственность (практика арбитражных судов)
(КонсультантПлюс, 2025)Соответственно, при отсутствии иных отягчающих обстоятельств, наличие которых ни УФАС, ни судом первой инстанции не установлено с учетом общих принципов назначения наказания, оспариваемое постановление УФАС подлежит признанию незаконным в части размера административного штрафа (минимальная санкция)..."
(КонсультантПлюс, 2025)Соответственно, при отсутствии иных отягчающих обстоятельств, наличие которых ни УФАС, ни судом первой инстанции не установлено с учетом общих принципов назначения наказания, оспариваемое постановление УФАС подлежит признанию незаконным в части размера административного штрафа (минимальная санкция)..."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность управляющей организации (ТСЖ) за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД
(КонсультантПлюс, 2025)... при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения, допущенное Обществом правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям, не привело к возникновению каких-либо вредных последствий... Обществу вменяется только одно нарушение - пп. "б" п. 31 Правил N 416, выраженное в отсутствии информации на доске объявлений в одной из парадных МКД. При указанных обстоятельствах назначение административного штрафа даже в размере 1/2 минимальной санкции... носит чрезмерно карательный характер и не отвечает принципам разумности и соразмерности назначения наказания..."
(КонсультантПлюс, 2025)... при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения, допущенное Обществом правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям, не привело к возникновению каких-либо вредных последствий... Обществу вменяется только одно нарушение - пп. "б" п. 31 Правил N 416, выраженное в отсутствии информации на доске объявлений в одной из парадных МКД. При указанных обстоятельствах назначение административного штрафа даже в размере 1/2 минимальной санкции... носит чрезмерно карательный характер и не отвечает принципам разумности и соразмерности назначения наказания..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принципы назначения наказания за совершение мошенничества с использованием электронных средств платежа в уголовном законодательстве России и Китая
(Рудый Н.К., Лютов В.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5
(Рудый Н.К., Лютов В.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5
Статья: Процессуальные причины "неустойчивости" обвинительных решений по делам об уклонении от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств
(Печегин Д.А.)
("Уголовное право", 2024, N 3)3. Применение принципа поглощения менее строгого наказания
(Печегин Д.А.)
("Уголовное право", 2024, N 3)3. Применение принципа поглощения менее строгого наказания
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21
(ред. от 15.12.2022)
"О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования"28. Обратить внимание судов на необходимость соблюдения принципа индивидуализации при назначении наказания лицам, виновным в совершении экологических преступлений. Рекомендуется тщательно выяснять и учитывать совокупность обстоятельств дела, и прежде всего, характер допущенных нарушений, данные о личности подсудимых, тяжесть последствий, размер причиненного вреда и др.
(ред. от 15.12.2022)
"О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования"28. Обратить внимание судов на необходимость соблюдения принципа индивидуализации при назначении наказания лицам, виновным в совершении экологических преступлений. Рекомендуется тщательно выяснять и учитывать совокупность обстоятельств дела, и прежде всего, характер допущенных нарушений, данные о личности подсудимых, тяжесть последствий, размер причиненного вреда и др.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58
(ред. от 18.12.2018)
"О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания"51. В случае совершения лицом нескольких преступлений, за каждое из которых назначено наказание с применением положений статьи 62 УК РФ или статьи 65 УК РФ, срок или размер наказания по совокупности преступлений не могут превышать более чем наполовину максимальный срок или размер наказания, которое может быть назначено за наиболее тяжкое из совершенных преступлений без учета правил, установленных указанными статьями. При этом суды в целях обеспечения принципа справедливости при назначении окончательного наказания должны учитывать, что за каждое из совершенных преступлений наказание назначено с учетом правил статьи 62 или 65 УК РФ.
(ред. от 18.12.2018)
"О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания"51. В случае совершения лицом нескольких преступлений, за каждое из которых назначено наказание с применением положений статьи 62 УК РФ или статьи 65 УК РФ, срок или размер наказания по совокупности преступлений не могут превышать более чем наполовину максимальный срок или размер наказания, которое может быть назначено за наиболее тяжкое из совершенных преступлений без учета правил, установленных указанными статьями. При этом суды в целях обеспечения принципа справедливости при назначении окончательного наказания должны учитывать, что за каждое из совершенных преступлений наказание назначено с учетом правил статьи 62 или 65 УК РФ.
Статья: Влияние специальных правил юридической техники на качество конструирования санкций административно-деликтных норм
(Цындря В.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)Соблюдение данных правил при подготовке соответствующих нормативных правовых актов позволит: обеспечить реализацию общих принципов назначения административного наказания; повысить качество текстов соответствующих законопроектов; гармонизировать подходы к построению санкций норм права об административной ответственности с санкциями норм права, устанавливающими другие виды юридической ответственности, в первую очередь уголовной; повысить уровень обоснованности и объективности предлагаемых изменений путем расширения перечня факторов и обстоятельств (например, демографических, географических, политических, экономических), отражающих реальное состояние общественных отношений, требующих применения определенного вида административного наказания, а также применения научно обоснованных методик их оценки; внедрять в законопроектную деятельность отечественный и зарубежный опыт назначения и применения административных наказаний, особенно при изменении норм права, устанавливающих административную ответственность за совершение правонарушений в областях и сферах, традиционно вызывающих повышенный общественный интерес (например, предпринимательства, безопасности дорожного движения, миграции и т.п.); конструировать санкции административно-деликтных норм на основе научных исследований и др.
