Принцип равенства в гражданском праве
Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип равенства в гражданском праве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 214 "Право государственной собственности" ГК РФ"Не может с учетом изложенного опровергать добросовестность давностного владельца и сама по себе презумпция государственной собственности на землю (пункт 2 статьи 214 ГК РФ), поскольку ограничение для приобретения земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной собственности), по давности владения ставит частных лиц в заведомо невыгодное положение по отношению к публично-правовым образованиям, что нарушает принцип равенства субъектов гражданского права (пункт 1 статьи 2 и пункт 4 статьи 212 ГК РФ) и вступает в противоречие со статьями 8 (часть 2) и 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации."
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Исключение акционера из непубличного АО
(КонсультантПлюс, 2025)...В рассматриваемом случае разрешение корпоративного конфликта путем применения положений об исключении одного из акционеров с учетом установленных судами обстоятельств вступит в противоречие с принципом равенства участников гражданских отношений, восстановления нарушенных прав соразмерными обстоятельствам спора способами судебной защиты (статьи 1, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации)..."
(КонсультантПлюс, 2025)...В рассматриваемом случае разрешение корпоративного конфликта путем применения положений об исключении одного из акционеров с учетом установленных судами обстоятельств вступит в противоречие с принципом равенства участников гражданских отношений, восстановления нарушенных прав соразмерными обстоятельствам спора способами судебной защиты (статьи 1, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации)..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционный принцип равенства граждан перед законом и судом и его реализация в уголовном праве
(Городнова О.Н., Демидов М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12
(Городнова О.Н., Демидов М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Не согласившись с указанным решением, К. оспорил его в суде, ссылаясь на нарушение принципа равенства прав граждан, получивших среднее общее образование в один и тот же период, на последующее непрерывное получение высшего образования, в том числе, по программам магистратуры.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Не согласившись с указанным решением, К. оспорил его в суде, ссылаясь на нарушение принципа равенства прав граждан, получивших среднее общее образование в один и тот же период, на последующее непрерывное получение высшего образования, в том числе, по программам магистратуры.
Статья: Общественные палаты как особый общественно-государственный институт гражданского общества
(Чеботарев Г.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В пользу отнесения общественных палат к институтам гражданского общества говорит и тот факт, что среди принципов их формирования и деятельности значится принцип равенства прав институтов гражданского общества.
(Чеботарев Г.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В пользу отнесения общественных палат к институтам гражданского общества говорит и тот факт, что среди принципов их формирования и деятельности значится принцип равенства прав институтов гражданского общества.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Прерогативой суда является также выравнивание дисбаланса интересов сторон отношений несостоятельности (банкротства). Так, несмотря на действие декларативного принципа гражданского права о юридическом равенстве сторон, участники дела о несостоятельности (банкротстве) зачастую не равны между собой фактически. Одним из наиболее типичных случаев фактического неравенства сторон является участие в деле так называемых "дружественных кредиторов", под которыми судебная практика понимает кредитора, аффилированного с должником <501>. Понятно, что в абсолютном большинстве случаев "дружественный кредитор" координирует свое процессуальное поведение по делу о несостоятельности (банкротстве) с должником, тем самым в известной степени нарушая права и законные интересы "недружественных", независимых кредиторов, зачастую лишающихся возможности влиять на процедуру несостоятельности (банкротства) и в конце концов получить удовлетворение собственных требований за счет конкурсной массы <502>.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Прерогативой суда является также выравнивание дисбаланса интересов сторон отношений несостоятельности (банкротства). Так, несмотря на действие декларативного принципа гражданского права о юридическом равенстве сторон, участники дела о несостоятельности (банкротстве) зачастую не равны между собой фактически. Одним из наиболее типичных случаев фактического неравенства сторон является участие в деле так называемых "дружественных кредиторов", под которыми судебная практика понимает кредитора, аффилированного с должником <501>. Понятно, что в абсолютном большинстве случаев "дружественный кредитор" координирует свое процессуальное поведение по делу о несостоятельности (банкротстве) с должником, тем самым в известной степени нарушая права и законные интересы "недружественных", независимых кредиторов, зачастую лишающихся возможности влиять на процедуру несостоятельности (банкротства) и в конце концов получить удовлетворение собственных требований за счет конкурсной массы <502>.
