Причины бюджетных рисков
Подборка наиболее важных документов по запросу Причины бюджетных рисков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Баланс бюджета - идеал или архаизм?
(Шевлякова А.Н.)
("Финансовое право", 2024, N 10)Но действительно ли бюджет должен быть сбалансированным? Или данная установка не более чем миф, в основе которого лежат устаревшие представления о государственном хозяйствовании? Настоящая статья направлена на то, чтобы обозначить основные проблемы бюджетного баланса, выявить причины его привлекательности для граждан и политических сил и, конечно, сформулировать риски, с которыми потенциально может столкнуться правительство, которое решит не следовать общепризнанным истинам, а будет идти по своему пути чрезмерного накопительства или, напротив, непокрытых трат.
(Шевлякова А.Н.)
("Финансовое право", 2024, N 10)Но действительно ли бюджет должен быть сбалансированным? Или данная установка не более чем миф, в основе которого лежат устаревшие представления о государственном хозяйствовании? Настоящая статья направлена на то, чтобы обозначить основные проблемы бюджетного баланса, выявить причины его привлекательности для граждан и политических сил и, конечно, сформулировать риски, с которыми потенциально может столкнуться правительство, которое решит не следовать общепризнанным истинам, а будет идти по своему пути чрезмерного накопительства или, напротив, непокрытых трат.
Статья: Трансформация институтов обязательного пенсионного и социального страхования в России
(Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)Создание Социального фонда России представляет собой не просто реорганизацию госучреждений, с учетом масштаба слияемых социальных институтов, оно существенным образом повлияло и на информационные системы, и на отчетность плательщиков страховых взносов, и на бюджетные механизмы. Главное, оно несет важные последствия для фундаментальных основ социального страхования в стране. В статье подробно анализируются причины, риски и последствия проводимой трансформации социальных институтов.
(Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)Создание Социального фонда России представляет собой не просто реорганизацию госучреждений, с учетом масштаба слияемых социальных институтов, оно существенным образом повлияло и на информационные системы, и на отчетность плательщиков страховых взносов, и на бюджетные механизмы. Главное, оно несет важные последствия для фундаментальных основ социального страхования в стране. В статье подробно анализируются причины, риски и последствия проводимой трансформации социальных институтов.
Нормативные акты
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2026 год и период 2027 и 2028 годов"
(утв. Банком России)На инфляцию в развитых странах влияли как циклические, так и структурные факторы. Так, восстановление крупнейших развитых экономик после МФК происходило медленно. Во многом это можно объяснить следующими причинами: запуском глобальной реформы банковского регулирования <19>, направленной на повышение устойчивости банковских систем к финансовым кризисам; существенным снижением склонности к риску широкого круга экономических агентов (населения, бизнеса и других) <20>; постепенным сворачиванием бюджетных стимулов <21> после завершения активной фазы МФК и на фоне обострения проблем с государственным долговым бременем, особенно после европейского долгового кризиса 2009 - 2010 годов <22>. Понижательное давление на цены оказывало и усиление глобальной конкуренции в сфере розничной торговли в условиях быстрого развития сегмента интернет-розницы (так называемый Amazon-эффект) <23>. Кроме того, замедление темпов роста совокупной факторной производительности <24> и низкая склонность экономических агентов к риску одновременно привели к существенному снижению нейтральных процентных ставок денежно-кредитной политики в этой группе стран <25>. Это означает, что денежно-кредитная политика центральных банков развитых стран, снизивших ставки после начала МФК до околонулевых значений, в действительности не оказывала достаточного стимулирующего влияния для компенсации эффектов широкого набора дезинфляционных факторов. С целью увеличения монетарных стимулов для поддержки восстановления экономик и недопущения устойчивой дефляции центральные банки крупнейших развитых стран обратились к инструментам нетрадиционной денежно-кредитной политики, в первую очередь к расширению балансов за счет программ покупки активов. Однако даже с учетом совокупности традиционных и нетрадиционных монетарных стимулов темпы роста денежной массы в ключевых развитых экономиках оставались низкими вплоть до начала пандемии COVID-19, а инфляционное давление - пониженным.
