Принцип обеспечения конкуренции
Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип обеспечения конкуренции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Как заключили суды, такой порядок оценки препятствует выявлению наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что нельзя признать соответствующим Положению об оценке заявок на участие в закупке... утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 (далее - Положение), принципам обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, объемы выполнения работ которых отличаются. Установление предельного максимального значения характеристики объекта закупки в размере 35% от НМЦК нивелирует цель проведения закупки в форме электронного конкурса в целях выявления наиболее квалифицированного поставщика, и для "победы" в конкурсе наиболее опытному участнику закупки приходится необоснованно снижать предложение о цене контракта, поскольку главным фактором, определяющим победителя конкурса, для сравниваемых участников является минимальная цена.
(КонсультантПлюс, 2025)...Как заключили суды, такой порядок оценки препятствует выявлению наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что нельзя признать соответствующим Положению об оценке заявок на участие в закупке... утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 (далее - Положение), принципам обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, объемы выполнения работ которых отличаются. Установление предельного максимального значения характеристики объекта закупки в размере 35% от НМЦК нивелирует цель проведения закупки в форме электронного конкурса в целях выявления наиболее квалифицированного поставщика, и для "победы" в конкурсе наиболее опытному участнику закупки приходится необоснованно снижать предложение о цене контракта, поскольку главным фактором, определяющим победителя конкурса, для сравниваемых участников является минимальная цена.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отмена конкурса по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Судами отмечено, что в данном случае в действиях заказчика, отменившего процедуру размещения заказа, не прослеживается нарушение принципа обеспечения конкуренции, никто из участников не был поставлен в преимущественное положение по отношению к другим участникам закупки, никто не был необоснованно отклонен. Согласно протоколам рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме все участники были допущены до участия в конкурсе, но в связи с необходимостью внесения соответствующих изменений в техническое задание, которых нельзя было избежать, заказчик принял решение отменить определение поставщика и провести закупку повторно с учетом всех изменений.
(КонсультантПлюс, 2025)...Судами отмечено, что в данном случае в действиях заказчика, отменившего процедуру размещения заказа, не прослеживается нарушение принципа обеспечения конкуренции, никто из участников не был поставлен в преимущественное положение по отношению к другим участникам закупки, никто не был необоснованно отклонен. Согласно протоколам рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме все участники были допущены до участия в конкурсе, но в связи с необходимостью внесения соответствующих изменений в техническое задание, которых нельзя было избежать, заказчик принял решение отменить определение поставщика и провести закупку повторно с учетом всех изменений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обеспечение конкуренции при заключении государственных контрактов
(Гурьева С.Р.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 3)2. Исключения из принципа обеспечения конкуренции
(Гурьева С.Р.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 3)2. Исключения из принципа обеспечения конкуренции
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)В статье 8 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что одним из основных принципов контрактной системы является принцип обеспечения конкуренции, заключающийся в создании равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок и устанавливающий, что любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)В статье 8 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что одним из основных принципов контрактной системы является принцип обеспечения конкуренции, заключающийся в создании равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок и устанавливающий, что любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке образовательных услуг по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При формировании объекта закупки не рекомендуем объединять в одну закупку услуги, для которых нужна лицензия на образовательную деятельность, с другими услугами, для которых лицензия не требуется или требуются иные документы (например, аккредитация). Подобное объединение может нарушать принцип обеспечения конкуренции и ограничивать количество участников закупки. Кроме того, такое объединение может привести к нарушению правил описания объекта закупки (ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ). На этом же основании рекомендуем не объединять в одну закупку образовательные услуги по реализации разных образовательных программ.
(КонсультантПлюс, 2025)При формировании объекта закупки не рекомендуем объединять в одну закупку услуги, для которых нужна лицензия на образовательную деятельность, с другими услугами, для которых лицензия не требуется или требуются иные документы (например, аккредитация). Подобное объединение может нарушать принцип обеспечения конкуренции и ограничивать количество участников закупки. Кроме того, такое объединение может привести к нарушению правил описания объекта закупки (ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ). На этом же основании рекомендуем не объединять в одну закупку образовательные услуги по реализации разных образовательных программ.
Готовое решение: Какие способы закупок (закупочные процедуры) предусмотрены Законом N 44-ФЗ и когда они проводятся
(КонсультантПлюс, 2025)организация консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в целях определения конкурентной среды или наиболее оптимальных решений для удовлетворения государственных (муниципальных) нужд (п. 6 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Важно, чтобы такие консультации не были направлены на создание преимущественных условий для участия в закупке конкретным лицам, в том числе путем доступа к информации. В противном случае такие переговоры будут нарушать принцип обеспечения конкуренции и антимонопольные требования к закупкам, что может привести к признанию закупки и заключенного по ее результатам контракта недействительными (ст. 8 Закона N 44-ФЗ, ч. 1, 4 ст. 17 Закона N 135-ФЗ). Полагаем, что неправомерным может быть признано, например, обсуждение с потенциальным участником вопросов составления технического задания и извещения о закупке.
