Приказ гп по надзору за следствием
Подборка наиболее важных документов по запросу Приказ гп по надзору за следствием (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Полномочия прокурора и их реализация на этапе утверждения акта, оканчивающего предварительное расследование с направлением дела в суд
(Волков А.А.)
("Российский следователь", 2023, N 5)<4> Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 сентября 2021 г. N 544 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" // СПС "КонсультантПлюс".
(Волков А.А.)
("Российский следователь", 2023, N 5)<4> Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 сентября 2021 г. N 544 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Подзаконные нормативные правовые акты как источники уголовно-процессуального права
(Цыреторов А.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 2)Собственно к подзаконным нормативным правовым актам, являющимся источниками уголовно-процессуального права, можно отнести подзаконные нормативные правовые акты, определяющие порядок уголовного судопроизводства, в том числе уточняющие особенности совершения процессуальных действий и устраняющие неопределенности некоторых положений УПК РФ. Так, согласно п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен изымать любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передавать его следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи. При этом перечень соответствующих оснований содержится не в УПК РФ - они определены в п. 1.2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 17 сентября 2021 г. N 544 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия", и к ним относятся особая значимость проверяемых фактов, сложность их исследования, а также неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона. Таким образом, указанным подзаконным нормативным правовым актом установлены основания для совершения процессуальных действий, что позволяет отнести его к источникам уголовно-процессуального права.
(Цыреторов А.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 2)Собственно к подзаконным нормативным правовым актам, являющимся источниками уголовно-процессуального права, можно отнести подзаконные нормативные правовые акты, определяющие порядок уголовного судопроизводства, в том числе уточняющие особенности совершения процессуальных действий и устраняющие неопределенности некоторых положений УПК РФ. Так, согласно п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен изымать любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передавать его следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи. При этом перечень соответствующих оснований содержится не в УПК РФ - они определены в п. 1.2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 17 сентября 2021 г. N 544 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия", и к ним относятся особая значимость проверяемых фактов, сложность их исследования, а также неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона. Таким образом, указанным подзаконным нормативным правовым актом установлены основания для совершения процессуальных действий, что позволяет отнести его к источникам уголовно-процессуального права.
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 24.10.2023 N 736
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере"4. Подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, перечисленным в пункте 3 настоящего приказа, информацию о практике прокурорского надзора на данном направлении в пределах компетенции направлять к 10 февраля и 10 августа в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, которому осуществлять обобщение состояния законности и работы органов прокуратуры в целом в налоговой сфере.
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере"4. Подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, перечисленным в пункте 3 настоящего приказа, информацию о практике прокурорского надзора на данном направлении в пределах компетенции направлять к 10 февраля и 10 августа в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, которому осуществлять обобщение состояния законности и работы органов прокуратуры в целом в налоговой сфере.
Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2021 N 544
(ред. от 22.02.2023)
"Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия"ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 22.02.2023)
"Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия"ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации
(Чернов С.Н.)
("Экологическое право", 2024, N 4)В последние годы вышли работы, посвященные деятельности природоохранных прокуратур <1>. Появились обзоры нормативных актов по данной теме <2>. Научные институты и организации в мире прогнозируют дальнейшее изменение климата и риски для экосистемы и жителей Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Задача государства - совершенствование правовой и организационной природоохранной деятельности. 7 мая 2008 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации приняла Приказ N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" <3>. Надзором за соблюдением природоохранных правовых актов стали заниматься природоохранные следственные подразделения Следственного комитета Российской Федерации <4>. В апреле 2019 г. Генпрокуратура создала отдельное управление по надзору за экологией и обращению с отходами <5>. В январе 2019 г. был подписан Указ о создании единого мусорного оператора, компании "Российский экологический оператор" <6>. Оператор создает условия для реализации норм природоохранного законодательства при обращении с отходами. Тем самым он занимается реализацией национального проекта "Экология" <7>.
(Чернов С.Н.)
