Принцип платности использования земли
Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип платности использования земли (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.36 "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации" ЗК РФ"Давая оценку доводам административных истцов об отсутствии в администрации полномочий на право требования платы за размещение НТО, принятие Методики, суды обеих инстанций, сославшись на положения подпункта 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации о принципе платности использования земли, главы V.6 этого же кодекса, устанавливающие особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности при размещении на них НТО (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33, пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации), сделали верный вывод о том, что федеральный законодатель предусмотрел возможность выбора порядка предоставления земельных участков для размещения НТО на основании схемы их размещения как с предоставлением земельного участка, так и без предоставления, то есть возможно заключение как договора аренды земельного участка, на котором размещается НТО, так и иного договора в целях размещения НТО, который, являясь одним из способов использования земельных участков, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Присоединение к договору аренды земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Так, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1, пункту 1 статьи 65 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
(КонсультантПлюс, 2025)Так, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1, пункту 1 статьи 65 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: В каких случаях земельные участки предоставляются в собственность бесплатно?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Одним из принципов земельного законодательства РФ является принцип платности использования земли. Однако в определенных случаях земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам в собственность бесплатно (пп. 7 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 15, ст. 39.5 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Одним из принципов земельного законодательства РФ является принцип платности использования земли. Однако в определенных случаях земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам в собственность бесплатно (пп. 7 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 15, ст. 39.5 ЗК РФ).
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Земельные участки являются важнейшей разновидностью недвижимого имущества и активно участвуют в имущественном обороте (хотя и с определенными ограничениями). Имущественный характер отношений с земельными участками как объектами недвижимости получает свое подтверждение и в принципе платности пользования землей. В законодательстве и практике выделяют такое понятие, как земельный участок, который, собственно, и может быть предметом различных гражданско-правовых сделок, в том числе и ипотеки. Земля в своем природном состоянии является сплошной массой территории. Для того чтобы ей придать характер вещи, необходимо обособить отдельный земельный участок от соседних земель.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Земельные участки являются важнейшей разновидностью недвижимого имущества и активно участвуют в имущественном обороте (хотя и с определенными ограничениями). Имущественный характер отношений с земельными участками как объектами недвижимости получает свое подтверждение и в принципе платности пользования землей. В законодательстве и практике выделяют такое понятие, как земельный участок, который, собственно, и может быть предметом различных гражданско-правовых сделок, в том числе и ипотеки. Земля в своем природном состоянии является сплошной массой территории. Для того чтобы ей придать характер вещи, необходимо обособить отдельный земельный участок от соседних земель.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за ноябрь 2021 г.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 1)Если арендодатель заявил отказ от договора аренды земельного участка в связи с продажей должником-арендатором ряда располагающихся на участке объектов недвижимости с нарушением условий договора третьим лицом и предложил исходному арендатору и новому собственнику расположенных на участке объектов заключить новый договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора, это не является основанием для признания отказа недействительным по заявлению аффилированного с должником кредитора, который и приобрел указанные объекты недвижимости, поскольку такой кредитор злоупотребляет правом и в нарушение принципа платности использования земли, являясь собственником некоторых объектов недвижимости и, соответственно, землепользователем, использует земельный участок бесплатно и, не подписывая проект договора со множественностью лиц на стороне арендатора, препятствует его заключению всеми правообладателями.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 1)Если арендодатель заявил отказ от договора аренды земельного участка в связи с продажей должником-арендатором ряда располагающихся на участке объектов недвижимости с нарушением условий договора третьим лицом и предложил исходному арендатору и новому собственнику расположенных на участке объектов заключить новый договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора, это не является основанием для признания отказа недействительным по заявлению аффилированного с должником кредитора, который и приобрел указанные объекты недвижимости, поскольку такой кредитор злоупотребляет правом и в нарушение принципа платности использования земли, являясь собственником некоторых объектов недвижимости и, соответственно, землепользователем, использует земельный участок бесплатно и, не подписывая проект договора со множественностью лиц на стороне арендатора, препятствует его заключению всеми правообладателями.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Сохраняется ли обязанность вносить плату по договору аренды до госрегистрации перехода права собственности при выкупе земельного участка из публичной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)Земельным законодательством закреплен принцип платности использования земли.
