Прием граждан председателем суда
Подборка наиболее важных документов по запросу Прием граждан председателем суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дисциплинарная власть председателей судов
(Королева Е.В.)
("Администратор суда", 2021, N 4)Гарантия независимости при прекращении полномочий судьи. Безусловно, судья не желает прекращения своих полномочий по какому-либо виновному основанию и по факту совершения дисциплинарного поступка. Председатель суда, осуществляющий прием граждан, обрабатывающий большое количество внепроцессуальных обращений и жалоб, может и, скорее всего, знает о наличии признаков дисциплинарного нарушения у судьи. Либо, напротив, стоит попытаться предположить, что председатель суда может избавиться от неугодного судьи посредством возбуждения дисциплинарного производства.
(Королева Е.В.)
("Администратор суда", 2021, N 4)Гарантия независимости при прекращении полномочий судьи. Безусловно, судья не желает прекращения своих полномочий по какому-либо виновному основанию и по факту совершения дисциплинарного поступка. Председатель суда, осуществляющий прием граждан, обрабатывающий большое количество внепроцессуальных обращений и жалоб, может и, скорее всего, знает о наличии признаков дисциплинарного нарушения у судьи. Либо, напротив, стоит попытаться предположить, что председатель суда может избавиться от неугодного судьи посредством возбуждения дисциплинарного производства.
Статья: Правила поведения в суде
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Прием граждан осуществляется работниками аппарата суда, на которых приказом председателя суда возложены и, соответственно, закреплены в их должностных регламентах обязанности по приему граждан. В случае необходимости приказом председателя суда утверждается график ведения приема граждан уполномоченными работниками аппарата суда (п. 1.3 Примерного положения о приемной суда).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Прием граждан осуществляется работниками аппарата суда, на которых приказом председателя суда возложены и, соответственно, закреплены в их должностных регламентах обязанности по приему граждан. В случае необходимости приказом председателя суда утверждается график ведения приема граждан уполномоченными работниками аппарата суда (п. 1.3 Примерного положения о приемной суда).
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"41.2.1. В соответствии с Регламентом арбитражных судов Российской Федерации председателем арбитражного суда, заместителями председателя и руководителями структурных подразделений осуществляется личный прием граждан и представителей организаций, обращающихся по вопросам организации деятельности суда.
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"41.2.1. В соответствии с Регламентом арбитражных судов Российской Федерации председателем арбитражного суда, заместителями председателя и руководителями структурных подразделений осуществляется личный прием граждан и представителей организаций, обращающихся по вопросам организации деятельности суда.
Приказ ВАС РФ от 30.06.2011 N 68
"Об утверждении Положения о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов Российской Федерации, а также запросов о предоставлении информации о деятельности судов"4.1. В соответствии с Регламентом арбитражных судов Российской Федерации председателем арбитражного суда, заместителями председателя и руководителями структурных подразделений осуществляется личный прием граждан и представителей организаций, обращающихся по вопросам организации деятельности суда.
"Об утверждении Положения о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов Российской Федерации, а также запросов о предоставлении информации о деятельности судов"4.1. В соответствии с Регламентом арбитражных судов Российской Федерации председателем арбитражного суда, заместителями председателя и руководителями структурных подразделений осуществляется личный прием граждан и представителей организаций, обращающихся по вопросам организации деятельности суда.
Статья: Проблемы латентного соучастия в коррупционном преступлении
(Шаманский Д.А.)
("Российский судья", 2024, N 1)Например, гражданин К. - председатель суда - по просьбе гражданина Н. - IT-специалиста информационного отдела суда - принял Н. на должность начальника отдела судебной практики. Для этого К. поручил своему заместителю А., начальнику отдела кадров С., провести соответствующие конкурсные процедуры и принять на работу Н., невзирая на запреты и ограничения, предусмотренные законом. Гражданин Н. на момент участия в конкурсе не имел высшего юридического образования (имел высшее техническое образование). Также у Н. отсутствовали соответствующий стаж управленческой деятельности и опыт работы. Заместитель председателя в свою очередь поручил трем начальникам отделов также закрыть глаза на имеющиеся запреты и ограничения во время проведения официального конкурса.
(Шаманский Д.А.)
