Превенция
Подборка наиболее важных документов по запросу Превенция (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 29.13 "Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения" КоАП РФ"Как верно указал суд апелляционной инстанции из содержания статьи 29.13 КоАП РФ следует, что действующее правовое регулирование в области административного производства не исключает внесение соответствующих представлений в адрес лиц, не являющихся лицами, привлекаемыми к административной ответственности, если устранение причин и условий совершения конкретного административного правонарушения силами одного лишь субъекта административного правонарушения не представляется возможным и достаточным с точки зрения общей и частной превенции."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 119 "Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность п. 1 ст. 119 НК РФ, которая допускает привлечение налогоплательщика, ошибочно применявшего специальный режим налогообложения вместо общего режима налогообложения, но подавшего декларацию и уплатившего соответствующий налог, к налоговой ответственности за непредставление деклараций по НДФЛ и НДС с одновременным привлечением к ответственности за их неуплату. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ указал, что закрепленная в п. 1 ст. 119 НК РФ санкция направлена, среди прочего, на обеспечение эффективной превенции налоговых правонарушений, при этом штраф рассчитывается с учетом размера налоговой обязанности, что обеспечивает дифференциацию размера ответственности. Привлечение к ответственности направлено на стимулирование налогоплательщика к скорейшему устранению допущенного им нарушения. При ошибочном применении упрощенной системы налогообложения вместо общей системы налогообложения бюджетной системе наносится ущерб, что делает необходимым взыскание налоговых санкций за неуплату конкретных налогов и непредставление по ним налоговых деклараций.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность п. 1 ст. 119 НК РФ, которая допускает привлечение налогоплательщика, ошибочно применявшего специальный режим налогообложения вместо общего режима налогообложения, но подавшего декларацию и уплатившего соответствующий налог, к налоговой ответственности за непредставление деклараций по НДФЛ и НДС с одновременным привлечением к ответственности за их неуплату. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ указал, что закрепленная в п. 1 ст. 119 НК РФ санкция направлена, среди прочего, на обеспечение эффективной превенции налоговых правонарушений, при этом штраф рассчитывается с учетом размера налоговой обязанности, что обеспечивает дифференциацию размера ответственности. Привлечение к ответственности направлено на стимулирование налогоплательщика к скорейшему устранению допущенного им нарушения. При ошибочном применении упрощенной системы налогообложения вместо общей системы налогообложения бюджетной системе наносится ущерб, что делает необходимым взыскание налоговых санкций за неуплату конкретных налогов и непредставление по ним налоговых деклараций.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Процедура медиации как проявление юридической превенции
(Тихонов Я.И., Земсков И.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7
(Тихонов Я.И., Земсков И.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7
Статья: К вопросу о защите и охране права в административном судопроизводстве
(Яковлева А.П.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)В указанных и иных случаях судебная деятельность приобретает публично-правовой характер, где суд играет роль охранительного органа, который может предотвратить нарушение права в зависимости от конкретной ситуации и в отношении отдельного субъекта права, либо общества в целом, либо и общества, и конкретного лица совместно. И в целях соблюдения законности суд выполняет двойственную роль, одна из которых является надзором за деятельностью властных органов при реализации ими своих полномочий, т.е. носит санкционный характер, с другой стороны, суд, вынося решение, способствуя организации общественного порядка, охраняет интересы конкретного лица и общества в целом, организуя деятельность публичных субъектов, что направлено на достижение превентивно-предупредительной цели, суть которой - превенция в отношении как конкретного лица, как и общества в целом. Таким образом, суть публично-правовой охраны в административном судопроизводстве - санкционирование действий публично-властных субъектов, целью которого является превенция нарушения общественных и частных интересов в правоприменительной деятельности.
(Яковлева А.П.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)В указанных и иных случаях судебная деятельность приобретает публично-правовой характер, где суд играет роль охранительного органа, который может предотвратить нарушение права в зависимости от конкретной ситуации и в отношении отдельного субъекта права, либо общества в целом, либо и общества, и конкретного лица совместно. И в целях соблюдения законности суд выполняет двойственную роль, одна из которых является надзором за деятельностью властных органов при реализации ими своих полномочий, т.е. носит санкционный характер, с другой стороны, суд, вынося решение, способствуя организации общественного порядка, охраняет интересы конкретного лица и общества в целом, организуя деятельность публичных субъектов, что направлено на достижение превентивно-предупредительной цели, суть которой - превенция в отношении как конкретного лица, как и общества в целом. Таким образом, суть публично-правовой охраны в административном судопроизводстве - санкционирование действий публично-властных субъектов, целью которого является превенция нарушения общественных и частных интересов в правоприменительной деятельности.
Статья: К вопросу о совершенствовании мер профилактики совершения военнослужащими Российской Федерации преступлений, предусмотренных статьями 337, 338 УК РФ
(Беркович О.Е., Матрешина Е.Б., Денисов Л.В.)
("Российский следователь", 2025, N 8)Ключевые слова: профилактика, предотвращение, превенция, причины, условия, мотивы, социально-психологический климат, дезертирство, самовольное оставление воинской части, психологические особенности личности, психоэмоциональное состояние.
(Беркович О.Е., Матрешина Е.Б., Денисов Л.В.)
("Российский следователь", 2025, N 8)Ключевые слова: профилактика, предотвращение, превенция, причины, условия, мотивы, социально-психологический климат, дезертирство, самовольное оставление воинской части, психологические особенности личности, психоэмоциональное состояние.
Статья: Депозит нотариуса: интернет-трансляция фактического состояния заложенных ценностей
(Матыцин Д.Е.)
("Нотариус", 2022, N 4)<*> Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда "Трансформация общественных отношений в условиях индустрии 4.0: юридическая превенция" (проект N 20-18-00314).
(Матыцин Д.Е.)
("Нотариус", 2022, N 4)<*> Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда "Трансформация общественных отношений в условиях индустрии 4.0: юридическая превенция" (проект N 20-18-00314).
Статья: Вина в гражданском праве
(Дерхо Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, уголовный закон в основном концентрируется на функциях покарания и превенции. При этом сама природа публично-правовой кары имманентно требует наличия в своем основании злонамеренности преступника, которая купируется и угнетается силой государственного принуждения. Аналогичным образом для достижений целей частной превенции значимо отношение преступника к своему деянию, которое раскрывает особенности личности и позволяет оценить риски рецидива.
(Дерхо Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, уголовный закон в основном концентрируется на функциях покарания и превенции. При этом сама природа публично-правовой кары имманентно требует наличия в своем основании злонамеренности преступника, которая купируется и угнетается силой государственного принуждения. Аналогичным образом для достижений целей частной превенции значимо отношение преступника к своему деянию, которое раскрывает особенности личности и позволяет оценить риски рецидива.
Статья: Публичная демонстрация совершаемого преступления: законодательная регламентация и квалификация
(Скрипченко Н.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Не претендуя на бесспорность изложенного выше, отметим профилактическую значимость рассмотренных изменений, внесенных в уголовный закон, так как и при нулевом применении новые запреты обеспечивают общую превенцию. Практическая же востребованность новых норм создаст эмпирическую базу, обобщение которой позволит не только выработать универсальные критерии уголовно-правовой оценки девиантных действий, деструктивно влияющих на нравственные социальные установки, но и устранить вскрывшиеся дефекты нормативного регулирования.
(Скрипченко Н.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Не претендуя на бесспорность изложенного выше, отметим профилактическую значимость рассмотренных изменений, внесенных в уголовный закон, так как и при нулевом применении новые запреты обеспечивают общую превенцию. Практическая же востребованность новых норм создаст эмпирическую базу, обобщение которой позволит не только выработать универсальные критерии уголовно-правовой оценки девиантных действий, деструктивно влияющих на нравственные социальные установки, но и устранить вскрывшиеся дефекты нормативного регулирования.
Статья: Об использовании инструментов превенции в контрольной деятельности муниципальных органов
(Переседов А.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4
(Переседов А.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4
Статья: В поисках критериев обоснованности размеров административных наказаний
(Зырянов С.М., Калмыкова А.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Автор утверждал, что административные санкции нацелены на воспитание граждан, частную и общую превенцию, предлагал определять эффективность по степени достижения цели административных наказаний, отмечал, что важным элементом понятия эффективности является достигнутый результат, проявляющийся в конкретных количественных показателях, однако эта задача не имеет простого решения, поэтому необходимо вводить эмпирические показатели эффективности [21].
(Зырянов С.М., Калмыкова А.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Автор утверждал, что административные санкции нацелены на воспитание граждан, частную и общую превенцию, предлагал определять эффективность по степени достижения цели административных наказаний, отмечал, что важным элементом понятия эффективности является достигнутый результат, проявляющийся в конкретных количественных показателях, однако эта задача не имеет простого решения, поэтому необходимо вводить эмпирические показатели эффективности [21].
Статья: Перспективы правового регулирования общественных отношений в сфере здравоохранения в условиях применения искусственного интеллекта
(Киселев А.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Развитие генетических технологий образует ряд социальных рисков, связанных с правами человека. Под угрозой конституционное право на охрану здоровья, право на защиту персональных данных (в частности, информации о состоянии здоровья), право на защиту генетической информации, право на труд, принципы недискриминации, социального равенства. Правовое регулирование и биоэтика выступают регуляторами и механизмами обеспечения равенства в обществе, гармоничного развития социума. Вне всякого сомнения, биоэтическая превенция опасностей - залог успешного развития генетических технологий. Определенно, самые сложные вопросы, связанные с генетическими технологиями, еще впереди. Развитие биоэтики и биоправа должно идти как минимум в ногу со временем, а в лучшем случае - с прогнозированием наиболее очевидных рисков, разработкой механизмов воздействия в случае появления опасных технологий в будущем.
(Киселев А.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Развитие генетических технологий образует ряд социальных рисков, связанных с правами человека. Под угрозой конституционное право на охрану здоровья, право на защиту персональных данных (в частности, информации о состоянии здоровья), право на защиту генетической информации, право на труд, принципы недискриминации, социального равенства. Правовое регулирование и биоэтика выступают регуляторами и механизмами обеспечения равенства в обществе, гармоничного развития социума. Вне всякого сомнения, биоэтическая превенция опасностей - залог успешного развития генетических технологий. Определенно, самые сложные вопросы, связанные с генетическими технологиями, еще впереди. Развитие биоэтики и биоправа должно идти как минимум в ногу со временем, а в лучшем случае - с прогнозированием наиболее очевидных рисков, разработкой механизмов воздействия в случае появления опасных технологий в будущем.
Статья: Совершенствование системы внутреннего контроля расчетов по имущественному страхованию в сельскохозяйственных организациях
(Закирова А.Р., Мавлиева Л.М., Низамутдинов М.М., Клычова А.С., Махмутов М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)- принцип превенции акцентирует внимание на участии страховщиков в финансировании мер по снижению рисков и минимизации убытков.
(Закирова А.Р., Мавлиева Л.М., Низамутдинов М.М., Клычова А.С., Махмутов М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)- принцип превенции акцентирует внимание на участии страховщиков в финансировании мер по снижению рисков и минимизации убытков.
Статья: Субсидиарная ответственность лиц, не являющихся контролирующими. Кто рискует ответить по долгам компании-банкрота вместе с бенефициаром?
(Морев Д.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)В сложившейся в то время ситуации стало очевидным, что для эффективного взыскания долгов необходимо найти способ выхода на контролирующих лиц компании-банкрота, который, с одной стороны, позволил бы взыскивать с них долги банкротного общества (погашая требования кредиторов), с другой - стал бы институтом общей превенции, то есть предупреждения совершения недобросовестных действий, нарушающих права кредиторов. На этом фоне в 2009 году законодатель внес серьезные изменения в Закон о банкротстве - появляются подробные положения о субсидиарной ответственности контролирующих лиц, в частности, нормы об ответственности руководителя за отсутствие либо недостоверность документов общества, что, очевидно, было инициативой именно "фискалов", поскольку сокрытие документов в тот период считалось "универсальным" способом избежания как фискальных доначислений, так и субсидиарной ответственности в банкротных процедурах.
(Морев Д.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)В сложившейся в то время ситуации стало очевидным, что для эффективного взыскания долгов необходимо найти способ выхода на контролирующих лиц компании-банкрота, который, с одной стороны, позволил бы взыскивать с них долги банкротного общества (погашая требования кредиторов), с другой - стал бы институтом общей превенции, то есть предупреждения совершения недобросовестных действий, нарушающих права кредиторов. На этом фоне в 2009 году законодатель внес серьезные изменения в Закон о банкротстве - появляются подробные положения о субсидиарной ответственности контролирующих лиц, в частности, нормы об ответственности руководителя за отсутствие либо недостоверность документов общества, что, очевидно, было инициативой именно "фискалов", поскольку сокрытие документов в тот период считалось "универсальным" способом избежания как фискальных доначислений, так и субсидиарной ответственности в банкротных процедурах.