Сохраняется ли обязанность вносить плату по договору аренды до госрегистрации перехода права собственности при выкупе земельного участка из публичной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)Земельным законодательством закреплен принцип платности использования земли.
Статья: Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности
(Беляева О.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 3)Собственник также вправе установить порядок распределения доходов, полученных от использования недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при установке и эксплуатации рекламных конструкций. В отсутствие такого порядка денежные средства в силу принципа платности использования земли (ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ) должны поступать в соответствующий бюджет в качестве "иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества" (абз. 2 ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
(Беляева О.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 3)Собственник также вправе установить порядок распределения доходов, полученных от использования недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при установке и эксплуатации рекламных конструкций. В отсутствие такого порядка денежные средства в силу принципа платности использования земли (ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ) должны поступать в соответствующий бюджет в качестве "иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества" (абз. 2 ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статья: Негационный иск как один из способов защиты прав собственника садового земельного участка
(Львова С.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Общеизвестно, что законодатель, устанавливая в качестве одного из принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, предусмотрел и возможность бесплатности такого использования на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации (подп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), что согласуется с конституционным правилом о том, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации).
(Львова С.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Общеизвестно, что законодатель, устанавливая в качестве одного из принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, предусмотрел и возможность бесплатности такого использования на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации (подп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), что согласуется с конституционным правилом о том, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации).
Статья: Налог на землю: проблемы и пути совершенствования
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)В российской налоговой системе налог на землю в настоящее время не занимает ведущего положения с точки зрения его как фискальной, так и регулирующей роли. Видимо, поэтому в научных исследованиях российских ученых и практиков исследованию фундаментальных проблем данного налога отводится весьма незначительное место. Между тем налог на землю является ведущим налогом органов местного самоуправления, и одним из его основных предназначений является повышение уровня их финансовой самостоятельности. Земельный налог был установлен, как известно, в 1991 г. в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" <1>. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту закона, во-первых, цель его введения состояла в первую очередь в обеспечении повышения заинтересованности землепользователей в эффективном использовании земельных ресурсов страны, создании экономической заинтересованности в сохранении и воспроизводстве плодородия земли. Во-вторых, с помощью данного налога предполагалось обеспечить выравнивание социально-экономических условий деятельности на землях разного качества. Кроме того, предусматривалось с помощью специально сформированных за счет поступлений от данного налога фондов обеспечить финансирование мероприятий по повышению плодородия почв. Историческое значение данного Закона состояло в том, что в новейшей российской истории устанавливался принцип платности использования земли. Вместе с тем вследствие недостаточной обоснованности налоговых ставок, размер которых не зависел от потенциальной доходности земельных участков и не учитывал их реальной стоимости, экономическая и бюджетная эффективность земельного налога оказались весьма низкими. Вследствие этого данный налог не стимулировал и не побуждал землепользователей к применению более эффективных методов хозяйствования. Кроме того, имело место экономически необоснованное распределение налоговой нагрузки - налоговое бремя по данному налогу распределилось неравномерно: на земли сельскохозяйственного назначения она была установлена выше, чем на земли в городах, поселках, а также на те, которые находятся вне населенных пунктов, земли промышленности. В крупных городах налогообложение владельцев земельных участков осуществлялось менее интенсивно, чем в малых городах и поселках. Одновременно данный налог не играл существенной роли в обеспечении местных бюджетов необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения муниципалитетами возложенных на них функций. В целях повышения бюджетной эффективности налога было принято решение о ежегодном проведении индексации его ставок, которое в определенной мере способствовало повышению доходов местных бюджетов, но не решало проблему низкой экономической эффективности налога. С принятием в 2004 г. гл. 31 "Земельный налог" <2> Налогового кодекса РФ (НК РФ) не произошло коренного пересмотра основных принципов налогообложения земли. Но при этом наряду с решением вопросов организации установления и условий функционирования данного налога были осуществлены определенные меры по более эффективному действию его механизмов. В частности, был изменен порядок исчисления налога на землю: он стал взиматься исходя из кадастровой стоимости конкретного земельного участка. За более чем 30-летнюю историю существования в нашей стране налога на землю данная мера явилась практически единственным принципиальным изменением условий и порядка его исчисления и взимания. И как показывает анализ, принимавшиеся за эти годы решения, направленные на повышение бюджетной и экономической эффективности данного налога, существенного позитивного результата не дали, о чем могут свидетельствовать данные табл. 1.
