Презумпция экологической опасности
Подборка наиболее важных документов по запросу Презумпция экологической опасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 9 "Состязательность" АПК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Вместе с тем согласно правовой позиции, изложенной в Определении ВС РФ от 24.04.2025 N 309-ЭС24-22782, с учетом презумпции экологической опасности хозяйственной деятельности невозможность безусловно установить, какие именно действия повлекли за собой загрязнение окружающей среды, не должна выступать обстоятельством, исключающим ответственность за вред.
(Арбитражный суд Уральского округа)Вместе с тем согласно правовой позиции, изложенной в Определении ВС РФ от 24.04.2025 N 309-ЭС24-22782, с учетом презумпции экологической опасности хозяйственной деятельности невозможность безусловно установить, какие именно действия повлекли за собой загрязнение окружающей среды, не должна выступать обстоятельством, исключающим ответственность за вред.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 133 "Задачи подготовки дела к судебному разбирательству" АПК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Вместе с тем согласно правовой позиции, изложенной в Определении ВС РФ от 24.04.2025 N 309-ЭС24-22782, с учетом презумпции экологической опасности хозяйственной деятельности невозможность безусловно установить, какие именно действия повлекли за собой загрязнение окружающей среды, не должна выступать обстоятельством, исключающим ответственность за вред.
(Арбитражный суд Уральского округа)Вместе с тем согласно правовой позиции, изложенной в Определении ВС РФ от 24.04.2025 N 309-ЭС24-22782, с учетом презумпции экологической опасности хозяйственной деятельности невозможность безусловно установить, какие именно действия повлекли за собой загрязнение окружающей среды, не должна выступать обстоятельством, исключающим ответственность за вред.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Презумпции в экологическом праве
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Ключевые слова: экологическое право, презумпции, экологическая опасность любой планируемой хозяйственной и иной деятельности, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, санитарно-защитные зоны, самовольная постройка, угроза жизни и здоровью граждан, угроза причинения вреда окружающей среде, угроза причинения вреда объектам культурного наследия.
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Ключевые слова: экологическое право, презумпции, экологическая опасность любой планируемой хозяйственной и иной деятельности, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, санитарно-защитные зоны, самовольная постройка, угроза жизни и здоровью граждан, угроза причинения вреда окружающей среде, угроза причинения вреда объектам культурного наследия.
Статья: Сравнительно-правовой анализ отраслевых принципов экологического права в фокусе конституционных экологических прав
(Юн Л.В.)
("Юрист", 2025, N 5)Принцип презумпции экологической опасности хозяйственной деятельности предполагает собой тот факт, что при проведении экологических экспертиз сведущие лица должны основываться на том, что юридические лица как субъекты хозяйственной деятельности могут причинять вред окружающей среде. Этот принцип находится в тесной взаимосвязи с правом на благоприятную окружающую среду.
(Юн Л.В.)
("Юрист", 2025, N 5)Принцип презумпции экологической опасности хозяйственной деятельности предполагает собой тот факт, что при проведении экологических экспертиз сведущие лица должны основываться на том, что юридические лица как субъекты хозяйственной деятельности могут причинять вред окружающей среде. Этот принцип находится в тесной взаимосвязи с правом на благоприятную окружающую среду.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об экологической экспертизе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
(ред. от 08.08.2024)
"Об экологической экспертизе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
Статья: Оценка эффективности применения эколого-правовых ограничений экономической деятельности в России
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)Заметим также, что не все из предусмотренных рассматриваемым Законом ограничительных средств охватываются указанным в нем термином "природоохранные требования". Очевидной иллюстрацией сказанного являются некоторые из закрепленных Законом об охране окружающей среды норм-принципов, например презумпция экологической опасности планируемой деятельности или обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении деятельности, безусловно обладающие эколого-правовым ограничительным потенциалом <16>.
