Применение физической силы судебными приставами
Подборка наиболее важных документов по запросу Применение физической силы судебными приставами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.03.2023 N 16-1574/2023 (УИД 04MS0006-01-2022-002100-50)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 17.8 КоАП РФ за воспрепятствование деятельности должностного лица органа, уполномоченного на принудительное исполнение исполнительных документов и обеспечению порядка деятельности судов.
Решение: Удовлетворено.Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, рапортом должностного лица, сообщением о применении физической силы, актом о совершении исполнительных действий от 24 августа 2022 г., заявкой на обеспечение судебными приставами по ОУПДС безопасности должностных лиц, постановлением о наложении ареста от 24 августа 2022 г., показаниями свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 17.8 КоАП РФ за воспрепятствование деятельности должностного лица органа, уполномоченного на принудительное исполнение исполнительных документов и обеспечению порядка деятельности судов.
Решение: Удовлетворено.Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, рапортом должностного лица, сообщением о применении физической силы, актом о совершении исполнительных действий от 24 августа 2022 г., заявкой на обеспечение судебными приставами по ОУПДС безопасности должностных лиц, постановлением о наложении ареста от 24 августа 2022 г., показаниями свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные проблемы обеспечения установленного порядка деятельности судов в современных условиях
(Петухова К.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 1)О каждом случае, произошедшем с применением физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия судебный пристав по ОУПДС обязан в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщить старшему судебному приставу и председателю соответствующего судебного учреждения, а в случаях, когда была причинена смерть или ранение, уведомляется прокурор. Главным условием применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия является то, что не должна создаваться угроза жизни или здоровья иных лиц, находящихся в судебном учреждении. Если при применении физической силы, спецсредств или оружия, судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов были превышены его полномочия, то это влечет устанавливаемую законом ответственность.
(Петухова К.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 1)О каждом случае, произошедшем с применением физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия судебный пристав по ОУПДС обязан в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщить старшему судебному приставу и председателю соответствующего судебного учреждения, а в случаях, когда была причинена смерть или ранение, уведомляется прокурор. Главным условием применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия является то, что не должна создаваться угроза жизни или здоровья иных лиц, находящихся в судебном учреждении. Если при применении физической силы, спецсредств или оружия, судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов были превышены его полномочия, то это влечет устанавливаемую законом ответственность.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов обеспечивают безопасность судей всей судебной системы, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса, в том числе вне зданий судов, а также доставку уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания; осуществляют охрану зданий судов и поддерживают общественный порядок в судах; предупреждают и пресекают преступления и правонарушения, а в случае необходимости передают правонарушителей в органы внутренних дел; обеспечивают принудительное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства; осуществляют привод лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы, судебного пристава-исполнителя. Указанные сотрудники имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов обеспечивают безопасность судей всей судебной системы, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса, в том числе вне зданий судов, а также доставку уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания; осуществляют охрану зданий судов и поддерживают общественный порядок в судах; предупреждают и пресекают преступления и правонарушения, а в случае необходимости передают правонарушителей в органы внутренних дел; обеспечивают принудительное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства; осуществляют привод лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы, судебного пристава-исполнителя. Указанные сотрудники имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"Об органах принудительного исполнения Российской Федерации"3. Старший судебный пристав имеет право возложить на своих заместителей исполнение обязанностей судебного пристава-исполнителя, а в случае, если они прошли специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
(ред. от 13.12.2024)
"Об органах принудительного исполнения Российской Федерации"3. Старший судебный пристав имеет право возложить на своих заместителей исполнение обязанностей судебного пристава-исполнителя, а в случае, если они прошли специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сотрудник органов принудительного исполнения обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сотрудник органов принудительного исполнения обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.
