Причины не исполнения бюджетных обязательств
Подборка наиболее важных документов по запросу Причины не исполнения бюджетных обязательств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии бюджетным учреждениям и иным некоммерческим организациям
(КонсультантПлюс, 2025)Между тем неустойка по контрактам... и расходы по оплате [госпошлины - ред.] взысканы вследствие неисполнения обязательств истцом перед своим контрагентом.
(КонсультантПлюс, 2025)Между тем неустойка по контрактам... и расходы по оплате [госпошлины - ред.] взысканы вследствие неисполнения обязательств истцом перед своим контрагентом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Трансакционные издержки и участие законодательного органа в заключении ГЧП-соглашений
(Кулаков А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)<75> Последствие такой чрезмерной детализации - это временные издержки, связанные с ожиданием внесения изменений в бюджет финансового года в части перераспределения лимитов бюджетных обязательств между объектами государственной собственности по причине незапланированного невыполнения работ на таких объектах.
(Кулаков А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)<75> Последствие такой чрезмерной детализации - это временные издержки, связанные с ожиданием внесения изменений в бюджет финансового года в части перераспределения лимитов бюджетных обязательств между объектами государственной собственности по причине незапланированного невыполнения работ на таких объектах.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В соответствии с действующим законодательством и применительно к землям населенных пунктов режим комплексного развития территорий прекращает свое действие в случае достижения целей комплексного развития и окончания строительства планируемых объектов. Так, при введении в эксплуатацию многоквартирного дома правовой режим соответствующего земельного участка, предназначенного для комплексного развития, трансформируется в режим участка для размещения и эксплуатации многоквартирного дома, что, в свою очередь, влечет переход права собственности на данный объект от инвестора к собственникам помещений дома. В сфере сельского хозяйства в связи с многолетними экономическими циклами производственных процессов режим комплексного развития нецелесообразно прекращать после введения в эксплуатацию объектов капитального строительства, поскольку на данном этапе могут по объективным причинам оказаться невыполненными отдельные обязательства инвестора, например, по внедрению в полном объеме высокоэффективных технологий, а также не реализованы механизмы льготной бюджетной поддержки со стороны публичных субъектов.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В соответствии с действующим законодательством и применительно к землям населенных пунктов режим комплексного развития территорий прекращает свое действие в случае достижения целей комплексного развития и окончания строительства планируемых объектов. Так, при введении в эксплуатацию многоквартирного дома правовой режим соответствующего земельного участка, предназначенного для комплексного развития, трансформируется в режим участка для размещения и эксплуатации многоквартирного дома, что, в свою очередь, влечет переход права собственности на данный объект от инвестора к собственникам помещений дома. В сфере сельского хозяйства в связи с многолетними экономическими циклами производственных процессов режим комплексного развития нецелесообразно прекращать после введения в эксплуатацию объектов капитального строительства, поскольку на данном этапе могут по объективным причинам оказаться невыполненными отдельные обязательства инвестора, например, по внедрению в полном объеме высокоэффективных технологий, а также не реализованы механизмы льготной бюджетной поддержки со стороны публичных субъектов.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 30.10.2020 N 258н
(ред. от 25.11.2024)
"Об утверждении Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2020 N 61362)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Если Информация об объеме лимитов бюджетных обязательств не соответствует требованиям подпункта 4 пункта 32 настоящего Порядка, Федеральное казначейство не позднее двух рабочих дней после дня представления Информации об объеме лимитов бюджетных обязательств главным распорядителем средств федерального бюджета направляет главному распорядителю средств федерального бюджета уведомление, в котором указывается причина возврата Информации о неисполненных бюджетных обязательствах.
(ред. от 25.11.2024)
"Об утверждении Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2020 N 61362)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Если Информация об объеме лимитов бюджетных обязательств не соответствует требованиям подпункта 4 пункта 32 настоящего Порядка, Федеральное казначейство не позднее двух рабочих дней после дня представления Информации об объеме лимитов бюджетных обязательств главным распорядителем средств федерального бюджета направляет главному распорядителю средств федерального бюджета уведомление, в котором указывается причина возврата Информации о неисполненных бюджетных обязательствах.
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2018 N 33-П
"По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита"По мнению заявителя, положения пункта 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации в их понимании судебными органами не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 12 и 133, поскольку лишают муниципальное образование возможности взыскать с субъекта Российской Федерации задолженность, возникшую по причине неисполнения взятой им на себя обязанности по софинансированию расходных обязательств данного муниципального образования в конкретном финансовом году.
