Прием в школу без регистрации
Подборка наиболее важных документов по запросу Прием в школу без регистрации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2023 N 16АП-1668/2023 по делу N А15-4708/2022
Требование: Об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено в части.Не принимаются ссылки Общества на журнал регистрации посетителей за 2021 год, поскольку журнал ведется самим Обществом и не опровергает выводы административного органа о выявлении на объекте строительства (школа) по адресу: г. Каспийск, ул. Кизилюртовского, дом 2, иностранного гражданина Искандарова (в паспорте Исгандаров) Самира Ариф оглы, осуществлявшего строительные работы без патента. Журнал регистрации посетителей является внутренним документом самого Общества и само по себе не свидетельствует о невозможности привлечения к работе (в том числе по гражданско-правовому договору) лица, не указанного в журнале регистрации.
Требование: Об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено в части.Не принимаются ссылки Общества на журнал регистрации посетителей за 2021 год, поскольку журнал ведется самим Обществом и не опровергает выводы административного органа о выявлении на объекте строительства (школа) по адресу: г. Каспийск, ул. Кизилюртовского, дом 2, иностранного гражданина Искандарова (в паспорте Исгандаров) Самира Ариф оглы, осуществлявшего строительные работы без патента. Журнал регистрации посетителей является внутренним документом самого Общества и само по себе не свидетельствует о невозможности привлечения к работе (в том числе по гражданско-правовому договору) лица, не указанного в журнале регистрации.
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 12.12.2022 по делу N 88-10199/2022, 2-8/2022 (УИД 05RS0024-01-2021-002017-06)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) Об устранении препятствий в пользовании земельным участком; 2) Об установлении границ земельного участка; 3) Об установлении и исправлении кадастровой ошибки, об обязании внести изменения в ГКН.
Обстоятельства: Нарушены права и законные интересы истца, поскольку с ним как с собственником смежного участка не были согласованы границы земельного участка, предоставленного ответчику.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано; 3) Отказано.Доводы, изложенные в кассационной жалобе о том, что суды не приняли во внимание ничтожность оспариваемого постановления; положили в основу судебного акта заключение эксперта, не ответившего на поставленные перед ним вопросы; суды не уделили внимание тому обстоятельству, что имело место отсутствие согласования границ; суды не учли, что регистрацией права собственности ФИО1 на ранее учтенный земельный участок права школы не затронуты, являются аналогичными правовой позиции истца при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции. Позиция истца проанализирована судами, мотивы, по которым указанные доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в оспариваемых актах.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) Об устранении препятствий в пользовании земельным участком; 2) Об установлении границ земельного участка; 3) Об установлении и исправлении кадастровой ошибки, об обязании внести изменения в ГКН.
Обстоятельства: Нарушены права и законные интересы истца, поскольку с ним как с собственником смежного участка не были согласованы границы земельного участка, предоставленного ответчику.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано; 3) Отказано.Доводы, изложенные в кассационной жалобе о том, что суды не приняли во внимание ничтожность оспариваемого постановления; положили в основу судебного акта заключение эксперта, не ответившего на поставленные перед ним вопросы; суды не уделили внимание тому обстоятельству, что имело место отсутствие согласования границ; суды не учли, что регистрацией права собственности ФИО1 на ранее учтенный земельный участок права школы не затронуты, являются аналогичными правовой позиции истца при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции. Позиция истца проанализирована судами, мотивы, по которым указанные доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в оспариваемых актах.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности правового положения трудовых мигрантов из ЕАЭС и прочих стран СНГ в России: сравнительный анализ
(Иванова Н.С., Варшавер Е.А.)