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)Заметим также, что не все из предусмотренных рассматриваемым Законом ограничительных средств охватываются указанным в нем термином "природоохранные требования". Очевидной иллюстрацией сказанного являются некоторые из закрепленных Законом об охране окружающей среды норм-принципов, например презумпция экологической опасности планируемой деятельности или обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении деятельности, безусловно обладающие эколого-правовым ограничительным потенциалом <16>.
Статья: Роль эколого-правовых запретов в обеспечении устойчивого природопользования
(Хлуденева Н.И.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Правовым последствием принятия эколого-правового запрета является необходимость воздержания от невыполнения предусмотренного им требования, в связи с чем его основное предназначение - превенция экологических правонарушений. В целях предупреждения негативного воздействия (загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов и др.) на окружающую среду, в том числе и в процессе природопользования, экологическим законодательством предусмотрены разные нормы-запреты. В основе этих запретов лежит, как правило, принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности <18>.
(Хлуденева Н.И.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Правовым последствием принятия эколого-правового запрета является необходимость воздержания от невыполнения предусмотренного им требования, в связи с чем его основное предназначение - превенция экологических правонарушений. В целях предупреждения негативного воздействия (загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов и др.) на окружающую среду, в том числе и в процессе природопользования, экологическим законодательством предусмотрены разные нормы-запреты. В основе этих запретов лежит, как правило, принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности <18>.
Статья: Особенности правового регулирования вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)Одна из распространенных презумпций, на которой базируется хозяйственная деятельность в сфере экологии - презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности <16>. Несмотря на то что презюмируется опасность лишь планируемой деятельности, на практике суды распространяют такую презумпцию на уже осуществляющуюся деятельность <17>.
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)Одна из распространенных презумпций, на которой базируется хозяйственная деятельность в сфере экологии - презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности <16>. Несмотря на то что презюмируется опасность лишь планируемой деятельности, на практике суды распространяют такую презумпцию на уже осуществляющуюся деятельность <17>.
Статья: Перспективы и ограничения использования технологии "подталкивания" (nudge) в правовом регулировании
(Чураков В.Д.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Примером "подталкивания" могут служить и иные презумпции, например презумпция соответствия продукции требованиям стандартов <15>; презумпция сохранности объекта культурного наследия при хозяйственной деятельности <16>; презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности <17>. Презумпции являются правилами по умолчанию, которые считаются одним из основных инструментов "подталкивания" <18>.
(Чураков В.Д.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Примером "подталкивания" могут служить и иные презумпции, например презумпция соответствия продукции требованиям стандартов <15>; презумпция сохранности объекта культурного наследия при хозяйственной деятельности <16>; презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности <17>. Презумпции являются правилами по умолчанию, которые считаются одним из основных инструментов "подталкивания" <18>.
Статья: Объекты самовольного строительства: взгляд со стороны контрольно-надзорных органов
(Чеготова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Если лицо не знало и не могло знать о наличии ограничений использования земельного участка, в том числе вследствие отсутствия необходимых сведений в Едином государственном реестре недвижимости, а также получения от уполномоченного органа разрешения (согласования), допускающего возведение соответствующего объекта, то постройка не может быть признана самовольной (пункт 22 Постановления Пленума N 44). Как это соотносится с предусмотренной статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" презумпцией потенциальной экологической опасности хозяйственной деятельности, пока не доказано иное, - вопрос также открытый.
(Чеготова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Если лицо не знало и не могло знать о наличии ограничений использования земельного участка, в том числе вследствие отсутствия необходимых сведений в Едином государственном реестре недвижимости, а также получения от уполномоченного органа разрешения (согласования), допускающего возведение соответствующего объекта, то постройка не может быть признана самовольной (пункт 22 Постановления Пленума N 44). Как это соотносится с предусмотренной статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" презумпцией потенциальной экологической опасности хозяйственной деятельности, пока не доказано иное, - вопрос также открытый.
