Преодоление и устранение пробелов в праве
Подборка наиболее важных документов по запросу Преодоление и устранение пробелов в праве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Судебное преодоление пробелов в праве через призму исторического опыта
(Степанов М.М.)
("Администратор суда", 2021, N 3)В настоящее время в России проблема пробельности права приобрела особую актуальность. В первую очередь это связано с широким проникновением цифровых технологий во все сферы жизни общества. Одним из последствий цифровизации стало значительное ускорение социальной динамики. Появились общественные отношения, которые должны быть, но в настоящее время не урегулированы правом. В то же время традиционное правовое регулирование не успевает отражать трансформацию общественных отношений, регламентировать их. Также необходимо отметить и роль пандемии COVID-19, которая привела к возникновению совершенно новой социальной реальности, не урегулированной законодательством, что только усугубило проблему пробельности в праве. В этой связи поиск решения проблем, связанных с выявлением пробелов в праве, их устранением и преодолением, является крайне важным в современной России.
(Степанов М.М.)
("Администратор суда", 2021, N 3)В настоящее время в России проблема пробельности права приобрела особую актуальность. В первую очередь это связано с широким проникновением цифровых технологий во все сферы жизни общества. Одним из последствий цифровизации стало значительное ускорение социальной динамики. Появились общественные отношения, которые должны быть, но в настоящее время не урегулированы правом. В то же время традиционное правовое регулирование не успевает отражать трансформацию общественных отношений, регламентировать их. Также необходимо отметить и роль пандемии COVID-19, которая привела к возникновению совершенно новой социальной реальности, не урегулированной законодательством, что только усугубило проблему пробельности в праве. В этой связи поиск решения проблем, связанных с выявлением пробелов в праве, их устранением и преодолением, является крайне важным в современной России.
Нормативные акты
"Информация "Конституционно-правовые аспекты совершенствования нормотворческой деятельности (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2013 - 2015 годов)"
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 23.06.2016)Анализ поступающих в Конституционный Суд жалоб показывает, что отнюдь не все требующие нормативного упорядочения отношения охватываются применяемым в соответствующей сфере регулированием. Конституционный Суд не наделен специальным полномочием оценивать конституционность законодательных пробелов. Однако проблема неурегулированности определенных общественных отношений нередко неизбежно сопутствует основному вопросу, рассматриваемому при проверке конституционности нормативного правового акта Конституционным Судом. В связи с этим Конституционный Суд исходит из понимания того обстоятельства, что пробельность закона может являться основанием проверки его конституционности, когда пробел ведет к правоприменению, угрожающему соблюдению конкретных конституционных прав. По результатам оценки влияния законодательного пробела на конституционность регулирования Конституционный Суд предписывает законодателю преодолеть соответствующим образом имеющий место пробел.
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 23.06.2016)Анализ поступающих в Конституционный Суд жалоб показывает, что отнюдь не все требующие нормативного упорядочения отношения охватываются применяемым в соответствующей сфере регулированием. Конституционный Суд не наделен специальным полномочием оценивать конституционность законодательных пробелов. Однако проблема неурегулированности определенных общественных отношений нередко неизбежно сопутствует основному вопросу, рассматриваемому при проверке конституционности нормативного правового акта Конституционным Судом. В связи с этим Конституционный Суд исходит из понимания того обстоятельства, что пробельность закона может являться основанием проверки его конституционности, когда пробел ведет к правоприменению, угрожающему соблюдению конкретных конституционных прав. По результатам оценки влияния законодательного пробела на конституционность регулирования Конституционный Суд предписывает законодателю преодолеть соответствующим образом имеющий место пробел.
Информация Конституционного Суда РФ
"Методологические аспекты конституционного контроля (к 30-летию Конституционного Суда Российской Федерации)"
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 19.10.2021)Оценивая конституционность правового регулирования, конституционная юстиция с необходимостью творит право. В частности, пробелы, заключающие в себе конституционно значимый дефект регулирования, преодолеваются через толкование соответствующих законоположений (выявление конституционного смысла) либо через установление временного регулирования. Устранение от такого восполнения по существу означало бы отказ в правосудии, а в некоторых случаях - обрыв осуществляемой в правовом поле коммуникации между публичной властью и частью общества, представленной заявителями. Не ставя под сомнение конституционно определенные пределы судебной власти, эти возможности дополняют юрисдикционные полномочия экстраординарного правосудия, которое в противном случае было бы не в состоянии достичь стоящих перед ним целей. Рассматриваемая в данном контексте вовлеченность конституционного нормоконтроля в нормотворчество является одним из непременных элементов механизма сдержек и противовесов, обеспечивающего конституционную законность и, в конечном счете, верховенство права.
