Принцип единства кассы
Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип единства кассы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бюджетно-правовое регулирование системы казначейских платежей
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Появление системы казначейских платежей представляет собой этап эволюции кассового устройства бюджетной системы, основанного на принципе единства кассы. Данный институт, выйдя за рамки стадии исполнения бюджета за счет включения новых категорий, расширяет предмет бюджетно-правового регулирования. Ключевым элементом системы казначейских платежей стал единый казначейский счет, объединивший денежные средства всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Появление системы казначейских платежей представляет собой этап эволюции кассового устройства бюджетной системы, основанного на принципе единства кассы. Данный институт, выйдя за рамки стадии исполнения бюджета за счет включения новых категорий, расширяет предмет бюджетно-правового регулирования. Ключевым элементом системы казначейских платежей стал единый казначейский счет, объединивший денежные средства всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статья: Участие граждан в финансовой деятельности государства: исследовательские вопросы обозначения правового принципа
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Здесь же следует обратиться к первоначальной редакции Бюджетного кодекса РФ, преамбула которой была представлена несколько иначе и, в частности, обозначала, что "Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации..." <13>. Вместе с тем исходная редакция Кодекса так же, как и действующая его редакция, в постатейном порядке декларировала не "общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации", а именно принципы бюджетной системы Российской Федерации в одноименной главе 5, сохранившей свое наименование до настоящего времени. Представляется, что такие различия в терминологии могут объясняться тем, что ранее помимо перечисленных в главе 5 Бюджетного кодекса РФ принципов бюджетной системы Российской Федерации отдельно в ст. 129 Бюджетного кодекса РФ были перечислены принципы межбюджетных отношений, а некоторые из принципов, такие как, например, принцип единства кассы, были размещены в главах, регулирующих конкретные отношения (для принципа единства кассы - глава 24 "Основы исполнения бюджетов"). В этой связи имеется понимание, что исчерпывающую совокупность принципов, содержащихся в исходной редакции Бюджетного кодекса РФ, следует идентифицировать в качестве общих принципов бюджетного законодательства Российской Федерации, что вполне соотносится и с самим понятием бюджетного законодательства.
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Здесь же следует обратиться к первоначальной редакции Бюджетного кодекса РФ, преамбула которой была представлена несколько иначе и, в частности, обозначала, что "Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации..." <13>. Вместе с тем исходная редакция Кодекса так же, как и действующая его редакция, в постатейном порядке декларировала не "общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации", а именно принципы бюджетной системы Российской Федерации в одноименной главе 5, сохранившей свое наименование до настоящего времени. Представляется, что такие различия в терминологии могут объясняться тем, что ранее помимо перечисленных в главе 5 Бюджетного кодекса РФ принципов бюджетной системы Российской Федерации отдельно в ст. 129 Бюджетного кодекса РФ были перечислены принципы межбюджетных отношений, а некоторые из принципов, такие как, например, принцип единства кассы, были размещены в главах, регулирующих конкретные отношения (для принципа единства кассы - глава 24 "Основы исполнения бюджетов"). В этой связи имеется понимание, что исчерпывающую совокупность принципов, содержащихся в исходной редакции Бюджетного кодекса РФ, следует идентифицировать в качестве общих принципов бюджетного законодательства Российской Федерации, что вполне соотносится и с самим понятием бюджетного законодательства.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 38.2. Принцип единства кассы
(ред. от 31.07.2025)Статья 38.2. Принцип единства кассы
Приказ Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 N 977
(ред. от 12.02.2014)
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики"Должностные обязанности. Осуществляет контроль исполнения бюджета атомной станции (АС), а также управление доходами и расходами, обеспечивая соблюдение принципа единства кассы. Контролирует своевременность отчисления взносов в социальные фонды в сроки, установленные в соответствии с действующим законодательством. Участвует в прогнозировании объемов финансовых ресурсов АС, а также в оперативном управлении этими ресурсами в пределах запланированных расходов. Обеспечивает сбор, обработку и анализ информации о состоянии финансовых ресурсов, представление руководству АС отчетности о проведенных финансовых операциях. Осуществляет прогнозирование и кассовое планирование финансовых ресурсов, сводный и стандартизированный учет операций по движению бюджетных средств. Обеспечивает внедрение и эффективное использование единой телекоммуникационной информационной системы казначейства. Контролирует целевое использование финансовых средств из резерва, а также поступающих на счета АС в соответствии с утвержденными программами. Осуществляет взаимодействие с коммерческими банками, иными финансово-кредитными учреждениями и другими внешними организациями. Организует получение от банков и иных финансово-кредитных учреждений информации о состоянии счетов АС. В необходимых случаях готовит и предъявляет в суд общей юрисдикции и арбитражный суд иски по основаниям, установленным действующим законодательством. Осуществляет работу по подбору и расстановке работников группы казначейства, организует подготовку и повышение их квалификации. Обеспечивает ведение в установленном порядке делопроизводства, учет поступающей корреспонденции и бланков документов строгой отчетности. Организует получение необходимых документов для осуществления перечислений и использования средств в соответствии с утвержденным бюджетом. Обеспечивает подготовку и поддержание квалификации работников группы казначейства. Руководит работниками группы казначейства.