("Миграционное право", 2018, NN 3, 4)Согласно Закону об образовании <36> дети иностранных граждан имеют право на получение бесплатного начального, среднего и полного общего образования. В Приказах Минобрнауки о приеме на обучение по образовательным программам дошкольного <37> и школьного <38> образования указано, что при приеме в образовательные учреждения родители (законные представители) должны представить свидетельство о рождении ребенка, документ о регистрации по месту проживания или пребывания на закрепленной территории. Помимо этих документов, иностранным родителям необходимо представить документ о законности их пребывания в Российской Федерации (патент, трудовой договор и т.п.). Несмотря на то что в Приказах указано на возможность непредставления документов о регистрации и миграционном учете несовершеннолетних иностранных граждан, отсутствие этих документов увеличивает вероятность отказа при приеме в конкретные дошкольные и школьные образовательные учреждения. Это связано с тем, что школы для зачисления детей в число учащихся руководствуются территориальным принципом и при малом количестве свободных мест преференции на зачисление будут иметь те лица, которые проживают на территории, закрепленной за образовательной организацией <39>.
(Иванова Н.С., Варшавер Е.А.)
("Миграционное право", 2018, NN 3, 4)Согласно Закону об образовании <36> дети иностранных граждан имеют право на получение бесплатного начального, среднего и полного общего образования. В Приказах Минобрнауки о приеме на обучение по образовательным программам дошкольного <37> и школьного <38> образования указано, что при приеме в образовательные учреждения родители (законные представители) должны представить свидетельство о рождении ребенка, документ о регистрации по месту проживания или пребывания на закрепленной территории. Помимо этих документов, иностранным родителям необходимо представить документ о законности их пребывания в Российской Федерации (патент, трудовой договор и т.п.). Несмотря на то что в Приказах указано на возможность непредставления документов о регистрации и миграционном учете несовершеннолетних иностранных граждан, отсутствие этих документов увеличивает вероятность отказа при приеме в конкретные дошкольные и школьные образовательные учреждения. Это связано с тем, что школы для зачисления детей в число учащихся руководствуются территориальным принципом и при малом количестве свободных мест преференции на зачисление будут иметь те лица, которые проживают на территории, закрепленной за образовательной организацией <39>.
Нормативные акты
Заключение Палаты по патентным спорам от 15.02.2024
(Приложение к решению Роспатента от 05.04.2024 по заявке N 2022779365/33)
<Об отмене решения Роспатента и государственной регистрации товарного знака>В отношении основания для отказа ввиду возможного нарушения общественного интереса регистрацией заявленного обозначения для испрашиваемых товаров 06, 07 классов МКТУ, то коллегия отмечает, что ввиду отсутствия пересечения по областям деятельности заявителя и "НИУ ВШЭ", а также отсутствия пересечения по объему правовой охраны товарных знаков по свидетельствам NN 762847, 480060 и испрашиваемых к регистрации товаров 06, 07 классов МКТУ, отсутствует и вероятность возмущения членов общества предоставлением правовой охраны заявленному обозначению. При этом студенты Высшей школы экономики, преподаватели, абитуриенты, лица, принимающие участие в научных и исследовательских программах "НИУ ВШЭ" не могут быть в чем-либо ущемлены фактом государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.
(Приложение к решению Роспатента от 05.04.2024 по заявке N 2022779365/33)
<Об отмене решения Роспатента и государственной регистрации товарного знака>В отношении основания для отказа ввиду возможного нарушения общественного интереса регистрацией заявленного обозначения для испрашиваемых товаров 06, 07 классов МКТУ, то коллегия отмечает, что ввиду отсутствия пересечения по областям деятельности заявителя и "НИУ ВШЭ", а также отсутствия пересечения по объему правовой охраны товарных знаков по свидетельствам NN 762847, 480060 и испрашиваемых к регистрации товаров 06, 07 классов МКТУ, отсутствует и вероятность возмущения членов общества предоставлением правовой охраны заявленному обозначению. При этом студенты Высшей школы экономики, преподаватели, абитуриенты, лица, принимающие участие в научных и исследовательских программах "НИУ ВШЭ" не могут быть в чем-либо ущемлены фактом государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.
