Принцип социальной справедливости
Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип социальной справедливости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Соблюдение принципа социальной справедливости при наследовании
(Бегичев А.В.)
("Наследственное право", 2025, N 2)"Наследственное право", 2025, N 2
(Бегичев А.В.)
("Наследственное право", 2025, N 2)"Наследственное право", 2025, N 2
Статья: Справедливость и принципы цивилистического процесса
(Акопян Ф.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 4)Л.Л. Шамшурин видит основания для выделения "принципа справедливого судебного разбирательства", содержание которого заключается в необходимости соблюдения "...процедуры рассмотрения дела...": процессуальных сроков и "демократических принципов судопроизводства". По мнению автора, общеотраслевой "принцип социальной справедливости" нашел развитие в отраслевом "принципе справедливого судебного разбирательства" <14>.
(Акопян Ф.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 4)Л.Л. Шамшурин видит основания для выделения "принципа справедливого судебного разбирательства", содержание которого заключается в необходимости соблюдения "...процедуры рассмотрения дела...": процессуальных сроков и "демократических принципов судопроизводства". По мнению автора, общеотраслевой "принцип социальной справедливости" нашел развитие в отраслевом "принципе справедливого судебного разбирательства" <14>.
Нормативные акты
Закон СССР от 26.05.1988 N 8998-XI
(ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998)
"О кооперации в СССР"1. Кооператив участвует в формировании государственного бюджета путем уплаты налогов и других предусмотренных законодательством платежей. Налогообложение стимулирует выбор кооперативом эффективных направлений деятельности, структуры и технологии производства, способов получения доходов, обеспечивает при их распределении реализацию принципа социальной справедливости.
(ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998)
"О кооперации в СССР"1. Кооператив участвует в формировании государственного бюджета путем уплаты налогов и других предусмотренных законодательством платежей. Налогообложение стимулирует выбор кооперативом эффективных направлений деятельности, структуры и технологии производства, способов получения доходов, обеспечивает при их распределении реализацию принципа социальной справедливости.
Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")заботиться об улучшении торгово-бытового обслуживания подчиненных, соблюдать при этом принципы социальной справедливости и гласности;
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")заботиться об улучшении торгово-бытового обслуживания подчиненных, соблюдать при этом принципы социальной справедливости и гласности;
Статья: К вопросу о соотношении понятий "социальные расходы" и "социальный бюджет" в доктрине финансового права
(Короп И.И.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Стоит отметить, что понятие "социальный" легло в основу целой политико-экономической концепции, получившей название "социализм". Социализм - это социальный строй, в котором основой производственных отношений является общественная собственность на средства производства, а также провозглашаются принципы социальной справедливости, свободы и равенства <4>. Стоит отметить, что в конце 80-х годов XX в. 15 стран относили себя к числу социалистических стран. В настоящее время такие страны также встречаются, однако социалистические страны условно разделяются на две группы: во-первых, социалистические страны, основанные на марксизме-ленинизме (их осталось 3 - КНР, Республика Куба, Лаосская Народно-Демократическая Республика); во-вторых, социалистические страны, в основе политики которых не заложены идеи Маркса и Энгельса, их 12 (Алжир, Португалия, Бангладеш, Эритрея, Гвинея-Бисау, Гайана, КНДР, Индия, Непал, Никарагуа, Шри-Ланка, Танзания) <5>. При этом важно отметить, что в отдельных указанных государствах о том, что в них реализуется социализм, указано непосредственно в высших нормативных правовых актах. Так, например, в Конституции Португальской Республики, принятой 25 апреля 1974 г., определено, что "учредительное собрание подтверждает решение португальского народа защищать национальную независимость, гарантировать основные права граждан, установить базовые принципы демократии, обеспечить главенство демократического государства, основанного на верховенстве закона, и открыть путь к социалистическому обществу при уважении воли португальского народа и с целью построения более свободной, справедливой и братской страны" <6>.
(Короп И.И.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Стоит отметить, что понятие "социальный" легло в основу целой политико-экономической концепции, получившей название "социализм". Социализм - это социальный строй, в котором основой производственных отношений является общественная собственность на средства производства, а также провозглашаются принципы социальной справедливости, свободы и равенства <4>. Стоит отметить, что в конце 80-х годов XX в. 15 стран относили себя к числу социалистических стран. В настоящее время такие страны также встречаются, однако социалистические страны условно разделяются на две группы: во-первых, социалистические страны, основанные на марксизме-ленинизме (их осталось 3 - КНР, Республика Куба, Лаосская Народно-Демократическая Республика); во-вторых, социалистические страны, в основе политики которых не заложены идеи Маркса и Энгельса, их 12 (Алжир, Португалия, Бангладеш, Эритрея, Гвинея-Бисау, Гайана, КНДР, Индия, Непал, Никарагуа, Шри-Ланка, Танзания) <5>. При этом важно отметить, что в отдельных указанных государствах о том, что в них реализуется социализм, указано непосредственно в высших нормативных правовых актах. Так, например, в Конституции Португальской Республики, принятой 25 апреля 1974 г., определено, что "учредительное собрание подтверждает решение португальского народа защищать национальную независимость, гарантировать основные права граждан, установить базовые принципы демократии, обеспечить главенство демократического государства, основанного на верховенстве закона, и открыть путь к социалистическому обществу при уважении воли португальского народа и с целью построения более свободной, справедливой и братской страны" <6>.
