Прибрежная полоса собственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Прибрежная полоса собственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 135 "Главная вещь и принадлежность" ГК РФ"Ссылки ответчиков на возведение нежилого строения на фундаменте, на котором ранее существовала баня, также основанием к отмене решения суда не являются. Действительно, из технического паспорта, составленного по состоянию на 02.06.2000 (л.д. 59 - 68), следует, что на земельном участке заинвентаризированы, в том числе баня и предбанник (Г5, Г6). Вместе с тем, из фрагмента топографической съемки территории <...> (л.д. 5) местоположение каких-либо объектов недвижимости, кроме индивидуального жилого дома, не содержится. Вне зависимости от времени возведения и характеристик бани и предбанника, по сути, являющихся вспомогательными объектами в силу ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, в прибрежной полосе водоема не допускается размещение каких-либо объектов, которые препятствуют использованию данной полосы неограниченному кругу лиц, в том числе, если земельный участок находится в частной собственности, поскольку это право следует непосредственно закреплено законом."
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2024 N 88-20393/2024 по делу N 2-114/2023 (УИД 91RS0018-01-2022-001380-04)
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) Об истребовании земельного участка; 2) О признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Действующее на момент возникновения спорных правоотношений земельное и водное законодательство иностранного государства не предусматривало возможность передачи земельных участков водного фонда в пределах прибрежных защитных полос из государственной собственности в частную собственность и администрация не имела полномочий по распоряжению спорным земельным участком.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.Таким образом, действующее на момент возникновения спорных правоотношений земельное и водное законодательство Украины не предусматривало возможность передачи земельных участков водного фонда в пределах прибрежных защитных полос из государственной в частную собственность. При этом отсутствие проекта землеустройства по установлению прибрежной защитной полосы Черного моря не свидетельствует об отсутствии самой прибрежной защитной полосы, поскольку все размеры установлены законом.
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) Об истребовании земельного участка; 2) О признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Действующее на момент возникновения спорных правоотношений земельное и водное законодательство иностранного государства не предусматривало возможность передачи земельных участков водного фонда в пределах прибрежных защитных полос из государственной собственности в частную собственность и администрация не имела полномочий по распоряжению спорным земельным участком.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.Таким образом, действующее на момент возникновения спорных правоотношений земельное и водное законодательство Украины не предусматривало возможность передачи земельных участков водного фонда в пределах прибрежных защитных полос из государственной в частную собственность. При этом отсутствие проекта землеустройства по установлению прибрежной защитной полосы Черного моря не свидетельствует об отсутствии самой прибрежной защитной полосы, поскольку все размеры установлены законом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые аспекты перераспределения частных и публичных земель
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Из пояснений привлеченного к участию в деле заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области следует, что действующее законодательство не устанавливает ограничений для передачи Кулаженковой Л.И. земельного участка, частично расположенного в пределах водоохранной зоны, но за пределами береговой и прибрежной защитных полос, в собственность.
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Из пояснений привлеченного к участию в деле заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области следует, что действующее законодательство не устанавливает ограничений для передачи Кулаженковой Л.И. земельного участка, частично расположенного в пределах водоохранной зоны, но за пределами береговой и прибрежной защитных полос, в собственность.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Важным является вопрос оборотоспособности земельных участков, находящихся в пределах водоохранных зон. В соответствии со ст. 27 ЗК РФ ограничения оборотоспособности таких участков не установлены. Судебной практикой также подтверждается, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление земельных участков, которые расположены в пределах водоохранной зоны. Следует учитывать лишь установленные ст. 65 ВК РФ ограничения хозяйственной и иной деятельности <1>. Аналогичной является ситуация с предоставлением в собственность земельных участков, расположенных в прибрежных защитных полосах <2>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Важным является вопрос оборотоспособности земельных участков, находящихся в пределах водоохранных зон. В соответствии со ст. 27 ЗК РФ ограничения оборотоспособности таких участков не установлены. Судебной практикой также подтверждается, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление земельных участков, которые расположены в пределах водоохранной зоны. Следует учитывать лишь установленные ст. 65 ВК РФ ограничения хозяйственной и иной деятельности <1>. Аналогичной является ситуация с предоставлением в собственность земельных участков, расположенных в прибрежных защитных полосах <2>.
Нормативные акты
<Ответы на вопросы о практике применения судами Кодекса РФ об административных правонарушениях, жилищного и земельного законодательства, иных Федеральных законов>
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23.11.2005)Поэтому порядок передачи в собственность земельных участков, которые расположены в пределах прибрежных защитных полос водных объектов, должен быть таким же, как и порядок передачи в собственность земельных участков, расположенных в водоохранной зоне, то есть при наличии согласия федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23.11.2005)Поэтому порядок передачи в собственность земельных участков, которые расположены в пределах прибрежных защитных полос водных объектов, должен быть таким же, как и порядок передачи в собственность земельных участков, расположенных в водоохранной зоне, то есть при наличии согласия федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.
Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 70н
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)работы на водных объектах или их частях, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации: по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками, включая изготовление и текущее содержание специальных информационных знаков; по предотвращению истощения водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения, включая проектные работы;
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)работы на водных объектах или их частях, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации: по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками, включая изготовление и текущее содержание специальных информационных знаков; по предотвращению истощения водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения, включая проектные работы;
Статья: Демонтаж нестационарных торговых объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 19 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300, нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания (кафе предприятий общественного питания), бытовых услуг, нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), за исключением расположенных на землях лесного фонда указанных нестационарных объектов, могут размещаться без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 19 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300, нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания (кафе предприятий общественного питания), бытовых услуг, нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), за исключением расположенных на землях лесного фонда указанных нестационарных объектов, могут размещаться без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Статья: Эколого-правовые проблемы формирования и функционирования водоохранных зон
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Новый ВК РФ значительно упростил правовой режим водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, что уже неоднократно подвергалось критике, однако позитивных изменений в правовом регулировании с 2006 г. не наблюдается.
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Новый ВК РФ значительно упростил правовой режим водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, что уже неоднократно подвергалось критике, однако позитивных изменений в правовом регулировании с 2006 г. не наблюдается.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Можно предложить два варианта решения рассматриваемой проблемы <1>. Первый заключается в предоставлении лицу, создающему участок, права без аукциона приобрести в аренду прибрежный земельный участок (включающий часть береговой полосы) в размере, установленном проектной документацией искусственного земельного участка. Для реализации этого предложения необходимо внести соответствующие изменения в ст. 30 ЗК РФ и ст. 6 Закона N 246-ФЗ. Второй вариант - предусмотреть в ст. 11 Закона N 246-ФЗ норму, согласно которой одновременно с выдачей разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка уполномоченным органом устанавливается публичный сервитут в отношении прибрежного земельного участка и части береговой полосы в размере, необходимом для проведения строительных работ (установленном проектной документацией).
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Можно предложить два варианта решения рассматриваемой проблемы <1>. Первый заключается в предоставлении лицу, создающему участок, права без аукциона приобрести в аренду прибрежный земельный участок (включающий часть береговой полосы) в размере, установленном проектной документацией искусственного земельного участка. Для реализации этого предложения необходимо внести соответствующие изменения в ст. 30 ЗК РФ и ст. 6 Закона N 246-ФЗ. Второй вариант - предусмотреть в ст. 11 Закона N 246-ФЗ норму, согласно которой одновременно с выдачей разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка уполномоченным органом устанавливается публичный сервитут в отношении прибрежного земельного участка и части береговой полосы в размере, необходимом для проведения строительных работ (установленном проектной документацией).
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)1) гл. 7 "Административные правонарушения в области охраны собственности":
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)1) гл. 7 "Административные правонарушения в области охраны собственности":
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Кроме этого, Уголовный кодекс Азербайджанской Республики финансовые отношения в области государственных расходов и имущества определил в качестве дополнительного основного объекта коррупционных преступлений в публичном секторе. Например, в ст. 308-1 <1> криминализировано нецелевое использование средств государственного бюджета, целевых бюджетных или внебюджетных государственных фондов. В ст. 314-1 Уголовного кодекса Азербайджанской Республики определена общественная опасность принятия должностным лицом незаконного решения о передаче земельных участков, находящихся в исключительной государственной собственности (в том числе под 20 - 50-метровой прибрежной полосой принадлежащей Азербайджанской Республике части Каспийского моря), в собственность, пользование или аренду муниципалитетам, физическим или юридическим лицам.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Кроме этого, Уголовный кодекс Азербайджанской Республики финансовые отношения в области государственных расходов и имущества определил в качестве дополнительного основного объекта коррупционных преступлений в публичном секторе. Например, в ст. 308-1 <1> криминализировано нецелевое использование средств государственного бюджета, целевых бюджетных или внебюджетных государственных фондов. В ст. 314-1 Уголовного кодекса Азербайджанской Республики определена общественная опасность принятия должностным лицом незаконного решения о передаче земельных участков, находящихся в исключительной государственной собственности (в том числе под 20 - 50-метровой прибрежной полосой принадлежащей Азербайджанской Республике части Каспийского моря), в собственность, пользование или аренду муниципалитетам, физическим или юридическим лицам.
Статья: Понятие "поверхностный водный объект": от закона к судебной практике
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)К формальным данным о водном объекте, признаваемым судами достаточным доказательством его существования при отсутствии сведений в ЕГРН, относятся данные картографических материалов. Удовлетворяя иск прокурора о прекращении зарегистрированного права собственности на земельный участок, Первый кассационный суд общей юрисдикции своим Определением от 2 ноября 2022 г. N 88-23000/2022 <19> установил, что на момент образования земельного участка в государственном кадастре недвижимости сведения о местоположении береговой линии, границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки отсутствовали. Есть вторичные данные из кадастровых карт, свидетельствующие о нахождении водного объекта и береговой полосы. Образование земельного участка произошло в нарушение закона, поскольку в состав участка включена береговая полоса, которая не может находиться в частной собственности.
