Принцип равенства налогообложения
Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип равенства налогообложения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 389 "Объект налогообложения" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность подп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ, подп. 7 п. 4 ст. 27 ЗК РФ, в соответствии с которыми не признаются объектом налогообложения лишь такие земельные участки налогоплательщика, которые заняты объектами, эксплуатируемыми непосредственно при проведении работ в области атомной энергии. Изъятые из оборота участки, используемые в коммунальных, бытовых, вспомогательных и иных целях, подлежат обложению земельным налогом. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ отметил, что в силу подп. 7 п. 4 ст. 27 ЗК РФ применение подп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ допускается только в отношении земельных участков, занятых объектами, для обеспечения деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование. Выведение из-под обложения земельным налогом всех изъятых из оборота земельных участков, переданных соответствующим организациям в связи с созданием закрытых административно-территориальных образований, - независимо от того, расположены ли на них объекты, в соответствии с видами деятельности которых они образованы, - не соответствует конституционным принципам равенства налогообложения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность подп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ, подп. 7 п. 4 ст. 27 ЗК РФ, в соответствии с которыми не признаются объектом налогообложения лишь такие земельные участки налогоплательщика, которые заняты объектами, эксплуатируемыми непосредственно при проведении работ в области атомной энергии. Изъятые из оборота участки, используемые в коммунальных, бытовых, вспомогательных и иных целях, подлежат обложению земельным налогом. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ отметил, что в силу подп. 7 п. 4 ст. 27 ЗК РФ применение подп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ допускается только в отношении земельных участков, занятых объектами, для обеспечения деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование. Выведение из-под обложения земельным налогом всех изъятых из оборота земельных участков, переданных соответствующим организациям в связи с созданием закрытых административно-территориальных образований, - независимо от того, расположены ли на них объекты, в соответствии с видами деятельности которых они образованы, - не соответствует конституционным принципам равенства налогообложения.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3 "Основные начала законодательства о налогах и сборах" НК РФ"При применении п. 2 ст. 173 НК РФ суды, руководствуясь принципом равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ), должны исходить из того, что положения названного пункта о предельном сроке декларирования налоговых вычетов не могут быть истолкованы как устанавливающие разные правила в отсутствие объективных различий.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип равенства налогообложения и его реализация в условиях цифровизации
(Журавлева О.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10
(Журавлева О.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)5.2. Принцип равенства и всеобщности налогообложения
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)5.2. Принцип равенства и всеобщности налогообложения
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33
"О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость"28. При применении пункта 2 статьи 173 НК РФ суды, руководствуясь принципом равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Кодекса), должны исходить из того, что положения названного пункта о предельном сроке декларирования налоговых вычетов не могут быть истолкованы как устанавливающие разные правила в отсутствие объективных различий.
"О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость"28. При применении пункта 2 статьи 173 НК РФ суды, руководствуясь принципом равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Кодекса), должны исходить из того, что положения названного пункта о предельном сроке декларирования налоговых вычетов не могут быть истолкованы как устанавливающие разные правила в отсутствие объективных различий.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2024 года"Как отметил Конституционный Суд, с учетом того что получателями налоговых доходов от НДФЛ (в пределах определенных бюджетным законодательством нормативов) являются бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований, федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации возможность распоряжаться соответствующими доходами, в частности посредством сокращения минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества. Такой подход к правовому регулированию отношений по льготному налогообложению, способствующий в том числе усилению адресности предоставления льготы по НДФЛ, сам по себе не может расцениваться как несовместимый с требованиями Конституции Российской Федерации. Вытекающая из оспариваемого законоположения возможность различий в правовом регулировании минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от уплаты НДФЛ в субъектах Российской Федерации, приводящая, в частности, к тому, что физическое лицо - собственник объекта недвижимого имущества, расположенного на территории одного субъекта Российской Федерации, в котором предусмотрено снижение такого срока, проживающий и состоящий на учете в качестве налогоплательщика на территории другого субъекта Российской Федерации, где подобное снижение срока не предусмотрено, не может претендовать на данную льготу, сама по себе не свидетельствует о дискриминационном характере такой льготы и нарушении принципа всеобщности и равенства налогообложения.