Постановление администрации городского округа Черноголовка МО от 20.02.2012 N 60
"О порядке учета детей в возрасте от 6 до 18 лет, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях на территории городского округа Черноголовка"
(вместе с "Положением об организации учета детей в возрасте от 6 до 18 лет, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях на территории городского округа Черноголовка")1.6. В соответствии с Законом Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация по месту пребывания (жительства) или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Для граждан РФ при реализации конституционного права на образование, в том числе права на прием в общеобразовательное учреждение, не имеет юридического значения факт наличия или отсутствия регистрации по месту пребывания или месту жительства в пределах Российской Федерации на территории, где находится избранное ими или их законными представителями общеобразовательное учреждение. Администрация учреждения общего образования не вправе отказать в приеме гражданам РФ, проживающим на данной территории без регистрации.
"О порядке учета детей в возрасте от 6 до 18 лет, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях на территории городского округа Черноголовка"
(вместе с "Положением об организации учета детей в возрасте от 6 до 18 лет, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях на территории городского округа Черноголовка")1.6. В соответствии с Законом Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация по месту пребывания (жительства) или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Для граждан РФ при реализации конституционного права на образование, в том числе права на прием в общеобразовательное учреждение, не имеет юридического значения факт наличия или отсутствия регистрации по месту пребывания или месту жительства в пределах Российской Федерации на территории, где находится избранное ими или их законными представителями общеобразовательное учреждение. Администрация учреждения общего образования не вправе отказать в приеме гражданам РФ, проживающим на данной территории без регистрации.
"Российский ежегодник Европейской конвенции по правам человека (Russian Yearbook of the European Convention on Human Rights)"
(выпуск 3)
("Статут", 2017)В российской судебной практике вопрос преимущественных прав при приеме в образовательную организацию не поднимался. Однако решение Верховного Суда РФ от 27.08.2015 N АКПИ15-694 отчасти касается преимуществ отдельных категорий граждан при приеме в школу детей, проживающих на закрепленной за ней территории, перед не проживающими на ней. Истец оспаривал нормативные положения в части, предписывающей предъявление родителями (законными представителями) свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания или документа, содержащего сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания, доказывая, что это препятствует приему в школу детей, не имеющих такой регистрации. Позиция высшей судебной инстанции по данному делу была следующей: "...отсутствие свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания или документа, содержащего сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания, предъявление которых носит дополнительный характер по отношению к личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка, не может являться основанием для отказа в приеме ребенка в образовательную организацию при наличии в ней свободных мест".
(выпуск 3)
("Статут", 2017)В российской судебной практике вопрос преимущественных прав при приеме в образовательную организацию не поднимался. Однако решение Верховного Суда РФ от 27.08.2015 N АКПИ15-694 отчасти касается преимуществ отдельных категорий граждан при приеме в школу детей, проживающих на закрепленной за ней территории, перед не проживающими на ней. Истец оспаривал нормативные положения в части, предписывающей предъявление родителями (законными представителями) свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания или документа, содержащего сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания, доказывая, что это препятствует приему в школу детей, не имеющих такой регистрации. Позиция высшей судебной инстанции по данному делу была следующей: "...отсутствие свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания или документа, содержащего сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания, предъявление которых носит дополнительный характер по отношению к личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка, не может являться основанием для отказа в приеме ребенка в образовательную организацию при наличии в ней свободных мест".
Статья: Свобода передвижения и выбора места жительства: законодательство и практика
(Дедок М.Ю., Мальков А.Б.)