("Экологическое право", 2024, N 4)В последние годы вышли работы, посвященные деятельности природоохранных прокуратур <1>. Появились обзоры нормативных актов по данной теме <2>. Научные институты и организации в мире прогнозируют дальнейшее изменение климата и риски для экосистемы и жителей Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Задача государства - совершенствование правовой и организационной природоохранной деятельности. 7 мая 2008 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации приняла Приказ N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" <3>. Надзором за соблюдением природоохранных правовых актов стали заниматься природоохранные следственные подразделения Следственного комитета Российской Федерации <4>. В апреле 2019 г. Генпрокуратура создала отдельное управление по надзору за экологией и обращению с отходами <5>. В январе 2019 г. был подписан Указ о создании единого мусорного оператора, компании "Российский экологический оператор" <6>. Оператор создает условия для реализации норм природоохранного законодательства при обращении с отходами. Тем самым он занимается реализацией национального проекта "Экология" <7>.
Статья: Социально-правовая обусловленность формирования механизма уголовно-правового противодействия преступлениям, совершенным с использованием технологии deepfake
(Светанков Д.Ю.)
("Российский следователь", 2025, N 6)Кроме того, в полной мере представляется возможным согласиться с аргументами Верховного Суда РФ и Правительства РФ, выдвинутыми ими в официальных отзывах на рассмотренный выше законопроект, в части того, что дипфейки выступают в качестве специальных средств совершения многих преступлений (например, клевета, кража, мошенничество могут быть совершены с использованием данной технологии, которая в таком случае выступает именно как средство совершения преступления). Более того, Генеральная прокуратура Российской Федерации также дипфейки в своей статистической отчетности рассматривает в качестве средства совершения преступления (код 049 "с использованием технологии дипфейк") <12>.
(Светанков Д.Ю.)
("Российский следователь", 2025, N 6)Кроме того, в полной мере представляется возможным согласиться с аргументами Верховного Суда РФ и Правительства РФ, выдвинутыми ими в официальных отзывах на рассмотренный выше законопроект, в части того, что дипфейки выступают в качестве специальных средств совершения многих преступлений (например, клевета, кража, мошенничество могут быть совершены с использованием данной технологии, которая в таком случае выступает именно как средство совершения преступления). Более того, Генеральная прокуратура Российской Федерации также дипфейки в своей статистической отчетности рассматривает в качестве средства совершения преступления (код 049 "с использованием технологии дипфейк") <12>.
Статья: Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, на современном этапе реформирования УИС
(Ковалев О.Г., Семенова Н.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)В указанный период времени отмечается значительная активизация прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний. После принятия в 1992 г. Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" была создана полноценная, разветвленная система надзора за деятельностью исправительных учреждений, следственных изоляторов и уголовно-исполнительных инспекций в Генеральной прокуратуре и прокуратурах субъектов федерации, создана и обновлялась ведомственная нормативно-правовая база в данной сфере деятельности органов прокуратуры <3>.
(Ковалев О.Г., Семенова Н.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)В указанный период времени отмечается значительная активизация прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний. После принятия в 1992 г. Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" была создана полноценная, разветвленная система надзора за деятельностью исправительных учреждений, следственных изоляторов и уголовно-исполнительных инспекций в Генеральной прокуратуре и прокуратурах субъектов федерации, создана и обновлялась ведомственная нормативно-правовая база в данной сфере деятельности органов прокуратуры <3>.
Статья: Субъектный состав обеспечения транспортной безопасности: административно-правовой аспект
(Зайкова С.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 5)СК России и созданные Восточное, Западное и Центральное межрегиональные следственные управления на транспорте СК России наделены полномочиями по расследованию преступлений на транспорте. Руководители указанных управлений осуществляют процессуальные полномочия руководителей следственных органов по регионам, предусмотренные УПК РФ.
(Зайкова С.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 5)СК России и созданные Восточное, Западное и Центральное межрегиональные следственные управления на транспорте СК России наделены полномочиями по расследованию преступлений на транспорте. Руководители указанных управлений осуществляют процессуальные полномочия руководителей следственных органов по регионам, предусмотренные УПК РФ.
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 декабря 2016 г. N 826 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия".
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 декабря 2016 г. N 826 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия".
Статья: Применение органами прокуратуры уголовно-процессуального требования об устранении нарушений федерального законодательства
(Терентьева Е.Е.)