Статья: Меры административно-правового и административно-процессуального принуждения: отличие и взаимосвязь
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)- меры административно-правового принуждения могут выступать в качестве дополнительных в ходе обеспечения установленного порядка применения мер административно-процессуального принуждения в рамках административного производства или административного судопроизводства и поэтому имеют административно-процессуальное значение. Например, в ходе обеспечения исполнения определения о приводе в соответствии со ст. 27.15 КоАП РФ, применяемой в качестве меры административно-процессуального принуждения по обеспечению исполнения установленного ст. 29.7 КоАП РФ порядка рассмотрения дел в случае неявки без уважительных причин при надлежащем извещении, судебные приставы-исполнители в соответствии с п. 12 Приказа Минюста России от 13 июля 2016 г. N 164 "Об утверждении Порядка осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов" <13> имеют право в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. 15 - 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" <14>, применять физическую силу, специальные средства, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей. По общему правилу применение физической силы и специальных средств осуществляется в качестве самостоятельных мер административно-правового принуждения за рамками административного производства или административного судопроизводства. Однако в том случае, когда данные меры применяются публичной администрацией в рамках административного производства или административного судопроизводства по разрешению административных дел в соответствии с КоАП РФ и КАС РФ и обеспечивают установленный порядок применения мер административно-процессуального принуждения в виде привода, они являются дополнительными мерами административно-правового принуждения, имеющими административно-процессуальное значение. Наряду с этим обязательное дактилоскопирование как мера административно-правового принуждения также имеет двойственный характер применения: самостоятельный и дополнительный, имеющий административно-процессуальное значение. С одной стороны, в случаях обязательной дактилоскопической регистрации, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" <15>, например, в отношении граждан, претендующих на получение удостоверения частного охранника и др., применение данной меры административно-правового принуждения носит самостоятельный характер за рамками административного производства или административного судопроизводства. С другой стороны, данная мера является дополнительной мерой административно-правового принуждения, имеющей административно-процессуальное значение, поскольку применяется в отношении лиц, совершивших административное правонарушение, в том числе подлежащих административному задержанию, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста (п. 19 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О полиции") <16>, и обеспечивает установленный порядок применения мер административно-процессуального принуждения. В данном случае представляется, что обязательное дактилоскопирование является мерой административно-правового принуждения, имеющей материальные основания и установленный ст. 11 Федерального закона N 128 порядок применения, но в силу специфики ее применения в ходе административного производства или административного судопроизводства проявляется ее процессуальное значение, поскольку является составной частью (фрагментом) применения мер административно-процессуального принуждения;
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)- меры административно-правового принуждения могут выступать в качестве дополнительных в ходе обеспечения установленного порядка применения мер административно-процессуального принуждения в рамках административного производства или административного судопроизводства и поэтому имеют административно-процессуальное значение. Например, в ходе обеспечения исполнения определения о приводе в соответствии со ст. 27.15 КоАП РФ, применяемой в качестве меры административно-процессуального принуждения по обеспечению исполнения установленного ст. 29.7 КоАП РФ порядка рассмотрения дел в случае неявки без уважительных причин при надлежащем извещении, судебные приставы-исполнители в соответствии с п. 12 Приказа Минюста России от 13 июля 2016 г. N 164 "Об утверждении Порядка осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов" <13> имеют право в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. 15 - 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" <14>, применять физическую силу, специальные средства, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей. По общему правилу применение физической силы и специальных средств осуществляется в качестве самостоятельных мер административно-правового принуждения за рамками административного производства или административного судопроизводства. Однако в том случае, когда данные меры применяются публичной администрацией в рамках административного производства или административного судопроизводства по разрешению административных дел в соответствии с КоАП РФ и КАС РФ и обеспечивают установленный порядок применения мер административно-процессуального принуждения в виде привода, они являются дополнительными мерами административно-правового принуждения, имеющими административно-процессуальное значение. Наряду с этим обязательное дактилоскопирование как мера административно-правового принуждения также имеет двойственный характер применения: самостоятельный и дополнительный, имеющий административно-процессуальное значение. С одной стороны, в случаях обязательной дактилоскопической регистрации, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" <15>, например, в отношении граждан, претендующих на получение удостоверения частного охранника и др., применение данной меры административно-правового принуждения носит самостоятельный характер за рамками административного производства или административного судопроизводства. С другой стороны, данная мера является дополнительной мерой административно-правового принуждения, имеющей административно-процессуальное значение, поскольку применяется в отношении лиц, совершивших административное правонарушение, в том числе подлежащих административному задержанию, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста (п. 19 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О полиции") <16>, и обеспечивает установленный порядок применения мер административно-процессуального принуждения. В данном случае представляется, что обязательное дактилоскопирование является мерой административно-правового принуждения, имеющей материальные основания и установленный ст. 11 Федерального закона N 128 порядок применения, но в силу специфики ее применения в ходе административного производства или административного судопроизводства проявляется ее процессуальное значение, поскольку является составной частью (фрагментом) применения мер административно-процессуального принуждения;
Статья: Привод как иная мера уголовно-процессуального принуждения. Комментарий к статье 113 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)При осуществлении привода судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. ст. 15 - 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" <232> (если подлежащее приводу лицо демонстрирует злостное, т.е. неоднократное неповиновение законным требованиям или же оказывает сопротивление), применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)При осуществлении привода судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. ст. 15 - 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" <232> (если подлежащее приводу лицо демонстрирует злостное, т.е. неоднократное неповиновение законным требованиям или же оказывает сопротивление), применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Вступивший в юридическую силу индивидуальный административно-правовой акт подлежит обязательному исполнению субъектами, которым он адресован, и (или) органами, организациями, должностными лицами, которые обязаны обеспечить его исполнение (например, службой судебных приставов) в установленные актом сроки. Такой акт является правовым основанием для возникновения, подтверждения, изменения или прекращения соответствующих прав (правового статуса) и (или) обязанностей физического лица, организации, на которых распространяется его действие, установления ограничений прав указанных лиц, применения в отношении них мер административного принуждения, юридической (публично-правовой) ответственности. Соответственно, в зависимости от содержания решения, изложенного в административно-правовом акте, его исполнителями должны быть совершены все необходимые действия, направленные на обеспечение реализации предусмотренных им правовых последствий. Такими действиями могут являться действия по выдаче инициатору принятия (издания) акта правоустанавливающего документа (например, свидетельства о регистрации, лицензии и других), по предоставлению ему определенного имущества, денежных средств иных материальных и нематериальных благ (например, земельного участка, социального пособия), действия по аннулированию выданных лицу разрешительных документов, по исполнению назначенного лицу административного наказания, действия, направленные на исполнение выданного лицу предписания об устранении выявленных нарушений законодательства и т.п.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Вступивший в юридическую силу индивидуальный административно-правовой акт подлежит обязательному исполнению субъектами, которым он адресован, и (или) органами, организациями, должностными лицами, которые обязаны обеспечить его исполнение (например, службой судебных приставов) в установленные актом сроки. Такой акт является правовым основанием для возникновения, подтверждения, изменения или прекращения соответствующих прав (правового статуса) и (или) обязанностей физического лица, организации, на которых распространяется его действие, установления ограничений прав указанных лиц, применения в отношении них мер административного принуждения, юридической (публично-правовой) ответственности. Соответственно, в зависимости от содержания решения, изложенного в административно-правовом акте, его исполнителями должны быть совершены все необходимые действия, направленные на обеспечение реализации предусмотренных им правовых последствий. Такими действиями могут являться действия по выдаче инициатору принятия (издания) акта правоустанавливающего документа (например, свидетельства о регистрации, лицензии и других), по предоставлению ему определенного имущества, денежных средств иных материальных и нематериальных благ (например, земельного участка, социального пособия), действия по аннулированию выданных лицу разрешительных документов, по исполнению назначенного лицу административного наказания, действия, направленные на исполнение выданного лицу предписания об устранении выявленных нарушений законодательства и т.п.