("Адвокат", N 10, 2001)Известно, что найти работу, например, в Москве и Московской области, без наличия, по крайней мере, регистрации по месту пребывания невозможно. Почему? Потому, что существует статья 181 КоАП РСФСР, которая предусматривает административную ответственность должностных лиц предприятий, учреждений и организаций за прием на работу граждан без регистрации. Данная статья КоАП РСФСР явно противоречит Закону о свободе передвижения, так как устанавливает в качестве условия реализации гражданами права на труд наличие регистрации, но она все еще действует, и для граждан, не зарегистрированных по месту пребывания и жительства, начинается хождение по мукам: это и безуспешные поиски работы, и постоянные конфликты с милицией, органами здравоохранения, отказывающимися осуществлять медицинское обслуживание незарегистрированных граждан, с администрацией детских садов, школ, отказывающей в приеме детей, родители которых не зарегистрированы по месту пребывания и жительства в Москве и Московской области, и т.д. К административной ответственности можно привлечь и граждан, допускающих на своей жилплощади проживание лиц без регистрации.
(Дедок М.Ю., Мальков А.Б.)
("Адвокат", N 10, 2001)Известно, что найти работу, например, в Москве и Московской области, без наличия, по крайней мере, регистрации по месту пребывания невозможно. Почему? Потому, что существует статья 181 КоАП РСФСР, которая предусматривает административную ответственность должностных лиц предприятий, учреждений и организаций за прием на работу граждан без регистрации. Данная статья КоАП РСФСР явно противоречит Закону о свободе передвижения, так как устанавливает в качестве условия реализации гражданами права на труд наличие регистрации, но она все еще действует, и для граждан, не зарегистрированных по месту пребывания и жительства, начинается хождение по мукам: это и безуспешные поиски работы, и постоянные конфликты с милицией, органами здравоохранения, отказывающимися осуществлять медицинское обслуживание незарегистрированных граждан, с администрацией детских садов, школ, отказывающей в приеме детей, родители которых не зарегистрированы по месту пребывания и жительства в Москве и Московской области, и т.д. К административной ответственности можно привлечь и граждан, допускающих на своей жилплощади проживание лиц без регистрации.
"Защита интересов школьников и студентов при получении образования"
(Агешкина Н.А.)
("Омега-Л", 2008)Общее образование (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее), реализуемое в рамках государственных образовательных стандартов государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в настоящее время является гарантированно общедоступным и бесплатным. Но и здесь есть свои "подводные камни". Так, в частности, распространены случаи нарушения правил приема в общеобразовательные учреждения. Гражданам зачастую отказывают в приеме в то или иное учебное заведение по мотивам отсутствия у них постоянной регистрации по месту жительства. В связи с подобными фактами нужно иметь в виду, что администрация учебного заведения может отказать гражданам, не имеющим постоянной регистрации на территории района, для которого данное учебное заведение является ближайшим (либо района, закрепленного за учебным заведением), только по причине отсутствия свободных мест в данном учебном заведении. В этом случае муниципальный орган управления образованием должен предоставить родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне). Таким образом, если в учебном заведении есть свободные места, а семья проживает на территории данного района, отказ в зачислении ребенка будет неправомерен.
(Агешкина Н.А.)
("Омега-Л", 2008)Общее образование (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее), реализуемое в рамках государственных образовательных стандартов государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в настоящее время является гарантированно общедоступным и бесплатным. Но и здесь есть свои "подводные камни". Так, в частности, распространены случаи нарушения правил приема в общеобразовательные учреждения. Гражданам зачастую отказывают в приеме в то или иное учебное заведение по мотивам отсутствия у них постоянной регистрации по месту жительства. В связи с подобными фактами нужно иметь в виду, что администрация учебного заведения может отказать гражданам, не имеющим постоянной регистрации на территории района, для которого данное учебное заведение является ближайшим (либо района, закрепленного за учебным заведением), только по причине отсутствия свободных мест в данном учебном заведении. В этом случае муниципальный орган управления образованием должен предоставить родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне). Таким образом, если в учебном заведении есть свободные места, а семья проживает на территории данного района, отказ в зачислении ребенка будет неправомерен.
Вопрос: Моей дочери 7 лет. В школе отказываются принять ее в 1 класс, так как нет прописки. Что делать?
("Юрист спешит на помощь", 2015, N 7)Таким образом, отказать в принятии в школу ребенка, не проживающего на закрепленной территории, можно только в случае отсутствия свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории, а не по основанию отсутствия регистрации по месту пребывания.