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отсутствие в судебном акте выводов о нарушении принципа равенства субъектов гражданского права не противоречит тексту судебного акта, в котором подробно изложены обстоятельства, по которым суд первой инстанции признал оспариваемый ненормативный акт соответствующим требованиям действующего законодательства.
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отсутствие в судебном акте выводов о нарушении принципа равенства субъектов гражданского права не противоречит тексту судебного акта, в котором подробно изложены обстоятельства, по которым суд первой инстанции признал оспариваемый ненормативный акт соответствующим требованиям действующего законодательства.
Статья: Правовой статус личного фонда: обзор ключевых проблем и изменений
(Гребенкина И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 1)6. С 8 августа 2024 г. был отменен запрет для третьих лиц безвозмездно передавать имущество в личный фонд (п. 4 ст. 123.20-4 ГК РФ). "Данный подход может упростить процедуру наполнения личного фонда в ситуации, когда отдельное имущество учредителя юридически оформлено на третьих лиц" <10>. Не усматривается ли в данной поправке институт злоупотребления правом в виде обхода закона с противоправной целью, в частности, попытка вывода имущества из общей совместной собственности заблаговременно перед бракоразводным процессом, банкротством третьих лиц, попытка избежать обращения взыскания на имущество третьих лиц по требованиям кредиторов? Данная поправка в такой ее редакции, очевидно, имеет и негативные последствия для кредиторов, учитывая невозможность обращения взыскания на имущество личного фонда по долгам третьих лиц. Не нарушается ли также принцип равенства субъектов гражданского права? В данном случае законодатель очень узко подошел к анализу проблемы и учел лишь интересы наполнения личного фонда, не оценив, какие серьезные злоупотребления на практике это способно повлечь. Считаем, что норма п. 4 ст. 123.20-4 ГК РФ должна быть дополнена положением о субсидиарной ответственности личного фонда по обязательствам третьих лиц в пределах стоимости переданного имущества также в течение трех лет, по аналогии с временной ответственностью личного фонда по обязательствам учредителя.
(Гребенкина И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 1)6. С 8 августа 2024 г. был отменен запрет для третьих лиц безвозмездно передавать имущество в личный фонд (п. 4 ст. 123.20-4 ГК РФ). "Данный подход может упростить процедуру наполнения личного фонда в ситуации, когда отдельное имущество учредителя юридически оформлено на третьих лиц" <10>. Не усматривается ли в данной поправке институт злоупотребления правом в виде обхода закона с противоправной целью, в частности, попытка вывода имущества из общей совместной собственности заблаговременно перед бракоразводным процессом, банкротством третьих лиц, попытка избежать обращения взыскания на имущество третьих лиц по требованиям кредиторов? Данная поправка в такой ее редакции, очевидно, имеет и негативные последствия для кредиторов, учитывая невозможность обращения взыскания на имущество личного фонда по долгам третьих лиц. Не нарушается ли также принцип равенства субъектов гражданского права? В данном случае законодатель очень узко подошел к анализу проблемы и учел лишь интересы наполнения личного фонда, не оценив, какие серьезные злоупотребления на практике это способно повлечь. Считаем, что норма п. 4 ст. 123.20-4 ГК РФ должна быть дополнена положением о субсидиарной ответственности личного фонда по обязательствам третьих лиц в пределах стоимости переданного имущества также в течение трех лет, по аналогии с временной ответственностью личного фонда по обязательствам учредителя.
Статья: Организации с государственным участием - инструмент реализации технологической политики
(Андреев В.К.)
("Предпринимательское право", 2025, N 4)Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) предусматривает возможность регулировать имущественные отношения, основанные на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, тем самым ослабляя положение п. 2 ст. 3 ГК РФ о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать. Включение в предмет гражданско-правового регулирования отношений, связанных с участием в корпоративных организациях или с управлением ими, также не вполне согласуется с основополагающим принципом гражданского права - равенством сторон и автономии воли. Более того, учредители (участники) юридического лица, а в случаях, предусмотренных законом, также органы юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения, внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица (п. 5 ст. 52 ГК РФ), т.е. устанавливать нормы поведения.
(Андреев В.К.)
("Предпринимательское право", 2025, N 4)Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) предусматривает возможность регулировать имущественные отношения, основанные на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, тем самым ослабляя положение п. 2 ст. 3 ГК РФ о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать. Включение в предмет гражданско-правового регулирования отношений, связанных с участием в корпоративных организациях или с управлением ими, также не вполне согласуется с основополагающим принципом гражданского права - равенством сторон и автономии воли. Более того, учредители (участники) юридического лица, а в случаях, предусмотренных законом, также органы юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения, внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица (п. 5 ст. 52 ГК РФ), т.е. устанавливать нормы поведения.
Статья: Отдельные аспекты разрешения споров, вытекающих из исполнения государственных и муниципальных контрактов: постановка проблемы
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Положения бюджетного законодательства об исполнении государственных контрактов в пределах лимитов бюджетных обязательств, превышение лимитов бюджетного финансирования, как и отсутствие финансирования, не освобождают абонента от исполнения обязательства по оплате фактически принятого количества энергии надлежащим образом. Даже если ответчик является учреждением, финансируемым из бюджета, то это обстоятельство не меняет сущности гражданско-правовых отношений между сторонами, которые должны осуществляться на основе одного из основных принципов гражданского законодательства - равенства сторон, иное толкование создает угрозу нарушения прав участников гражданского оборота и их зависимость от бюджетного финансирования контрагентов, согласования контрактов, нарушает принцип равенства прав участников гражданского оборота.
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Положения бюджетного законодательства об исполнении государственных контрактов в пределах лимитов бюджетных обязательств, превышение лимитов бюджетного финансирования, как и отсутствие финансирования, не освобождают абонента от исполнения обязательства по оплате фактически принятого количества энергии надлежащим образом. Даже если ответчик является учреждением, финансируемым из бюджета, то это обстоятельство не меняет сущности гражданско-правовых отношений между сторонами, которые должны осуществляться на основе одного из основных принципов гражданского законодательства - равенства сторон, иное толкование создает угрозу нарушения прав участников гражданского оборота и их зависимость от бюджетного финансирования контрагентов, согласования контрактов, нарушает принцип равенства прав участников гражданского оборота.
Статья: Государство как субъект предпринимательской деятельности и некоторые проблемы защиты его интересов
(Михайлова Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)Таким образом, предпринимательские отношения характеризуются следующим: это деятельность, участниками которой являются юридически равные друг другу субъекты, зарегистрированные в установленном законом порядке, преследующие цель систематического извлечения прибыли. Российская Федерация как субъект гражданского права участвует в предпринимательских отношениях, выступая "на равных" с другими субъектами (часть 1 статьи 124 ГК РФ). Тем не менее взаимное юридическое равенство участников предпринимательских (и в целом гражданских) правоотношений имеет весьма условный характер. Несмотря на провозглашенный в нормах Гражданского кодекса принцип равенства субъектов гражданского права, он выдерживается далеко не всегда. Например, правовые отношения по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд, хоть и урегулированы нормами гражданского характера, имеют явную публично-правовую природу. Орган государственной или муниципальной власти принимает решение об изъятии у лица принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в одностороннем порядке, согласие собственника не требуется. Публично-правовыми являются отношения, складывающиеся при совершении сделок с недвижимым имуществом, поскольку основаниями для возникновения права собственности являются факт государственной регистрации; отношения в сфере пенсионного и иного социального обеспечения; отношения, связанные с заключением и исполнением государственных контрактов; значительная часть семейных, трудовых отношений и т.д. Как видно, одной из сторон перечисленных правоотношений всегда выступает орган публичной или местной власти, который реализует по отношению к противоположной стороне властные полномочия. Именно об этом признаке публично-правовых отношений идет речь в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 36 <1>.
(Михайлова Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)Таким образом, предпринимательские отношения характеризуются следующим: это деятельность, участниками которой являются юридически равные друг другу субъекты, зарегистрированные в установленном законом порядке, преследующие цель систематического извлечения прибыли. Российская Федерация как субъект гражданского права участвует в предпринимательских отношениях, выступая "на равных" с другими субъектами (часть 1 статьи 124 ГК РФ). Тем не менее взаимное юридическое равенство участников предпринимательских (и в целом гражданских) правоотношений имеет весьма условный характер. Несмотря на провозглашенный в нормах Гражданского кодекса принцип равенства субъектов гражданского права, он выдерживается далеко не всегда. Например, правовые отношения по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд, хоть и урегулированы нормами гражданского характера, имеют явную публично-правовую природу. Орган государственной или муниципальной власти принимает решение об изъятии у лица принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в одностороннем порядке, согласие собственника не требуется. Публично-правовыми являются отношения, складывающиеся при совершении сделок с недвижимым имуществом, поскольку основаниями для возникновения права собственности являются факт государственной регистрации; отношения в сфере пенсионного и иного социального обеспечения; отношения, связанные с заключением и исполнением государственных контрактов; значительная часть семейных, трудовых отношений и т.д. Как видно, одной из сторон перечисленных правоотношений всегда выступает орган публичной или местной власти, который реализует по отношению к противоположной стороне властные полномочия. Именно об этом признаке публично-правовых отношений идет речь в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 36 <1>.
Статья: Внедрение новых технологий как признак реализации доверия к праву
(Ивлиев Г.П., Егорова М.А.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)Е.А. Войниканис определяет понятие баланса как "выражение в принципе равенства как базового принципа гражданского права. Равенство правовых возможностей не исчерпывает содержание данного принципа. Поскольку гражданские правоотношения предполагают не совпадающие, а конкурирующие интересы, принцип равенства призван обеспечить их соразмерность" <2>.
(Ивлиев Г.П., Егорова М.А.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)Е.А. Войниканис определяет понятие баланса как "выражение в принципе равенства как базового принципа гражданского права. Равенство правовых возможностей не исчерпывает содержание данного принципа. Поскольку гражданские правоотношения предполагают не совпадающие, а конкурирующие интересы, принцип равенства призван обеспечить их соразмерность" <2>.
Статья: Условия приобретательной давности и необходимость их реформирования
(Подмаркова А.С.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2021, N 2)При этом если факт принадлежности участка частному лицу не подтвержден, то такой участок в силу прямого указания нормы п. 2 ст. 214 ГК РФ (которую часто трактуют как презумпцию государственной собственности на землю) <32> и п. 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации <33> (содержащего аналогичные положения) является государственной (муниципальной) собственностью. Конституционный Суд в Постановлении N 48-П вскользь затронул этот вопрос, указав, что сама по себе презумпция государственной собственности на землю (п. 2 ст. 214 ГК РФ) не может опровергать добросовестности давностного владельца, поскольку ограничение для приобретения земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, по давности владения ставит частных лиц в заведомо невыгодное положение по отношению к публично-правовым образованиям. Это нарушает принцип равенства субъектов гражданского права (п. 1 ст. 2 и п. 4 ст. 212 ГК РФ) и вступает в противоречие с некоторыми статьями Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 8 и ч. 1 ст. 19) <34>.
(Подмаркова А.С.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2021, N 2)При этом если факт принадлежности участка частному лицу не подтвержден, то такой участок в силу прямого указания нормы п. 2 ст. 214 ГК РФ (которую часто трактуют как презумпцию государственной собственности на землю) <32> и п. 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации <33> (содержащего аналогичные положения) является государственной (муниципальной) собственностью. Конституционный Суд в Постановлении N 48-П вскользь затронул этот вопрос, указав, что сама по себе презумпция государственной собственности на землю (п. 2 ст. 214 ГК РФ) не может опровергать добросовестности давностного владельца, поскольку ограничение для приобретения земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, по давности владения ставит частных лиц в заведомо невыгодное положение по отношению к публично-правовым образованиям. Это нарушает принцип равенства субъектов гражданского права (п. 1 ст. 2 и п. 4 ст. 212 ГК РФ) и вступает в противоречие с некоторыми статьями Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 8 и ч. 1 ст. 19) <34>.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<1> Дождев Д.В. Принцип добросовестности в гражданском праве // Принцип формального равенства и взаимное признание права: колл. монография / под общ. ред. В.В. Лапаевой, А.В. Полякова, В.В. Денисенко. М., 2016. С. 149.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<1> Дождев Д.В. Принцип добросовестности в гражданском праве // Принцип формального равенства и взаимное признание права: колл. монография / под общ. ред. В.В. Лапаевой, А.В. Полякова, В.В. Денисенко. М., 2016. С. 149.