Принципы конкуренции
Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы конкуренции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Права арендатора земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, проанализировав спорные условия договора на предмет их соответствия закону, принимая во внимание установленное положениями пункта 7 статьи 448 ГК РФ ограничение на перенаем земельного участка, предоставленного по результатам проведения торгов, учитывая, что такое ограничение направлено на обеспечение соблюдения принципа конкуренции при проведении торгов и недопущение предоставления лицу, не участвовавшему в проведении торгов, необоснованных преимуществ... суд... пришел к верному выводу о том, что условие пункта 4.1.3 договора нарушает установленный законом запрет на передачу права владения и пользования государственным или муниципальным имуществом, в связи с чем в силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ такое условие правильно квалифицировано как ничтожное, посягающее на публичные интересы.
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, проанализировав спорные условия договора на предмет их соответствия закону, принимая во внимание установленное положениями пункта 7 статьи 448 ГК РФ ограничение на перенаем земельного участка, предоставленного по результатам проведения торгов, учитывая, что такое ограничение направлено на обеспечение соблюдения принципа конкуренции при проведении торгов и недопущение предоставления лицу, не участвовавшему в проведении торгов, необоснованных преимуществ... суд... пришел к верному выводу о том, что условие пункта 4.1.3 договора нарушает установленный законом запрет на передачу права владения и пользования государственным или муниципальным имуществом, в связи с чем в силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ такое условие правильно квалифицировано как ничтожное, посягающее на публичные интересы.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Как заключили суды, такой порядок оценки препятствует выявлению наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что нельзя признать соответствующим Положению об оценке заявок на участие в закупке... утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 (далее - Положение), принципам обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, объемы выполнения работ которых отличаются. Установление предельного максимального значения характеристики объекта закупки в размере 35% от НМЦК нивелирует цель проведения закупки в форме электронного конкурса в целях выявления наиболее квалифицированного поставщика, и для "победы" в конкурсе наиболее опытному участнику закупки приходится необоснованно снижать предложение о цене контракта, поскольку главным фактором, определяющим победителя конкурса, для сравниваемых участников является минимальная цена.
(КонсультантПлюс, 2025)...Как заключили суды, такой порядок оценки препятствует выявлению наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что нельзя признать соответствующим Положению об оценке заявок на участие в закупке... утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 (далее - Положение), принципам обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, объемы выполнения работ которых отличаются. Установление предельного максимального значения характеристики объекта закупки в размере 35% от НМЦК нивелирует цель проведения закупки в форме электронного конкурса в целях выявления наиболее квалифицированного поставщика, и для "победы" в конкурсе наиболее опытному участнику закупки приходится необоснованно снижать предложение о цене контракта, поскольку главным фактором, определяющим победителя конкурса, для сравниваемых участников является минимальная цена.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принципы конкурентного права
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)"Конкурентное право", 2021, N 4
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)"Конкурентное право", 2021, N 4
Нормативные акты
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Таким образом, для исполнения антимонопольного законодательства и принципов конкуренции требованиями описания объекта закупки ст. 33 Закона N 44-ФЗ изначально задается возможность участникам строительства подбирать соответствующие торговые наименования материалов под заданные технические характеристики. А так как в проектной и рабочей документации уже указаны торговые наименования, из которых собраны коммерческие предложения для конъюнктурного анализа и далее указаны в сметной документации, подбор другого торгового наименования под указанные технические характеристики рассматривается как замена на аналог.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Таким образом, для исполнения антимонопольного законодательства и принципов конкуренции требованиями описания объекта закупки ст. 33 Закона N 44-ФЗ изначально задается возможность участникам строительства подбирать соответствующие торговые наименования материалов под заданные технические характеристики. А так как в проектной и рабочей документации уже указаны торговые наименования, из которых собраны коммерческие предложения для конъюнктурного анализа и далее указаны в сметной документации, подбор другого торгового наименования под указанные технические характеристики рассматривается как замена на аналог.
Статья: Развитие правового учения профессора В.В. Петрова в современной доктрине правового регулирования обращения с отходами
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Предложенное разграничение ответственности органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами предполагает конкретизацию полномочий различных субъектов публичной власти в рассматриваемой сфере отношений. В части разграничения ответственности органов власти, осуществляющих полномочия, входящие в предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в правовой литературе отмечается, что особенностью организационной структуры совместного ведения являются определенная законодателем нормативная зависимость и одновременно обособленность друг от друга каждого из субъектов структуры при реализации ими полномочий по управлению единым предметом <18>. Совместное ведение в том виде, в котором оно закреплено в ст. 72 Конституции России, предполагает разделение власти между Российской Федерацией и субъектами. В качестве инструмента такого разделения выступает принцип конкуренции, разделения сфер правотворчества <19>. Представляется, что конкретизация полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами будет способствовать решению вопроса об определении организационных и финансовых основ осуществления мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов.
