Принципы государственного контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы государственного контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 49 "Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации, в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов" Градостроительного кодекса РФ"Позиция заявителя о том, что спорный объект капитального строительства на основании пункта 1 части 1 статьи 54 ГрК РФ в принципе не подлежит государственному строительному контролю, поскольку по смыслу части 3.3 статьи 49 Кодекса его проектная документация не подлежит государственной экспертизе, судебной коллегией признается ошибочным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Современные проблемы совершенствования мер уголовно-правового обеспечения деятельности органов государственного финансового контроля при реализации принципов эффективности, адресности и целевого характера бюджетных средств
(Исмаилов М.Ч.)
("Российский следователь", 2022, N 6)"Российский следователь", 2022, N 6
(Исмаилов М.Ч.)
("Российский следователь", 2022, N 6)"Российский следователь", 2022, N 6
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"Глава 2. Принципы государственного контроля (надзора), муниципального контроля
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"Глава 2. Принципы государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О Счетной палате Российской Федерации"Статья 4. Принципы внешнего государственного аудита (контроля), осуществляемого Счетной палатой
(ред. от 10.07.2023)
"О Счетной палате Российской Федерации"Статья 4. Принципы внешнего государственного аудита (контроля), осуществляемого Счетной палатой
Статья: К вопросу об оценке эффективности внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)2. Бурцев В.В. Основные принципы организации государственного финансового контроля в современных условиях // Финансовый менеджмент. 2001. N 2. С. 23 - 24. URL: http://www.finman.ru/articles/2001/2/608.html.
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)2. Бурцев В.В. Основные принципы организации государственного финансового контроля в современных условиях // Финансовый менеджмент. 2001. N 2. С. 23 - 24. URL: http://www.finman.ru/articles/2001/2/608.html.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Федеральный закон N 248-ФЗ в этой системе играет роль базового законодательного акта, определяющего общие цели контрольно-надзорной деятельности, принципы государственного контроля (надзора); полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования и осуществления контроля (надзора); предмет и объекты контроля (надзора); общие положения об организации контроля (надзора), в том числе касающиеся информационного обеспечения и применения риск-ориентированного подхода; статусы контрольно-надзорных органов, их должностных лиц (инспекторов) и контролируемых лиц, в том числе юридические гарантии и средства защиты их прав; порядок планирования, организации и проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий; особенности оценки эффективности и результативности контрольной (надзорной) и профилактической деятельности.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Федеральный закон N 248-ФЗ в этой системе играет роль базового законодательного акта, определяющего общие цели контрольно-надзорной деятельности, принципы государственного контроля (надзора); полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования и осуществления контроля (надзора); предмет и объекты контроля (надзора); общие положения об организации контроля (надзора), в том числе касающиеся информационного обеспечения и применения риск-ориентированного подхода; статусы контрольно-надзорных органов, их должностных лиц (инспекторов) и контролируемых лиц, в том числе юридические гарантии и средства защиты их прав; порядок планирования, организации и проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий; особенности оценки эффективности и результативности контрольной (надзорной) и профилактической деятельности.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В Закон N 294-ФЗ более 60 раз вносились изменения и дополнения, что "негативно сказалось на целостности, последовательности и логичности нормативного правового регулирования контрольно-надзорной деятельности. Многие новеллы вошли в противоречие с общими принципами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <1>. Закон не содержал четкого разграничения полномочий по уровням правового регулирования муниципального контроля (федеральный, региональный, местный (муниципальный)). Вместе с тем в ст. 6, посвященной полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, изложены положения, относящиеся к местному регулированию. Так, в ч. 1 указано, что в уставе муниципального образования и иных нормативных правовых актах должны быть: 1) определены органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля; 2) установлена организационная структура, полномочия, функции и порядок деятельности указанных органов; 3) определен перечень должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В Закон N 294-ФЗ более 60 раз вносились изменения и дополнения, что "негативно сказалось на целостности, последовательности и логичности нормативного правового регулирования контрольно-надзорной деятельности. Многие новеллы вошли в противоречие с общими принципами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <1>. Закон не содержал четкого разграничения полномочий по уровням правового регулирования муниципального контроля (федеральный, региональный, местный (муниципальный)). Вместе с тем в ст. 6, посвященной полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, изложены положения, относящиеся к местному регулированию. Так, в ч. 1 указано, что в уставе муниципального образования и иных нормативных правовых актах должны быть: 1) определены органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля; 2) установлена организационная структура, полномочия, функции и порядок деятельности указанных органов; 3) определен перечень должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий.