("Российский судья", 2024, N 1)Например, гражданин К. - председатель суда - по просьбе гражданина Н. - IT-специалиста информационного отдела суда - принял Н. на должность начальника отдела судебной практики. Для этого К. поручил своему заместителю А., начальнику отдела кадров С., провести соответствующие конкурсные процедуры и принять на работу Н., невзирая на запреты и ограничения, предусмотренные законом. Гражданин Н. на момент участия в конкурсе не имел высшего юридического образования (имел высшее техническое образование). Также у Н. отсутствовали соответствующий стаж управленческой деятельности и опыт работы. Заместитель председателя в свою очередь поручил трем начальникам отделов также закрыть глаза на имеющиеся запреты и ограничения во время проведения официального конкурса.
Статья: Передача дела по подсудности: общее и частное
(Воронов А.Ф., Зайченко Е.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)Еще более интересно, что в Определении КС РФ от 18 июля 2019 г. N 2160-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Евгения Игоревича на нарушение его конституционных прав п. 1.1 ст. 6.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" <28> констатировано: "Данное регулирование, будучи направленным на создание условий для обеспечения равномерной нагрузки на мировых судей, действующих в пределах одного судебного района, выступает, таким образом, в качестве дополнительной гарантии права граждан на беспрепятственный доступ к правосудию, основано на объективном критерии, характеризующем доступность правосудия, - показателе средней судебной нагрузки на мирового судью по судебному району. При этом оно не предполагает принятия председателем районного суда произвольного решения об изменении подсудности дел, в частности без учета территориальной доступности правосудия для лиц, участвующих в деле, в случае изменения его подсудности, и требует, чтобы такое решение было мотивированным и, соответственно, не исключает возможности проверки вышестоящими судебными инстанциями при рассмотрении дела, подсудность которого была изменена, обоснованности его передачи мировому судье другого судебного участка.
(Воронов А.Ф., Зайченко Е.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)Еще более интересно, что в Определении КС РФ от 18 июля 2019 г. N 2160-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Евгения Игоревича на нарушение его конституционных прав п. 1.1 ст. 6.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" <28> констатировано: "Данное регулирование, будучи направленным на создание условий для обеспечения равномерной нагрузки на мировых судей, действующих в пределах одного судебного района, выступает, таким образом, в качестве дополнительной гарантии права граждан на беспрепятственный доступ к правосудию, основано на объективном критерии, характеризующем доступность правосудия, - показателе средней судебной нагрузки на мирового судью по судебному району. При этом оно не предполагает принятия председателем районного суда произвольного решения об изменении подсудности дел, в частности без учета территориальной доступности правосудия для лиц, участвующих в деле, в случае изменения его подсудности, и требует, чтобы такое решение было мотивированным и, соответственно, не исключает возможности проверки вышестоящими судебными инстанциями при рассмотрении дела, подсудность которого была изменена, обоснованности его передачи мировому судье другого судебного участка.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- запись граждан на личный прием к председателю суда (судье), осуществление организационного сопровождения приема;
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- запись граждан на личный прием к председателю суда (судье), осуществление организационного сопровождения приема;
Статья: Структура основных прав и их правомерное ограничение: российская конституционная модель
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 12)Во-первых, он признал допустимой передачу председателем районного суда дел от одного мирового судьи другому, поскольку такой механизм, будучи направленным "на создание условий для обеспечения равномерной нагрузки на мировых судей", выступает "в качестве дополнительной гарантии права граждан на беспрепятственный доступ к правосудию" и "не предполагает принятия председателем районного суда произвольного решения об изменении подсудности дел" <19>. Во-вторых, он допустил такой порядок привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД, зафиксированное средствами фото- и видеофиксации, который, "будучи исключением из общего правила о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, не отменяет действие в названной сфере иных положений, раскрывающих принцип презумпции невиновности" <20>. В-третьих, он счел, что "законодатель вправе связать ответственность государства за вред, причиненный при осуществлении правосудия (т.е. при разрешении дела по существу) посредством гражданского судопроизводства, с уголовно наказуемым деянием судьи", поскольку иное "могло бы парализовать всякий контроль и надзор за осуществлением правосудия из-за опасения породить споры о возмещении причиненного вреда"... <21>. Хотя некоторые из приведенных позиций могут быть подвергнуты критике (в частности, отступление от принципа законного судьи - lawful judge <22>), но, взятые в целом, они скорее подтверждают, что множество гарантий судебной защиты подлежит ограничительному регулированию.
