Прибрежная береговая полоса
Подборка наиболее важных документов по запросу Прибрежная береговая полоса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 65 "Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Таким образом, действующее законодательство, не отождествляя понятия "береговая полоса", "водоохранная зона", "прибрежно защитная полоса", устанавливая различные правовые режимы на данных территориях и правила определения их ширины, не предусматривает возможность установления береговой полосы от парапета набережной при наличии совокупности условий, предусмотренных частью 14 статьи 65 ВК РФ. В связи с этим вывод эксперта о том, что земельный участок с кадастровым номером 64:50:010104:570 не располагается в границах береговой полосы, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на ошибочном толковании норм материального права. Напротив, проведенное экспертное исследование по данному вопросу свидетельствует об обратном."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 6 "Водные объекты общего пользования" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Таким образом, береговая полоса водного объекта общего пользования входит в прибрежную защитную полосу, которая составляет минимум 30 метров."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации за март 2025 года по вопросам частного права
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 5)Прибрежные полосы, береговые полосы, земли водного фонда не включены в Единый государственный водный фонд, а значит, отсутствовал запрет на их передачу в частную собственность.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 5)Прибрежные полосы, береговые полосы, земли водного фонда не включены в Единый государственный водный фонд, а значит, отсутствовал запрет на их передачу в частную собственность.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В качестве недостатка Закона N 246-ФЗ следует назвать нерешенность вопроса о порядке использования прибрежного земельного участка <1> и участка вдоль границ водного объекта, именуемого согласно ст. 6 ВдК РФ береговой полосой, относящейся к числу земельных участков общего пользования (ст. 27, 85 ЗК РФ). Согласно ст. 6 Закона N 246-ФЗ для создания искусственного земельного участка не требуется оформлять права на прибрежный участок и береговую полосу, что упрощает процедуру создания искусственного земельного участка. Но без приобретения прав на прибрежный участок и береговую полосу невозможно осуществлять строительные работы и впоследствии эксплуатировать искусственный земельный участок, поэтому Закон N 246-ФЗ должен предусматривать согласующиеся с ЗК и ВдК РФ положения, создающие правовые основания для использования прибрежного участка и береговой полосы. Очевидно, что речь должна идти о сформированном земельном участке, принадлежащем лицу, создающему искусственный земельный участок, на определенном праве, поскольку в противном случае не представляется возможным говорить о наличии у данного лица какого-либо законного основания на использование прибрежного участка и береговой полосы, что, в свою очередь, создает незаконные ограничения в доступе на береговую полосу иных субъектов.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В качестве недостатка Закона N 246-ФЗ следует назвать нерешенность вопроса о порядке использования прибрежного земельного участка <1> и участка вдоль границ водного объекта, именуемого согласно ст. 6 ВдК РФ береговой полосой, относящейся к числу земельных участков общего пользования (ст. 27, 85 ЗК РФ). Согласно ст. 6 Закона N 246-ФЗ для создания искусственного земельного участка не требуется оформлять права на прибрежный участок и береговую полосу, что упрощает процедуру создания искусственного земельного участка. Но без приобретения прав на прибрежный участок и береговую полосу невозможно осуществлять строительные работы и впоследствии эксплуатировать искусственный земельный участок, поэтому Закон N 246-ФЗ должен предусматривать согласующиеся с ЗК и ВдК РФ положения, создающие правовые основания для использования прибрежного участка и береговой полосы. Очевидно, что речь должна идти о сформированном земельном участке, принадлежащем лицу, создающему искусственный земельный участок, на определенном праве, поскольку в противном случае не представляется возможным говорить о наличии у данного лица какого-либо законного основания на использование прибрежного участка и береговой полосы, что, в свою очередь, создает незаконные ограничения в доступе на береговую полосу иных субъектов.
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).
(ред. от 31.07.2025)14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Река Цусхвадж не имеет гидрологических постов, в связи с чем определение границ ее водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, установление местоположения береговой линии осуществлялись картометрическим (фотограмметрическим) способом с использованием данных об уровнях вод реки-аналога в соответствии со Сводом правил.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Река Цусхвадж не имеет гидрологических постов, в связи с чем определение границ ее водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, установление местоположения береговой линии осуществлялись картометрическим (фотограмметрическим) способом с использованием данных об уровнях вод реки-аналога в соответствии со Сводом правил.