"Методологические аспекты конституционного контроля (к 30-летию Конституционного Суда Российской Федерации)"
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 19.10.2021)Оценивая конституционность правового регулирования, конституционная юстиция с необходимостью творит право. В частности, пробелы, заключающие в себе конституционно значимый дефект регулирования, преодолеваются через толкование соответствующих законоположений (выявление конституционного смысла) либо через установление временного регулирования. Устранение от такого восполнения по существу означало бы отказ в правосудии, а в некоторых случаях - обрыв осуществляемой в правовом поле коммуникации между публичной властью и частью общества, представленной заявителями. Не ставя под сомнение конституционно определенные пределы судебной власти, эти возможности дополняют юрисдикционные полномочия экстраординарного правосудия, которое в противном случае было бы не в состоянии достичь стоящих перед ним целей. Рассматриваемая в данном контексте вовлеченность конституционного нормоконтроля в нормотворчество является одним из непременных элементов механизма сдержек и противовесов, обеспечивающего конституционную законность и, в конечном счете, верховенство права.
Статья: Проблемы правового регулирования цифрового налогового контроля
(Челноков Д.М.)
("Финансовое право", 2024, N 12)<7> Демин А.В. Неопределенность в налоговом праве и правовые средства ее преодоления: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 39.
(Челноков Д.М.)
("Финансовое право", 2024, N 12)<7> Демин А.В. Неопределенность в налоговом праве и правовые средства ее преодоления: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 39.
Статья: Жестокое обращение с животными (ст. 245 УК РФ): судебная практика, поиск новых критериев
(Пейсикова Е.В.)
("Уголовное судопроизводство", 2023, N 4)В интересах защиты права граждан на нормальное развитие общественных отношений в сфере нравственности, а также в целях гарантии защиты животных от жестокого обращения запаздывание законодателя в регулировании указанных общественных отношений, безусловно, должно компенсироваться активностью суда. Особую роль по преодолению пробелов в правовом регулировании, устранению коллизий и противоречий уголовного законодательства выполняют высшие судебные органы - Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации.
(Пейсикова Е.В.)
("Уголовное судопроизводство", 2023, N 4)В интересах защиты права граждан на нормальное развитие общественных отношений в сфере нравственности, а также в целях гарантии защиты животных от жестокого обращения запаздывание законодателя в регулировании указанных общественных отношений, безусловно, должно компенсироваться активностью суда. Особую роль по преодолению пробелов в правовом регулировании, устранению коллизий и противоречий уголовного законодательства выполняют высшие судебные органы - Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации.
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)В то же время само по себе отсутствие таких норм не должно являться основанием для нарушения конституционных прав налогоплательщика, который вправе рассчитывать, что пробелы, касающиеся охранения прав налогоплательщика, будут преодолеваться посредством аналогии. "Недопустимо отказывать налогоплательщику в осуществлении его прав и законных интересов под предлогом неполноты или неопределенности законодательства о налогах и сборах" <1>. Именно поэтому и должно применять аналогию, ведь "целью правовой аналогии является устранение правовой неопределенности. Правовая аналогия дает возможность применять уже существующие правовые конструкции в отношениях, которые не имеют должной правовой регламентации" <2>, и защитить конституционные права и свободы граждан, не дожидаясь изменений в законе. Поскольку прекращение производства относится к процессуальным вопросам, то должно применять процессуальную аналогию. Надо отметить, что в одном из Постановлений Конституционный Суд РФ установил, что "...пробелы, возникающие в правовом регулировании в связи с признанием неконституционности запрета обжаловать судебные постановления по делам об административных правонарушениях, впредь до установления законодателем соответствующих процедур их пересмотра могут восполняться в правоприменительной практике на основе процессуальной аналогии" <3>.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)В то же время само по себе отсутствие таких норм не должно являться основанием для нарушения конституционных прав налогоплательщика, который вправе рассчитывать, что пробелы, касающиеся охранения прав налогоплательщика, будут преодолеваться посредством аналогии. "Недопустимо отказывать налогоплательщику в осуществлении его прав и законных интересов под предлогом неполноты или неопределенности законодательства о налогах и сборах" <1>. Именно поэтому и должно применять аналогию, ведь "целью правовой аналогии является устранение правовой неопределенности. Правовая аналогия дает возможность применять уже существующие правовые конструкции в отношениях, которые не имеют должной правовой регламентации" <2>, и защитить конституционные права и свободы граждан, не дожидаясь изменений в законе. Поскольку прекращение производства относится к процессуальным вопросам, то должно применять процессуальную аналогию. Надо отметить, что в одном из Постановлений Конституционный Суд РФ установил, что "...пробелы, возникающие в правовом регулировании в связи с признанием неконституционности запрета обжаловать судебные постановления по делам об административных правонарушениях, впредь до установления законодателем соответствующих процедур их пересмотра могут восполняться в правоприменительной практике на основе процессуальной аналогии" <3>.
