Принципы избирательного права
Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы избирательного права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принципы избирательного права
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Основные принципы избирательного права
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Основные принципы избирательного права
Статья: Избирательная реформа 2020 года в свете принципов избирательного права
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Статья: Избирательный кодекс Бразилии как пример унифицированного федерального законодательного акта в области избирательных правоотношений
(Старостенко М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Принятие избирательного кодекса повлекло за собой существенные перемены в бразильском законодательстве о выборах - и эти перемены явили собой его демократизацию. Изменения затронули принципы избирательного права (закреплен принцип тайного голосования, избирательными правами наделены женщины <15>), избирательные системы (введена пропорциональная система на выборах коллегиальных органов власти всех уровней <16>), субъектов государственного управления избирательным процессом (учреждена система органов электоральной юстиции во главе с Высшим судом <17>).
(Старостенко М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Принятие избирательного кодекса повлекло за собой существенные перемены в бразильском законодательстве о выборах - и эти перемены явили собой его демократизацию. Изменения затронули принципы избирательного права (закреплен принцип тайного голосования, избирательными правами наделены женщины <15>), избирательные системы (введена пропорциональная система на выборах коллегиальных органов власти всех уровней <16>), субъектов государственного управления избирательным процессом (учреждена система органов электоральной юстиции во главе с Высшим судом <17>).
Статья: Преемственность и рецепция в конституционном праве Латвии: политико-правовые интерпретации
(Сайбулаева С.А.)
("Юрист", 2025, N 3)Совокупный анализ конституционного права и конституционной практики Латвийской Республики выявляет наличие системной опосредованной конституционной преемственности. Нормы Конституции Латвии 1922 г. реставрировались как акт политического противопоставления по отношению к советской государственности, обозначенной как "оккупация" <20>. Принятие данного решения о реставрации путем голосования в законодательном органе не учитывало мнения нации в целом, так как законодательный орган, принявший решение о восстановлении Конституции Латвии 1922 г., также избирался с нарушением конституционных принципов избирательного права. Обоснованные сомнения вызывает отрицательная и опосредованная преемственность института гражданства, фактически лишившая права голоса при формировании высшего законодательного органа государства более тридцати процентов населения. Правовые позиции Конституционного суда Латвийской Республики и официальная интерпретация "доктрины непрерывности Латвийского государства" <21> представляются идеологическим и политическим, нежели конституционно-правовым обоснованием опосредованной преемственности и реставрации конституционных и квазиконституционных положений.
(Сайбулаева С.А.)
("Юрист", 2025, N 3)Совокупный анализ конституционного права и конституционной практики Латвийской Республики выявляет наличие системной опосредованной конституционной преемственности. Нормы Конституции Латвии 1922 г. реставрировались как акт политического противопоставления по отношению к советской государственности, обозначенной как "оккупация" <20>. Принятие данного решения о реставрации путем голосования в законодательном органе не учитывало мнения нации в целом, так как законодательный орган, принявший решение о восстановлении Конституции Латвии 1922 г., также избирался с нарушением конституционных принципов избирательного права. Обоснованные сомнения вызывает отрицательная и опосредованная преемственность института гражданства, фактически лишившая права голоса при формировании высшего законодательного органа государства более тридцати процентов населения. Правовые позиции Конституционного суда Латвийской Республики и официальная интерпретация "доктрины непрерывности Латвийского государства" <21> представляются идеологическим и политическим, нежели конституционно-правовым обоснованием опосредованной преемственности и реставрации конституционных и квазиконституционных положений.
Статья: Предложение по реформированию избирательной системы Российской Федерации
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)Ключевые слова: избирательное право; принципы избирательного права; избирательная система; мажоритарные избирательные системы; пропорциональные избирательные системы; смешанные пропорциональные системы; полупропорциональные избирательные системы.
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)Ключевые слова: избирательное право; принципы избирательного права; избирательная система; мажоритарные избирательные системы; пропорциональные избирательные системы; смешанные пропорциональные системы; полупропорциональные избирательные системы.
