Прием гражданина Азербайджана
Подборка наиболее важных документов по запросу Прием гражданина Азербайджана (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24.04.2024 N 88а-7845/2024 (УИД 39RS0002-01-2023-000289-09)
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: Об оспаривании решения об отсутствии гражданства РФ, признании незаконным изъятия паспорта гражданки РФ и отказа в отмене принятых решений.
Обстоятельства: Истица указала, что обратилась в уполномоченный орган с заявлением об отмене решения и возврате изъятого у нее паспорта, но решением в удовлетворении заявления отказано с указанием на то, что на момент ее рождения отец являлся лицом без гражданства, а мать - гражданкой иностранного государства, в связи с чем определение ей гражданства РФ признано безосновательным.
Решение: Удовлетворено в части.В УВМ УМВД России по Калининградской области обратился гражданин Азербайджанской Республики ФИО8 оглы с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью 2.2 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", поскольку его супруга А.А.Ш.к. является гражданкой Российской Федерации и в этом браке имеют общего ребенка.
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: Об оспаривании решения об отсутствии гражданства РФ, признании незаконным изъятия паспорта гражданки РФ и отказа в отмене принятых решений.
Обстоятельства: Истица указала, что обратилась в уполномоченный орган с заявлением об отмене решения и возврате изъятого у нее паспорта, но решением в удовлетворении заявления отказано с указанием на то, что на момент ее рождения отец являлся лицом без гражданства, а мать - гражданкой иностранного государства, в связи с чем определение ей гражданства РФ признано безосновательным.
Решение: Удовлетворено в части.В УВМ УМВД России по Калининградской области обратился гражданин Азербайджанской Республики ФИО8 оглы с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью 2.2 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", поскольку его супруга А.А.Ш.к. является гражданкой Российской Федерации и в этом браке имеют общего ребенка.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 19.09.2024 N 33а-2102/2024 (УИД 12RS0003-02-2024-002080-74)
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о запрете въезда в РФ.
Обстоятельства: Истец полагает решение незаконным, нарушающим его права, свободы и законные интересы, в частности, права на уважение семейной жизни, так как в Российской Федерации проживают его супруга и родные братья, которые имеют гражданство Российской Федерации.
Решение: Отказано.Наличие у М. родственников, имеющих гражданство Российской Федерации, нахождение его в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации, осуществление им благотворительной деятельности не освобождают иностранного гражданина от исполнения и соблюдения законов Российской Федерации, и сами по себе не свидетельствуют о несоразмерном вмешательстве государства в личную и семейную жизнь, поскольку правовые ограничения, принятые в отношении гражданина Азербайджана М. носят временный характер и не влекут запрет на его въезд и проживание в Российской Федерации по истечении установленного срока.
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о запрете въезда в РФ.
Обстоятельства: Истец полагает решение незаконным, нарушающим его права, свободы и законные интересы, в частности, права на уважение семейной жизни, так как в Российской Федерации проживают его супруга и родные братья, которые имеют гражданство Российской Федерации.
Решение: Отказано.Наличие у М. родственников, имеющих гражданство Российской Федерации, нахождение его в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации, осуществление им благотворительной деятельности не освобождают иностранного гражданина от исполнения и соблюдения законов Российской Федерации, и сами по себе не свидетельствуют о несоразмерном вмешательстве государства в личную и семейную жизнь, поскольку правовые ограничения, принятые в отношении гражданина Азербайджана М. носят временный характер и не влекут запрет на его въезд и проживание в Российской Федерации по истечении установленного срока.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать о порядке приема на работу иностранцев, временно пребывающих в РФ без визы
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие есть особенности приема на работу граждан Азербайджанской Республики
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие есть особенности приема на работу граждан Азербайджанской Республики
Путеводитель по кадровым вопросам. Иностранные работникиСитуация из практики. Какие есть особенности приема на работу граждан Азербайджанской Республики?