Статья: Использование позиций судебной практики в регулировании трудовых отношений на локальном уровне
(Филиппов В.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Трудовой кодекс РФ позволяет регулировать трудовые отношения на локальном уровне с помощью коллективных договоров, соглашений и локальных актов (ст. 5). Содержание этих актов определяют стороны трудовых отношений. При этом они должны соблюдать правило о неухудшении положения работника по сравнению с тем регулированием, которое установлено на федеральном уровне (ст. 8 ТК РФ). Исходя из этого судебная практика через включение ее выводов в содержание локальных нормативных актов, коллективных договоров, соглашений опосредованно становится источником права, служа основой для регулирования отношений в конкретной организации. Как указывает М.А. Жильцов, социально-партнерские акты преодолевают дефекты трудового права, в том числе устраняют его пробелы <6>. Но стоит отметить, что излишнее правотворчество на локальном уровне может приводить к ухудшению положения работника, так как работодатели начинают слишком вольно трактовать те или иные термины трудового законодательства или избегать конкретизации, оставляя себе пространство для маневра в спорной ситуации.
(Филиппов В.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Трудовой кодекс РФ позволяет регулировать трудовые отношения на локальном уровне с помощью коллективных договоров, соглашений и локальных актов (ст. 5). Содержание этих актов определяют стороны трудовых отношений. При этом они должны соблюдать правило о неухудшении положения работника по сравнению с тем регулированием, которое установлено на федеральном уровне (ст. 8 ТК РФ). Исходя из этого судебная практика через включение ее выводов в содержание локальных нормативных актов, коллективных договоров, соглашений опосредованно становится источником права, служа основой для регулирования отношений в конкретной организации. Как указывает М.А. Жильцов, социально-партнерские акты преодолевают дефекты трудового права, в том числе устраняют его пробелы <6>. Но стоит отметить, что излишнее правотворчество на локальном уровне может приводить к ухудшению положения работника, так как работодатели начинают слишком вольно трактовать те или иные термины трудового законодательства или избегать конкретизации, оставляя себе пространство для маневра в спорной ситуации.
Статья: Конституционно значимые пробелы в законодательстве и их квалификация в практике российского конституционного правосудия
(Брежнев О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)1. Авакьян С.А. Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 8. С. 3 - 12.
(Брежнев О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)1. Авакьян С.А. Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 8. С. 3 - 12.
Статья: Проблемы совершенствования процессуальных основ временной государственной администрации и досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления по решению государственных органов
(Семенов М.И.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1)3. Крусс В.И. Дискриминация и дифференцированный подход к обладателям конституционных прав и свобод // Государство и право. 2005. N 12. С. 30 - 42.
(Семенов М.И.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1)3. Крусс В.И. Дискриминация и дифференцированный подход к обладателям конституционных прав и свобод // Государство и право. 2005. N 12. С. 30 - 42.
Статья: Вопросы применения арбитражной практики
(Надежин Ю.Ю.)
("Арбитражные споры", 2023, N 3)По мнению С.Н. Братуся и А.Б. Венгерова, правоприменительный орган, "опираясь на сходство отношения, не урегулированного правовой нормой, с отношениями, урегулированными другой нормой, создает для решения дела новую норму, в которой имеются и сходные с действующей нормой, и отличные от нее черты". И подытоживают: "Пробел в законе преодолевается не путем подведения не урегулированной нормой права ситуации под сходную норму, а путем создания судом по аналогии с ней другой нормы, на основе которой и выносится решение" <59>.