Статья: Правовые аспекты перераспределения частных и публичных земель
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Из пояснений привлеченного к участию в деле заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области следует, что действующее законодательство не устанавливает ограничений для передачи Кулаженковой Л.И. земельного участка, частично расположенного в пределах водоохранной зоны, но за пределами береговой и прибрежной защитных полос, в собственность.
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Из пояснений привлеченного к участию в деле заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области следует, что действующее законодательство не устанавливает ограничений для передачи Кулаженковой Л.И. земельного участка, частично расположенного в пределах водоохранной зоны, но за пределами береговой и прибрежной защитных полос, в собственность.
Статья: Эколого-правовые проблемы формирования и функционирования водоохранных зон
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Ключевые слова: зоны с особыми условиями использования территорий, водоохранные зоны, прибрежная защитная полоса, береговая полоса, информационные знаки, охрана водных объектов, естественная экологическая система, Водная стратегия, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ.
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Ключевые слова: зоны с особыми условиями использования территорий, водоохранные зоны, прибрежная защитная полоса, береговая полоса, информационные знаки, охрана водных объектов, естественная экологическая система, Водная стратегия, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- сооружения, предназначенные для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружения водно-спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- сооружения, предназначенные для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружения водно-спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов;
Статья: Использование публичных земель или земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Анализ типовых форм договора на размещение НТО ряда субъектов РФ свидетельствует о том, что свое отражение в них находят и такие принципы земельного законодательства, как принцип целевого использования, приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. Например, достаточно явно принципы земельного законодательства проявляют себя при анализе прав и обязанностей сторон, закрепленных в форме договора на размещение нестационарного торгового объекта Санкт-Петербурга <27>. Так, в соответствии с п. 3.2.2 предприниматель обязан использовать НТО и место размещения НТО исключительно в соответствии с целью, указанной в договоре. Кроме того, при использовании места размещения НТО необходимо соблюдать установленные требования водоохранного, природоохранного законодательства, законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (п. 3.2.11). В случае если место размещения НТО полностью или частично расположено в охранной зоне, установленной в отношении объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, необходимо обеспечивать допуск представителей собственников указанных объектов или представителей организаций, осуществляющих их эксплуатацию, к таким объектам в целях обеспечения их безопасности (3.2.12). В п. 3.2.13 договора на размещение НТО специально оговаривается, что предприниматель обязан использовать расположенную в пределах места размещения НТО землю вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговую полосу), водоохранную зону, прибрежную защитную полосу в соответствии с требованиями земельного и водного законодательства, а также не ограничивать доступ граждан к береговой полосе.
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Анализ типовых форм договора на размещение НТО ряда субъектов РФ свидетельствует о том, что свое отражение в них находят и такие принципы земельного законодательства, как принцип целевого использования, приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. Например, достаточно явно принципы земельного законодательства проявляют себя при анализе прав и обязанностей сторон, закрепленных в форме договора на размещение нестационарного торгового объекта Санкт-Петербурга <27>. Так, в соответствии с п. 3.2.2 предприниматель обязан использовать НТО и место размещения НТО исключительно в соответствии с целью, указанной в договоре. Кроме того, при использовании места размещения НТО необходимо соблюдать установленные требования водоохранного, природоохранного законодательства, законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (п. 3.2.11). В случае если место размещения НТО полностью или частично расположено в охранной зоне, установленной в отношении объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, необходимо обеспечивать допуск представителей собственников указанных объектов или представителей организаций, осуществляющих их эксплуатацию, к таким объектам в целях обеспечения их безопасности (3.2.12). В п. 3.2.13 договора на размещение НТО специально оговаривается, что предприниматель обязан использовать расположенную в пределах места размещения НТО землю вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговую полосу), водоохранную зону, прибрежную защитную полосу в соответствии с требованиями земельного и водного законодательства, а также не ограничивать доступ граждан к береговой полосе.