Нормативные акты
"Обзор судебной практики условно-досрочного освобождения от отбывания наказания"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014)Например, 5 декабря 2013 года Липецкий областной суд отменил в апелляционном порядке постановление Елецкого городского суда от 7 ноября 2013 года об удовлетворении ходатайства об УДО осужденного 16 января 2007 года по части 1 статьи 30, пункту "г" части 3 статьи 228.1 УК РФ к 8 годам 9 месяцам лишения свободы И. - гражданина Республики Азербайджан. При этом суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство, оставил его без удовлетворения. В обоснование принятого решения областной суд сослался не только на отсутствие между Россией и Республикой Азербайджан соответствующего договора о контроле за осужденными после их условно-досрочного освобождения, но и на другие обстоятельства, в частности на множество (87) допущенных осужденным нарушений установленного порядка отбывания наказания, за 74 из которых на него налагались взыскания.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014)Например, 5 декабря 2013 года Липецкий областной суд отменил в апелляционном порядке постановление Елецкого городского суда от 7 ноября 2013 года об удовлетворении ходатайства об УДО осужденного 16 января 2007 года по части 1 статьи 30, пункту "г" части 3 статьи 228.1 УК РФ к 8 годам 9 месяцам лишения свободы И. - гражданина Республики Азербайджан. При этом суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство, оставил его без удовлетворения. В обоснование принятого решения областной суд сослался не только на отсутствие между Россией и Республикой Азербайджан соответствующего договора о контроле за осужденными после их условно-досрочного освобождения, но и на другие обстоятельства, в частности на множество (87) допущенных осужденным нарушений установленного порядка отбывания наказания, за 74 из которых на него налагались взыскания.
"Справка по результатам изучения практики рассмотрения судами дел о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)При решении вопроса о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение судами также принималось во внимание наличие у такого гражданина родственных связей на территории Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)При решении вопроса о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение судами также принималось во внимание наличие у такого гражданина родственных связей на территории Российской Федерации.
Статья: Совершенствование расследования преступлений в сфере незаконной миграции как фактор противодействия экономической преступности
(Карязов Н.В.)
("Миграционное право", 2024, N 3)Как установлено материалами уголовного дела, в ходе проводимых сотрудниками Управления ФСБ России по субъекту РФ оперативно-розыскных мероприятий был выявлен факт организации гражданином Б. на территории субъекта РФ незаконного пребывания двух граждан Азербайджанской Республики - супругов М.
(Карязов Н.В.)
("Миграционное право", 2024, N 3)Как установлено материалами уголовного дела, в ходе проводимых сотрудниками Управления ФСБ России по субъекту РФ оперативно-розыскных мероприятий был выявлен факт организации гражданином Б. на территории субъекта РФ незаконного пребывания двух граждан Азербайджанской Республики - супругов М.
Статья: Проблемы определения размера наличных денежных средств как предмета уголовно наказуемой контрабанды
(Денисова А.В., Цепелев К.В.)
("Законность", 2021, N 7)<6> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 26 мая 2020 г. N 1104-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Республики Азербайджан Вализады Орхана Гусейн оглы на нарушение его конституционных прав пунктом 3 примечаний к статье 200.1 Уголовного кодекса Российской Федерации".
(Денисова А.В., Цепелев К.В.)
("Законность", 2021, N 7)<6> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 26 мая 2020 г. N 1104-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Республики Азербайджан Вализады Орхана Гусейн оглы на нарушение его конституционных прав пунктом 3 примечаний к статье 200.1 Уголовного кодекса Российской Федерации".