Статья: "Обязательная" 3-НДФЛ: отвечаем на вопросы читателей
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2025, N 9)Судьи отметили, что дети должны признаваться участниками долевой собственности на жилье, приобретенное за маткапитал, в силу закона. А значит, право общей долевой собственности на недвижимость и у родителей, и у детей возникает с момента использования маткапитала и приобретения права собственности на жилье родителями. Иное толкование поставило бы применение НДФЛ-льготы к доходам детей от продажи жилья в зависимость от своевременного исполнения своих обязательств их родителями. А это нарушило бы принцип равенства налогообложения <34>. Так что перспективы у такого спора все-таки есть.
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2025, N 9)Судьи отметили, что дети должны признаваться участниками долевой собственности на жилье, приобретенное за маткапитал, в силу закона. А значит, право общей долевой собственности на недвижимость и у родителей, и у детей возникает с момента использования маткапитала и приобретения права собственности на жилье родителями. Иное толкование поставило бы применение НДФЛ-льготы к доходам детей от продажи жилья в зависимость от своевременного исполнения своих обязательств их родителями. А это нарушило бы принцип равенства налогообложения <34>. Так что перспективы у такого спора все-таки есть.
Статья: Экономический анализ в публичном праве: от теории к практике
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2021, N 11)Заявитель оспорил в целом Закон г. Москвы "О налоге на имущество физических лиц" как не предусматривающий аналогичной льготы и тем самым вопреки принципу равенства налогообложения (ст. 3 Налогового кодекса РФ) вынуждающий физических лиц уплачивать налог на имущество, в четыре раза превосходящий налог, уплачиваемый юридическими лицами за аналогичные помещения.
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2021, N 11)Заявитель оспорил в целом Закон г. Москвы "О налоге на имущество физических лиц" как не предусматривающий аналогичной льготы и тем самым вопреки принципу равенства налогообложения (ст. 3 Налогового кодекса РФ) вынуждающий физических лиц уплачивать налог на имущество, в четыре раза превосходящий налог, уплачиваемый юридическими лицами за аналогичные помещения.
Статья: Налог на конкурсную массу: кто и когда заплатит
(Плешанова О.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 3)Налоги, льготы и принцип равенства
(Плешанова О.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 3)Налоги, льготы и принцип равенства
Статья: Трансформация законодательства о налогах и сборах в условиях применения антикризисных мер: теоретико-правовые проблемы
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2023, N 1)Вместе с тем имущество (имущественные права) иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), как правило, имеют местом своего происхождения территорию зарубежного государства либо их приобретение оказалось возможным за счет иностранных инвестиций. Однако с учетом того, что подп. 39 п. 2 ст. 149 НК РФ (как и п. 60.2 ст. 217 НК РФ) по своему содержанию является налоговой льготой, следует указать на один из принципов налогового права - принцип равенства налогообложения. В соответствии с п. 2 ст. 3 НК РФ не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Более того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации (далее - КС РФ) в своем Постановлении от 13 марта 2008 г. N 5-П, "в налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя...".
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2023, N 1)Вместе с тем имущество (имущественные права) иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), как правило, имеют местом своего происхождения территорию зарубежного государства либо их приобретение оказалось возможным за счет иностранных инвестиций. Однако с учетом того, что подп. 39 п. 2 ст. 149 НК РФ (как и п. 60.2 ст. 217 НК РФ) по своему содержанию является налоговой льготой, следует указать на один из принципов налогового права - принцип равенства налогообложения. В соответствии с п. 2 ст. 3 НК РФ не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Более того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации (далее - КС РФ) в своем Постановлении от 13 марта 2008 г. N 5-П, "в налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя...".
Статья: Налоговые льготы как мера экономического стимулирования. Проблемы правоприменения
(Матвеев А.Г.)
("Закон", 2022, N 11)1. Налоговая льгота как оправданное изъятие из принципа
(Матвеев А.Г.)
("Закон", 2022, N 11)1. Налоговая льгота как оправданное изъятие из принципа
Статья: К вопросу о принципах имущественного налогообложения
(Кузнецов И.А.)