Статья: Методологические подходы к исследованию права рационального природопользования
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)В настоящее время общественные отношения по использованию природных ресурсов, не связанные с охраной природы, представлены сравнительно узким кругом, но не менее важным, чем две другие группы отношений, образующих предмет экологического права. В силу ст. 9 (ч. 1), 36 (ч. 2, 3), 42, 58, 72 (п. "в", "д", "к" ч. 1), 114 (п. "е5" ч. 1) Конституции РФ, ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) и ст. 3 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" о презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности "общественные отношения по использованию природных ресурсов, не связанные с охраной природы" охватываются исключительно охранительными правоотношениями (возникают в связи с совершением правонарушения, преступления, причинением вреда окружающей среде) и только в этой части относятся к предмету природоресурсных отраслей права и экологического права. Такой вывод вытекает из действующих природоресурсных законов, в которых невозможно разграничить использование и охрану соответствующего природного ресурса, поскольку любое использование должно сопровождаться охраной природного ресурса и окружающей среды в целом. Именно поэтому правовое регулирование общественных отношений по любому взаимодействию с окружающей средой обусловлено действием общего запрета, являющегося первым уровнем нормативного регулирования <21> (в рамках разрешительного режима (типа) правового регулирования, который свойствен экологическому и природоресурсным отраслям права).
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)В настоящее время общественные отношения по использованию природных ресурсов, не связанные с охраной природы, представлены сравнительно узким кругом, но не менее важным, чем две другие группы отношений, образующих предмет экологического права. В силу ст. 9 (ч. 1), 36 (ч. 2, 3), 42, 58, 72 (п. "в", "д", "к" ч. 1), 114 (п. "е5" ч. 1) Конституции РФ, ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) и ст. 3 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" о презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности "общественные отношения по использованию природных ресурсов, не связанные с охраной природы" охватываются исключительно охранительными правоотношениями (возникают в связи с совершением правонарушения, преступления, причинением вреда окружающей среде) и только в этой части относятся к предмету природоресурсных отраслей права и экологического права. Такой вывод вытекает из действующих природоресурсных законов, в которых невозможно разграничить использование и охрану соответствующего природного ресурса, поскольку любое использование должно сопровождаться охраной природного ресурса и окружающей среды в целом. Именно поэтому правовое регулирование общественных отношений по любому взаимодействию с окружающей средой обусловлено действием общего запрета, являющегося первым уровнем нормативного регулирования <21> (в рамках разрешительного режима (типа) правового регулирования, который свойствен экологическому и природоресурсным отраслям права).
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Согласно ст. 4 Закона N 246-ФЗ проект разрешения на создание искусственного земельного участка подлежит согласованию с федеральными, региональными и местными органами власти, но в Законе отсутствуют специальные правила, которыми призваны руководствоваться указанные органы, а положения и административные регламенты, определяющие их полномочия, носят общий характер и не учитывают специфику отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков. К сожалению, в качестве недостатка Закона N 246-ФЗ следует назвать отсутствие в нем положений о необходимости указания в проекте разрешения на создание искусственного земельного участка сведений о предполагаемом влиянии участка на экологию и мерах экологической безопасности; Закон не содержит положений, регламентирующих охрану окружающей природной среды и устанавливающих эколого-правовые ограничения на создание искусственных земельных участков, поэтому соответствующим уполномоченным органам при рассмотрении проекта разрешения необходимо учитывать ограничительные нормы, содержащиеся в иных актах. Так, статья 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Исходя из данных норм, оценка воздействия искусственного земельного участка на окружающую природную среду должна прилагаться к проекту разрешения на создание участка и исследоваться уполномоченными органами при проведении согласований проекта и выдаче разрешения на возведение участка. Соответствующие положения рекомендуется внести в Закон N 246-ФЗ.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Согласно ст. 4 Закона N 246-ФЗ проект разрешения на создание искусственного земельного участка подлежит согласованию с федеральными, региональными и местными органами власти, но в Законе отсутствуют специальные правила, которыми призваны руководствоваться указанные органы, а положения и административные регламенты, определяющие их полномочия, носят общий характер и не учитывают специфику отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков. К сожалению, в качестве недостатка Закона N 246-ФЗ следует назвать отсутствие в нем положений о необходимости указания в проекте разрешения на создание искусственного земельного участка сведений о предполагаемом влиянии участка на экологию и мерах экологической безопасности; Закон не содержит положений, регламентирующих охрану окружающей природной среды и устанавливающих эколого-правовые ограничения на создание искусственных земельных участков, поэтому соответствующим уполномоченным органам при рассмотрении проекта разрешения необходимо учитывать ограничительные нормы, содержащиеся в иных актах. Так, статья 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Исходя из данных норм, оценка воздействия искусственного земельного участка на окружающую природную среду должна прилагаться к проекту разрешения на создание участка и исследоваться уполномоченными органами при проведении согласований проекта и выдаче разрешения на возведение участка. Соответствующие положения рекомендуется внести в Закон N 246-ФЗ.