Статья: Международно-правовая квалификация конфликта в Нагорном Карабахе
(Толстых В.Л.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)В конце 1980-х гг. на фоне реформ М. Горбачева армяне Карабаха стали выказывать недовольство своим статусом; спусковым крючком конфликта послужили назначение директором совхоза армянской деревни Чардахлы азербайджанца и последовавшее подавление протеста (сентябрь - октябрь 1987 г.). В феврале 1988 г. органы власти НКАО попросили у вышестоящих органов передать НК Армении; через неделю произошел армянский погром в Сумгаите. Это привело к взаимным преследованиям и потокам беженцев; 200 тыс. азербайджанцев покинули Армению и 230 тыс. армян - Азербайджан; армяне НКАО стали формировать отряды самообороны. В январе 1989 г. в НКАО были введены прямое управление (Комитет особого управления) и чрезвычайное положение; советские власти пытались разоружить армянские формирования, депортировали армянское население, приостанавливали деятельность местных органов (операция "Кольцо" и др.). В декабре 1989 г. Верховный совет Армянской ССР и Нацсовет НКАО приняли постановление о включении НК в состав Армении. В январе 1989 г. начались взаимные артобстрелы. 30 августа 1991 г. была провозглашена независимость Азербайджана; 2 сентября Совет народных депутатов НКАО провозгласил образование НКР, руководствуясь Законом СССР от 3 апреля 1990 г. "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" (далее - Закон от 3 апреля 1990 г.) <4>. 23 ноября Баку отменил автономный статус НК и переименовал Степанакерт в Ханкенди; Комитет конституционного надзора СССР объявил данное решение неконституционным. 10 декабря НКР провела референдум о независимости. В декабре из НК были выведены войска МВД СССР и армянские отряды восстановили контроль над селами, население которых было депортировано. 6 января 1992 г. парламент НКР принял декларацию независимости.
(Толстых В.Л.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)В конце 1980-х гг. на фоне реформ М. Горбачева армяне Карабаха стали выказывать недовольство своим статусом; спусковым крючком конфликта послужили назначение директором совхоза армянской деревни Чардахлы азербайджанца и последовавшее подавление протеста (сентябрь - октябрь 1987 г.). В феврале 1988 г. органы власти НКАО попросили у вышестоящих органов передать НК Армении; через неделю произошел армянский погром в Сумгаите. Это привело к взаимным преследованиям и потокам беженцев; 200 тыс. азербайджанцев покинули Армению и 230 тыс. армян - Азербайджан; армяне НКАО стали формировать отряды самообороны. В январе 1989 г. в НКАО были введены прямое управление (Комитет особого управления) и чрезвычайное положение; советские власти пытались разоружить армянские формирования, депортировали армянское население, приостанавливали деятельность местных органов (операция "Кольцо" и др.). В декабре 1989 г. Верховный совет Армянской ССР и Нацсовет НКАО приняли постановление о включении НК в состав Армении. В январе 1989 г. начались взаимные артобстрелы. 30 августа 1991 г. была провозглашена независимость Азербайджана; 2 сентября Совет народных депутатов НКАО провозгласил образование НКР, руководствуясь Законом СССР от 3 апреля 1990 г. "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" (далее - Закон от 3 апреля 1990 г.) <4>. 23 ноября Баку отменил автономный статус НК и переименовал Степанакерт в Ханкенди; Комитет конституционного надзора СССР объявил данное решение неконституционным. 10 декабря НКР провела референдум о независимости. В декабре из НК были выведены войска МВД СССР и армянские отряды восстановили контроль над селами, население которых было депортировано. 6 января 1992 г. парламент НКР принял декларацию независимости.
Статья: Санкции в международном инвестиционном арбитраже (на примере одного из дел)
(Рачков И.В., Рачкова Е.И.)
("Международное правосудие", 2022, N 2)<30> Например, в ходе переговоров между Россией и Азербайджаном о заключении ДИДа Азербайджан требовал включить в текст ДИДа положение о том, что защита по ДИДу не предоставляется российским инвесторам армянского происхождения. Россия отвергла это предложение, и ДИД был заключен без подобного дискриминационного положения. В 2017 году Министерство иностранных дел России выразило возмущение по поводу продолжающихся инцидентов с гражданами Российской Федерации армянского происхождения, которым де-факто было запрещено посещать Азербайджан даже с целью транзита. См.: Кривошеев К. МИД России заступился за соотечественников с армянскими корнями // Коммерсантъ. 2017. 6 июля. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3344187 (дата обращения: 26.06.2022).