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)В российской налоговой системе налог на землю в настоящее время не занимает ведущего положения с точки зрения его как фискальной, так и регулирующей роли. Видимо, поэтому в научных исследованиях российских ученых и практиков исследованию фундаментальных проблем данного налога отводится весьма незначительное место. Между тем налог на землю является ведущим налогом органов местного самоуправления, и одним из его основных предназначений является повышение уровня их финансовой самостоятельности. Земельный налог был установлен, как известно, в 1991 г. в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" <1>. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту закона, во-первых, цель его введения состояла в первую очередь в обеспечении повышения заинтересованности землепользователей в эффективном использовании земельных ресурсов страны, создании экономической заинтересованности в сохранении и воспроизводстве плодородия земли. Во-вторых, с помощью данного налога предполагалось обеспечить выравнивание социально-экономических условий деятельности на землях разного качества. Кроме того, предусматривалось с помощью специально сформированных за счет поступлений от данного налога фондов обеспечить финансирование мероприятий по повышению плодородия почв. Историческое значение данного Закона состояло в том, что в новейшей российской истории устанавливался принцип платности использования земли. Вместе с тем вследствие недостаточной обоснованности налоговых ставок, размер которых не зависел от потенциальной доходности земельных участков и не учитывал их реальной стоимости, экономическая и бюджетная эффективность земельного налога оказались весьма низкими. Вследствие этого данный налог не стимулировал и не побуждал землепользователей к применению более эффективных методов хозяйствования. Кроме того, имело место экономически необоснованное распределение налоговой нагрузки - налоговое бремя по данному налогу распределилось неравномерно: на земли сельскохозяйственного назначения она была установлена выше, чем на земли в городах, поселках, а также на те, которые находятся вне населенных пунктов, земли промышленности. В крупных городах налогообложение владельцев земельных участков осуществлялось менее интенсивно, чем в малых городах и поселках. Одновременно данный налог не играл существенной роли в обеспечении местных бюджетов необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения муниципалитетами возложенных на них функций. В целях повышения бюджетной эффективности налога было принято решение о ежегодном проведении индексации его ставок, которое в определенной мере способствовало повышению доходов местных бюджетов, но не решало проблему низкой экономической эффективности налога. С принятием в 2004 г. гл. 31 "Земельный налог" <2> Налогового кодекса РФ (НК РФ) не произошло коренного пересмотра основных принципов налогообложения земли. Но при этом наряду с решением вопросов организации установления и условий функционирования данного налога были осуществлены определенные меры по более эффективному действию его механизмов. В частности, был изменен порядок исчисления налога на землю: он стал взиматься исходя из кадастровой стоимости конкретного земельного участка. За более чем 30-летнюю историю существования в нашей стране налога на землю данная мера явилась практически единственным принципиальным изменением условий и порядка его исчисления и взимания. И как показывает анализ, принимавшиеся за эти годы решения, направленные на повышение бюджетной и экономической эффективности данного налога, существенного позитивного результата не дали, о чем могут свидетельствовать данные табл. 1.
Путеводитель по договорной работе. Аренда. Общие положения. Рекомендации по заключению, изменению, расторжению договораЕсли объектом аренды по договору с условием о выкупе является земельный участок, то вопрос о моменте прекращения внесения арендных платежей в силу положений п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" следует решать исходя из принципа платности использования земли в Российской Федерации (пп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). В соответствии с указанным пунктом Постановления Пленума ВАС РФ момент прекращения внесения арендатором арендной платы определяется по-разному в зависимости от того, какое лицо выступает арендодателем.
