Принципы налогового права
Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы налогового права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Налоговое право: Курс лекций"
(Тютин Д.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)1.2. Основные принципы налогового права
(Тютин Д.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)1.2. Основные принципы налогового права
Статья: НДФЛ на штрафы и неустойку с точки зрения законодательства о защите прав потребителей
(Гармаш С.В.)
("Правовое регулирование экономической деятельности. ПРЭД", 2024, N 3)2) оценка соответствия сложившейся судебной практики принципам налогового права, в частности, требованию определенности налоговых обязательств.
(Гармаш С.В.)
("Правовое регулирование экономической деятельности. ПРЭД", 2024, N 3)2) оценка соответствия сложившейся судебной практики принципам налогового права, в частности, требованию определенности налоговых обязательств.
Вопрос: Что представляет собой принцип справедливости в налоговом праве?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Что представляет собой принцип справедливости в налоговом праве?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Что представляет собой принцип справедливости в налоговом праве?
Статья: Повышение финансовой грамотности как способ улучшения налоговой дисциплины
(Копина А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Можно согласиться с позицией А.В. Красюкова, что взаимодействие налоговой морали и налогового права происходит на двух уровнях - правотворчества и правоприменения. В процессе правотворчества наиболее ярко влияние нравственности на право проявляется в принципах налогового права и законодательства. При этом автор также обращает внимание на то, что в настоящее время мораль включена в правоприменительную практику через оценочные понятия и обеспечивается силой государственного принуждения <23>. Вместе с тем представляется, что конфликты при применении оценочных понятий обусловлены непоследовательной и несогласованной налоговой политикой, которая такие конфликты порождает, не устанавливая четких границ правомерного поведения, а создавая размытые границы поведения, что может быть сочтено правомерным при некоторых условиях, основанных на формируемой государством морали. Указанное также приводит к развитию дискуссии о балансе частного и публичного интересов в налоговом праве, взаимодействие и противостояние которых приводит к развитию налогового права <24>.
(Копина А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Можно согласиться с позицией А.В. Красюкова, что взаимодействие налоговой морали и налогового права происходит на двух уровнях - правотворчества и правоприменения. В процессе правотворчества наиболее ярко влияние нравственности на право проявляется в принципах налогового права и законодательства. При этом автор также обращает внимание на то, что в настоящее время мораль включена в правоприменительную практику через оценочные понятия и обеспечивается силой государственного принуждения <23>. Вместе с тем представляется, что конфликты при применении оценочных понятий обусловлены непоследовательной и несогласованной налоговой политикой, которая такие конфликты порождает, не устанавливая четких границ правомерного поведения, а создавая размытые границы поведения, что может быть сочтено правомерным при некоторых условиях, основанных на формируемой государством морали. Указанное также приводит к развитию дискуссии о балансе частного и публичного интересов в налоговом праве, взаимодействие и противостояние которых приводит к развитию налогового права <24>.
Статья: Трансформация налоговой системы России на современном этапе
(Красюков А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Статья посвящена изучению процесса трансформации налоговой системы России на современном этапе. Автор анализирует происходящие в последние годы изменения порядка установления налогов и сборов. В рамках исследования автор приходит к выводу о негативном характере таких изменений, опосредующих передачу полномочий по установлению налогов и сборов на подзаконный уровень. Автором проанализирован порядок взимания взноса с иностранных инвесторов при выходе из российских активов и сделан вывод о налоговом характере данного платежа. Также проанализированы последствия введения налогов разового характера, приводящие к искажению юридической конструкции налога. В связи с полученными заключениями в статье сформулированы выводы о необходимости трансформации принципов налогового права.
(Красюков А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Статья посвящена изучению процесса трансформации налоговой системы России на современном этапе. Автор анализирует происходящие в последние годы изменения порядка установления налогов и сборов. В рамках исследования автор приходит к выводу о негативном характере таких изменений, опосредующих передачу полномочий по установлению налогов и сборов на подзаконный уровень. Автором проанализирован порядок взимания взноса с иностранных инвесторов при выходе из российских активов и сделан вывод о налоговом характере данного платежа. Также проанализированы последствия введения налогов разового характера, приводящие к искажению юридической конструкции налога. В связи с полученными заключениями в статье сформулированы выводы о необходимости трансформации принципов налогового права.
Статья: Конституционные имплицитные принципы: к вопросу о понятии и значении
(Трошкина А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)Другим, более конкретным примером является действие Постановления КС РФ от 21 марта 1997 г. N 5-П, в котором были сформулированы принципы налогового права, впоследствии закрепленные в ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации <42>. Одним из таких принципов стал имплицитный принцип равного налогового бремени, на который Суд сослался в Постановлении, где раскрыл содержание названного принципа и указал на то, что он вытекает из ст. 8 (ч. 2), 19 и 57 Конституции РФ <43>.
(Трошкина А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)Другим, более конкретным примером является действие Постановления КС РФ от 21 марта 1997 г. N 5-П, в котором были сформулированы принципы налогового права, впоследствии закрепленные в ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации <42>. Одним из таких принципов стал имплицитный принцип равного налогового бремени, на который Суд сослался в Постановлении, где раскрыл содержание названного принципа и указал на то, что он вытекает из ст. 8 (ч. 2), 19 и 57 Конституции РФ <43>.
Статья: Главное о теории злоупотребления правом для налоговых практиков
(Викулов К.Е.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)<29> Отсутствие указания на учет всех обстоятельств при правовой переквалификации, например в подп. 3 п. 3 ст. 45 НК РФ, восполняется применением принципов налогового права, согласно ст. 3 НК РФ.