(Рачков И.В., Рачкова Е.И.)
("Международное правосудие", 2022, N 2)<30> Например, в ходе переговоров между Россией и Азербайджаном о заключении ДИДа Азербайджан требовал включить в текст ДИДа положение о том, что защита по ДИДу не предоставляется российским инвесторам армянского происхождения. Россия отвергла это предложение, и ДИД был заключен без подобного дискриминационного положения. В 2017 году Министерство иностранных дел России выразило возмущение по поводу продолжающихся инцидентов с гражданами Российской Федерации армянского происхождения, которым де-факто было запрещено посещать Азербайджан даже с целью транзита. См.: Кривошеев К. МИД России заступился за соотечественников с армянскими корнями // Коммерсантъ. 2017. 6 июля. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3344187 (дата обращения: 26.06.2022).
Статья: Правила расчета и уплаты НДФЛ с доходов иностранцев с патентом
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2024, N 12)В основном на патенте в России работают граждане из Абхазии, Азербайджана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана. При приеме их на работу нужно следить за сроком действия патента, выданного миграционной службой <4>. Ведь если срок истечет, то мигранта придется сначала отстранить от работы, а потом уволить, если он не продлит патент <5>. Патент выдают на срок от 1 до 12 месяцев <6>.
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2024, N 12)В основном на патенте в России работают граждане из Абхазии, Азербайджана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана. При приеме их на работу нужно следить за сроком действия патента, выданного миграционной службой <4>. Ведь если срок истечет, то мигранта придется сначала отстранить от работы, а потом уволить, если он не продлит патент <5>. Патент выдают на срок от 1 до 12 месяцев <6>.
Статья: Сравнительный анализ особенностей конституционного права Азербайджанской Республики и Великобритании
(Джафарова Р.Ф.)
("Современное право", 2024, N 6)Несмотря на то что в период своего существования в Азербайджанской Демократической Республике не было принято Конституции, парламентом были разработаны и приняты многочисленные законодательные акты конституционного характера. Провозглашение принципов разделения властей в юридической системе можно считать базисом демократических реформ, так как 25 января 1919 г. в АДР был принят Закон "О несовместимости должностей". В этом законодательном акте определяется основное условие разделения властей и предусматривается независимое функционирование исполнительной и законодательной власти. Согласно закону депутаты парламента Азербайджанской Демократической Республики, за исключением министра, не имели право на осуществление функции государственного служащего. Принятым 11 августа 1919 г. Законом "О гражданстве Азербайджана" определялись критерии единого гражданства страны. Вопрос обеспечения политических прав граждан Азербайджана также находился в центре внимания. В этом направлении были приняты соответствующие законодательные акты. Например, 30 октября 1919 г. был принят Закон "Об издательстве", который предусматривал предоставление полной независимости средствам массовой информации. Особенно важно отметить, что в период существования АДР впервые на Востоке женщинам было предоставлено право выбора.
(Джафарова Р.Ф.)
("Современное право", 2024, N 6)Несмотря на то что в период своего существования в Азербайджанской Демократической Республике не было принято Конституции, парламентом были разработаны и приняты многочисленные законодательные акты конституционного характера. Провозглашение принципов разделения властей в юридической системе можно считать базисом демократических реформ, так как 25 января 1919 г. в АДР был принят Закон "О несовместимости должностей". В этом законодательном акте определяется основное условие разделения властей и предусматривается независимое функционирование исполнительной и законодательной власти. Согласно закону депутаты парламента Азербайджанской Демократической Республики, за исключением министра, не имели право на осуществление функции государственного служащего. Принятым 11 августа 1919 г. Законом "О гражданстве Азербайджана" определялись критерии единого гражданства страны. Вопрос обеспечения политических прав граждан Азербайджана также находился в центре внимания. В этом направлении были приняты соответствующие законодательные акты. Например, 30 октября 1919 г. был принят Закон "Об издательстве", который предусматривал предоставление полной независимости средствам массовой информации. Особенно важно отметить, что в период существования АДР впервые на Востоке женщинам было предоставлено право выбора.