("Современный юрист", 2022, N 2)В качестве основных признаков обеспечения принципа равенства имущественного налогообложения можно выделить запрет на установление каких-либо налоговых требований в зависимости от формы собственности. Как отмечают Г.А. Гаджиев, С.Г. Пепеляев, исследуя принцип равного налогового бремени, он "направлен на то, чтобы без нарушения формального равенства плательщиков в максимальной степени учесть неравные обстоятельства налогоплательщиков и обеспечить соблюдение неформального равенства" [6, с. 309]. Это не означает потребность установления всех возможных различий налогоплательщиков, но предполагает выявление наиболее общих, принципиальных особенностей. Представляется, что равенство имущественного налогообложения является системообразующим принципом, так как включает в себя такие категории, как нейтральность, означающую единую концепцию оценки всех ситуаций (например, имущества), предполагающую использование разумных и объективных критериев; равномерность, предусматривающую отсутствие избыточного установления налогов применительно к отдельным видам имущества.
(Кузнецов И.А.)
("Современный юрист", 2022, N 2)В качестве основных признаков обеспечения принципа равенства имущественного налогообложения можно выделить запрет на установление каких-либо налоговых требований в зависимости от формы собственности. Как отмечают Г.А. Гаджиев, С.Г. Пепеляев, исследуя принцип равного налогового бремени, он "направлен на то, чтобы без нарушения формального равенства плательщиков в максимальной степени учесть неравные обстоятельства налогоплательщиков и обеспечить соблюдение неформального равенства" [6, с. 309]. Это не означает потребность установления всех возможных различий налогоплательщиков, но предполагает выявление наиболее общих, принципиальных особенностей. Представляется, что равенство имущественного налогообложения является системообразующим принципом, так как включает в себя такие категории, как нейтральность, означающую единую концепцию оценки всех ситуаций (например, имущества), предполагающую использование разумных и объективных критериев; равномерность, предусматривающую отсутствие избыточного установления налогов применительно к отдельным видам имущества.
Статья: Чрезвычайное налоговое право
(Красюков А.В.)
("Финансовое право", 2024, N 7)<15> Расширение подобных полномочий органов исполнительной власти применительно к продлению или переносу сроков мероприятий налогового контроля уже получило негативную оценку в юридической литературе как противоречащее принципу равенства налогообложения. См.: Назаренко Б.А. Трансформация законодательства о налогах и сборах в условиях применения антикризисных мер: теоретико-правовые проблемы // Финансовое право. 2023. N 1. С. 18 - 21.
(Красюков А.В.)
("Финансовое право", 2024, N 7)<15> Расширение подобных полномочий органов исполнительной власти применительно к продлению или переносу сроков мероприятий налогового контроля уже получило негативную оценку в юридической литературе как противоречащее принципу равенства налогообложения. См.: Назаренко Б.А. Трансформация законодательства о налогах и сборах в условиях применения антикризисных мер: теоретико-правовые проблемы // Финансовое право. 2023. N 1. С. 18 - 21.
Статья: Проблема с расчетом налога при УСН за 2022 год по повышенной ставке
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2023, N 3)- отвергла вариант 2 как нарушающий принцип равенства налогообложения <20>. По мнению налоговой службы, этот способ нельзя применять, поскольку он дает превысившим лимиты налогоплательщикам экономически необоснованную выгоду от применения предусмотренного НК механизма исчисления налога;
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2023, N 3)- отвергла вариант 2 как нарушающий принцип равенства налогообложения <20>. По мнению налоговой службы, этот способ нельзя применять, поскольку он дает превысившим лимиты налогоплательщикам экономически необоснованную выгоду от применения предусмотренного НК механизма исчисления налога;
Статья: Конкуренция процедур пересмотра кадастровой стоимости: статьи 16 и 21 Закона о кадастровой оценке
(Савиных В.А.)