Статья: Петербургская школа философии права: реконструкция традиции
(Тимошина Е.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 5)Различая психическое и физическое принуждение, Петражицкий не считал второе необходимым признаком права: "Право представляет явление не физического, а психического мира и никакими физическими... силами не обладает... Здесь смешиваются физические... действия... людей (судебных приставов, чинов полиции...), применяющих физическое принуждение... со свойствами самого права" <18>. Правовое принуждение рассматривалось ученым не как внешняя угроза, а как следствие правомочия, выступающего основанием психического принуждения и инициирующего при необходимости возможность применения физического принуждения. Субъект правомочия "смотрит на... исполнение [обязанности] не как на дело доброй воли... или "милости" другого, а как на получение "своего"... должного ему независимо от усмотрения обязанного... на неисполнение он смотрит, как на лишение того, что ему принадлежало (следовало), как на нанесение вреда, ущерба, агрессивное действие... Поэтому он не просит и убеждает, а "требует" исполнения... и стремится добиться или удовлетворения помимо воли обязанного, или же наказания нарушителя, возмездия" <19>.
(Тимошина Е.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 5)Различая психическое и физическое принуждение, Петражицкий не считал второе необходимым признаком права: "Право представляет явление не физического, а психического мира и никакими физическими... силами не обладает... Здесь смешиваются физические... действия... людей (судебных приставов, чинов полиции...), применяющих физическое принуждение... со свойствами самого права" <18>. Правовое принуждение рассматривалось ученым не как внешняя угроза, а как следствие правомочия, выступающего основанием психического принуждения и инициирующего при необходимости возможность применения физического принуждения. Субъект правомочия "смотрит на... исполнение [обязанности] не как на дело доброй воли... или "милости" другого, а как на получение "своего"... должного ему независимо от усмотрения обязанного... на неисполнение он смотрит, как на лишение того, что ему принадлежало (следовало), как на нанесение вреда, ущерба, агрессивное действие... Поэтому он не просит и убеждает, а "требует" исполнения... и стремится добиться или удовлетворения помимо воли обязанного, или же наказания нарушителя, возмездия" <19>.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Судебные приставы в установленных законом случаях и в предусмотренном порядке могут применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие <1>.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Судебные приставы в установленных законом случаях и в предусмотренном порядке могут применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие <1>.
Статья: Генезис института судебных приставов в России в IX - XVI веках
(Вородюхин С.Е., Ряполова А.В.)
("Администратор суда", 2021, N 1)К особой категории можно отнести "подвойских приставов", которые имели право беспрепятственно входить в чужие дома и изымать имущество должника, разыскивать и арестовывать вора или должника. В случае если приставам оказывали сопротивление, они имели право применить физическую силу или лишить жизни.
(Вородюхин С.Е., Ряполова А.В.)
("Администратор суда", 2021, N 1)К особой категории можно отнести "подвойских приставов", которые имели право беспрепятственно входить в чужие дома и изымать имущество должника, разыскивать и арестовывать вора или должника. В случае если приставам оказывали сопротивление, они имели право применить физическую силу или лишить жизни.
Статья: Актуальные вопросы обеспечения установленного порядка деятельности судов
(Потешкин А.С.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 2)При осуществлении приводов, равно как и при реализации других направлений своей работы, приставы по ОУПДС должны тщательно выверять основания для применения физической силы и оружия, чтобы не превысить должностных полномочий.
(Потешкин А.С.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 2)При осуществлении приводов, равно как и при реализации других направлений своей работы, приставы по ОУПДС должны тщательно выверять основания для применения физической силы и оружия, чтобы не превысить должностных полномочий.