Статья: Криминологические особенности, некоторые современные аспекты и тенденции миграционной преступности граждан государств - участников СНГ
(Морозова О.В., Колесникова Н.В.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Обращает на себя внимание, что по сравнению с 2018 г. количество преступлений, совершенных гражданами Республики Узбекистан на территории Российской Федерации, в 2022 г. увеличилось на 46,2% (с 8 296 до 12 129), Таджикистан - на 38,4% (с 5 589 до 7 735), Кыргызстан - 52,9% (с 2 678 до 4 095), Беларуси - на 18,3% (с 2 267 до 2 682), Туркменистан - на 112,4% (с 153 до 325). Напротив, за последние пять лет на 21,8% снизилось количество преступлений, совершаемых гражданами Азербайджана (с 2 714 до 2 121), Армении - на 14% (с 2 335 до 2 007), Казахстана - на 23% (с 1 858 до 1 431) и Молдовы на 59,3% (с 1 610 до 656). При этом лица, принятые в гражданство Российской Федерации, но являвшиеся выходцами из государств - участников СНГ, данной статистикой в Российской Федерации уже не охватываются.
(Морозова О.В., Колесникова Н.В.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Обращает на себя внимание, что по сравнению с 2018 г. количество преступлений, совершенных гражданами Республики Узбекистан на территории Российской Федерации, в 2022 г. увеличилось на 46,2% (с 8 296 до 12 129), Таджикистан - на 38,4% (с 5 589 до 7 735), Кыргызстан - 52,9% (с 2 678 до 4 095), Беларуси - на 18,3% (с 2 267 до 2 682), Туркменистан - на 112,4% (с 153 до 325). Напротив, за последние пять лет на 21,8% снизилось количество преступлений, совершаемых гражданами Азербайджана (с 2 714 до 2 121), Армении - на 14% (с 2 335 до 2 007), Казахстана - на 23% (с 1 858 до 1 431) и Молдовы на 59,3% (с 1 610 до 656). При этом лица, принятые в гражданство Российской Федерации, но являвшиеся выходцами из государств - участников СНГ, данной статистикой в Российской Федерации уже не охватываются.
Статья: Об объективных признаках незаконного использования товарного знака в России и Азербайджане
(Ализаде Д.Э. оглы)
("Мировой судья", 2024, N 4)Российский уголовный закон закрепляет, что потерпевшими в результате незаконного использования товарного знака могут считаться российские граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица. Это стало результатом внесения Федеральным законом от 28 июня 2022 г. N 193-ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" поправок в правовой режим товарных знаков, вступивших в законную силу 28 июня 2023 г. Согласно поправкам право регистрации товарных знаков на свое имя получили не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и российские граждане. Этот подход отличается от принятого в Азербайджане, где при упоминании потерпевшего применительно к нормам об ответственности за незаконное использование товарного знака им считается предприниматель. Нам представляется, что для целей данной нормы было бы уместнее использовать формулировку "субъект предпринимательства" или "субъект предпринимательской деятельности". Такими субъектами могут являться дееспособный гражданин, юридическое лицо (независимо от формы собственности), иностранное юридическое лицо, а также иностранные граждане и лица без гражданства.
(Ализаде Д.Э. оглы)
("Мировой судья", 2024, N 4)Российский уголовный закон закрепляет, что потерпевшими в результате незаконного использования товарного знака могут считаться российские граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица. Это стало результатом внесения Федеральным законом от 28 июня 2022 г. N 193-ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" поправок в правовой режим товарных знаков, вступивших в законную силу 28 июня 2023 г. Согласно поправкам право регистрации товарных знаков на свое имя получили не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и российские граждане. Этот подход отличается от принятого в Азербайджане, где при упоминании потерпевшего применительно к нормам об ответственности за незаконное использование товарного знака им считается предприниматель. Нам представляется, что для целей данной нормы было бы уместнее использовать формулировку "субъект предпринимательства" или "субъект предпринимательской деятельности". Такими субъектами могут являться дееспособный гражданин, юридическое лицо (независимо от формы собственности), иностранное юридическое лицо, а также иностранные граждане и лица без гражданства.
