Прием в аспирантуру
Подборка наиболее важных документов по запросу Прием в аспирантуру (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правоведение в годы Великой Отечественной войны: о науке в экстремальных условиях (на основе архивных материалов)
(Зипунникова Н.Н., Калинина А.В.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)В 1939/1940 учебном году в СЮИ была организована аспирантура. Аспирантов набрали на кафедру гражданского права и процесса, их руководителем стал заведующий кафедрой Б.Б. Черепахин <11>. Некоторые из тех, кто прошел вступительные испытания, позже были призваны в ряды РККА или на иные работы. В 1940/1941 учебном году для СЮИ был установлен план приема в аспирантуру: по гражданскому праву - 2 человека, по уголовному праву - 2 человека <12>.
(Зипунникова Н.Н., Калинина А.В.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)В 1939/1940 учебном году в СЮИ была организована аспирантура. Аспирантов набрали на кафедру гражданского права и процесса, их руководителем стал заведующий кафедрой Б.Б. Черепахин <11>. Некоторые из тех, кто прошел вступительные испытания, позже были призваны в ряды РККА или на иные работы. В 1940/1941 учебном году для СЮИ был установлен план приема в аспирантуру: по гражданскому праву - 2 человека, по уголовному праву - 2 человека <12>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4. К освоению программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4. К освоению программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.
Приказ Минобрнауки России от 18.04.2025 N 366
"Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2025 N 82351)Зарегистрировано в Минюсте России 27 мая 2025 г. N 82351
"Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2025 N 82351)Зарегистрировано в Минюсте России 27 мая 2025 г. N 82351
Статья: Сравнительно-правовой анализ привлекательности образовательных программ юридических факультетов университетов двух столиц в контексте их конкурентоспособности
(Тюрина А.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Образовательная услуга как профессиональный продукт деятельности университета приобретает формы бренда, когда она обладает той очевидной ценностью в сознании аудиторий, которая делает вуз сильным в сознании общественности, придает ему некоторую материальность и осязаемость, обрисовывает портрет бренда в сравнении с конкурентами <9>. Объективная оценка своих возможностей со стороны образовательной организации как представителя для честной конкуренции будет являться тем уровнем честности, которую ожидает абитуриент при поступлении на разных этапах обучения. В том случае, если достоверная информация ограничена, абитуриенты и их родители (в случае бакалавриата, если говорить о магистратуре и аспирантуре - абитуриент самостоятельно) принимают решение о выборе образовательного учреждения, основываясь не на реальных конкурентных преимуществах образовательной организации, а на своем представлении о бренде учебного заведения. Они сравнивают именно бренды, а не факторы конкурентоспособности образовательных учреждений и соотносят их со своими возможностями (материальными, интеллектуальными и т.д.) для поступления. Таким образом, имидж бренда университета играет особую роль в укреплении понимания студентами правильного выбора университета для своего обучения, а для абитуриентов становится желанным образом будущего обучения, получения профессии и карьеры <10>, а следовательно, и определенного статуса.
(Тюрина А.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Образовательная услуга как профессиональный продукт деятельности университета приобретает формы бренда, когда она обладает той очевидной ценностью в сознании аудиторий, которая делает вуз сильным в сознании общественности, придает ему некоторую материальность и осязаемость, обрисовывает портрет бренда в сравнении с конкурентами <9>. Объективная оценка своих возможностей со стороны образовательной организации как представителя для честной конкуренции будет являться тем уровнем честности, которую ожидает абитуриент при поступлении на разных этапах обучения. В том случае, если достоверная информация ограничена, абитуриенты и их родители (в случае бакалавриата, если говорить о магистратуре и аспирантуре - абитуриент самостоятельно) принимают решение о выборе образовательного учреждения, основываясь не на реальных конкурентных преимуществах образовательной организации, а на своем представлении о бренде учебного заведения. Они сравнивают именно бренды, а не факторы конкурентоспособности образовательных учреждений и соотносят их со своими возможностями (материальными, интеллектуальными и т.д.) для поступления. Таким образом, имидж бренда университета играет особую роль в укреплении понимания студентами правильного выбора университета для своего обучения, а для абитуриентов становится желанным образом будущего обучения, получения профессии и карьеры <10>, а следовательно, и определенного статуса.
Ситуация: Как получить второе высшее профессиональное образование?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что прием на обучение в аспирантуре (адъюнктуре) в соответствии с ФГОС или образовательными стандартами прекращен начиная с 2022/23 учебного года. Лица, принятые на обучение в аспирантуру (адъюнктуру) на указанных условиях, могут продолжать обучение по таким образовательным программам до истечения нормативных сроков их освоения (ч. 4, 5 ст. 14 Закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ; Письмо Минобрнауки России от 31.08.2021 N МН-8/3758-АМ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что прием на обучение в аспирантуре (адъюнктуре) в соответствии с ФГОС или образовательными стандартами прекращен начиная с 2022/23 учебного года. Лица, принятые на обучение в аспирантуру (адъюнктуру) на указанных условиях, могут продолжать обучение по таким образовательным программам до истечения нормативных сроков их освоения (ч. 4, 5 ст. 14 Закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ; Письмо Минобрнауки России от 31.08.2021 N МН-8/3758-АМ).