("Юрист спешит на помощь", 2015, N 7)Таким образом, отказать в принятии в школу ребенка, не проживающего на закрепленной территории, можно только в случае отсутствия свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории, а не по основанию отсутствия регистрации по месту пребывания.
Статья: Регулирование миграционных процессов в современной России и Европе
(Аванесова А.А.)
("Миграционное право", 2017, N 1)Так, например, еще в середине февраля 2013 года Конституционный суд Испании разрешил служащим полиции использовать базы данных муниципальной регистрации для выявления иностранцев, живущих в стране нелегально, и их высылки на родину. Большая часть нелегальных мигрантов регистрировалась в органах местного самоуправления по месту жительства, так как без справки о регистрации они не могли ни пользоваться медицинскими услугами, ни отправлять своих детей учиться в школу. Ранее полицейские могли задерживать нелегалов лишь на улице, причем идентифицировали иностранца визуально и просили предъявить документы. Теперь у стражей порядка появилась возможность задерживать нелегалов по месту жительства, без проведения уличных облав, которые вызывали критику общественности.
(Аванесова А.А.)
("Миграционное право", 2017, N 1)Так, например, еще в середине февраля 2013 года Конституционный суд Испании разрешил служащим полиции использовать базы данных муниципальной регистрации для выявления иностранцев, живущих в стране нелегально, и их высылки на родину. Большая часть нелегальных мигрантов регистрировалась в органах местного самоуправления по месту жительства, так как без справки о регистрации они не могли ни пользоваться медицинскими услугами, ни отправлять своих детей учиться в школу. Ранее полицейские могли задерживать нелегалов лишь на улице, причем идентифицировали иностранца визуально и просили предъявить документы. Теперь у стражей порядка появилась возможность задерживать нелегалов по месту жительства, без проведения уличных облав, которые вызывали критику общественности.
"Семейное право на рубеже XX - XXI веков: к 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка: Материалы Международной научно-практической конференции"
(отв. ред. О.Н. Низамиева)
("Статут", 2011)Дисциплинарный комитет КХЛ, учитывая положения ст. 54 Семейного кодекса РФ, приходит к выводу о разрешении перехода учащегося хоккейной школы без уплаты компенсации при наличии следующих юридически значимых обстоятельств: наличие регистрации родителей в новом населенном пункте - как основное обстоятельство; трудоустройство родителей в данном населенном пункте - как дополнительное обстоятельство; указание на определенную школу, принимающую хоккеиста <1>. При этом также возникают вопросы, например: является ли основанием неуплаты компенсации переход воспитанника из одного клуба в другой, расположенных в одном большом городе (мегаполисе) или неподалеку друг от друга, к примеру, в одном субъекте Федерации? Эти вопросы требуют своего разрешения. По нашему мнению, в таких случаях компенсация может не уплачиваться даже при отсутствии регистрации и трудоустройства родителей на новом месте.
(отв. ред. О.Н. Низамиева)
("Статут", 2011)Дисциплинарный комитет КХЛ, учитывая положения ст. 54 Семейного кодекса РФ, приходит к выводу о разрешении перехода учащегося хоккейной школы без уплаты компенсации при наличии следующих юридически значимых обстоятельств: наличие регистрации родителей в новом населенном пункте - как основное обстоятельство; трудоустройство родителей в данном населенном пункте - как дополнительное обстоятельство; указание на определенную школу, принимающую хоккеиста <1>. При этом также возникают вопросы, например: является ли основанием неуплаты компенсации переход воспитанника из одного клуба в другой, расположенных в одном большом городе (мегаполисе) или неподалеку друг от друга, к примеру, в одном субъекте Федерации? Эти вопросы требуют своего разрешения. По нашему мнению, в таких случаях компенсация может не уплачиваться даже при отсутствии регистрации и трудоустройства родителей на новом месте.