"Частное право в странах бывшего СССР: итоги 30-летия: сборник статей"
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)В 1990-е гг. параллельно был принят Закон Азербайджанской Республики от 26 января 1993 г. "О приватизации жилищного фонда в Азербайджанской Республике". Статья 1 данного Закона провозгласила, что граждане Азербайджанской Республики, а также лица без гражданства, заключившие договор социального найма квартиры с собственником государственного или общественного жилищного фонда, вправе бесплатно перевести свои квартиры (дома) в частную собственность на условиях и в соответствии с Законом <1>.
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)В 1990-е гг. параллельно был принят Закон Азербайджанской Республики от 26 января 1993 г. "О приватизации жилищного фонда в Азербайджанской Республике". Статья 1 данного Закона провозгласила, что граждане Азербайджанской Республики, а также лица без гражданства, заключившие договор социального найма квартиры с собственником государственного или общественного жилищного фонда, вправе бесплатно перевести свои квартиры (дома) в частную собственность на условиях и в соответствии с Законом <1>.
Статья: Право на этническую идентичность и проблемы его реализации (из опыта российских езидов)
(Кочои С.М.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Выбрав для эксперимента езидов, новые власти начали политику "курдизации", в рамках которой их язык - "эздики" (езидский) стал называться курдским. Интеллигенцию, которую создала новая власть, также стали называть "курдской", хотя почти все ее известные представители были этническими езидами. Но, несмотря на предпринятые меры, советские езиды и курды фактически так и не стали одним народом: их дети учились в разных школах (в Армении, например, первые предпочитали армянские школы, а вторые - азербайджанские, первые предпочитали носить фамилии с характерным для армян окончанием "ян", а вторые - фамилии с окончанием "ов" и "ев", как у большинства азербайджанцев); они не создавали общие семьи (курды считали езидов "неверными", а принятие пищи из их рук - "харамом") и т.д. Тем не менее Советское государство продолжало считать езидов курдами и выдавать их успехи и достижения (в науке, образовании, культуре, спорте, политике и других сферах) за успехи советских курдов <15>. Такая политика не отличалась последовательностью: с одной стороны, все советские переписи населения показывали, что такой национальности, как "езид", официально в СССР не существует (их записывали как курдов), с другой - в паспортах граждан СССР, в "пятой" графе, их владельцам не запрещалось указывать свою национальность как "езид" <16>.
(Кочои С.М.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Выбрав для эксперимента езидов, новые власти начали политику "курдизации", в рамках которой их язык - "эздики" (езидский) стал называться курдским. Интеллигенцию, которую создала новая власть, также стали называть "курдской", хотя почти все ее известные представители были этническими езидами. Но, несмотря на предпринятые меры, советские езиды и курды фактически так и не стали одним народом: их дети учились в разных школах (в Армении, например, первые предпочитали армянские школы, а вторые - азербайджанские, первые предпочитали носить фамилии с характерным для армян окончанием "ян", а вторые - фамилии с окончанием "ов" и "ев", как у большинства азербайджанцев); они не создавали общие семьи (курды считали езидов "неверными", а принятие пищи из их рук - "харамом") и т.д. Тем не менее Советское государство продолжало считать езидов курдами и выдавать их успехи и достижения (в науке, образовании, культуре, спорте, политике и других сферах) за успехи советских курдов <15>. Такая политика не отличалась последовательностью: с одной стороны, все советские переписи населения показывали, что такой национальности, как "езид", официально в СССР не существует (их записывали как курдов), с другой - в паспортах граждан СССР, в "пятой" графе, их владельцам не запрещалось указывать свою национальность как "езид" <16>.