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Предложенное разграничение ответственности органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами предполагает конкретизацию полномочий различных субъектов публичной власти в рассматриваемой сфере отношений. В части разграничения ответственности органов власти, осуществляющих полномочия, входящие в предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в правовой литературе отмечается, что особенностью организационной структуры совместного ведения являются определенная законодателем нормативная зависимость и одновременно обособленность друг от друга каждого из субъектов структуры при реализации ими полномочий по управлению единым предметом <18>. Совместное ведение в том виде, в котором оно закреплено в ст. 72 Конституции России, предполагает разделение власти между Российской Федерацией и субъектами. В качестве инструмента такого разделения выступает принцип конкуренции, разделения сфер правотворчества <19>. Представляется, что конкретизация полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами будет способствовать решению вопроса об определении организационных и финансовых основ осуществления мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов.
Статья: Конкурсное и внеконкурсное оспаривание сделок в делах о банкротстве
(Родина Н.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 1)При конкуренции общих составов недействительности, предусмотренных ГК РФ (имеется в виду недействительность по основаниям ст. ст. 10, 168 ГК РФ, ст. 170 ГК РФ и пр.), и специальных составов Закона о банкротстве (ст. ст. 61.2 и 61.3 Закона о банкротстве) применению подлежат специальные основания недействительности по принципу конкуренции общего и частного правового регулирования. Оспаривание сделок, совершенных в период подозрительности по общим основаниям ГК РФ, согласно разъяснению ВС РФ, может быть произведено только при условии выхода оснований недействительности за пределы специального состава оспаривания.
(Родина Н.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 1)При конкуренции общих составов недействительности, предусмотренных ГК РФ (имеется в виду недействительность по основаниям ст. ст. 10, 168 ГК РФ, ст. 170 ГК РФ и пр.), и специальных составов Закона о банкротстве (ст. ст. 61.2 и 61.3 Закона о банкротстве) применению подлежат специальные основания недействительности по принципу конкуренции общего и частного правового регулирования. Оспаривание сделок, совершенных в период подозрительности по общим основаниям ГК РФ, согласно разъяснению ВС РФ, может быть произведено только при условии выхода оснований недействительности за пределы специального состава оспаривания.
Статья: Обеспечение конкуренции при заключении государственных контрактов
(Гурьева С.Р.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 3)2. Исключения из принципа обеспечения конкуренции
(Гурьева С.Р.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 3)2. Исключения из принципа обеспечения конкуренции
Статья: Взыскание неосновательного обогащения по судебному приказу
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для ответа на поставленный вопрос о возможности взыскания неосновательного обогащения в рамках приказного производства следует прежде всего определиться с понятием неосновательного обогащения. Из ст. ст. 1102, 1103 ГК РФ следует и в работах современных цивилистов отмечается, что неосновательное обогащение выступает родовым понятием и правовые нормы, регулирующие кондикционные требования, могут быть как самостоятельным правовым основанием исковых требований, так и применяться субсидиарно в иных видах гражданских правоотношений дополнительно с иными способами защиты. Как пишет А.М. Эрделевский, "неосновательное обогащение происходит во всех случаях, когда одно лицо приобретает или сберегает имущество за счет другого лица без достаточного правового основания", "поэтому неосновательное обогащение является родовым понятием по отношению ко всем обязательствам возвратить такое имущество", "институт неосновательного обогащения может применяться субсидиарно с другими способами защиты гражданских прав с учетом принципа конкуренции норм" (Эрделевский А.М. О соотношении кондикционных и иных требований. Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2004).
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для ответа на поставленный вопрос о возможности взыскания неосновательного обогащения в рамках приказного производства следует прежде всего определиться с понятием неосновательного обогащения. Из ст. ст. 1102, 1103 ГК РФ следует и в работах современных цивилистов отмечается, что неосновательное обогащение выступает родовым понятием и правовые нормы, регулирующие кондикционные требования, могут быть как самостоятельным правовым основанием исковых требований, так и применяться субсидиарно в иных видах гражданских правоотношений дополнительно с иными способами защиты. Как пишет А.М. Эрделевский, "неосновательное обогащение происходит во всех случаях, когда одно лицо приобретает или сберегает имущество за счет другого лица без достаточного правового основания", "поэтому неосновательное обогащение является родовым понятием по отношению ко всем обязательствам возвратить такое имущество", "институт неосновательного обогащения может применяться субсидиарно с другими способами защиты гражданских прав с учетом принципа конкуренции норм" (Эрделевский А.М. О соотношении кондикционных и иных требований. Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2004).
Статья: Актуальные позиции коллегиальных органов ФАС России по вопросам обжалования решений по делам о нарушениях антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 1)1. Объединение заказчиком в один лот маршрутов с различными
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 1)1. Объединение заказчиком в один лот маршрутов с различными
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (II квартал 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Представление участником закупки заведомо недостоверных сведений, которые позволили ему одержать победу в проводимой закупке, не соответствует принципам конкуренции и добросовестности, определенным ст. 8 Закона N 44-ФЗ.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Представление участником закупки заведомо недостоверных сведений, которые позволили ему одержать победу в проводимой закупке, не соответствует принципам конкуренции и добросовестности, определенным ст. 8 Закона N 44-ФЗ.
Статья: Формирование конкурентной среды как принцип инвестиционной политики
(Скворцов О.Ю.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)"Конкурентное право", 2022, N 3
(Скворцов О.Ю.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)"Конкурентное право", 2022, N 3