(ред. от 12.02.2014)
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики"Должностные обязанности. Осуществляет контроль исполнения бюджета атомной станции (АС), а также управление доходами и расходами, обеспечивая соблюдение принципа единства кассы. Контролирует своевременность отчисления взносов в социальные фонды в сроки, установленные в соответствии с действующим законодательством. Участвует в прогнозировании объемов финансовых ресурсов АС, а также в оперативном управлении этими ресурсами в пределах запланированных расходов. Обеспечивает сбор, обработку и анализ информации о состоянии финансовых ресурсов, представление руководству АС отчетности о проведенных финансовых операциях. Осуществляет прогнозирование и кассовое планирование финансовых ресурсов, сводный и стандартизированный учет операций по движению бюджетных средств. Обеспечивает внедрение и эффективное использование единой телекоммуникационной информационной системы казначейства. Контролирует целевое использование финансовых средств из резерва, а также поступающих на счета АС в соответствии с утвержденными программами. Осуществляет взаимодействие с коммерческими банками, иными финансово-кредитными учреждениями и другими внешними организациями. Организует получение от банков и иных финансово-кредитных учреждений информации о состоянии счетов АС. В необходимых случаях готовит и предъявляет в суд общей юрисдикции и арбитражный суд иски по основаниям, установленным действующим законодательством. Осуществляет работу по подбору и расстановке работников группы казначейства, организует подготовку и повышение их квалификации. Обеспечивает ведение в установленном порядке делопроизводства, учет поступающей корреспонденции и бланков документов строгой отчетности. Организует получение необходимых документов для осуществления перечислений и использования средств в соответствии с утвержденным бюджетом. Обеспечивает подготовку и поддержание квалификации работников группы казначейства. Руководит работниками группы казначейства.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Принцип единства кассы означает зачисление всех поступлений в бюджет на единый счет бюджета и осуществление всех перечислений из бюджета с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Принцип единства кассы означает зачисление всех поступлений в бюджет на единый счет бюджета и осуществление всех перечислений из бюджета с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья: Система казначейских платежей как новый институт бюджетного права
(Артюхин Р.Е.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)Система казначейских платежей представляет собой новую обособленную группу отношений, формирующую современное кассовое устройство бюджетной системы Российской Федерации, основанное на принципе единства кассы <2>. Впервые появившись в российской бюджетной практике в 1860-х гг. в ходе бюджетной реформы Александра II, данный принцип неизменно лежал в основе эволюции кассового устройства на всех этапах развития российских государственных финансов. На сегодняшний день единство кассы получило новую реализацию в системе казначейских платежей.
(Артюхин Р.Е.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)Система казначейских платежей представляет собой новую обособленную группу отношений, формирующую современное кассовое устройство бюджетной системы Российской Федерации, основанное на принципе единства кассы <2>. Впервые появившись в российской бюджетной практике в 1860-х гг. в ходе бюджетной реформы Александра II, данный принцип неизменно лежал в основе эволюции кассового устройства на всех этапах развития российских государственных финансов. На сегодняшний день единство кассы получило новую реализацию в системе казначейских платежей.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Принцип единства кассы означает зачисление всех поступлений в бюджет на единый счет бюджета и осуществление всех перечислений из бюджета с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Принцип единства кассы означает зачисление всех поступлений в бюджет на единый счет бюджета и осуществление всех перечислений из бюджета с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья: Казначейские платежи как объект бюджетно-правового регулирования
(Артюхин Р.Е.)
("Хозяйство и право", 2025, N 4)Особое значение казначейские платежи имеют для кассового принципа исполнения бюджета. Бюджет может быть исполнен через проведение платежей через единый счет бюджета. Поступления и выплаты на единый счет бюджета в соответствии с принципом единства кассы и существующими понятиями "доходы бюджета" и "расходы бюджета" формируют доходы и расходы соответствующего бюджета. Поэтому для осуществления расходов и отражения доходов необходимо проведение через единый счет бюджета соответствующих казначейских платежей <1>.