(утв. Банком России)На инфляцию в развитых странах влияли как циклические, так и структурные факторы. Так, восстановление крупнейших развитых экономик после МФК происходило медленно. Во многом это можно объяснить следующими причинами: запуском глобальной реформы банковского регулирования <19>, направленной на повышение устойчивости банковских систем к финансовым кризисам; существенным снижением склонности к риску широкого круга экономических агентов (населения, бизнеса и других) <20>; постепенным сворачиванием бюджетных стимулов <21> после завершения активной фазы МФК и на фоне обострения проблем с государственным долговым бременем, особенно после европейского долгового кризиса 2009 - 2010 годов <22>. Понижательное давление на цены оказывало и усиление глобальной конкуренции в сфере розничной торговли в условиях быстрого развития сегмента интернет-розницы (так называемый Amazon-эффект) <23>. Кроме того, замедление темпов роста совокупной факторной производительности <24> и низкая склонность экономических агентов к риску одновременно привели к существенному снижению нейтральных процентных ставок денежно-кредитной политики в этой группе стран <25>. Это означает, что денежно-кредитная политика центральных банков развитых стран, снизивших ставки после начала МФК до околонулевых значений, в действительности не оказывала достаточного стимулирующего влияния для компенсации эффектов широкого набора дезинфляционных факторов. С целью увеличения монетарных стимулов для поддержки восстановления экономик и недопущения устойчивой дефляции центральные банки крупнейших развитых стран обратились к инструментам нетрадиционной денежно-кредитной политики, в первую очередь к расширению балансов за счет программ покупки активов. Однако даже с учетом совокупности традиционных и нетрадиционных монетарных стимулов темпы роста денежной массы в ключевых развитых экономиках оставались низкими вплоть до начала пандемии COVID-19, а инфляционное давление - пониженным.
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов"
(утв. Банком России)На инфляцию в развитых странах влияли как циклические, так и структурные факторы. Так, восстановление крупнейших развитых экономик после МФК происходило медленно. Во многом это можно объяснить следующими причинами: запуск глобальной реформы банковского регулирования <17>, направленной на повышение устойчивости банковских систем к финансовым кризисам; существенное снижение склонности к риску широкого круга экономических агентов (населения, бизнеса и других) <18>; постепенное сворачивание бюджетных стимулов <19> после завершения активной фазы МФК и на фоне обострения проблем с государственным долговым бременем, особенно после европейского долгового кризиса 2009 - 2010 годов <20>. Понижательное давление на цены оказывало и усиление глобальной конкуренции в сфере розничной торговли в условиях быстрого развития сегмента интернет-розницы (так называемый Amazon-эффект) <21>. Кроме того, замедление темпов роста совокупной факторной производительности <22> и низкая склонность экономических агентов к риску одновременно привели к существенному снижению нейтральных процентных ставок денежно-кредитной политики в этой группе стран <23>. Это означает, что денежно-кредитная политика центральных банков развитых стран, снизивших ставки после начала МФК до околонулевых значений, в действительности не оказывала достаточного стимулирующего влияния для компенсации эффектов широкого набора дезинфляционных факторов. С целью увеличения монетарных стимулов для поддержки восстановления экономик и недопущения устойчивой дефляции центральные банки крупнейших развитых стран обратились к инструментам нетрадиционной денежно-кредитной политики, в первую очередь к расширению балансов за счет программ покупки активов. Однако даже с учетом совокупности традиционных и нетрадиционных монетарных стимулов темпы роста денежной массы в ключевых развитых экономиках оставались низкими вплоть до начала пандемии COVID-19, а инфляционное давление - пониженным.
(утв. Банком России)На инфляцию в развитых странах влияли как циклические, так и структурные факторы. Так, восстановление крупнейших развитых экономик после МФК происходило медленно. Во многом это можно объяснить следующими причинами: запуск глобальной реформы банковского регулирования <17>, направленной на повышение устойчивости банковских систем к финансовым кризисам; существенное снижение склонности к риску широкого круга экономических агентов (населения, бизнеса и других) <18>; постепенное сворачивание бюджетных стимулов <19> после завершения активной фазы МФК и на фоне обострения проблем с государственным долговым бременем, особенно после европейского долгового кризиса 2009 - 2010 годов <20>. Понижательное давление на цены оказывало и усиление глобальной конкуренции в сфере розничной торговли в условиях быстрого развития сегмента интернет-розницы (так называемый Amazon-эффект) <21>. Кроме того, замедление темпов роста совокупной факторной производительности <22> и низкая склонность экономических агентов к риску одновременно привели к существенному снижению нейтральных процентных ставок денежно-кредитной политики в этой группе стран <23>. Это означает, что денежно-кредитная политика центральных банков развитых стран, снизивших ставки после начала МФК до околонулевых значений, в действительности не оказывала достаточного стимулирующего влияния для компенсации эффектов широкого набора дезинфляционных факторов. С целью увеличения монетарных стимулов для поддержки восстановления экономик и недопущения устойчивой дефляции центральные банки крупнейших развитых стран обратились к инструментам нетрадиционной денежно-кредитной политики, в первую очередь к расширению балансов за счет программ покупки активов. Однако даже с учетом совокупности традиционных и нетрадиционных монетарных стимулов темпы роста денежной массы в ключевых развитых экономиках оставались низкими вплоть до начала пандемии COVID-19, а инфляционное давление - пониженным.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)<1> Пункт 1 статьи 242.22 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)<1> Пункт 1 статьи 242.22 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статья: Развитие бондовых зон на территории РФ: риски и пути их минимизации
(Гусейнова М.Р., Туманова Д.А.)