(КонсультантПлюс, 2025)организация консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в целях определения конкурентной среды или наиболее оптимальных решений для удовлетворения государственных (муниципальных) нужд (п. 6 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Важно, чтобы такие консультации не были направлены на создание преимущественных условий для участия в закупке конкретным лицам, в том числе путем доступа к информации. В противном случае такие переговоры будут нарушать принцип обеспечения конкуренции и антимонопольные требования к закупкам, что может привести к признанию закупки и заключенного по ее результатам контракта недействительными (ст. 8 Закона N 44-ФЗ, ч. 1, 4 ст. 17 Закона N 135-ФЗ). Полагаем, что неправомерным может быть признано, например, обсуждение с потенциальным участником вопросов составления технического задания и извещения о закупке.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (октябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Вместе с тем согласно Извещению максимальное значение цены контракта составляет 1 844 597 664 руб., обеспечение заявки на участие в Конкурсе установлено в размере 9 222 988,32 руб., что приводит к увеличению объема оказываемых услуг, суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения государственного контракта (в случае установления обеспечения исполнения контракта), а также цены выполненных работ по контрактам (договорам), предъявляемым участниками Конкурса для подтверждения соответствия дополнительному требованию по позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, и не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, ведет к отказу от участия в Конкурсе заинтересованных лиц и, как следствие, приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Вместе с тем согласно Извещению максимальное значение цены контракта составляет 1 844 597 664 руб., обеспечение заявки на участие в Конкурсе установлено в размере 9 222 988,32 руб., что приводит к увеличению объема оказываемых услуг, суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения государственного контракта (в случае установления обеспечения исполнения контракта), а также цены выполненных работ по контрактам (договорам), предъявляемым участниками Конкурса для подтверждения соответствия дополнительному требованию по позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, и не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, ведет к отказу от участия в Конкурсе заинтересованных лиц и, как следствие, приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Статья: Актуальные позиции коллегиальных органов ФАС России по вопросам обжалования решений по делам о нарушениях антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 1)1. Объединение заказчиком в один лот маршрутов с различными
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 1)1. Объединение заказчиком в один лот маршрутов с различными
Статья: Формирование конкурентной среды как принцип инвестиционной политики
(Скворцов О.Ю.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)7) принцип обеспечения конкуренции и равных условий при предоставлении инвесторам мер поддержки и при их допуске к объектам государственной собственности <20>.
(Скворцов О.Ю.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)7) принцип обеспечения конкуренции и равных условий при предоставлении инвесторам мер поддержки и при их допуске к объектам государственной собственности <20>.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (февраль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Комиссия ФАС России пришла к выводу, что такой порядок оценки делает невозможным выявление наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что идет в противоречие с целями и принципами, заложенными в Положении, а именно нивелирует принципы обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, с существенно различающимся опытом выполнения работ.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Комиссия ФАС России пришла к выводу, что такой порядок оценки делает невозможным выявление наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что идет в противоречие с целями и принципами, заложенными в Положении, а именно нивелирует принципы обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, с существенно различающимся опытом выполнения работ.
Статья: Принципы конкурентного права
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)- принцип обеспечения конкуренции на торгах;
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)- принцип обеспечения конкуренции на торгах;
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Возможно, требование ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ с улучшением технических характеристик при замене проектных материалов или работ является единственным решением проблемы необходимости дальнейшего пересмотра сметной стоимости с повторным прохождением государственной экспертизы, а также в принципе барьером для каких-либо изменений. Улучшаем технические характеристики - значит, предлагаемые к замене материалы точно не будут дешевле, и далее подрядчик не положит образовавшуюся экономию себе в карман. С другой стороны, цена такого решения оказалась слишком высока. Мы получили множество других проблем, связанных с невозможностью функционирования принципов конкуренции и невозможностью обеспечения бесперебойности строительства при согласовании и внесении изменений.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Возможно, требование ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ с улучшением технических характеристик при замене проектных материалов или работ является единственным решением проблемы необходимости дальнейшего пересмотра сметной стоимости с повторным прохождением государственной экспертизы, а также в принципе барьером для каких-либо изменений. Улучшаем технические характеристики - значит, предлагаемые к замене материалы точно не будут дешевле, и далее подрядчик не положит образовавшуюся экономию себе в карман. С другой стороны, цена такого решения оказалась слишком высока. Мы получили множество других проблем, связанных с невозможностью функционирования принципов конкуренции и невозможностью обеспечения бесперебойности строительства при согласовании и внесении изменений.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (декабрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в описании объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) требования к показателям (характеристикам) программного обеспечения (операционной системы, системы централизованного управления), совокупности которых соответствует продукция исключительно российского разработчика программного обеспечения АО "НПО РусБИТех", что ограничивает количество потенциальных участников и не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в описании объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) требования к показателям (характеристикам) программного обеспечения (операционной системы, системы централизованного управления), совокупности которых соответствует продукция исключительно российского разработчика программного обеспечения АО "НПО РусБИТех", что ограничивает количество потенциальных участников и не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки.