Презумпция доминирования
Подборка наиболее важных документов по запросу Презумпция доминирования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые коллизии режимов собственности супругов: от презумпции равенства к долевой трансформации
(Емелина Л.А., Яворский С.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 9)Современное регулирование имущественных отношений супругов в России сталкивается с системными коллизиями, обусловленными противоречиями между нормами Семейного (СК РФ) и Гражданского кодексов РФ (ГК РФ). Доминирование презумпции равенства долей в совместной собственности, закрепленной ст. 34 СК РФ, нередко приводит к злоупотреблениям, включая сокрытие активов через мнимые брачные договоры. Судебная практика демонстрирует неоднозначность при оценке "крайне неблагоприятного положения" супруга и признании сделок ничтожными, что создает правовую неопределенность.
(Емелина Л.А., Яворский С.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 9)Современное регулирование имущественных отношений супругов в России сталкивается с системными коллизиями, обусловленными противоречиями между нормами Семейного (СК РФ) и Гражданского кодексов РФ (ГК РФ). Доминирование презумпции равенства долей в совместной собственности, закрепленной ст. 34 СК РФ, нередко приводит к злоупотреблениям, включая сокрытие активов через мнимые брачные договоры. Судебная практика демонстрирует неоднозначность при оценке "крайне неблагоприятного положения" супруга и признании сделок ничтожными, что создает правовую неопределенность.
Статья: О публично-правовой институционализации феномена межпоколенческой солидарности (российская модель)
(Ирхин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 1)В ракурсе концепции (стратегии) межпоколенческой солидарности (и аналогичных документов регионального уровня) следует уделить внимание гарантированию соблюдения принципов пропорциональности и субсидиарности при регулировании сферы межпоколенческих связей. Речь идет о поиске и поддержании адаптивного баланса при разграничении компетенции между Россией и ее субъектами при одновременном доминировании презумпции обеспечения максимальной приближенности центров разработки и принятия решений к гражданам (в том числе институционализации ресурсов и форм партиципаторной демократии). Кроме того, необходимо обеспечивать рациональное соотношение отраслевых объемов в системе регулирования.
(Ирхин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 1)В ракурсе концепции (стратегии) межпоколенческой солидарности (и аналогичных документов регионального уровня) следует уделить внимание гарантированию соблюдения принципов пропорциональности и субсидиарности при регулировании сферы межпоколенческих связей. Речь идет о поиске и поддержании адаптивного баланса при разграничении компетенции между Россией и ее субъектами при одновременном доминировании презумпции обеспечения максимальной приближенности центров разработки и принятия решений к гражданам (в том числе институционализации ресурсов и форм партиципаторной демократии). Кроме того, необходимо обеспечивать рациональное соотношение отраслевых объемов в системе регулирования.
Статья: О непоименованных оценочных понятиях семейного права
(Фиошин А.В.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 2)В литературе отмечается, что презумпция интересов матери, их доминирование в родительских правоотношениях в ряде случаев является фундаментом для злоупотребления правом. Так, в соответствии с п. 2 ст. 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323) женщина по своему желанию может прервать беременность при сроке до двенадцати недель <11>. "Очевидно, - пишет Е.В. Ковалева, - что в такой ситуации женщиной предрешается не только вопрос о материнстве, но и вопрос об отцовстве, что в корне противоречит принципу равноправия матери и отца в родительском правоотношении и в определенных случаях создает реальную базу для злоупотребления правом женщины на защиту материнства и воспитание детей, что, в свою очередь, противоречит правам и интересам мужчины-отца" [7, с. 228].
(Фиошин А.В.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 2)В литературе отмечается, что презумпция интересов матери, их доминирование в родительских правоотношениях в ряде случаев является фундаментом для злоупотребления правом. Так, в соответствии с п. 2 ст. 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323) женщина по своему желанию может прервать беременность при сроке до двенадцати недель <11>. "Очевидно, - пишет Е.В. Ковалева, - что в такой ситуации женщиной предрешается не только вопрос о материнстве, но и вопрос об отцовстве, что в корне противоречит принципу равноправия матери и отца в родительском правоотношении и в определенных случаях создает реальную базу для злоупотребления правом женщины на защиту материнства и воспитание детей, что, в свою очередь, противоречит правам и интересам мужчины-отца" [7, с. 228].