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)К формальным данным о водном объекте, признаваемым судами достаточным доказательством его существования при отсутствии сведений в ЕГРН, относятся данные картографических материалов. Удовлетворяя иск прокурора о прекращении зарегистрированного права собственности на земельный участок, Первый кассационный суд общей юрисдикции своим Определением от 2 ноября 2022 г. N 88-23000/2022 <19> установил, что на момент образования земельного участка в государственном кадастре недвижимости сведения о местоположении береговой линии, границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки отсутствовали. Есть вторичные данные из кадастровых карт, свидетельствующие о нахождении водного объекта и береговой полосы. Образование земельного участка произошло в нарушение закона, поскольку в состав участка включена береговая полоса, которая не может находиться в частной собственности.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Признано утратившим силу аналогичное Постановление от 10 января 2009 г. N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Признано утратившим силу аналогичное Постановление от 10 января 2009 г. N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".
Статья: Правовые проблемы установления (уточнения) местоположения береговой линии и хозяйственного использования поверхностных водных объектов
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 1)Согласно Составу сведений, содержащихся в кадастровых картах <9>, сведения о границах водных объектов, а также зонах с особыми условиями использования территорий (к ним относятся водоохранная зона и прибрежная защитная полоса), подлежат отражению на публичной кадастровой карте.
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 1)Согласно Составу сведений, содержащихся в кадастровых картах <9>, сведения о границах водных объектов, а также зонах с особыми условиями использования территорий (к ним относятся водоохранная зона и прибрежная защитная полоса), подлежат отражению на публичной кадастровой карте.
Статья: Сравнительный анализ положений о правах и обязанностях граждан в сфере природопользования по конституциям России и зарубежных стран
(Боголюбов С.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 3)Иногда право государственной собственности на природные ресурсы приобретает в соответствии с конституцией исключительный характер в интересах соблюдения прав. В Белоруссии недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства; в собственности государства находятся земли сельскохозяйственного назначения; осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе, безопасности, наносить вред окружающей среде, ущемлять права, защищаемые законом интересы других лиц. В соответствии со ст. 21 Конституции КНДР только государство обладает всеми природными ресурсами; государство принимает меры по защите окружающей среды, предпочитая их производству, а также по сохранению, развитию окружающей природной среды, предотвращению ее загрязнения так, чтобы обеспечить людей благоприятной окружающей средой, достойными условиями труда. Исключительной собственностью Болгарии являются подземные богатства, прибрежная пляжная полоса, воды, леса, парки, имеющие национальное значение, природные, археологические резерваты, определенные в законе. К исключительному ведению высших государственных органов Грузии относятся контроль воздушного пространства, транзита и воздушного транспорта, метеорологическая служба, система наблюдения за состоянием окружающей среды, рыболовство в океане, открытом море, законодательство о земле, недрах, других природных ресурсах. В Румынии воздушное пространство, воды с возможным для освоения энергетическим потенциалом и воды, которые могут быть использованы в публичных интересах, пляжи, территориальное море, природные ресурсы экономической зоны, континентального шельфа Румынии, а также другие установленные законом блага являются объектами исключительной публичной собственности.
(Боголюбов С.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 3)Иногда право государственной собственности на природные ресурсы приобретает в соответствии с конституцией исключительный характер в интересах соблюдения прав. В Белоруссии недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства; в собственности государства находятся земли сельскохозяйственного назначения; осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе, безопасности, наносить вред окружающей среде, ущемлять права, защищаемые законом интересы других лиц. В соответствии со ст. 21 Конституции КНДР только государство обладает всеми природными ресурсами; государство принимает меры по защите окружающей среды, предпочитая их производству, а также по сохранению, развитию окружающей природной среды, предотвращению ее загрязнения так, чтобы обеспечить людей благоприятной окружающей средой, достойными условиями труда. Исключительной собственностью Болгарии являются подземные богатства, прибрежная пляжная полоса, воды, леса, парки, имеющие национальное значение, природные, археологические резерваты, определенные в законе. К исключительному ведению высших государственных органов Грузии относятся контроль воздушного пространства, транзита и воздушного транспорта, метеорологическая служба, система наблюдения за состоянием окружающей среды, рыболовство в океане, открытом море, законодательство о земле, недрах, других природных ресурсах. В Румынии воздушное пространство, воды с возможным для освоения энергетическим потенциалом и воды, которые могут быть использованы в публичных интересах, пляжи, территориальное море, природные ресурсы экономической зоны, континентального шельфа Румынии, а также другие установленные законом блага являются объектами исключительной публичной собственности.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации за март 2025 года по вопросам частного права
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 5)Прибрежные полосы, береговые полосы, земли водного фонда не включены в Единый государственный водный фонд, а значит, отсутствовал запрет на их передачу в частную собственность.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 5)Прибрежные полосы, береговые полосы, земли водного фонда не включены в Единый государственный водный фонд, а значит, отсутствовал запрет на их передачу в частную собственность.