Статья: Риск-ориентированный подход в государственном экологическом управлении: правовые основы
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Так, основополагающим принципом экологического права является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности (ст. 2 Федерального закона об охране окружающей среды), что также можно понимать как риск наступления неблагоприятных последствий для окружающей природной среды от такой деятельности. Для природопользователя это может быть риск наступления имущественных потерь в связи с необходимостью возмещения вреда окружающей среде, для всех иных - риск изменения качества окружающей среды ввиду негативного на нее воздействия.
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Так, основополагающим принципом экологического права является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности (ст. 2 Федерального закона об охране окружающей среды), что также можно понимать как риск наступления неблагоприятных последствий для окружающей природной среды от такой деятельности. Для природопользователя это может быть риск наступления имущественных потерь в связи с необходимостью возмещения вреда окружающей среде, для всех иных - риск изменения качества окружающей среды ввиду негативного на нее воздействия.
Статья: Правотворчество в сфере охраны окружающей среды: общая характеристика состояния и основные тенденции развития
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Основной субъект правотворчества в природоохранной сфере - органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ. Мониторинг принятых ими с начала 1990-х гг. нормативных правовых актов показывает, что эколого-правовая политика нашего государства в целом учитывает многие современные общемировые тенденции правового регулирования охраны окружающей среды. В законодательстве современной России закреплены: экологические права человека (право на благоприятную окружающую среду, на достоверную экологическую информацию, на возмещение вреда окружающей среде и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением); принципы охраны окружающей среды ("загрязнитель платит", "презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности" и др.); ключевые ориентиры устойчивого развития нашей страны, направленные на обеспечение баланса между решением задач социально-экономического роста и сохранением природной среды как основы жизни и деятельности народов России; превентивные и репрессивные природоохранные требования, предъявляемые ко всем субъектам права и видам осуществляемой ими деятельности, в той или иной степени воздействующей на окружающую среду; механизм реализации экологической функции государства и др.
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Основной субъект правотворчества в природоохранной сфере - органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ. Мониторинг принятых ими с начала 1990-х гг. нормативных правовых актов показывает, что эколого-правовая политика нашего государства в целом учитывает многие современные общемировые тенденции правового регулирования охраны окружающей среды. В законодательстве современной России закреплены: экологические права человека (право на благоприятную окружающую среду, на достоверную экологическую информацию, на возмещение вреда окружающей среде и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением); принципы охраны окружающей среды ("загрязнитель платит", "презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности" и др.); ключевые ориентиры устойчивого развития нашей страны, направленные на обеспечение баланса между решением задач социально-экономического роста и сохранением природной среды как основы жизни и деятельности народов России; превентивные и репрессивные природоохранные требования, предъявляемые ко всем субъектам права и видам осуществляемой ими деятельности, в той или иной степени воздействующей на окружающую среду; механизм реализации экологической функции государства и др.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Необходимость государственной регистрации веществ и продукции обусловлена закрепленными в ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" принципами соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которых непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Необходимость государственной регистрации веществ и продукции обусловлена закрепленными в ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" принципами соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которых непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.