(Артюхин Р.Е.)
("Хозяйство и право", 2025, N 4)Особое значение казначейские платежи имеют для кассового принципа исполнения бюджета. Бюджет может быть исполнен через проведение платежей через единый счет бюджета. Поступления и выплаты на единый счет бюджета в соответствии с принципом единства кассы и существующими понятиями "доходы бюджета" и "расходы бюджета" формируют доходы и расходы соответствующего бюджета. Поэтому для осуществления расходов и отражения доходов необходимо проведение через единый счет бюджета соответствующих казначейских платежей <1>.
Статья: Финансово-правовые особенности расчетных отношений
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 9)В зависимости от вида финансовых расчетных отношений (бюджетные, налоговые и т.д.) выделяются специфические принципы расчетов. Например: осуществление операций по казначейскому счету, невозможность обращения взыскания на денежные средства единого казначейского счета и т.д. Кроме того, расчеты в бюджетной сфере обеспечивают реализацию отдельных принципов бюджетной системы (принцип единства кассы, принцип прозрачности (открытости), принцип адресности).
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 9)В зависимости от вида финансовых расчетных отношений (бюджетные, налоговые и т.д.) выделяются специфические принципы расчетов. Например: осуществление операций по казначейскому счету, невозможность обращения взыскания на денежные средства единого казначейского счета и т.д. Кроме того, расчеты в бюджетной сфере обеспечивают реализацию отдельных принципов бюджетной системы (принцип единства кассы, принцип прозрачности (открытости), принцип адресности).
Статья: Правовое регулирование единого казначейского счета
(Артюхин Р.Е.)
("Банковское право", 2025, N 2)Правовой механизм осуществления операций по ЕКС и казначейским счетам на основании распоряжений прямых участников системы казначейских платежей полностью соответствует сформулированному в доктрине бюджетного права еще имперского периода принципу единства кассы <8>. Исходя из этого принципа, хранитель (казначейство) не вправе распоряжаться денежными средствами <9>, распоряжение денежными средствами вправе осуществлять только администратор бюджетных и иных видов средств. Указанное верно и в отношении доходов бюджетов: как отмечают исследователи, "органы Федерального казначейства... не имеют собственного интереса в том, куда поступят доходы. У Федерального казначейства интерес лишь в том, чтобы доходы поступили в тот или иной бюджет в соответствии с действующим законодательством" <10>.
(Артюхин Р.Е.)
("Банковское право", 2025, N 2)Правовой механизм осуществления операций по ЕКС и казначейским счетам на основании распоряжений прямых участников системы казначейских платежей полностью соответствует сформулированному в доктрине бюджетного права еще имперского периода принципу единства кассы <8>. Исходя из этого принципа, хранитель (казначейство) не вправе распоряжаться денежными средствами <9>, распоряжение денежными средствами вправе осуществлять только администратор бюджетных и иных видов средств. Указанное верно и в отношении доходов бюджетов: как отмечают исследователи, "органы Федерального казначейства... не имеют собственного интереса в том, куда поступят доходы. У Федерального казначейства интерес лишь в том, чтобы доходы поступили в тот или иной бюджет в соответствии с действующим законодательством" <10>.
Статья: Правовой режим единого счета бюджета
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Ключевые слова: единый счет бюджета, принцип единства кассы, лицевые счета, доходы бюджета, казначейский счет, бюджет, бюджетная система, Федеральное казначейство, казначейские платежи, система казначейских платежей.
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Ключевые слова: единый счет бюджета, принцип единства кассы, лицевые счета, доходы бюджета, казначейский счет, бюджет, бюджетная система, Федеральное казначейство, казначейские платежи, система казначейских платежей.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)<1> См. также: Артюхин Р.Е. Кассовое устройство и бюджетно-правовой принцип единства кассы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2022. N 8. С. 95 - 101.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)<1> См. также: Артюхин Р.Е. Кассовое устройство и бюджетно-правовой принцип единства кассы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2022. N 8. С. 95 - 101.
Путеводитель по судебной практике: Банковский счет.
Можно ли заключить с кредитной организацией договор банковского счета для обслуживания счетов бюджетов
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со статьей 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов от поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджетов.
Можно ли заключить с кредитной организацией договор банковского счета для обслуживания счетов бюджетов
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со статьей 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов от поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджетов.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)С 1 января 2008 г. перечень принципов бюджетной системы РФ был дополнен принципом подведомственности расходов бюджетов и принципом единства кассы.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)С 1 января 2008 г. перечень принципов бюджетной системы РФ был дополнен принципом подведомственности расходов бюджетов и принципом единства кассы.