("Закон", 2025, N 4)По своему буквальному смыслу процедура пересмотра кадастровой стоимости, урегулированная ст. 16 Закона о кадастровой оценке <1>, вводилась законодателем в целях актуализации кадастровой стоимости, т.е. приведения ее в соответствие с изменившимся экономическим основанием налога на недвижимость <2>. Например, изменение вида разрешенного использования земельного участка с сельскохозяйственного производства на жилищное строительство меняет потенциальную доходность объекта недвижимости как экономического основания налогов на недвижимость. Если кадастровая стоимость будет нечувствительной к таким изменениям, то это приведет к нарушению принципа равенства налогообложения, поскольку объект, фактически имеющий более высокую потенциальную доходность, будет облагаться налогом как имеющий низкую доходность. Поэтому региональное бюджетное учреждение, уполномоченное на определение кадастровой стоимости (далее - учреждение), в инициативном порядке осуществляет пересмотр кадастровой стоимости участка в соответствии со ст. 16 Закона о кадастровой оценке, получив сведения об изменении "качественных и (или) количественных характеристик" облагаемого налогом объекта недвижимости. Такая процедура пересмотра учитывает изменения лишь тех характеристик, сведения о которых содержатся в ЕГРН и в отношении которых, соответственно, действует презумпция достоверности <3>.
(Савиных В.А.)
("Закон", 2025, N 4)По своему буквальному смыслу процедура пересмотра кадастровой стоимости, урегулированная ст. 16 Закона о кадастровой оценке <1>, вводилась законодателем в целях актуализации кадастровой стоимости, т.е. приведения ее в соответствие с изменившимся экономическим основанием налога на недвижимость <2>. Например, изменение вида разрешенного использования земельного участка с сельскохозяйственного производства на жилищное строительство меняет потенциальную доходность объекта недвижимости как экономического основания налогов на недвижимость. Если кадастровая стоимость будет нечувствительной к таким изменениям, то это приведет к нарушению принципа равенства налогообложения, поскольку объект, фактически имеющий более высокую потенциальную доходность, будет облагаться налогом как имеющий низкую доходность. Поэтому региональное бюджетное учреждение, уполномоченное на определение кадастровой стоимости (далее - учреждение), в инициативном порядке осуществляет пересмотр кадастровой стоимости участка в соответствии со ст. 16 Закона о кадастровой оценке, получив сведения об изменении "качественных и (или) количественных характеристик" облагаемого налогом объекта недвижимости. Такая процедура пересмотра учитывает изменения лишь тех характеристик, сведения о которых содержатся в ЕГРН и в отношении которых, соответственно, действует презумпция достоверности <3>.
Статья: Перспективы гармонизации подоходного налогообложения физических лиц в ЕАЭС
(Юлгушева Л.Ш.)
("Финансы", 2025, N 6)Однако НК РФ не содержит положений, позволяющих взимать НДФЛ с доходов российских граждан, утративших статус налогового резидента РФ (в т.ч. в связи с переездом для работы в страну - член ЕАЭС), по "резидентским" ставкам. Исходя из принципа равенства налогообложения можно заключить, что такой же подход должен применяться к гражданам стран - членов ЕАЭС. Иными словами, с первого дня работы в России исходя из ст. 73 Договора о ЕАЭС физическое лицо - гражданин и налоговый резидент страны - члена ЕАЭС облагается НДФЛ по "резидентским" ставкам, однако в конце налогового периода его налоговый статус подлежит уточнению. И, подобно порядку налогообложения доходов российских граждан, доходы такого иностранного гражданина - налогового нерезидента должны быть обложены НДФЛ по ставке 30%.
(Юлгушева Л.Ш.)
("Финансы", 2025, N 6)Однако НК РФ не содержит положений, позволяющих взимать НДФЛ с доходов российских граждан, утративших статус налогового резидента РФ (в т.ч. в связи с переездом для работы в страну - член ЕАЭС), по "резидентским" ставкам. Исходя из принципа равенства налогообложения можно заключить, что такой же подход должен применяться к гражданам стран - членов ЕАЭС. Иными словами, с первого дня работы в России исходя из ст. 73 Договора о ЕАЭС физическое лицо - гражданин и налоговый резидент страны - члена ЕАЭС облагается НДФЛ по "резидентским" ставкам, однако в конце налогового периода его налоговый статус подлежит уточнению. И, подобно порядку налогообложения доходов российских граждан, доходы такого иностранного гражданина - налогового нерезидента должны быть обложены НДФЛ по ставке 30%.