(Надежин Ю.Ю.)
("Арбитражные споры", 2023, N 3)По мнению С.Н. Братуся и А.Б. Венгерова, правоприменительный орган, "опираясь на сходство отношения, не урегулированного правовой нормой, с отношениями, урегулированными другой нормой, создает для решения дела новую норму, в которой имеются и сходные с действующей нормой, и отличные от нее черты". И подытоживают: "Пробел в законе преодолевается не путем подведения не урегулированной нормой права ситуации под сходную норму, а путем создания судом по аналогии с ней другой нормы, на основе которой и выносится решение" <59>.
Статья: Дискреционные полномочия судей в уголовном процессе: критический анализ
(Пономарев Н.С.)
("Уголовное судопроизводство", 2023, N 4)В настоящее время среди исследователей нет единого мнения о юридической природе дискреционных полномочий судей. Так, А.В. Гирвиц полагает, что судейское усмотрение вызвано пробелами в праве и юридическими коллизиями <3>; М.А. Кауфман убежден, что в основе этого юридического феномена лежит стремление законодателя преодолеть пробелы в уголовном законодательстве <4>; П.Г. Марфицин рассматривает дискреционные полномочия как средство устранения недостаточной конкретности и полноты закона <5>; Н.С. Погорелова утверждает, что целью судейского усмотрения является необходимость обеспечения синхронного функционирования ситуационной нормы с общей нормой <6>. Бывший председатель Московского городского суда О.А. Егорова пошла еще дальше, сформулировав довольно обширный перечень детерминант судейского усмотрения. "...Основанием судейского усмотрения, - пишет она, - являются неясные правила, изложенные в законодательстве; противоречия между нормами разной отраслевой принадлежности; неурегулированность отношений, ставших предметом судебного разбирательства; предписания закона; оценочные законодательные понятия и иные обстоятельства, объективно вызывающие судейское усмотрение" <7>. Такой подход, однако, в сущности, не выходит за рамки пробелов в праве. Обобщая все многообразие приведенных взглядов, нетрудно заметить, что и коллизии, и недостаточная конкретность и полнота закона, и неясность правил, изложенных в законодательстве, и противоречия между нормами разной отраслевой принадлежности, и неурегулированность отношений, ставших предметом судебного разбирательства, в конечном счете прямо или косвенно сводятся к пробелам в праве. Не случайно Ю.В. Грачева категорически не приемлет отождествление пробелов в праве с источниками дискреционных полномочий. "Пробелы в уголовном праве и судебное усмотрение, - справедливо отмечает автор, - понятия несовместимые, поскольку основанием (или источником) последнего может быть только уголовный закон" <8>. В России пробелы в законодательстве традиционно восполнялись путем применения принципа аналогии <9>. Действующее уголовное законодательство (ч. 2 ст. 3 УК РФ) решительно отвергает этот принцип.
(Пономарев Н.С.)
("Уголовное судопроизводство", 2023, N 4)В настоящее время среди исследователей нет единого мнения о юридической природе дискреционных полномочий судей. Так, А.В. Гирвиц полагает, что судейское усмотрение вызвано пробелами в праве и юридическими коллизиями <3>; М.А. Кауфман убежден, что в основе этого юридического феномена лежит стремление законодателя преодолеть пробелы в уголовном законодательстве <4>; П.Г. Марфицин рассматривает дискреционные полномочия как средство устранения недостаточной конкретности и полноты закона <5>; Н.С. Погорелова утверждает, что целью судейского усмотрения является необходимость обеспечения синхронного функционирования ситуационной нормы с общей нормой <6>. Бывший председатель Московского городского суда О.А. Егорова пошла еще дальше, сформулировав довольно обширный перечень детерминант судейского усмотрения. "...Основанием судейского усмотрения, - пишет она, - являются неясные правила, изложенные в законодательстве; противоречия между нормами разной отраслевой принадлежности; неурегулированность отношений, ставших предметом судебного разбирательства; предписания закона; оценочные законодательные понятия и иные обстоятельства, объективно вызывающие судейское усмотрение" <7>. Такой подход, однако, в сущности, не выходит за рамки пробелов в праве. Обобщая все многообразие приведенных взглядов, нетрудно заметить, что и коллизии, и недостаточная конкретность и полнота закона, и неясность правил, изложенных в законодательстве, и противоречия между нормами разной отраслевой принадлежности, и неурегулированность отношений, ставших предметом судебного разбирательства, в конечном счете прямо или косвенно сводятся к пробелам в праве. Не случайно Ю.В. Грачева категорически не приемлет отождествление пробелов в праве с источниками дискреционных полномочий. "Пробелы в уголовном праве и судебное усмотрение, - справедливо отмечает автор, - понятия несовместимые, поскольку основанием (или источником) последнего может быть только уголовный закон" <8>. В России пробелы в законодательстве традиционно восполнялись путем применения принципа аналогии <9>. Действующее уголовное законодательство (ч. 2 ст. 3 УК РФ) решительно отвергает этот принцип.
