Прекращение статуса резидента тосэр
Подборка наиболее важных документов по запросу Прекращение статуса резидента тосэр (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О применении ставок по налогу на прибыль при прекращении статуса резидента ТОР и получении статуса резидента Арктической зоны РФ.
(Письмо Минфина России от 26.05.2025 N 03-03-06/1/51239)Вопрос: О применении ставок по налогу на прибыль при прекращении статуса резидента ТОР и получении статуса резидента Арктической зоны РФ.
(Письмо Минфина России от 26.05.2025 N 03-03-06/1/51239)Вопрос: О применении ставок по налогу на прибыль при прекращении статуса резидента ТОР и получении статуса резидента Арктической зоны РФ.
Статья: Особенности осуществления налогового контроля на территориях с особым статусом
(Овсянников С.В., Шевелева Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 3)Контрольные мероприятия в виде плановых проверок резидентов осуществляются совместно с федеральным уполномоченным органом, иными органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля (п. 3 ст. 24) <10>, однако налоговый контроль осуществляется самостоятельно налоговыми органами. Предметом налогового контроля по налогу на прибыль организаций (ст. 284.4 НК РФ) является выполнение налогоплательщиком специального условия - доли доходов от деятельности на соответствующей территории (90%) и общего - ведение раздельного учета доходов и расходов. В качестве налоговых последствий досрочного прекращения статуса резидента определено прекращение права на пониженные налоговые ставки. При этом налоговый законодатель определяет два обстоятельства: а) моментом возникновения налоговой обязанности по общим правилам является начало того квартала, в котором налогоплательщик был исключен соответственно из реестра резидентов ТОСЭР либо СПВ; б) исчисление суммы неуплаченного налога производится начиная с налогового периода, предшествующего налоговому периоду, в котором допущено нарушение (п. 7 ст. 284.4 НК РФ), т.е. за предшествующий календарный год. Обратим внимание на то, что процедуры исключения организации из реестра резидентов различаются по срокам, в отношении резидентов СВП федеральный уполномоченный орган должен внести запись в течение пяти рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда о расторжении Соглашения, а в отношении резидентов ТОСЭР - в течение трех дней. Поскольку прекращение статуса резидента сопряжено с возникновением налоговой обязанности за период утраченного права на пониженные ставки, и в этом смысле срок внесения записи в реестр может иметь принципиальное решение, если падает на дату предшествующего квартала (отчетного периода) или года (налогового периода), то размер налогового обязательства увеличивается, поскольку именно с этим обстоятельством связывает НК РФ момент возникновения налоговой обязанности.
(Овсянников С.В., Шевелева Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 3)Контрольные мероприятия в виде плановых проверок резидентов осуществляются совместно с федеральным уполномоченным органом, иными органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля (п. 3 ст. 24) <10>, однако налоговый контроль осуществляется самостоятельно налоговыми органами. Предметом налогового контроля по налогу на прибыль организаций (ст. 284.4 НК РФ) является выполнение налогоплательщиком специального условия - доли доходов от деятельности на соответствующей территории (90%) и общего - ведение раздельного учета доходов и расходов. В качестве налоговых последствий досрочного прекращения статуса резидента определено прекращение права на пониженные налоговые ставки. При этом налоговый законодатель определяет два обстоятельства: а) моментом возникновения налоговой обязанности по общим правилам является начало того квартала, в котором налогоплательщик был исключен соответственно из реестра резидентов ТОСЭР либо СПВ; б) исчисление суммы неуплаченного налога производится начиная с налогового периода, предшествующего налоговому периоду, в котором допущено нарушение (п. 7 ст. 284.4 НК РФ), т.е. за предшествующий календарный год. Обратим внимание на то, что процедуры исключения организации из реестра резидентов различаются по срокам, в отношении резидентов СВП федеральный уполномоченный орган должен внести запись в течение пяти рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда о расторжении Соглашения, а в отношении резидентов ТОСЭР - в течение трех дней. Поскольку прекращение статуса резидента сопряжено с возникновением налоговой обязанности за период утраченного права на пониженные ставки, и в этом смысле срок внесения записи в реестр может иметь принципиальное решение, если падает на дату предшествующего квартала (отчетного периода) или года (налогового периода), то размер налогового обязательства увеличивается, поскольку именно с этим обстоятельством связывает НК РФ момент возникновения налоговой обязанности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О территориях опережающего развития в Российской Федерации"Статья 13. Порядок и основания приобретения и прекращения статуса резидента территории опережающего развития
(ред. от 07.06.2025)
"О территориях опережающего развития в Российской Федерации"Статья 13. Порядок и основания приобретения и прекращения статуса резидента территории опережающего развития
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)7. В случае прекращения статуса резидента территории опережающего развития, статуса резидента свободного порта Владивосток либо статуса резидента Арктической зоны Российской Федерации налогоплательщик считается утратившим право на применение налоговых ставок, предусмотренных пунктом 1.8 статьи 284 настоящего Кодекса, с начала налогового периода, в котором он был исключен соответственно из реестра резидентов территории опережающего развития, из реестра резидентов свободного порта Владивосток, из реестра резидентов Арктической зоны Российской Федерации.