Статья: Комментарий к Постановлению Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2025 по делу N А51-13447/2024 <Когда отношения с самозанятыми могут переквалифицировать в трудовые?>
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 18)В рассматриваемом деле компания действовала недобросовестно, пытаясь получить необоснованную налоговую выгоду путем искусственного дробления штата и оформления фактических работников как самозанятых. Это нарушило принципы справедливости налогообложения и ущемляло права работников на социальные гарантии (больничные, отпуска, пенсионные начисления и пр.).
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 18)В рассматриваемом деле компания действовала недобросовестно, пытаясь получить необоснованную налоговую выгоду путем искусственного дробления штата и оформления фактических работников как самозанятых. Это нарушило принципы справедливости налогообложения и ущемляло права работников на социальные гарантии (больничные, отпуска, пенсионные начисления и пр.).
Статья: Несправедливые условия предпринимательских договоров: теория и практика
(Бодунген А.А.)
("Предпринимательское право", 2024, N 4)При рассмотрении критериев определения несправедливых условий необходимо обратить внимание на реализацию принципа социальной справедливости в предпринимательском договоре.
(Бодунген А.А.)
("Предпринимательское право", 2024, N 4)При рассмотрении критериев определения несправедливых условий необходимо обратить внимание на реализацию принципа социальной справедливости в предпринимательском договоре.
Статья: Методологические основы изучения принципа справедливости исполнительного права как поликомпонентного образования
(Немаев И.М.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 6)<19> Арендаренко А.В. Общеправовой принцип социальной справедливости и его реализация в современном уголовном праве России (теоретико-правовые аспекты): Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. С. 7.
(Немаев И.М.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 6)<19> Арендаренко А.В. Общеправовой принцип социальной справедливости и его реализация в современном уголовном праве России (теоретико-правовые аспекты): Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. С. 7.
Статья: Принцип добросовестности в совершении сделок и его роль в признании сделок недействительными
(Малявина Н.Б.)
("Юрист", 2024, N 3)Принцип добросовестности имеет многоаспектный характер, что проявляется в наличии разнообразных подходов к его определению и отражению сути. Например, С.А. Иванова считает, что добросовестность является частью принципа социальной справедливости.
(Малявина Н.Б.)
("Юрист", 2024, N 3)Принцип добросовестности имеет многоаспектный характер, что проявляется в наличии разнообразных подходов к его определению и отражению сути. Например, С.А. Иванова считает, что добросовестность является частью принципа социальной справедливости.
Статья: К вопросу о налогово-правовом стимулировании в Российской Федерации
(Абдреев Т.И., Нигметзянов А.А.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)Учитывая, что налогово-правовые стимулы имеют нормативное закрепление, очевидно, что соответствующие принципы могут быть сформулированы, исходя из содержания норм налогового права. Например, принцип социальной справедливости выражается в поддержке наименее защищенных слоев населения или граждан, имеющих особые заслуги перед обществом (например, возможность освобождения от уплаты земельного налога ветеранов и инвалидов боевых действий) <9>. Принцип равенства заключается в запрете дискриминации налогоплательщиков (п. 3 ст. 3 НК РФ) при условии экономической обоснованности налогов, умеренности налогового бремени. При этом равенство не противоречит дифференциации налогоплательщиков; речь идет лишь о запрете необоснованного различия в правовом положении. Рассматривается фактическая финансовая способность к уплате налога налогоплательщиком <10>. Принципы равенства и справедливости действуют в отношении всех категорий налогоплательщиков, на которых распространяются установленные стимулы. Отсюда следует существование принципа всеобщности.
(Абдреев Т.И., Нигметзянов А.А.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)Учитывая, что налогово-правовые стимулы имеют нормативное закрепление, очевидно, что соответствующие принципы могут быть сформулированы, исходя из содержания норм налогового права. Например, принцип социальной справедливости выражается в поддержке наименее защищенных слоев населения или граждан, имеющих особые заслуги перед обществом (например, возможность освобождения от уплаты земельного налога ветеранов и инвалидов боевых действий) <9>. Принцип равенства заключается в запрете дискриминации налогоплательщиков (п. 3 ст. 3 НК РФ) при условии экономической обоснованности налогов, умеренности налогового бремени. При этом равенство не противоречит дифференциации налогоплательщиков; речь идет лишь о запрете необоснованного различия в правовом положении. Рассматривается фактическая финансовая способность к уплате налога налогоплательщиком <10>. Принципы равенства и справедливости действуют в отношении всех категорий налогоплательщиков, на которых распространяются установленные стимулы. Отсюда следует существование принципа всеобщности.