("Законность", 2024, N 10)Таким образом, с учетом значимости прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания, количества допускаемых нарушений, их негативных последствий, прежде всего нарушений конституционных прав и свобод человека и гражданина Генеральная прокуратура РФ уделяет повышенное внимание указанному направлению прокурорской деятельности.
(Терентьева Е.Е.)
("Законность", 2024, N 10)Таким образом, с учетом значимости прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания, количества допускаемых нарушений, их негативных последствий, прежде всего нарушений конституционных прав и свобод человека и гражданина Генеральная прокуратура РФ уделяет повышенное внимание указанному направлению прокурорской деятельности.
Статья: Правовые проблемы массовых увольнений
(Шичанин А.В., Гривков О.Д., Шмырков С.В.)
("Право и экономика", 2021, N 2)Следует отметить, что в настоящее время участвующие в судебных заседаниях прокуроры стали довольно редко становиться на защиту прав работника в неочевидных ситуациях трудового спора с работодателем. Возможно, это является следствием того, что в действующем Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 15 марта 2019 г. N 196 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан" вопросам участия прокурора в делах о незаконном увольнении работников не уделено должного внимания, хотя по данной категории споров прокуроры участвуют в судебных заседаниях и дают соответствующие заключения.
(Шичанин А.В., Гривков О.Д., Шмырков С.В.)
("Право и экономика", 2021, N 2)Следует отметить, что в настоящее время участвующие в судебных заседаниях прокуроры стали довольно редко становиться на защиту прав работника в неочевидных ситуациях трудового спора с работодателем. Возможно, это является следствием того, что в действующем Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 15 марта 2019 г. N 196 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан" вопросам участия прокурора в делах о незаконном увольнении работников не уделено должного внимания, хотя по данной категории споров прокуроры участвуют в судебных заседаниях и дают соответствующие заключения.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Приказы Генеральной прокуратуры РФ от 17 сентября 2021 г. N 544 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия"; от 19 января 2022 г. N 11 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания".
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Приказы Генеральной прокуратуры РФ от 17 сентября 2021 г. N 544 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия"; от 19 января 2022 г. N 11 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания".
Статья: Доказывание морального вреда и возможность его нейтрализации в форме извинения
(Брянская Е.В.)
("Российский следователь", 2024, N 7)<6> Приказ Генеральной прокуратуры от 6 сентября 2007 г. N 137 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания". URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 05.04.2024).
(Брянская Е.В.)
("Российский следователь", 2024, N 7)<6> Приказ Генеральной прокуратуры от 6 сентября 2007 г. N 137 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания". URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 05.04.2024).
Статья: О некоторых проблемах на стадии предварительного расследования
(Шаповал А.Б.)
("Адвокатская практика", 2021, N 2)Исходя из положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1 <16> и Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 465 "Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства" <17>, прокуратура в Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением федеральных законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на основе принципов независимости и гласности. Будучи стороной, поддерживающей обвинение на судебной стадии уголовного процесса, органы прокуратуры тем не менее даже в суде не обязаны добиваться признания виновным подсудимого во что бы то ни стало, имеют правомочия по отказу от обвинения и изменению обвинения, обязаны беспристрастно самостоятельно исследовать и оценивать доказательства на основе закона. Говоря о досудебной стадии, о предварительном расследовании, прокуратура обязана осуществлять надзор за деятельностью должностных лиц органов дознания и предварительного следствия.
(Шаповал А.Б.)
("Адвокатская практика", 2021, N 2)Исходя из положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1 <16> и Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 465 "Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства" <17>, прокуратура в Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением федеральных законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на основе принципов независимости и гласности. Будучи стороной, поддерживающей обвинение на судебной стадии уголовного процесса, органы прокуратуры тем не менее даже в суде не обязаны добиваться признания виновным подсудимого во что бы то ни стало, имеют правомочия по отказу от обвинения и изменению обвинения, обязаны беспристрастно самостоятельно исследовать и оценивать доказательства на основе закона. Говоря о досудебной стадии, о предварительном расследовании, прокуратура обязана осуществлять надзор за деятельностью должностных лиц органов дознания и предварительного следствия.