Статья: Развитие конституционной модели организации государственной власти на уровне субъектов Российской Федерации
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)В то же время эти критерии не применяются, например, при формировании законодательного органа Чукотского автономного округа. В соответствии с ч. 2 ст. 28 Устава Чукотского автономного округа Дума автономного округа состоит из 15 депутатов, избираемых населением автономного округа сроком на пять лет. При этом статья Закона Чукотского автономного округа от 17 декабря 2015 г. N 122-ОЗ "О порядке проведения выборов депутатов Думы Чукотского автономного округа" предусматривает избрание шести депутатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам и девяти - по единому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за окружные списки кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа. Таким образом, число депутатских мандатов, распределяемых между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями, меньше нижнего порога, признанного Конституционным Судом РФ допустимым для распределения без искажения принципов избирательного права.
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)В то же время эти критерии не применяются, например, при формировании законодательного органа Чукотского автономного округа. В соответствии с ч. 2 ст. 28 Устава Чукотского автономного округа Дума автономного округа состоит из 15 депутатов, избираемых населением автономного округа сроком на пять лет. При этом статья Закона Чукотского автономного округа от 17 декабря 2015 г. N 122-ОЗ "О порядке проведения выборов депутатов Думы Чукотского автономного округа" предусматривает избрание шести депутатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам и девяти - по единому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за окружные списки кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа. Таким образом, число депутатских мандатов, распределяемых между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями, меньше нижнего порога, признанного Конституционным Судом РФ допустимым для распределения без искажения принципов избирательного права.
Статья: Принцип независимости избирательных комиссий в актах Конституционного Суда Российской Федерации
(Воронин Д.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)Одним из ключевых принципов избирательного права и процесса является принцип независимости избирательных комиссий, реализация которого является залогом проведения выборов в соответствии с требованиями национального законодательства о выборах и общепринятых международных стандартов проведения выборов. Конституционный Суд Российской Федерации, являясь высшей судебной инстанцией, выступает гарантом ненарушения и восстановления прав всех участников выборов и, принимая общеобязательные акты, формирует не только правовые подходы к разрешению конкретных дел, но и доктринальные позиции, раскрывающие конституционно-правовую природу тех или иных отношений. Настоящая статья посвящена выявлению и анализу тех позиций органа конституционного контроля, которые наряду с нормами права раскрывают сущность независимости коллегиальных органов, организующих выборы.
(Воронин Д.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)Одним из ключевых принципов избирательного права и процесса является принцип независимости избирательных комиссий, реализация которого является залогом проведения выборов в соответствии с требованиями национального законодательства о выборах и общепринятых международных стандартов проведения выборов. Конституционный Суд Российской Федерации, являясь высшей судебной инстанцией, выступает гарантом ненарушения и восстановления прав всех участников выборов и, принимая общеобязательные акты, формирует не только правовые подходы к разрешению конкретных дел, но и доктринальные позиции, раскрывающие конституционно-правовую природу тех или иных отношений. Настоящая статья посвящена выявлению и анализу тех позиций органа конституционного контроля, которые наряду с нормами права раскрывают сущность независимости коллегиальных органов, организующих выборы.
Статья: Конституционное регулирование выборов: сравнительный анализ коэффициента заинтересованности законодателя (на примере Российской Федерации и стран ближнего зарубежья)
(Минникес И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)В обязательном порядке это воплощенные в статьях конституций нормы, определяющие понятие выборов, регулирующие принципы избирательного права, субъективное избирательное право, избирательный процесс, а также порядок формирования и полномочия избирательных комиссий и иных структур, имеющих основной функцией организацию выборов. В список включены также статьи, в которых выборы упомянуты косвенно, например, ст. 10 Конституции Узбекистана, которая провозгласила, что "от имени народа Узбекистана могут выступать только избранные им Олий Мажлис и Президент республики".
(Минникес И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)В обязательном порядке это воплощенные в статьях конституций нормы, определяющие понятие выборов, регулирующие принципы избирательного права, субъективное избирательное право, избирательный процесс, а также порядок формирования и полномочия избирательных комиссий и иных структур, имеющих основной функцией организацию выборов. В список включены также статьи, в которых выборы упомянуты косвенно, например, ст. 10 Конституции Узбекистана, которая провозгласила, что "от имени народа Узбекистана могут выступать только избранные им Олий Мажлис и Президент республики".
Статья: Единство права и закона как принцип правового государства
(Краснов Э.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Современные ученые выделяют большое количество принципов правового государства. К примеру, М.М. Утяшев насчитывает 11 основных принципов правового государства: принцип народного суверенитета, принцип легитимности власти, принцип приоритета права над властью, принцип равноправия государства и личности, принцип неприкосновенности личности, принцип тождества права и закона, принцип верховенства закона, принцип независимости судебной ветви власти, принцип разделения властей, принцип политического равноправия граждан и принцип всеобщего избирательного права <1>. Как видно из приведенного перечня, автор выделяет принцип верховенства закона в качестве одного из ключевых принципов правового государства.
(Краснов Э.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Современные ученые выделяют большое количество принципов правового государства. К примеру, М.М. Утяшев насчитывает 11 основных принципов правового государства: принцип народного суверенитета, принцип легитимности власти, принцип приоритета права над властью, принцип равноправия государства и личности, принцип неприкосновенности личности, принцип тождества права и закона, принцип верховенства закона, принцип независимости судебной ветви власти, принцип разделения властей, принцип политического равноправия граждан и принцип всеобщего избирательного права <1>. Как видно из приведенного перечня, автор выделяет принцип верховенства закона в качестве одного из ключевых принципов правового государства.
Статья: Рискогенные факторы избирательного процесса в современной России
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Основные ошибки, с которыми столкнулись избиратели при применении ДЭГ и на тренировке, и в ходе реальных выборов, заключались в следующем: первая - участники подали заявление, но не проголосовали, так как считали, что подача заявления - это и есть факт голосования; вторая - избиратель подал заявление с одного устройства, например, с телефона, а воспользовался на выборах планшетом, ноутбуком, т.е. другим устройством, на котором, возможно, не были сохранены его логин и пароль. Существенным нарушением принципа прямого избирательного права было голосование с помощью ДЭГ одного избирателя за другого. Неожиданной проблемой на выборах Президента РФ в 2024 г. был перегруз системы, когда техподдержка просила зайти позже, так как портал не справлялся с большим объемом одновременного обращения избирателей с целью голосования онлайн.
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Основные ошибки, с которыми столкнулись избиратели при применении ДЭГ и на тренировке, и в ходе реальных выборов, заключались в следующем: первая - участники подали заявление, но не проголосовали, так как считали, что подача заявления - это и есть факт голосования; вторая - избиратель подал заявление с одного устройства, например, с телефона, а воспользовался на выборах планшетом, ноутбуком, т.е. другим устройством, на котором, возможно, не были сохранены его логин и пароль. Существенным нарушением принципа прямого избирательного права было голосование с помощью ДЭГ одного избирателя за другого. Неожиданной проблемой на выборах Президента РФ в 2024 г. был перегруз системы, когда техподдержка просила зайти позже, так как портал не справлялся с большим объемом одновременного обращения избирателей с целью голосования онлайн.
Статья: Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах сквозь призму "индекса защищенности"
(Игнатенко В.В., Минникес И.А., Минникес И.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Максимальную защиту от административных правонарушений юридических лиц законодатель обеспечил порядку финансового обеспечения выборов: это ст. 5.18 КоАП РФ "Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума". Указанное административное правонарушение также посягает на один из фундаментальных принципов избирательного права - принцип равенства кандидатов в депутаты или на выборные должности и избирательных объединений. При этом следующий по размеру "индекс защищенности" в 400 тыс. руб. относится к санкции за правонарушения, также посягающие на принцип равенства кандидатов и избирательных объединений (ст. 5.16 КоАП РФ "Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах)". Но, если судить по тому, что индекс существенно (более чем в полтора раза) ниже, это деяние законодатель считает сравнительно менее опасным для электоральных отношений.
(Игнатенко В.В., Минникес И.А., Минникес И.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Максимальную защиту от административных правонарушений юридических лиц законодатель обеспечил порядку финансового обеспечения выборов: это ст. 5.18 КоАП РФ "Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума". Указанное административное правонарушение также посягает на один из фундаментальных принципов избирательного права - принцип равенства кандидатов в депутаты или на выборные должности и избирательных объединений. При этом следующий по размеру "индекс защищенности" в 400 тыс. руб. относится к санкции за правонарушения, также посягающие на принцип равенства кандидатов и избирательных объединений (ст. 5.16 КоАП РФ "Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах)". Но, если судить по тому, что индекс существенно (более чем в полтора раза) ниже, это деяние законодатель считает сравнительно менее опасным для электоральных отношений.