("Таможенное дело", 2023, N 3)Эксперты в сфере внешнеэкономической деятельности обоснованно отмечают, что высокий порог беспошлинного ввоза товаров в рамках трансграничной онлайн-торговли является причиной бюджетных потерь государства вследствие недополучения таможенных пошлин и НДС.
(Гусейнова М.Р., Туманова Д.А.)
("Таможенное дело", 2023, N 3)Эксперты в сфере внешнеэкономической деятельности обоснованно отмечают, что высокий порог беспошлинного ввоза товаров в рамках трансграничной онлайн-торговли является причиной бюджетных потерь государства вследствие недополучения таможенных пошлин и НДС.
Статья: Методические рекомендации Минфина по организации и проведению внутреннего финансового аудита
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 9)3) отсутствие необходимости образования субъекта ВФА в форме структурного подразделения. Например, по результатам анализа объема (структуры) бюджетных полномочий главного администратора (администратора) определено значительное количество однотипных операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых не выявлены бюджетные риски или устранены причины бюджетных рисков.
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 9)3) отсутствие необходимости образования субъекта ВФА в форме структурного подразделения. Например, по результатам анализа объема (структуры) бюджетных полномочий главного администратора (администратора) определено значительное количество однотипных операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых не выявлены бюджетные риски или устранены причины бюджетных рисков.
Статья: Методические рекомендации по консультированию субъектов бюджетных процедур
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 11)Например, в ходе определения причин бюджетных рисков, выявленных на основании информации, указанной в поступившем от органа финансового контроля представлении, субъектом ВФА после изучения данных прикладных программных средств, в которых были допущены нарушения, выявленные по результатам контроля, могут быть сформированы предложения о повышении качества финансового менеджмента в целях предотвращения повторных нарушений.
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 11)Например, в ходе определения причин бюджетных рисков, выявленных на основании информации, указанной в поступившем от органа финансового контроля представлении, субъектом ВФА после изучения данных прикладных программных средств, в которых были допущены нарушения, выявленные по результатам контроля, могут быть сформированы предложения о повышении качества финансового менеджмента в целях предотвращения повторных нарушений.
Статья: Методические рекомендации по оценке бюджетных рисков и ведению реестра бюджетных рисков
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 11)- обеспечивают сбор и анализ информации о бюджетных рисках (например, включение в реестр бюджетных рисков информации о причинах бюджетных рисков на основе информации, изложенной в заключении);
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 11)- обеспечивают сбор и анализ информации о бюджетных рисках (например, включение в реестр бюджетных рисков информации о причинах бюджетных рисков на основе информации, изложенной в заключении);
Статья: Формирование показателей для оценки эффективности ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)ПП - достижение плановых (прогнозных) показателей результатов деятельности, анализ причин отклонения фактических показателей результатов деятельности от плановых (прогнозных) (в разрезе трех оцененных рисков);
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)ПП - достижение плановых (прогнозных) показателей результатов деятельности, анализ причин отклонения фактических показателей результатов деятельности от плановых (прогнозных) (в разрезе трех оцененных рисков);
Статья: Риски при строительстве учреждения объединенного типа уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: понятие, источники, факторы, причины
(Ельчанинов А.П.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)Исследование теоретических вопросов, связанных с управлением рисками, является актуальной научной и практической задачей. При этом наряду с изучением способов минимизации рисков большое значение имеют исследования источников, факторов, причин рисков при осуществлении различных видов деятельности. В строительной отрасли, в силу сложности задействованных процессов, многогранности правоотношений, возникающих между участниками строительства, строгой регламентации этой деятельности, вопросы, связанные с определением рисков и их минимизацией, стоят очень остро. Строительство перспективных учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС) сопряжено с дополнительными рисками, четкое определение которых позволит сэкономить бюджетные средства, соблюсти определенные нормативными актами сроки строительства и качество выполненных работ. Среди целей и задач, определенных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 г. (далее - Концепция) <1>, обозначено строительство нового вида учреждений УИС - учреждения объединенного типа (далее - УОТ). В статье рассматриваются понятие риска при строительстве УОТ, источники, факторы и причины таких рисков. Понятие риска, сформулированное автором, учитывает общие черты родового понятия и может быть использовано при проведении исследований, направленных на выявление причин возникновения рисков при строительстве УОТ, предполагающих анализ, оценку и определение направлений снижения таких рисков.