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 12)Во-первых, он признал допустимой передачу председателем районного суда дел от одного мирового судьи другому, поскольку такой механизм, будучи направленным "на создание условий для обеспечения равномерной нагрузки на мировых судей", выступает "в качестве дополнительной гарантии права граждан на беспрепятственный доступ к правосудию" и "не предполагает принятия председателем районного суда произвольного решения об изменении подсудности дел" <19>. Во-вторых, он допустил такой порядок привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД, зафиксированное средствами фото- и видеофиксации, который, "будучи исключением из общего правила о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, не отменяет действие в названной сфере иных положений, раскрывающих принцип презумпции невиновности" <20>. В-третьих, он счел, что "законодатель вправе связать ответственность государства за вред, причиненный при осуществлении правосудия (т.е. при разрешении дела по существу) посредством гражданского судопроизводства, с уголовно наказуемым деянием судьи", поскольку иное "могло бы парализовать всякий контроль и надзор за осуществлением правосудия из-за опасения породить споры о возмещении причиненного вреда"... <21>. Хотя некоторые из приведенных позиций могут быть подвергнуты критике (в частности, отступление от принципа законного судьи - lawful judge <22>), но, взятые в целом, они скорее подтверждают, что множество гарантий судебной защиты подлежит ограничительному регулированию.
"Комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Данное регулирование, будучи направленным на создание условий для обеспечения равномерной нагрузки на мировых судей, действующих в пределах одного судебного района, выступает, таким образом, в качестве дополнительной гарантии права граждан на беспрепятственный доступ к правосудию, основано на объективном критерии, характеризующем доступность правосудия, - показателе средней судебной нагрузки на мирового судью по судебному району. При этом оно не предполагает принятия председателем районного суда произвольного решения об изменении подсудности дел, в частности без учета территориальной доступности правосудия для лиц, участвующих в деле, в случае изменения его подсудности и требует, чтобы такое решение было мотивированным, и, соответственно, не исключает возможности проверки вышестоящими судебными инстанциями при рассмотрении дела, подсудность которого была изменена, обоснованности его передачи мировому судье другого судебного участка (см. Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2019 N 2160-О).
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Данное регулирование, будучи направленным на создание условий для обеспечения равномерной нагрузки на мировых судей, действующих в пределах одного судебного района, выступает, таким образом, в качестве дополнительной гарантии права граждан на беспрепятственный доступ к правосудию, основано на объективном критерии, характеризующем доступность правосудия, - показателе средней судебной нагрузки на мирового судью по судебному району. При этом оно не предполагает принятия председателем районного суда произвольного решения об изменении подсудности дел, в частности без учета территориальной доступности правосудия для лиц, участвующих в деле, в случае изменения его подсудности и требует, чтобы такое решение было мотивированным, и, соответственно, не исключает возможности проверки вышестоящими судебными инстанциями при рассмотрении дела, подсудность которого была изменена, обоснованности его передачи мировому судье другого судебного участка (см. Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2019 N 2160-О).
Статья: Применение технологий искусственного интеллекта в правосудии
(Козырева А.А., Пирожкова Т.В.)
("Администратор суда", 2021, N 2)Так, в первом совместном Постановлении Президиума Верховного Суда и Президиума Совета судей от 18 марта 2020 г., вводившего ограничения на личный прием граждан в судах на всей территории Российской Федерации, был определен перечень дел безотлагательного характера, подлежащих рассмотрению. Однако в силу того, что данный перечень не являлся исчерпывающим, председатели судов в субъектах вынуждены были по-разному определять категории дел, подлежащих первоочередному рассмотрению, тем самым подвергая участников процесса опасности заболевания. При этом из-за отсутствия со стороны Верховного Суда разъяснений о возможности дистанционного доступа к правосудию с 18 марта до мая 2020 г. в судах субъектов, в частности в г. Москве, сложилась ситуация, при которой гражданские, административные, уголовные дела и дела об административных правонарушениях, не носящие безотлагательного характера, откладывались судьями на неопределенный срок, что, несомненно, привело к нарушению прав граждан и организаций на своевременное судебное рассмотрение, в установленные законом сроки и, как следствие, породило судебную волокиту. Кроме того, как верно отмечают Е.А. Гнатко и О.И. Мариненко, упущенные в связи с пандемией процессуальные сроки не продлеваются, но только могут быть восстановлены судом при наличии уважительных причин, к которым распространение COVID-19 не относится <7>. Работа с большими данными, а также анализ основных практических задач и требований к обработке связанной с ними информации, может являться одной из основных задач, решаемых с помощью технологий искусственного интеллекта <8>. Нельзя, конечно, не упомянуть рекомендацию Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Совета судей РФ всем судам при наличии технической возможности инициировать рассмотрение дел путем использования систем видео-конференц-связи, что привело к неоднозначной практике применения данной рекомендации и даже случаям рассмотрения дел путем видеозвонка с использованием мессенджера WhatsApp <9>, что само по себе является процессуальным нарушением со стороны судьи, так как данный вид связи осуществлен без применения систем видео-конференц-связи судов.