Статья: Конституционно-судебная оценка пробелов в правовом регулировании
(Игнатенко В.В., Петров А.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)К числу названных методов относится конституционно-судебное поручение законодателю об устранении пробела. Один из первых примеров такого рода встречается в деле, где Конституционный Суд рассматривал вопрос о конституционности норм трудового законодательства, которые ограничивали срок оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении работника. Признав, что его Постановление от 27 января 1993 г. N 1-П, которым соответствующее обыкновение правоприменительной практики было признано неконституционным, не было исполнено, Конституционный Суд указал, что Федеральному Собранию РФ надлежит, исходя из ст. 46 и 53 Конституции РФ, определить условия эффективного восстановления в правах и возмещения вреда для незаконно уволенных лиц, устранив имеющиеся в законодательстве пробелы, которые Конституционный Суд РФ восполнить не вправе (Определение от 15 июня 1995 г. N 29-О).
(Игнатенко В.В., Петров А.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)К числу названных методов относится конституционно-судебное поручение законодателю об устранении пробела. Один из первых примеров такого рода встречается в деле, где Конституционный Суд рассматривал вопрос о конституционности норм трудового законодательства, которые ограничивали срок оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении работника. Признав, что его Постановление от 27 января 1993 г. N 1-П, которым соответствующее обыкновение правоприменительной практики было признано неконституционным, не было исполнено, Конституционный Суд указал, что Федеральному Собранию РФ надлежит, исходя из ст. 46 и 53 Конституции РФ, определить условия эффективного восстановления в правах и возмещения вреда для незаконно уволенных лиц, устранив имеющиеся в законодательстве пробелы, которые Конституционный Суд РФ восполнить не вправе (Определение от 15 июня 1995 г. N 29-О).
Статья: Институт индексации присужденных денежных сумм в правовых позициях Конституционного Суда РФ
(Спицин И.Н.)
("Цивилист", 2025, N 3)Не менее проблематичным видится и обращение к процессуальным срокам по аналогии закона. В доктрине цивилистического процесса сформулированы условия, которые в своей совокупности определяют границы допустимости аналогии в конкретной ситуации: помимо того, что выбор применяемой по аналогии нормы должен быть обоснован сходством регулируемых правоотношений и методом их регулирования, указывается также на недопустимость применения по аналогии специальных норм, устанавливающих исключения из общих правил, а также норм, устанавливающих запреты и юридические санкции <36>. Нормы о сроках совершения процессуальных действий ограничивают возможность реализации права за их пределами. При этом преодоление пробела через аналогию процессуального закона - это всегда решение вопроса ad hoc, предполагающее реализацию судебного усмотрения, в то время как права, в том числе процессуальные, могут быть ограничены только федеральным законодателем.
(Спицин И.Н.)
("Цивилист", 2025, N 3)Не менее проблематичным видится и обращение к процессуальным срокам по аналогии закона. В доктрине цивилистического процесса сформулированы условия, которые в своей совокупности определяют границы допустимости аналогии в конкретной ситуации: помимо того, что выбор применяемой по аналогии нормы должен быть обоснован сходством регулируемых правоотношений и методом их регулирования, указывается также на недопустимость применения по аналогии специальных норм, устанавливающих исключения из общих правил, а также норм, устанавливающих запреты и юридические санкции <36>. Нормы о сроках совершения процессуальных действий ограничивают возможность реализации права за их пределами. При этом преодоление пробела через аналогию процессуального закона - это всегда решение вопроса ad hoc, предполагающее реализацию судебного усмотрения, в то время как права, в том числе процессуальные, могут быть ограничены только федеральным законодателем.