(ред. от 17.11.2025)7. В случае прекращения статуса резидента территории опережающего развития, статуса резидента свободного порта Владивосток либо статуса резидента Арктической зоны Российской Федерации налогоплательщик считается утратившим право на применение налоговых ставок, предусмотренных пунктом 1.8 статьи 284 настоящего Кодекса, с начала налогового периода, в котором он был исключен соответственно из реестра резидентов территории опережающего развития, из реестра резидентов свободного порта Владивосток, из реестра резидентов Арктической зоны Российской Федерации.
Вопрос: О применении пониженной ставки по налогу на прибыль резидентом ТОР в случае заключения им СЗПК.
(Письмо Минфина России от 03.07.2025 N 03-03-08/64930)Следует отметить, что порядок и основания приобретения и прекращения статуса резидента ТОР, заключения соглашения об осуществлении деятельности на ТОР и, соответственно, осуществления деятельности на ТОР регулируются положениями Федерального закона N 473-ФЗ.
(Письмо Минфина России от 03.07.2025 N 03-03-08/64930)Следует отметить, что порядок и основания приобретения и прекращения статуса резидента ТОР, заключения соглашения об осуществлении деятельности на ТОР и, соответственно, осуществления деятельности на ТОР регулируются положениями Федерального закона N 473-ФЗ.
Статья: Налогово-правовые механизмы государственной поддержки предпринимательства в современных условиях
(Шевелева Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Для резидентов портовой зоны существенное значение имеют также предусмотренные в НК РФ последствия нарушений условий, запретов и ограничений, обусловливающих в совокупности право на налоговые преференции. Согласно п. 6 ст. 284.4 НК РФ право на пониженные ставки по налогу на прибыль утрачивается одновременно со статусом резидента, причем с того квартала, когда налогоплательщик был исключен из реестра резидентов, следовательно, важно несоблюдение не только двух условий, предусмотренных в НК РФ (доля 90% от всех доходов и раздельный учет), но и всех иных ограничений и запретов (получение статуса участника РИП, резидента ТОСЭР, невыполнение условий о видах деятельности или об объеме инвестиций и т.д.). Прекращение права на пониженные ставки означает начисление налога на прибыль со следующего после исключения из реестра резидентов квартала и, если срок уплаты окажется пропущенным, - начисление пени. А очередной срок уплаты налога на прибыль - 27-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, - может оказаться пропущенным, поскольку исключение из реестра - это процедура, предусматривающая не только добровольное (с обеих сторон) прекращение действия соглашения об осуществлении деятельности, но и возможность расторжения этого соглашения в судебном порядке. В последнем случае запись в реестр вносится в течение пяти дней с даты вступления в законную силу решения суда (п. 17 ст. 11 Федерального закона от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток"). Имеющийся пример (пока единственный) судебного разбирательства, связанного с расторжением соглашения об осуществлении деятельности с индивидуальным предпринимателем, показывает, что этот процесс занял четыре года <25>!
(Шевелева Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Для резидентов портовой зоны существенное значение имеют также предусмотренные в НК РФ последствия нарушений условий, запретов и ограничений, обусловливающих в совокупности право на налоговые преференции. Согласно п. 6 ст. 284.4 НК РФ право на пониженные ставки по налогу на прибыль утрачивается одновременно со статусом резидента, причем с того квартала, когда налогоплательщик был исключен из реестра резидентов, следовательно, важно несоблюдение не только двух условий, предусмотренных в НК РФ (доля 90% от всех доходов и раздельный учет), но и всех иных ограничений и запретов (получение статуса участника РИП, резидента ТОСЭР, невыполнение условий о видах деятельности или об объеме инвестиций и т.д.). Прекращение права на пониженные ставки означает начисление налога на прибыль со следующего после исключения из реестра резидентов квартала и, если срок уплаты окажется пропущенным, - начисление пени. А очередной срок уплаты налога на прибыль - 27-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, - может оказаться пропущенным, поскольку исключение из реестра - это процедура, предусматривающая не только добровольное (с обеих сторон) прекращение действия соглашения об осуществлении деятельности, но и возможность расторжения этого соглашения в судебном порядке. В последнем случае запись в реестр вносится в течение пяти дней с даты вступления в законную силу решения суда (п. 17 ст. 11 Федерального закона от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток"). Имеющийся пример (пока единственный) судебного разбирательства, связанного с расторжением соглашения об осуществлении деятельности с индивидуальным предпринимателем, показывает, что этот процесс занял четыре года <25>!
Вопрос: О применении ставок по налогу на прибыль при утрате статуса резидента ТОР в связи с заключением соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне РФ.
(Письмо Минфина России от 30.04.2025 N 03-03-05/44518)В случае прекращения статуса резидента ТОР налогоплательщик считается утратившим право на применение налоговых ставок, предусмотренных п. 1.8 ст. 284 настоящего Кодекса, с начала налогового периода, в котором он был исключен из реестра резидентов ТОР (п. 7 ст. 284.4 НК РФ).
(Письмо Минфина России от 30.04.2025 N 03-03-05/44518)В случае прекращения статуса резидента ТОР налогоплательщик считается утратившим право на применение налоговых ставок, предусмотренных п. 1.8 ст. 284 настоящего Кодекса, с начала налогового периода, в котором он был исключен из реестра резидентов ТОР (п. 7 ст. 284.4 НК РФ).