Применение ст. 126 НК РФ

Подборка наиболее важных документов по запросу Применение ст. 126 НК РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 126 "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган направил требование от 24.12.2021 о предоставлении документов и информации в течение 10 дней со дня получения требования. Требование было получено обществом 14.01.2022. 27.01.2022 общество направило в адрес налогового органа ответ, в котором со ссылкой на несоответствие требования нормам ст. 93.1 НК РФ сообщило о готовности исполнить данное требование после уточнения налоговым органом, в рамках каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация). Налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности по п. 2 ст. 126, п. 1 ст. 129.1 НК РФ. Суд признал правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности. Суд указал, что требование содержит всю необходимую информацию, предусмотренную п. 2 ст. 93.1 НК РФ и Приказом Федеральной налоговой службы от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@, позволяет идентифицировать всех контрагентов налогоплательщика, по взаимоотношениям с которыми запрошены документы и информация, в требовании указаны реквизиты договоров, а также указано, что документы и информацию необходимо представить за период с 01.01.2021 по настоящее время. Суд указал, что начиная с 01.04.2020 применение ст. 126 НК РФ не поставлено в зависимость от того, в рамках налоговой проверки истребуются документы либо вне рамок проведения налоговой проверки, следовательно, действующая редакция п. 6 ст. 93.1 НК РФ позволяет привлечь лицо к ответственности по ст. 126 НК РФ в случае отказа от представления истребуемых документов и вне рамок налоговой проверки. Суд отдельно отметил, что в письме от 27.01.2022, направленном в адрес налогового органа в ответ на его требование от 24.12.2021, налогоплательщик фактически установил для налогового органа условие, при котором он выполнит требование инспекции: уточнение налоговым органом, в рамках каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация). По своей сути указанное письмо не является обращением в смысле, определяемом Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", следовательно, его действие на письмо налогоплательщика не распространяется. Исходя из того, что в письме 27.01.2022 налогоплательщик фактически выразил отказ в предоставлении информации и документов, суд признал решение о привлечении общества к ответственности по п. 2 ст. 126 и п. 1 ст. 129.1 НК РФ обоснованным.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 126 "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
В связи с отказом представить документы и информацию по контрагенту, запрашиваемые вне рамок проверки, налогоплательщик был привлечен к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ и п. 1 ст. 129.1 НК РФ. Налогоплательщик возражал против квалификации действий по двум статьям одновременно и считал, что применению подлежит только ст. 129.1 НК РФ. При этом организация отмечала, что ст. 126 НК РФ применяется только при отказе представить документы и сведения в рамках проверки. Суд доводы организации отклонил, так как допускается привлечение к ответственности по ст. 126 НК РФ и в случае запроса документов вне рамок налоговой проверки. Налоговый орган правомерно привлек организацию к ответственности по ст. 126 НК РФ - за непредставление документов относительно конкретной сделки и по ст. 129.1 НК РФ - за отказ представить информацию.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Годовой отчет. Упрощенная система налогообложения - 2022"
(под общей редакцией д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)
ИФНС по общему правилу не вправе в рамках камеральной проверки декларации по УСНО истребовать документы о праве применения дифференцированных (пониженных) налоговых ставок, установленных налоговым законодательством (см. Письмо Минфина России от 02.03.2017 N 03-02-07/1/12009). Поэтому "упрощенцы" могут оспорить законность применения штрафных санкций по ст. 126 НК РФ за непредставление документов, подтверждающих правомерность применения дифференцированной (пониженной) налоговой ставки.
Статья: Об истребовании документов о применении пониженных ставок по УСНО
(Сурков А.А.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 2)
Таким образом, налоговики по общему правилу не вправе в рамках камеральной проверки декларации по УСНО истребовать документы о праве применения дифференцированных (пониженных) налоговых ставок, установленных налоговым законодательством (см. также Письмо Минфина России от 02.03.2017 N 03-02-07/1/12009). А это значит, что "упрощенцы" могут оспорить законность применения штрафных санкций по ст. 126 НК РФ за непредставление документов, подтверждающих правомерность применения соответствующей ставки.

Нормативные акты