(Викулов К.Е.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)<29> Отсутствие указания на учет всех обстоятельств при правовой переквалификации, например в подп. 3 п. 3 ст. 45 НК РФ, восполняется применением принципов налогового права, согласно ст. 3 НК РФ.
Статья: Необлагаемый минимум по подоходному налогу в трудах С.Д. Цыпкина и перспективы установления данной льготы в современных условиях
(Соколова С.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 11)Таким образом, законодательная инициатива призвана унифицировать подходы в налогообложении физических лиц, упростить концепцию необлагаемого минимума не за счет изменения факультативного элемента юридического состава налога - льготы, а через изменение налоговой ставки. Данный подход соответствует принципу удобства, поскольку налогоплательщик получает данную "льготу" в автоматическом режиме. Также это последовательно развивает концепцию "чистого" или "свободного" дохода налогоплательщика, который должен облагаться в соответствии с принципом экономического основания налога. Однако не стоит забывать, что принципы налогового права действуют не в отрыве друг от друга и что, предоставляя "необлагаемый минимум" (нулевую ставку) для всех категорий налогоплательщиков, частично затрагивается принцип равенства, так как, по сути, социальная мера будет применяться без учета фактической возможности уплаты налога. Тем не менее в данном случае дифференциация налогового бремени может быть достижима за счет сложной прогрессии, однако это требует проведения экономических исследований и последующей доработки законопроекта.
(Соколова С.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 11)Таким образом, законодательная инициатива призвана унифицировать подходы в налогообложении физических лиц, упростить концепцию необлагаемого минимума не за счет изменения факультативного элемента юридического состава налога - льготы, а через изменение налоговой ставки. Данный подход соответствует принципу удобства, поскольку налогоплательщик получает данную "льготу" в автоматическом режиме. Также это последовательно развивает концепцию "чистого" или "свободного" дохода налогоплательщика, который должен облагаться в соответствии с принципом экономического основания налога. Однако не стоит забывать, что принципы налогового права действуют не в отрыве друг от друга и что, предоставляя "необлагаемый минимум" (нулевую ставку) для всех категорий налогоплательщиков, частично затрагивается принцип равенства, так как, по сути, социальная мера будет применяться без учета фактической возможности уплаты налога. Тем не менее в данном случае дифференциация налогового бремени может быть достижима за счет сложной прогрессии, однако это требует проведения экономических исследований и последующей доработки законопроекта.
Статья: Внепроверочные мероприятия налогового контроля: проблемы и практика правоприменения
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Следует отметить, что с учетом специфики предмета каждой отрасли реализация принципа законности имеет свое преломление. Поскольку субъекты налоговых правоотношений (налогоплательщик и налоговый орган) не равны в объеме прав и обязанностей, основной задачей законности как принципа налогового права становится обеспечение баланса частных и публичных интересов. Необходимость обеспечения баланса частных и публичных интересов в налоговых правоотношениях как сфере властной деятельности государства предполагает возможность проверки законности соответствующих решений, принимаемых в ходе контрольно-надзорных мероприятий налоговых органов <18>.
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Следует отметить, что с учетом специфики предмета каждой отрасли реализация принципа законности имеет свое преломление. Поскольку субъекты налоговых правоотношений (налогоплательщик и налоговый орган) не равны в объеме прав и обязанностей, основной задачей законности как принципа налогового права становится обеспечение баланса частных и публичных интересов. Необходимость обеспечения баланса частных и публичных интересов в налоговых правоотношениях как сфере властной деятельности государства предполагает возможность проверки законности соответствующих решений, принимаемых в ходе контрольно-надзорных мероприятий налоговых органов <18>.
Статья: Эстоппель в налоговом праве: непоследовательное поведение публичного субъекта и защита правомерных ожиданий налогоплательщика
(Изотов А.В.)
("Финансовое право", 2025, N 2)В правоприменительной сфере защита правомерных ожиданий налогоплательщика нередко рассматривается в качестве самостоятельного принципа налогового права.
(Изотов А.В.)
("Финансовое право", 2025, N 2)В правоприменительной сфере защита правомерных ожиданий налогоплательщика нередко рассматривается в качестве самостоятельного принципа налогового права.
Статья: Принцип нейтральности налога на добавленную стоимость
(Шелкунов А.Д.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Автором рассматривается принцип нейтральности налога на добавленную стоимость как самостоятельный принцип российского налогового права и анализируется его практическое влияние на разрешение налоговых споров в судебном порядке. В статье отмечается, что принцип нейтральности налога на добавленную стоимость уже нашел свое применение в практике Верховного Суда Российской Федерации и выступает самостоятельным средством правового регулирования. В статье раскрывается содержание принципа нейтральности налога на добавленную стоимость, дается его авторское определение. Автором анализируется соотношение принципа нейтральности налога на добавленную стоимость с содержанием положений Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, в статье сформулированы предложения по гармонизации положений Налогового кодекса Российской Федерации с принципом нейтральности налога на добавленную стоимость.
(Шелкунов А.Д.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Автором рассматривается принцип нейтральности налога на добавленную стоимость как самостоятельный принцип российского налогового права и анализируется его практическое влияние на разрешение налоговых споров в судебном порядке. В статье отмечается, что принцип нейтральности налога на добавленную стоимость уже нашел свое применение в практике Верховного Суда Российской Федерации и выступает самостоятельным средством правового регулирования. В статье раскрывается содержание принципа нейтральности налога на добавленную стоимость, дается его авторское определение. Автором анализируется соотношение принципа нейтральности налога на добавленную стоимость с содержанием положений Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, в статье сформулированы предложения по гармонизации положений Налогового кодекса Российской Федерации с принципом нейтральности налога на добавленную стоимость.