Ситуация: Каков порядок обучения в аспирантуре?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Начиная с 2022/23 учебного года прекращены прием и обучение в аспирантуре в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) или образовательными стандартами. Обучающиеся, принятые на обучение на указанных условиях, продолжают обучение до истечения сроков освоения выбранных образовательных программ. Вместе с тем такие обучающиеся вправе перейти на обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее - программы аспирантуры) в соответствии с федеральными государственными требованиями или самостоятельно устанавливаемыми образовательной организацией требованиями (п. 6 ст. 2, ч. 2, 5 ст. 11, ч. 5 ст. 17 Закона N 273-ФЗ; ч. 4, 5 ст. 14 Закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ; Письмо Минобрнауки России от 31.08.2021 N МН-8/3758-АМ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Начиная с 2022/23 учебного года прекращены прием и обучение в аспирантуре в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) или образовательными стандартами. Обучающиеся, принятые на обучение на указанных условиях, продолжают обучение до истечения сроков освоения выбранных образовательных программ. Вместе с тем такие обучающиеся вправе перейти на обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее - программы аспирантуры) в соответствии с федеральными государственными требованиями или самостоятельно устанавливаемыми образовательной организацией требованиями (п. 6 ст. 2, ч. 2, 5 ст. 11, ч. 5 ст. 17 Закона N 273-ФЗ; ч. 4, 5 ст. 14 Закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ; Письмо Минобрнауки России от 31.08.2021 N МН-8/3758-АМ).
Ситуация: Каков порядок подготовки и защиты диссертации?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что начиная с 2022/23 учебного года прекращены прием и обучение в аспирантуре в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) или образовательными стандартами (далее - обучение в аспирантуре по ФГОС). Обучающиеся, принятые на обучение на указанных условиях, продолжают обучение до истечения сроков освоения выбранных образовательных программ. Вместе с тем такие обучающиеся вправе перейти на обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее - обучение в аспирантуре по ФГТ) или самостоятельно устанавливаемыми образовательной организацией требованиями (п. 6 ст. 2, ч. 2, 5 ст. 11, ч. 5 ст. 17 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ; ч. 4, 5 ст. 14 Закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ; Письмо Минобрнауки России от 31.08.2021 N МН-8/3758-АМ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что начиная с 2022/23 учебного года прекращены прием и обучение в аспирантуре в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) или образовательными стандартами (далее - обучение в аспирантуре по ФГОС). Обучающиеся, принятые на обучение на указанных условиях, продолжают обучение до истечения сроков освоения выбранных образовательных программ. Вместе с тем такие обучающиеся вправе перейти на обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее - обучение в аспирантуре по ФГТ) или самостоятельно устанавливаемыми образовательной организацией требованиями (п. 6 ст. 2, ч. 2, 5 ст. 11, ч. 5 ст. 17 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ; ч. 4, 5 ст. 14 Закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ; Письмо Минобрнауки России от 31.08.2021 N МН-8/3758-АМ).
Статья: Прокурорская проверка подготовки научно-педагогических кадров
(Омельянович В.В.)
("Законность", 2023, N 6)Специфика поднятой проблемы заключается в том, что в этот переходный период сами аспиранты (адъюнкты) не знают об их нарушенных образовательных правах. В перспективе о допущенном нарушении может стать известно лишь после поднятия этого вопроса диссертационным советом при отказе выпускникам аспирантуры (адъюнктуры) в приеме нелегитимных результатов сдачи ими кандидатских экзаменов. Ведь в предъявляемых в диссертационный совет в качестве подтверждения сдачи кандидатских экзаменов дипломе выпускника аспирантуры (адъюнктуры), справке об обучении будет отражена информация о несоответствии научной специальности.
(Омельянович В.В.)
("Законность", 2023, N 6)Специфика поднятой проблемы заключается в том, что в этот переходный период сами аспиранты (адъюнкты) не знают об их нарушенных образовательных правах. В перспективе о допущенном нарушении может стать известно лишь после поднятия этого вопроса диссертационным советом при отказе выпускникам аспирантуры (адъюнктуры) в приеме нелегитимных результатов сдачи ими кандидатских экзаменов. Ведь в предъявляемых в диссертационный совет в качестве подтверждения сдачи кандидатских экзаменов дипломе выпускника аспирантуры (адъюнктуры), справке об обучении будет отражена информация о несоответствии научной специальности.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Последний указанный Приказ применяется также к лицам, которые были приняты в аспирантуру (адъюнктуру) до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и завершают освоение программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в соответствии с ФГОС. Для лиц, зачисленных в аспирантуру (адъюнктуру) после 1 сентября 2021 г. (в 2022/2023 учебном году и позднее), ГИА заменяется итоговой аттестацией, которая будет проводиться в соответствии с ч. 3.1 комментируемой статьи.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Последний указанный Приказ применяется также к лицам, которые были приняты в аспирантуру (адъюнктуру) до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и завершают освоение программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в соответствии с ФГОС. Для лиц, зачисленных в аспирантуру (адъюнктуру) после 1 сентября 2021 г. (в 2022/2023 учебном году и позднее), ГИА заменяется итоговой аттестацией, которая будет проводиться в соответствии с ч. 3.1 комментируемой статьи.