Статья: К вопросу о гарантиях прав контролируемых лиц
(Фесько Д.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Признание, соблюдение и защита прав граждан и организаций являются важнейшей обязанностью самих контрольных (надзорных) органов. Именно они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы стоящие перед ними задачи достигались законным способом, при соблюдении прав граждан и организаций. Внешнее принуждение контрольных (надзорных) органов к соблюдению прав контролируемых лиц всегда затратно и негативно сказывается на их авторитете. Поэтому не случайно охрана прав и законных интересов контролируемых лиц рассматривается в качестве ключевого принципа государственного контроля (надзора).
(Фесько Д.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Признание, соблюдение и защита прав граждан и организаций являются важнейшей обязанностью самих контрольных (надзорных) органов. Именно они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы стоящие перед ними задачи достигались законным способом, при соблюдении прав граждан и организаций. Внешнее принуждение контрольных (надзорных) органов к соблюдению прав контролируемых лиц всегда затратно и негативно сказывается на их авторитете. Поэтому не случайно охрана прав и законных интересов контролируемых лиц рассматривается в качестве ключевого принципа государственного контроля (надзора).
Статья: Государственный контроль и надзор: подходы на основе теории административно-правовых режимов
(Агамагомедова С.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 11)В-третьих, понятие режима в отдельных случаях позволяет обосновать отраслевую и иную специфику государственного контроля (надзора), его видов. Примером может служить режим секретности как обязательное условие соблюдения охраняемой законом тайны как принципа государственного контроля (надзора). В качестве другого примера следует привести понятие таможенного режима, который Д.Н. Бахрах называл одним из древнейших в истории правовых режимов <12>. Сложности и противоречия в использовании понятия таможенного режима в контексте реализации таможенного контроля связаны с активным обновлением таможенного законодательства в условиях евразийской интеграции и изменением легального содержания понятия таможенного режима, замененного законодателем на понятие таможенной процедуры.
(Агамагомедова С.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 11)В-третьих, понятие режима в отдельных случаях позволяет обосновать отраслевую и иную специфику государственного контроля (надзора), его видов. Примером может служить режим секретности как обязательное условие соблюдения охраняемой законом тайны как принципа государственного контроля (надзора). В качестве другого примера следует привести понятие таможенного режима, который Д.Н. Бахрах называл одним из древнейших в истории правовых режимов <12>. Сложности и противоречия в использовании понятия таможенного режима в контексте реализации таможенного контроля связаны с активным обновлением таможенного законодательства в условиях евразийской интеграции и изменением легального содержания понятия таможенного режима, замененного законодателем на понятие таможенной процедуры.
"Реформа контрольно-надзорной деятельности ("регуляторная гильотина") в сфере промышленной безопасности"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Принципы государственного контроля (надзора)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Принципы государственного контроля (надзора)
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Законность в совокупности с обоснованностью признается принципом государственного контроля (надзора) в ст. 7 Закона N 248-ФЗ. Под законностью законодатель понимает организацию и осуществление контрольно-надзорной деятельности в соответствии с предписаниями законодательных и иных нормативных правовых актов; принятие решений и совершение действий уполномоченными на то органами и должностными лицами. Необходимо отметить существенное расширение содержания принципа законности в трактовке Закона N 247-ФЗ. Нарушения законности могут выражаться в установлении избыточных или необоснованных обязательных требований, не направленных на защиту охраняемых законом ценностей.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Законность в совокупности с обоснованностью признается принципом государственного контроля (надзора) в ст. 7 Закона N 248-ФЗ. Под законностью законодатель понимает организацию и осуществление контрольно-надзорной деятельности в соответствии с предписаниями законодательных и иных нормативных правовых актов; принятие решений и совершение действий уполномоченными на то органами и должностными лицами. Необходимо отметить существенное расширение содержания принципа законности в трактовке Закона N 247-ФЗ. Нарушения законности могут выражаться в установлении избыточных или необоснованных обязательных требований, не направленных на защиту охраняемых законом ценностей.