(Козырева А.А., Пирожкова Т.В.)
("Администратор суда", 2021, N 2)Так, в первом совместном Постановлении Президиума Верховного Суда и Президиума Совета судей от 18 марта 2020 г., вводившего ограничения на личный прием граждан в судах на всей территории Российской Федерации, был определен перечень дел безотлагательного характера, подлежащих рассмотрению. Однако в силу того, что данный перечень не являлся исчерпывающим, председатели судов в субъектах вынуждены были по-разному определять категории дел, подлежащих первоочередному рассмотрению, тем самым подвергая участников процесса опасности заболевания. При этом из-за отсутствия со стороны Верховного Суда разъяснений о возможности дистанционного доступа к правосудию с 18 марта до мая 2020 г. в судах субъектов, в частности в г. Москве, сложилась ситуация, при которой гражданские, административные, уголовные дела и дела об административных правонарушениях, не носящие безотлагательного характера, откладывались судьями на неопределенный срок, что, несомненно, привело к нарушению прав граждан и организаций на своевременное судебное рассмотрение, в установленные законом сроки и, как следствие, породило судебную волокиту. Кроме того, как верно отмечают Е.А. Гнатко и О.И. Мариненко, упущенные в связи с пандемией процессуальные сроки не продлеваются, но только могут быть восстановлены судом при наличии уважительных причин, к которым распространение COVID-19 не относится <7>. Работа с большими данными, а также анализ основных практических задач и требований к обработке связанной с ними информации, может являться одной из основных задач, решаемых с помощью технологий искусственного интеллекта <8>. Нельзя, конечно, не упомянуть рекомендацию Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Совета судей РФ всем судам при наличии технической возможности инициировать рассмотрение дел путем использования систем видео-конференц-связи, что привело к неоднозначной практике применения данной рекомендации и даже случаям рассмотрения дел путем видеозвонка с использованием мессенджера WhatsApp <9>, что само по себе является процессуальным нарушением со стороны судьи, так как данный вид связи осуществлен без применения систем видео-конференц-связи судов.
Статья: На что и как можно пожаловаться председателю суда
(Иванова С.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 7)Ни один из перечисленных в данном разделе документов не предусматривает последствий для судьи, на действия или бездействие которого поступила жалоба, если эти действия или бездействие будут признаны нарушающими положения закона и/или прав граждан, организаций. Для председателя суда общей юрисдикции не установлена обязанность принять какие-либо меры в отношении судьи, а также внести представление в квалификационную коллегию судей о привлечении его к дисциплинарной ответственности.
(Иванова С.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 7)Ни один из перечисленных в данном разделе документов не предусматривает последствий для судьи, на действия или бездействие которого поступила жалоба, если эти действия или бездействие будут признаны нарушающими положения закона и/или прав граждан, организаций. Для председателя суда общей юрисдикции не установлена обязанность принять какие-либо меры в отношении судьи, а также внести представление в квалификационную коллегию судей о привлечении его к дисциплинарной ответственности.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Например, Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27.04.2023 по делу N 13а-23/2023 материал об отказе в принятии административного искового заявления двух граждан к заместителю председателя квалификационной коллегии судей Тамбовской области, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о признании ответов незаконными передан из Тамбовского областного суда на рассмотрение в Рязанский областной суд.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Например, Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27.04.2023 по делу N 13а-23/2023 материал об отказе в принятии административного искового заявления двух граждан к заместителю председателя квалификационной коллегии судей Тамбовской области, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о признании ответов незаконными передан из Тамбовского областного суда на рассмотрение в Рязанский областной суд.