Статья: Конституционная идея социального партнерства в контексте трехсекторной социетальной модели общества и концепции совместного управления
(Ильина О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)Концепция социального партнерства отражает конвенциональный (договорной) аспект в совместном управлении и обеспечивает широкие правовые возможности и гарантии для процесса согласования множества публичных и частных интересов. Социальное партнерство в этой связи рассматривают как способ практического осуществления идей конвенционализма на основе принципа социальной справедливости <20>. Данное определение содержит важный отличительный признак социального партнерства, который дает возможность выделить его среди других договорных форм взаимодействия, - критерий социальной справедливости.
(Ильина О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)Концепция социального партнерства отражает конвенциональный (договорной) аспект в совместном управлении и обеспечивает широкие правовые возможности и гарантии для процесса согласования множества публичных и частных интересов. Социальное партнерство в этой связи рассматривают как способ практического осуществления идей конвенционализма на основе принципа социальной справедливости <20>. Данное определение содержит важный отличительный признак социального партнерства, который дает возможность выделить его среди других договорных форм взаимодействия, - критерий социальной справедливости.
Статья: Противодействие рецидивной преступности в России: проблемы и перспективы
(Маслов В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)В качестве социально-психологических детерминант О.С. Капинтус приводит состояние массового правового сознания (девальвация и умаление роли закона, недоверие к правовым институтам); выход материальной обеспеченности, высокого социального статуса и личностного успеха на первый план в ценностной иерархии россиян; резкое снижение уровня доходов, сложности с трудоустройством; социальная напряженность; проблемы воспитания (в особенности в неполных семьях); увеличение разрыва "между бедными и богатыми" и, как следствие, распространение представлений о нарушении принципа социальной справедливости; алкоголизм и наркомания как следствие наличия указанных факторов; терпимое отношение к коррупционным правонарушениям [10, с. 10].
(Маслов В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)В качестве социально-психологических детерминант О.С. Капинтус приводит состояние массового правового сознания (девальвация и умаление роли закона, недоверие к правовым институтам); выход материальной обеспеченности, высокого социального статуса и личностного успеха на первый план в ценностной иерархии россиян; резкое снижение уровня доходов, сложности с трудоустройством; социальная напряженность; проблемы воспитания (в особенности в неполных семьях); увеличение разрыва "между бедными и богатыми" и, как следствие, распространение представлений о нарушении принципа социальной справедливости; алкоголизм и наркомания как следствие наличия указанных факторов; терпимое отношение к коррупционным правонарушениям [10, с. 10].
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Обеспечение выполнения социальной функции в целом свойственно государству, в том числе и посредством государственной поддержки тех субъектов предпринимательской деятельности, которые принимают на себя решение важных общественных задач, тем самым выполняя функции публично-правового образования, участвуют в разрешении социальных противоречий, реализуя принципы социальной справедливости в социальном государстве <57>. Так, важно обратить внимание на появившуюся в ходе конституционной реформы 2020 г. новеллу статьи 75.1 Конституции РФ, которой установлено, что в Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность, направлено на достижение в государственной политике, в правовом регулировании и правоприменительной практике оптимального соотношения индивидуальной свободы и общественной солидарности, что конкретизирует положения о социальном государстве <58> и вносит определенную корректировку системы общенациональных ценностей <59>. Как подчеркивает Е.П. Губин, именно солидарность является основой устойчивого развития, представляя собой единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержку социальной группы, общества, основанную на общих интересах и необходимости достижения общих целей, совместной ответственности <60>.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Обеспечение выполнения социальной функции в целом свойственно государству, в том числе и посредством государственной поддержки тех субъектов предпринимательской деятельности, которые принимают на себя решение важных общественных задач, тем самым выполняя функции публично-правового образования, участвуют в разрешении социальных противоречий, реализуя принципы социальной справедливости в социальном государстве <57>. Так, важно обратить внимание на появившуюся в ходе конституционной реформы 2020 г. новеллу статьи 75.1 Конституции РФ, которой установлено, что в Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность, направлено на достижение в государственной политике, в правовом регулировании и правоприменительной практике оптимального соотношения индивидуальной свободы и общественной солидарности, что конкретизирует положения о социальном государстве <58> и вносит определенную корректировку системы общенациональных ценностей <59>. Как подчеркивает Е.П. Губин, именно солидарность является основой устойчивого развития, представляя собой единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержку социальной группы, общества, основанную на общих интересах и необходимости достижения общих целей, совместной ответственности <60>.
Статья: Стратегическое планирование и права человека в Российской Федерации: единство и борьба противоположностей?
(Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)во-вторых, выработка минимальных гарантий (стандарта) естественных, неотчуждаемых прав человека и обеспечения достоинства личности (включая повышение качества жизни экономически активного населения в соответствии с принципами социальной справедливости, осуществление прав человека в условиях специальных (чрезвычайных) административно-правовых режимов, а также в местах принудительного содержания и вынужденного пребывания <5>);
(Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)во-вторых, выработка минимальных гарантий (стандарта) естественных, неотчуждаемых прав человека и обеспечения достоинства личности (включая повышение качества жизни экономически активного населения в соответствии с принципами социальной справедливости, осуществление прав человека в условиях специальных (чрезвычайных) административно-правовых режимов, а также в местах принудительного содержания и вынужденного пребывания <5>);