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)Именно эти возможности и должны определяться при установлении доминирующего положения, даже для случаев, когда доля хозяйствующего субъекта превышает 50%. Это следует из нормы, закрепленной в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции, которой допускается отказ от презумпции доминирования хозсубъекта с рыночной долей более 50%. Для случаев же, когда хозяйствующий субъект имеет долю менее 50%, но более 35%, требуется установление дополнительных условий, указывающих на стабильность рынка и, как следствие, наличие доминирующего положения. Однако и в этом случае для установления доминирующего положения требуется установить наличие возможностей, предусмотренных в абзаце первом ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции.
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)Именно эти возможности и должны определяться при установлении доминирующего положения, даже для случаев, когда доля хозяйствующего субъекта превышает 50%. Это следует из нормы, закрепленной в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции, которой допускается отказ от презумпции доминирования хозсубъекта с рыночной долей более 50%. Для случаев же, когда хозяйствующий субъект имеет долю менее 50%, но более 35%, требуется установление дополнительных условий, указывающих на стабильность рынка и, как следствие, наличие доминирующего положения. Однако и в этом случае для установления доминирующего положения требуется установить наличие возможностей, предусмотренных в абзаце первом ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции.
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Помимо качественных, выделяются также и количественные критерии доминирующего положения <2>, в качестве которых выступает доля хозяйствующих субъектов на товарном рынке. В зависимости от доли хозяйствующего субъекта могут применяться различные презумпции наличия/отсутствия доминирования, установленные Законом о защите конкуренции, в частности:
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Помимо качественных, выделяются также и количественные критерии доминирующего положения <2>, в качестве которых выступает доля хозяйствующих субъектов на товарном рынке. В зависимости от доли хозяйствующего субъекта могут применяться различные презумпции наличия/отсутствия доминирования, установленные Законом о защите конкуренции, в частности:
Статья: Знакомиться нельзя копировать, или История одной таможенной проверки
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)Таким образом, системная регламентация таможенного контроля, основанная на принципах презумпции добросовестности проверяемого лица, доминирования профилактической составляющей таможенного контроля, защите законных ожиданий невластных субъектов, представляет собой важную часть механизма защиты прав и законных интересов контролируемых лиц. Но при определенной направленности правоприменения, ведомственного усмотрения в части толкования требований нормативно-правовых актов в угоду "узковедомственным" интересам, принятия решений и совершения действий, противоречащих законным ожиданиям граждан и организаций во взаимодействии с органами власти, подобная регламентация, ее качество обесценивается и, по сути, не обеспечивает цели контрольного воздействия в соответствующей сфере регулирования. В качестве противовеса подобной практике выступает активная административно-процедурная активность граждан и организаций во взаимодействии с органами исполнительной власти. Активность невластных субъектов призвана и способна не только усовершенствовать таможенное законодательство, но и переломить административную и судебную практику в таможенной сфере. Подобная активность может рассматриваться способом участия граждан и организаций в регулировании контроля и надзора в соответствующей области, формой их вовлеченности в управленческие процессы, а также вынужденным механизмом защиты своих прав и свобод, прежде всего прав процедурного свойства.
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)Таким образом, системная регламентация таможенного контроля, основанная на принципах презумпции добросовестности проверяемого лица, доминирования профилактической составляющей таможенного контроля, защите законных ожиданий невластных субъектов, представляет собой важную часть механизма защиты прав и законных интересов контролируемых лиц. Но при определенной направленности правоприменения, ведомственного усмотрения в части толкования требований нормативно-правовых актов в угоду "узковедомственным" интересам, принятия решений и совершения действий, противоречащих законным ожиданиям граждан и организаций во взаимодействии с органами власти, подобная регламентация, ее качество обесценивается и, по сути, не обеспечивает цели контрольного воздействия в соответствующей сфере регулирования. В качестве противовеса подобной практике выступает активная административно-процедурная активность граждан и организаций во взаимодействии с органами исполнительной власти. Активность невластных субъектов призвана и способна не только усовершенствовать таможенное законодательство, но и переломить административную и судебную практику в таможенной сфере. Подобная активность может рассматриваться способом участия граждан и организаций в регулировании контроля и надзора в соответствующей области, формой их вовлеченности в управленческие процессы, а также вынужденным механизмом защиты своих прав и свобод, прежде всего прав процедурного свойства.