Презумпция вины перевозчика



Подборка наиболее важных документов по запросу Презумпция вины перевозчика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиция ВС РФ, ВАС РФ: В отношении перевозчика или экспедитора не применяются общие основания привлечения к ответственности
Определение Верховного Суда РФ от 15.12.2020 N 45-КГ20-18-К7, 2-1691/2019 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 401, п. 1 ст. 796 ГК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ
Согласно п. 1 ст. 796 ГК РФ вина перевозчика презюмируется и для освобождения от ответственности он должен доказать, что проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения обязательств. Следовательно, вывод о том, что ответственность перевозчика наступает при наличии вины, т.е. по общим основаниям ответственности за нарушение обязательств, предусмотренным п. п. 1 и 2 ст. 401 ГК РФ, является ошибочным.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 796 "Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа" ГК РФ"Поскольку вина перевозчика презюмируется, для освобождения от ответственности перевозчик по смыслу пункта 1 статьи 796 ГК РФ должен доказать, что он проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств."
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О гражданско-правовых проблемах цифровизации
(Суханов Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)
Такого рода вопросы возникают и при переходе от деликтного права к договорному. Изменяются ли содержание и структура прав и обязанностей сторон договора перевозки грузов при использовании перевозчиками "безэкипажных" транспортных средств (с согласия или без согласия грузоотправителей и грузополучателей) и остаются ли в силе давно сложившиеся и закрепленные транспортным законодательством презумпции вины перевозчиков в недостаче, утрате или порче грузов? Поскольку эти центральные аспекты правового регулирования грузовых перевозок остаются без принципиальных изменений, с позиций гражданского права использование в них "искусственного интеллекта" можно рассматривать лишь как очередное полезное техническое новшество, ускоряющее доставку грузов и экономящее средства перевозчика <5>, но не влияющее сколько-нибудь существенно на правовое оформление грузоперевозок в целом. Следовательно, такое использование ИИ пока не требует серьезных изменений в гражданско-правовом регулировании.
Статья: Возмещение вреда в гражданском и арбитражном судопроизводстве (практика частноправовых отношений в морской сфере)
(Коваль В.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 1)
В то же время российская арбитражная практика на сегодняшний день исходит из диаметрально противоположного принципа - принципа презумпции вины перевозчика (судовладельца). Как указывается в Постановлении АС Камчатского края от 8 февраля 2021 г. по делу N А24-3915/2020, "общим условием ответственности перевозчика за утрату груза является вина, которая презюмируется, и... перевозчик несет ответственность за несохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи получателю, если не докажет, что утрата произошла вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (статья 796 Гражданского кодекса (ГК) РФ, статья 166 КТМ РФ). Таким образом, именно перевозчик должен доказать свою невиновность, ссылаясь на одно из названных обстоятельств, чтобы освободиться от ответственности".
показать больше документов