(Цындря В.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)Соблюдение данных правил при подготовке соответствующих нормативных правовых актов позволит: обеспечить реализацию общих принципов назначения административного наказания; повысить качество текстов соответствующих законопроектов; гармонизировать подходы к построению санкций норм права об административной ответственности с санкциями норм права, устанавливающими другие виды юридической ответственности, в первую очередь уголовной; повысить уровень обоснованности и объективности предлагаемых изменений путем расширения перечня факторов и обстоятельств (например, демографических, географических, политических, экономических), отражающих реальное состояние общественных отношений, требующих применения определенного вида административного наказания, а также применения научно обоснованных методик их оценки; внедрять в законопроектную деятельность отечественный и зарубежный опыт назначения и применения административных наказаний, особенно при изменении норм права, устанавливающих административную ответственность за совершение правонарушений в областях и сферах, традиционно вызывающих повышенный общественный интерес (например, предпринимательства, безопасности дорожного движения, миграции и т.п.); конструировать санкции административно-деликтных норм на основе научных исследований и др.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Правомерность такого вывода подтверждена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2008 г. В нем также отмечено, что в случае отмены постановления о назначении административного наказания принцип невозможности ухудшения положения лица по его жалобе не может быть нарушен. Следовательно, при новом рассмотрении дела судья связан ранее примененным административным наказанием и назначить более строгое наказание не вправе.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Правомерность такого вывода подтверждена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2008 г. В нем также отмечено, что в случае отмены постановления о назначении административного наказания принцип невозможности ухудшения положения лица по его жалобе не может быть нарушен. Следовательно, при новом рассмотрении дела судья связан ранее примененным административным наказанием и назначить более строгое наказание не вправе.
Статья: Идея индивидуализации и ее значение для обеспечения прав участников уголовного судопроизводства
(Крипиневич С.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)<6> См., например: Ашин А.А. Соотношение общих начал и принципов назначения наказания // Вестник Владимирского юридического института. 2009. N 2 (11). С. 64; Айрапетян М.Г. Понятие, сущность и значение индивидуализации ответственности в российском уголовном праве // Вестник науки и творчества. 2016. N 11 (11). С. 15; Мифтахов А.М. Понятие и значение индивидуализации наказания в российском уголовном праве // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия "Гуманитарные науки". 2009. Т. 151. N 4. С. 153.
(Крипиневич С.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)<6> См., например: Ашин А.А. Соотношение общих начал и принципов назначения наказания // Вестник Владимирского юридического института. 2009. N 2 (11). С. 64; Айрапетян М.Г. Понятие, сущность и значение индивидуализации ответственности в российском уголовном праве // Вестник науки и творчества. 2016. N 11 (11). С. 15; Мифтахов А.М. Понятие и значение индивидуализации наказания в российском уголовном праве // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия "Гуманитарные науки". 2009. Т. 151. N 4. С. 153.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)7. Изучите общие правила назначения административных наказаний, предусмотренные главой 4 КоАП РФ, и раскройте сущность таких принципов административной ответственности, как индивидуализация и справедливость. В чем может выражаться на практике реализация данных принципов при назначении физическим и юридическим лицам административных наказаний?
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)7. Изучите общие правила назначения административных наказаний, предусмотренные главой 4 КоАП РФ, и раскройте сущность таких принципов административной ответственности, как индивидуализация и справедливость. В чем может выражаться на практике реализация данных принципов при назначении физическим и юридическим лицам административных наказаний?
Статья: Важные решения Конституционного Суда РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 4)Сформировавшийся в судах общей юрисдикции подход, согласно которому внесенные в КоАП РФ изменения не улучшили правового положения данной категории лиц, поскольку не повлияли на размер штрафа, игнорирует факт назначения только одного вместо двух и более наказаний за соответствующее количество правонарушений. Это ограничивает возможность придания обратной силы закону, улучшающему положение привлеченного к ответственности лица в части изменения в благоприятную для него сторону правил, касающихся назначения наказания. Такая правоприменительная практика нарушает конституционные принципы справедливости, юридического равенства и не способствует поддержанию взаимного доверия государства и общества.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 4)Сформировавшийся в судах общей юрисдикции подход, согласно которому внесенные в КоАП РФ изменения не улучшили правового положения данной категории лиц, поскольку не повлияли на размер штрафа, игнорирует факт назначения только одного вместо двух и более наказаний за соответствующее количество правонарушений. Это ограничивает возможность придания обратной силы закону, улучшающему положение привлеченного к ответственности лица в части изменения в благоприятную для него сторону правил, касающихся назначения наказания. Такая правоприменительная практика нарушает конституционные принципы справедливости, юридического равенства и не способствует поддержанию взаимного доверия государства и общества.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В другом Определении Верховный Суд РФ отметил: "Судебные инстанции исходили из того, что за продажу алкогольной продукции по заниженной стоимости общество привлечено к ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде предупреждения. При этом наступление каких-либо неблагоприятных последствий, угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо имущественного ущерба службой не подтверждено, в связи с чем необходимость применения в отношении общества дополнительной меры государственного принуждения в виде аннулирования лицензии, исходя из принципов справедливости и соразмерности назначенного наказания допущенному нарушению, отсутствовала" <1>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В другом Определении Верховный Суд РФ отметил: "Судебные инстанции исходили из того, что за продажу алкогольной продукции по заниженной стоимости общество привлечено к ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде предупреждения. При этом наступление каких-либо неблагоприятных последствий, угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо имущественного ущерба службой не подтверждено, в связи с чем необходимость применения в отношении общества дополнительной меры государственного принуждения в виде аннулирования лицензии, исходя из принципов справедливости и соразмерности назначенного наказания допущенному нарушению, отсутствовала" <1>.