"По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита"По мнению заявителя, положения пункта 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации в их понимании судебными органами не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 12 и 133, поскольку лишают муниципальное образование возможности взыскать с субъекта Российской Федерации задолженность, возникшую по причине неисполнения взятой им на себя обязанности по софинансированию расходных обязательств данного муниципального образования в конкретном финансовом году.
Статья: Публичная власть в России: конституционно-экономические проблемы
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)В 2018 г. в Конституционном Суде РФ оспаривалась конституционность п. 3 ст. 242 БК РФ, в соответствии с которым бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. По мнению заявителя (городской округ "Город Чита"), указанная норма - по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, - лишает муниципальное образование возможности взыскать с субъекта РФ задолженность, возникшую по причине неисполнения взятой им на себя обязанности по софинансированию расходных обязательств данного муниципального образования в конкретном финансовом году. Конституционный Суд РФ признал оспариваемую норму не противоречащей Конституции РФ, однако, истолковав ее как не предполагающую "по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования" отказ во взыскании с субъекта РФ причитающихся муниципальному образованию средств субсидии по причине истечения финансового года.
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)В 2018 г. в Конституционном Суде РФ оспаривалась конституционность п. 3 ст. 242 БК РФ, в соответствии с которым бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. По мнению заявителя (городской округ "Город Чита"), указанная норма - по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, - лишает муниципальное образование возможности взыскать с субъекта РФ задолженность, возникшую по причине неисполнения взятой им на себя обязанности по софинансированию расходных обязательств данного муниципального образования в конкретном финансовом году. Конституционный Суд РФ признал оспариваемую норму не противоречащей Конституции РФ, однако, истолковав ее как не предполагающую "по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования" отказ во взыскании с субъекта РФ причитающихся муниципальному образованию средств субсидии по причине истечения финансового года.
Статья: Вопросы формирования системы федеративных отношений в России
(Уваров А.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)При этом допускается императивная корректировка федеральными органами исполнительной власти действующих соглашений о закреплении полномочий: изъятие полномочий в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъектов РФ (ст. 47 Закона 2021 г.); временное осуществление полномочий органов власти субъектов РФ в связи с чрезвычайными ситуациями и образованием долговых и бюджетных (сверхнормативных) обязательств (ч. 1 ст. 49 Закона 2021 г.). Экономическая, географическая и иная специфика региона также может быть причиной иного, чем это установлено федеральными законами, разграничения полномочий. Такие особенности отражаются в договорах о разграничении полномочий (ст. 50). Последние подписываются Президентом РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ и вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий. Это долговременные договоры, рассчитанные на срок не более десяти лет <18>.
(Уваров А.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)При этом допускается императивная корректировка федеральными органами исполнительной власти действующих соглашений о закреплении полномочий: изъятие полномочий в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъектов РФ (ст. 47 Закона 2021 г.); временное осуществление полномочий органов власти субъектов РФ в связи с чрезвычайными ситуациями и образованием долговых и бюджетных (сверхнормативных) обязательств (ч. 1 ст. 49 Закона 2021 г.). Экономическая, географическая и иная специфика региона также может быть причиной иного, чем это установлено федеральными законами, разграничения полномочий. Такие особенности отражаются в договорах о разграничении полномочий (ст. 50). Последние подписываются Президентом РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ и вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий. Это долговременные договоры, рассчитанные на срок не более десяти лет <18>.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (ноябрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)В рассматриваемом деле отсутствуют основания полагать, что Заявителем не исполнено обязательство по причине наличия обстоятельств непреодолимой силы, а если требуется установление вины в нарушении обязательства - достаточно ее наличие в форме неосторожности. При этом неисполнение контрагентом Заявителя обязательств не является основанием для неисполнения своих обязательств.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)В рассматриваемом деле отсутствуют основания полагать, что Заявителем не исполнено обязательство по причине наличия обстоятельств непреодолимой силы, а если требуется установление вины в нарушении обязательства - достаточно ее наличие в форме неосторожности. При этом неисполнение контрагентом Заявителя обязательств не является основанием для неисполнения своих обязательств.
Статья: Строительство объектов социальной сферы. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Бешкок З., Колмогорова Л., Борисов А., Зверева Л., Ильиченко Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 8)Основными причинами увеличения сроков строительства являются корректировка проектной документации, изменение лимитов бюджетных обязательств, задержка технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, приостановка работ (расторжение контракта по соглашению сторон), определение нового подрядчика, неисполнение подрядными организациями графиков выполнения работ.