Статья: Историко-правовой анализ становления и развития этапов платы за землеустройство (с 1917 года по настоящее время)
(Позднякова Е.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Остается решить вопрос о соотношении платы за землеустройство со статьей 1 Земельного кодекса РФ, закрепляющей основные принципы земельного законодательства, среди которых есть принцип платности использования земли. Данная позиция нуждается в более внимательном изучении, поскольку возникает вопрос о соотношении понятия "плата за землеустройство" с понятием "платность использования земли". Действительно, проведение работ по землеустройству не является использованием земли с точки зрения целевого использования земли, но мы считаем, что закрепленное понятие "платность использования земли" является некорректным в связи со следующим.
(Позднякова Е.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Остается решить вопрос о соотношении платы за землеустройство со статьей 1 Земельного кодекса РФ, закрепляющей основные принципы земельного законодательства, среди которых есть принцип платности использования земли. Данная позиция нуждается в более внимательном изучении, поскольку возникает вопрос о соотношении понятия "плата за землеустройство" с понятием "платность использования земли". Действительно, проведение работ по землеустройству не является использованием земли с точки зрения целевого использования земли, но мы считаем, что закрепленное понятие "платность использования земли" является некорректным в связи со следующим.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Влечет ли неосновательное обогащение пользование арендованным публичным имуществом с момента его передачи до госрегистрации договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Поскольку в силу п. 3 ст. 433 и п. 1, 2 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, фактическое землепользование до даты регистрации договора аренды осуществлялось ответчиком при отсутствии правовых оснований. Исходя из закрепленного в ст. 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации принципа платности использования земель в Российской Федерации, а также положений ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что предприниматель Кузнецова Л.А. неосновательно сберегла денежные средства в размере арендных платежей за землю. Исковые требования о взыскании неосновательного обогащения удовлетворены судом обоснованно.
Влечет ли неосновательное обогащение пользование арендованным публичным имуществом с момента его передачи до госрегистрации договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Поскольку в силу п. 3 ст. 433 и п. 1, 2 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, фактическое землепользование до даты регистрации договора аренды осуществлялось ответчиком при отсутствии правовых оснований. Исходя из закрепленного в ст. 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации принципа платности использования земель в Российской Федерации, а также положений ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что предприниматель Кузнецова Л.А. неосновательно сберегла денежные средства в размере арендных платежей за землю. Исковые требования о взыскании неосновательного обогащения удовлетворены судом обоснованно.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли заключить договор аренды земельного участка, который предназначен для эксплуатации объектов недвижимого имущества, принадлежащих третьим лицам
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем, принимая во внимание, что предметом договора аренды от 23.07.2007 N АЗФ-70/0717, заключенного между Управлением Росимущества и предприятием "РТРС", является земельный участок, на котором расположены, в том числе, объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности обществу "Инжстройсервис", обладающему исключительным правом на использование соответствующей части земельного участка, необходимой для эксплуатации объекта недвижимости, суд обоснованно признал указанный договор недействительным, как не соответствующий требованиям, предусмотренным ст. 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), и применил последствия его недействительности, с учетом принципа платности использования земли, в виде обязания арендатора возвратить Управлению Росимущества земельный участок..."
Можно ли заключить договор аренды земельного участка, который предназначен для эксплуатации объектов недвижимого имущества, принадлежащих третьим лицам
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем, принимая во внимание, что предметом договора аренды от 23.07.2007 N АЗФ-70/0717, заключенного между Управлением Росимущества и предприятием "РТРС", является земельный участок, на котором расположены, в том числе, объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности обществу "Инжстройсервис", обладающему исключительным правом на использование соответствующей части земельного участка, необходимой для эксплуатации объекта недвижимости, суд обоснованно признал указанный договор недействительным, как не соответствующий требованиям, предусмотренным ст. 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), и применил последствия его недействительности, с учетом принципа платности использования земли, в виде обязания арендатора возвратить Управлению Росимущества земельный участок..."