(Ельчанинов А.П.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)Исследование теоретических вопросов, связанных с управлением рисками, является актуальной научной и практической задачей. При этом наряду с изучением способов минимизации рисков большое значение имеют исследования источников, факторов, причин рисков при осуществлении различных видов деятельности. В строительной отрасли, в силу сложности задействованных процессов, многогранности правоотношений, возникающих между участниками строительства, строгой регламентации этой деятельности, вопросы, связанные с определением рисков и их минимизацией, стоят очень остро. Строительство перспективных учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС) сопряжено с дополнительными рисками, четкое определение которых позволит сэкономить бюджетные средства, соблюсти определенные нормативными актами сроки строительства и качество выполненных работ. Среди целей и задач, определенных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 г. (далее - Концепция) <1>, обозначено строительство нового вида учреждений УИС - учреждения объединенного типа (далее - УОТ). В статье рассматриваются понятие риска при строительстве УОТ, источники, факторы и причины таких рисков. Понятие риска, сформулированное автором, учитывает общие черты родового понятия и может быть использовано при проведении исследований, направленных на выявление причин возникновения рисков при строительстве УОТ, предполагающих анализ, оценку и определение направлений снижения таких рисков.
Статья: Современные проблемы правового регулирования муниципального долга
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)В данной статье автор исследует современное состояние правового регулирования муниципального долга в Российской Федерации, принимая во внимание проблему закредитованности муниципальных образований. На основании анализа некоторых местных бюджетов делается вывод о доминировании коммерческих кредитов в структуре муниципального долга. Данный факт представляет собой риск неплатежеспособности муниципальных заемщиков. Автор также исследует причины и последствия принятия поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленных на решение описанной проблемы. Отмечается негативный эффект, связанный с установлением лимита по средствам, направляемым на выплату и обслуживание муниципального долга. Автор предлагает скорректировать положения ст. 107 БК РФ, а также выступает за развитие использования риск-ориентированного подхода в регулировании осуществления муниципальных заимствований.
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)В данной статье автор исследует современное состояние правового регулирования муниципального долга в Российской Федерации, принимая во внимание проблему закредитованности муниципальных образований. На основании анализа некоторых местных бюджетов делается вывод о доминировании коммерческих кредитов в структуре муниципального долга. Данный факт представляет собой риск неплатежеспособности муниципальных заемщиков. Автор также исследует причины и последствия принятия поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленных на решение описанной проблемы. Отмечается негативный эффект, связанный с установлением лимита по средствам, направляемым на выплату и обслуживание муниципального долга. Автор предлагает скорректировать положения ст. 107 БК РФ, а также выступает за развитие использования риск-ориентированного подхода в регулировании осуществления муниципальных заимствований.
Статья: Евразийское экономическое пространство: налоговые риски государства и способы их устранения
(Андреева А.Н.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)Была принята новая декларация о дальнейшей интеграции ЕАЭС, и к единому рынку услуг добавились еще девять секторов. Это означает, что около 55% от общего объема услуг, оказываемых в странах ЕАЭС, будут регулироваться в стоимостном выражении. В связи с этим на практике в условиях членства в ЕАЭС в Российской Федерации все чаще возникает вопрос о создании гармонизированной и справедливой налоговой системы, которая позволит избежать ряда проблем в международной торговле и увеличит ее объем <1>. По этой причине особенно актуальным является вопрос о выявлении налоговых рисков, связанных в первую очередь с недополучением части доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вызванных последствиями обложения следующими налогами: налогом на добавленную стоимость; акцизами; экспортными пошлинами.
(Андреева А.Н.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)Была принята новая декларация о дальнейшей интеграции ЕАЭС, и к единому рынку услуг добавились еще девять секторов. Это означает, что около 55% от общего объема услуг, оказываемых в странах ЕАЭС, будут регулироваться в стоимостном выражении. В связи с этим на практике в условиях членства в ЕАЭС в Российской Федерации все чаще возникает вопрос о создании гармонизированной и справедливой налоговой системы, которая позволит избежать ряда проблем в международной торговле и увеличит ее объем <1>. По этой причине особенно актуальным является вопрос о выявлении налоговых рисков, связанных в первую очередь с недополучением части доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вызванных последствиями обложения следующими налогами: налогом на добавленную стоимость; акцизами; экспортными пошлинами.