(Бешкок З., Колмогорова Л., Борисов А., Зверева Л., Ильиченко Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 8)Основными причинами увеличения сроков строительства являются корректировка проектной документации, изменение лимитов бюджетных обязательств, задержка технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, приостановка работ (расторжение контракта по соглашению сторон), определение нового подрядчика, неисполнение подрядными организациями графиков выполнения работ.
Статья: С 2027 года применяется СГС "Бюджетная отчетность"
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 4)- оказавшая существенное влияние и характеризующая показатели бюджетной отчетности за отчетный период, включая сведения о движении нефинансовых активов, сведения по дебиторской и кредиторской задолженности, сведения о финансовых вложениях, сведения о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах, сведения об изменении остатков валюты баланса, сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств, сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств, сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства, анализ показателей отчетности субъекта бюджетной отчетности, причины увеличения просроченной задолженности, показатели бюджетной отчетности в разрезе сегментов;
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 4)- оказавшая существенное влияние и характеризующая показатели бюджетной отчетности за отчетный период, включая сведения о движении нефинансовых активов, сведения по дебиторской и кредиторской задолженности, сведения о финансовых вложениях, сведения о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах, сведения об изменении остатков валюты баланса, сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств, сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств, сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства, анализ показателей отчетности субъекта бюджетной отчетности, причины увеличения просроченной задолженности, показатели бюджетной отчетности в разрезе сегментов;
Вопрос: О представлении организациями документов (их копий), подтверждающих наличие и объем неисполненных обязательств, для принятия решений об использовании полностью или частично остатков целевых средств.
(Письмо Минфина России от 22.02.2024 N 02-14-12/15848)<2> Приказ Минфина России от 13 декабря 2017 г. N 229н "Об утверждении форм и порядка формирования Информации о неисполненных обязательствах организации, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 1 января текущего финансового года остатки субсидий и бюджетных инвестиций, предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам, и направлениях их использования, а также форм и порядка формирования Информации об использовании средств от возврата ранее произведенных организациями выплат, источником финансового обеспечения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, предоставленные из федерального бюджета юридическим лицам, с указанием причин их образования".
(Письмо Минфина России от 22.02.2024 N 02-14-12/15848)<2> Приказ Минфина России от 13 декабря 2017 г. N 229н "Об утверждении форм и порядка формирования Информации о неисполненных обязательствах организации, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 1 января текущего финансового года остатки субсидий и бюджетных инвестиций, предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам, и направлениях их использования, а также форм и порядка формирования Информации об использовании средств от возврата ранее произведенных организациями выплат, источником финансового обеспечения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, предоставленные из федерального бюджета юридическим лицам, с указанием причин их образования".
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Управление рисками невыполнения гарантийных обязательств поставщиком продукции имеет важное значение, так как невыполнение поставщиком продукции своих гарантийных обязательств может привести к дополнительным затратам государственного заказчика, получателя средств из бюджета на устранение дефектов. Данный вопрос требует дополнительного нормативно-правового и технологического обеспечения.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Управление рисками невыполнения гарантийных обязательств поставщиком продукции имеет важное значение, так как невыполнение поставщиком продукции своих гарантийных обязательств может привести к дополнительным затратам государственного заказчика, получателя средств из бюджета на устранение дефектов. Данный вопрос требует дополнительного нормативно-правового и технологического обеспечения.
Статья: Проблемы правового регулирования финансовых вопросов предотвращения сецессии в контексте территориального устройства
(Андреева Г.Н., Гинзбург Ю.В.)
("Финансовое право", 2020, N 12)Следует отметить, что существуют и другие распространенные варианты моделей решения проблем правового регулирования финансовых вопросов предотвращения сецессии, прежде всего в виде простых уступок проблемному автономному региону, в том числе в финансовых вопросах, однако они в высокой степени уязвимы с точки зрения нахождения оптимального баланса между решением задачи предотвращения сецессии проблемного автономного региона и сохранением целостности финансовой системы. Примером может служить ситуация в Ираке. Согласно Конституции Ирака 2005 г. (ст. ст. 109, 113, 117 и др.) Курдский район (регион) пользуется исключительными правами автономии и участвует в управлении нефтяными и газовыми ресурсами и распределении налоговых доходов от добычи нефти и иных природных ископаемых. Тем не менее даже такое привилегированное положение не останавливает сторонников сецессии, которые вопреки запрету центрального Правительства провели в 2017 г. референдум о независимости, сопровождавшийся требованиями дополнительного расширения налогово-финансовой обособленности региона как условием отказа от выхода из состава Ирака. Замораживание (а по сути, отказ от продолжения) процесса сецессии Иракского Курдистана было связано во многом с переговорами с центральным правительством Ирака о распределении налогов. В то же время исключительное положение Курдского района (региона) в сочетании с противодействием центрального Правительства созданию по предложению провинций в соответствии со ст. 115 Конституции Ирака других аналогичных районов и невыполнение им взятых обязательств по отчислениям от налогов стимулирует сецессионистские настроения в стране <6>.
(Андреева Г.Н., Гинзбург Ю.В.)
("Финансовое право", 2020, N 12)Следует отметить, что существуют и другие распространенные варианты моделей решения проблем правового регулирования финансовых вопросов предотвращения сецессии, прежде всего в виде простых уступок проблемному автономному региону, в том числе в финансовых вопросах, однако они в высокой степени уязвимы с точки зрения нахождения оптимального баланса между решением задачи предотвращения сецессии проблемного автономного региона и сохранением целостности финансовой системы. Примером может служить ситуация в Ираке. Согласно Конституции Ирака 2005 г. (ст. ст. 109, 113, 117 и др.) Курдский район (регион) пользуется исключительными правами автономии и участвует в управлении нефтяными и газовыми ресурсами и распределении налоговых доходов от добычи нефти и иных природных ископаемых. Тем не менее даже такое привилегированное положение не останавливает сторонников сецессии, которые вопреки запрету центрального Правительства провели в 2017 г. референдум о независимости, сопровождавшийся требованиями дополнительного расширения налогово-финансовой обособленности региона как условием отказа от выхода из состава Ирака. Замораживание (а по сути, отказ от продолжения) процесса сецессии Иракского Курдистана было связано во многом с переговорами с центральным правительством Ирака о распределении налогов. В то же время исключительное положение Курдского района (региона) в сочетании с противодействием центрального Правительства созданию по предложению провинций в соответствии со ст. 115 Конституции Ирака других аналогичных районов и невыполнение им взятых обязательств по отчислениям от налогов стимулирует сецессионистские настроения в стране <6>.
Статья: Современные проблемы правового регулирования муниципального долга
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)На проблему высокого уровня закредитованности местных и региональных бюджетов Министерство финансов Российской Федерации обратило внимание еще в 2015 г., когда были опубликованы Рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики. В числе основных рисков финансовым органом выделяется проблема роста объема краткосрочных заимствований в структуре регионального и муниципального долга <3>. Объяснить данную тенденцию можно тем, что процент по краткосрочному коммерческому кредиту ниже, чем по среднесрочным и долгосрочным заимствованиям у коммерческих кредитных организаций. В то же время такая политика не позволяет осуществлять эффективное долгосрочное планирование в сфере управления муниципальным долгом. Ставки по краткосрочным коммерческим кредитам на сегодняшний день имеют тенденцию к росту по причине повышения Центральным банком ключевой ставки. Это приводит к тому, что муниципальные образования в целях рефинансирования существующих долговых обязательств привлекают новые заимствования по повышенной ставке, что приводит к дополнительным расходам местного бюджета по обслуживанию муниципального долга. Такие действия в конечном итоге могут привести к неисполнению муниципальным образованием взятых на себя долговых обязательств, особенно в свете уменьшения доходов местного бюджета, вызванного замедлением темпов роста национальной экономики.
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)На проблему высокого уровня закредитованности местных и региональных бюджетов Министерство финансов Российской Федерации обратило внимание еще в 2015 г., когда были опубликованы Рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики. В числе основных рисков финансовым органом выделяется проблема роста объема краткосрочных заимствований в структуре регионального и муниципального долга <3>. Объяснить данную тенденцию можно тем, что процент по краткосрочному коммерческому кредиту ниже, чем по среднесрочным и долгосрочным заимствованиям у коммерческих кредитных организаций. В то же время такая политика не позволяет осуществлять эффективное долгосрочное планирование в сфере управления муниципальным долгом. Ставки по краткосрочным коммерческим кредитам на сегодняшний день имеют тенденцию к росту по причине повышения Центральным банком ключевой ставки. Это приводит к тому, что муниципальные образования в целях рефинансирования существующих долговых обязательств привлекают новые заимствования по повышенной ставке, что приводит к дополнительным расходам местного бюджета по обслуживанию муниципального долга. Такие действия в конечном итоге могут привести к неисполнению муниципальным образованием взятых на себя долговых обязательств, особенно в свете уменьшения доходов местного бюджета, вызванного замедлением темпов роста национальной экономики.